План - конспект открытого занятия по шашкам "Треугольник Петрова"
план-конспект по физкультуре

Цель: обучение «треугольник Петрова» (три дамки против одной).

Задачи:

обучающая:

- объяснение основных принципов игры в эндшпиле.

- научить (показ схемы) приему «треугольник Петрова».

развивающая:

- развитие умственных способностей и логического мышления: памяти и

внимания, смекалки и фантазии.

воспитательная: - воспитание интереса к занятиям по шашкам.

Материал к занятию: карточки с заданиями на выигрыш, демонстрационная доска с магнитными шашками, рабочие тетради, ручки, шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx61.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия                                                          Дата проведения: 27.10.2022

Тема: «Петля и треугольник Петрова».

Цель: обучение «треугольник Петрова» (три дамки против одной).

Задачи:

обучающая:

- объяснение основных принципов игры в эндшпиле.

- научить (показ схемы) приему «треугольник Петрова».

развивающая:

- развитие умственных способностей и логического мышления: памяти и

внимания, смекалки и фантазии.

воспитательная: - воспитание интереса к занятиям по шашкам.

Материал к занятию: карточки с заданиями на выигрыш, демонстрационная доска с магнитными шашками, рабочие тетради, ручки, шашки.

Слова и понятия, с которыми дети знакомятся на занятии:

Простая, дамка, эндшпиль, окончание, треугольник Петрова.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели занятия.

3. Основная часть:

- объяснение нового материала

- запись и изучение схемы построения «треугольника Петрова»

- физ. минутка

4.Закрепление изученного ( решение заданий по карточкам).

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент. 1 мин

Добрый день (слушатели) ребята!

Постарайтесь запомнить все, что мы с вами узнаем и запишем, ведь память для шашиста и шахматиста является одной из основных слагаемых успеха.

II. Сообщение темы, цели занятия, введение. 4 мин

Педагог:

Сегодня мы продолжим изучение новых приемов игры в шашках. Запишем тему нашего занятия «Петля и треугольник Петрова». Естественно и цель наша будет обучение и применение этих двух приёмов.

Мы уже знаем, что шашечная партия делится на три стадии:

начало, середину и окончание. Считается, что партия переходит в окончание, когда на доске остается по пять—шесть шашек с каждой стороны.
В окончании любой ход имеет важное значение. Малейшая ошибка или неточность резко меняют результат партии. Главный принцип игры в окончаниях — максимальное стеснение сил противника. Очень большое значение имеет владение пространством доски, а дамка приобретает свою максимальную силу. Становятся очень опасными шашки противника, прорвавшиеся близко к дамочным полям. В этом случае главной задачей становится: задержать их, не пропустить в дамки.
Игра в окончаниях почти всегда носит тонкий и сложный характер. Ошибка, допущенная в окончании, часто бывает последней ошибкой в партии. Ведь в конце игры выявляется результат. Единственная гарантия правильной игры в окончаниях — это знание типовых построений и точный расчет возникающих на доске вариантов.

III. Основная часть: 25 мин

Мы с вами разобрали случай, когда одинокая дамка занимает большую дорогу, а три дамки противника владеют другими диагоналями доски. Но часто бывает и так. Большой дорогой владеют три дамки, а одна неприятельская находится на любой другой линии шашечной доски. При таком положении три дамки всегда побеждают.
Впервые способ ловли одинокой дамки тремя, занимающими большую дорогу, был показан в испанских книгах XVII века. В 
русской литературе его впервые опубликовал в 1827 году в своем учебнике шашечной игры . Впоследствии у нас позиция, которая строится для ловли одинокой дамки, стала называться «треугольник Петрова».

Типичная схема

Основной принцип треугольника Петрова заключается в том, чтобы с каждым ходом все больше ограничивать в передвижениях одинокую дамку.

Если белые хотят выиграть они должны:

1) занять своей дамкой большую диагональ.

2) выгнать с двойников черную дамку ( g1- h7, h2- b8).

3) выгнать с тройников ( a3- f8, c1- h6).

4) Чтобы черная дамка могла ходить только по косяку, создав одну из

4-х выигрышных позиций треугольника Петрова:

I. Белые: дамки с3, d6, e3; черная: дамка d8

II. Белые: дамки d6, e3, f6; черная: дамка e1

III.Белые: дамки f6, с5, f4; черная: дамка а5

IV.Белые: дамки с5, f4, c3; черная: дамка h4


В каждом из указанных построений острый угол «треугольника» нацелен на дамку противника. Любой шашист должен обязательно уметь строить треугольник Петрова.

треугольник               ловля одной дамки тремя дамками

русские               шашки треугольник Петрова

Данный способ дает возможность при правильной игре поймать одинокую дамку в одиннадцать — тринадцать ходов из любой позиции.

Постарайтесь обязательно запомнить данную схему выигрыша с помощью треугольника Петрова.

- физ. минутка

  5 мин

А теперь немного подвигаемся, упражнения начинаем под речевку типа:

"Раз и два, и три, четыре - ставим ноги мы пошире.

Руки врозь, наклон вперед, вправо, влево. Вот народ!

Засиделся, застоялся - видно в шашки заигрался.

Шашка здесь, а дамка там? Ни за что их не отдам.

Вариант продумаю - хорошо подумаю!

Отдохнем сейчас немного - и по шашечным дорогам.

Раз - присели, встали - два: отдохнула голова".

IV. Закрепление изученного. 7 мин

Ребята! А теперь найдите самостоятельно выигрывающий ход, используя знания, полученные на занятие. Раздаю каждому задания с диаграммами по теме «треугольник Петрова и Петля». Вызываю к доске для проверки правильности решений 3-4 обучающихся

V. Подведение итогов занятия. 3 мин

Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы все хорошо поработали, научились грамотно оттеснять (ограничивать) одинокую дамку на невыгодные линии и поля; узнали два новых приема ловли одинокой дамки а именно: «Петля и треугольник Петрова». На этом наше занятие подошло к концу. Постарайтесь дома еще раз разыграть с родителями позиции на построение «треугольника Петрова».

Литература:

1. Б. Герцензон., «Шашки — это интересно. Знай и умей». М.,1989 г.

2. А. Егоров «Как научить играть в шашки», М., 2005 г.

3. П. Слезкин «Основы шашечной игры», М., 1936 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Изготовление сумочки для мобильного телефона"

Работа выполняется в технике выжигания по ткани. Занятие проводится с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья и находящимся на надомном обучении....

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...