МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока по физкультуре


Предварительный просмотр:

 

План-конспект урока баскетбола для 7 класса

Задачи урока: совершенствование ведения, передач, обманных действий, ведения 2 шага – бросок; развитие силы.

ХОД УРОКА

I. Подготовительная часть

  1. Оргмомент – 1 мин.
    Построение, объявление задачи урока.
  2. Разминка – 8 мин.:
  • ходьба на носках, пятках с хлопками впереди, сзади, разминка кистей – 2 мин.;
  • легкий бег с передачей мяча назад с обязательным зрительным контролем. 3–4 мяча на колонну, замыкающий при получении мяча кратчайшим путем ведет мяч к направляющему, делает ему передачу и сам становится направляющим – 3 мин.
  • игра «Космонавты». Перемещение до сигнала с выполнением беговых или специальных упражнений – 3 мин.;
  • перестроение в колонну по два. 1 мяч на двух учеников. ОРУ с мячом в парах – 4 мин.

II. Основная часть

  1. Выполнение упражнений, направленных на совершенствование передач, ведения, обманных действий – 9 мин.:
  • учащиеся располагаются в парах поперек зала, у каждой пары мяч. Передача двумя руками от груди с обязательным выходом к мячу при ловле, после своей передачи успеть отойти назад;
  • передача мяча в движении и имитация защитных действий перед тем, кто ловит мяч. Ученик, получивший мяч, выполняет обманное действие влево и уходит вправо, ведет мяч до боковой линии площадки, разворачивается и выполняет передачу партнеру в движении и т.д. Затем выполняются ложные движения на ведение, бросок. Педагогу необходимо обращать внимание на расположение стоп, наклон туловища, угол сгибания коленей, направление взгляда.
  1. Выполнение упражнений, направленных на совершенствование ведения 2 шага – бросок – 9 мин.:
    класс делится на две группы, которые располагаются в колонну по одному с правой стороны относительно атаки кольца на расстоянии 10–12 м от него. В каждой колонне по 3 мяча.,
    а) Учащиеся с мячом выполняют поочередно ведение 2 шага – бросок, подбор, обводку 5 стоек в обратном направлении и передают мяч очередному ученику;
    b) соревнования между колоннами. Команда должна как можно быстрее попасть в кольцо 10 раз, выполняя ведение 2 шага – бросок. Соревнование проводится 2 раза.
  2. Двусторонняя игра – 10 мин. 

Необходимо напомнить учащимся о применении отработанных на уроке элементов в игре.
Учитель делит класс на 4 команды. Две команды играют в баскетбол. (Хотя бы одна команда должна быть в одинаковой по цвету форме. Для этого можно использовать накидки.) Две другие команды за лицевыми линиями выполняют задания по карточкам:

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине;
  • подтягивание.

Через 5 минут команды меняются местами.

III. Заключительная часть

  1. Упражнения на восстановление, расслабление – 2 мин.
  2. Подведение итогов урока – 1 мин.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.
Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания не стал еще для многих учителей физической культуры нормой в своей работе.
Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе рассматривается  учителями и учеными различно. М.А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б.П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н.И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И. Щукиной занимательность - важный стимул возбуждения интереса к предмету.

Цель работы: теоретически разработать  и практически обосновать использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры в школе.

Задачи работы:

1.  Изучить сущность педагогических технологий.

2. Выявить принципы, функции здоровьесберегающих технологий.

3. Рассмотреть средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения на уроках физической культуры.

4.  Определить оптимальные формы организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал, представленный автором, может использоваться учителями для организации и проведения занятий по физической культуре в условиях здоровьесбережения.

1. Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. В литературе различают технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [1].

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.[6]

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения. Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [5].

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании

Средства здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.[7].

Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Особенности организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе [9].

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу - сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка [10].

А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности [9].

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным[11].

Создание комфортных условий для занятий физкультурой состоит из следующих мероприятий:

соблюдения санитарно-гигиенических норм;

рациональное освещение зала;

исключение монотонных звуковых раздражителей;

влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности на уроке.

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе

2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников

3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания

4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности

5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка

6. Гендерный подход в физическом воспитании

7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств

8.Учет индивидуальных показателей физической подготовленности[10]

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.
Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики. Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Существующая программа по физической культуре предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики.
О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Этот вид упражнений выполняют под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой занимающихся. Однако перед учителем встает вопрос: в какой части урока и в каких классах лучше всего использовать ритмическую гимнастику?
Когда начинается раздел «Гимнастики», для устранения резкости и угловатости в движениях учащихся уже несколько лет использую ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу ее в водной части урока. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.

Прыжки со скакалкой. На каждом уроке независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой. Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем. Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна. Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю в младших классах с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног. Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках. Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и интересе учащихся к этому гимнастическому снаряду. В каждой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса. На таблицах видно, что у некоторых учащихся происходит значительный скачок в результатах.

Формирование осанки на уроках. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме. Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки– это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин. Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту. Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-предметники не проводят на своих уроках физкультминутки. Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе: Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

  1. Ходьба на носках, руки в различных положениях.
  2. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
  3. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
  4. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

Методика организации домашних заданий. Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания. Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением. Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, ученики стали заводить с 3 класса тетрадь по физической культуре, где отслеживается их выполнение домашних заданий, а также самостоятельная работа. Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания. Если ученик вписывает в тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во-вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3 раз в четверти. Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».
На таблицах видно, что уровень двигательной подготовленности учащихся к концу учебного года значительно увеличивается.

Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни. Главное же для меня учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека. К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения. Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры - на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое   [10].

Список использованных источников

  1. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
  3. Байбородова Л.В., Бутан И.М., ЛеонтьеваТ.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. - М.,2004.-205с
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
  5. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 - 341.
  7. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2001. - №3. - С.3-6.Кан-
  8. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
  9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.-73с

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как избежать школьной травмы?

Слайд 2

Ц ифры говорят, что «школьные» травмы составляют 15-20% всех травм у детей. Это значит, что примерно каждая пятая травма у детей получена в школе. Почти половина (43,8%) всех травм возникают на перемене.

Слайд 3

Что такое травма? Слово «травма» - это медицинский термин греческого происхождения ( trauma ) и переводится как «рана »

Слайд 4

Виды школьных травм Ссадина Гематома Вывих Перелом Порез Сотрясение мозга Повреждение внутренних органов

Слайд 5

Правила поведения Правило 1. Категорически запрещается обижать младших и девочек! Правило 2. Категорически запрещается толкать друг друга! Все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

Слайд 6

Правило 3. Категорически запрещается бегать и прыгать в классе и коридоре. Правило 4. Запрещается бросаться различными предметами! Бросил книжкой в Леночку Никита, Секунда – и окно разбито. Правило 5. Если в школе перемена, Значит, драка непременно! На переменах не дерись, Лучше делом ты займись Категорически запрещается применять физическую силу!

Слайд 7

Правило 6. Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга! На ступеньках не болтай и друзей не отвлекай! Правой стороны держись, коль идёшь ты вверх иль вниз! Правило 7. Категорически запрещается дразниться, употреблять непристойные выражения и жесты. Правило 8. Запрещается ставить на подоконники портфели и другие вещи, садиться самим.

Слайд 8

Запомни! Самое дорогое у человека – это жизнь! Берегите её !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легкая атлетика Прыжки г.Нижневартовск 2019г.

Слайд 2

Прыжок в длину

Слайд 3

В 1860 г. прыжок был включен в программу легкоатлетических соревнований Оксфордского университета в Англии. Победитель - англичанин Пауэл показал результат 5,28 м. Однако отсчет рекордов в этом виде легкой атлетики начался с результата 6,40 м, показанного англичанином А.Тосуэллом в 1868 г. В 1874 г. впервые был преодолен семиметровый рубеж Д.Лейн (7,05 м). На первой Олимпиаде в Афинах в 1896 г. победитель в прыжках в длину Э.Кларк (США) показал результат 6,35 м. Наибольший рост результатов в прыжках в длину пришелся на начало XX в. Американец М.Принстейн довел мировой рекорд до 7,50 м. Однако уже в 1901 г. ирландец П.О'Коннор показал результат 7,61 м, который никому не удавалось улучшить в течение 20 лет. Рубеж 8 м впервые перешагнул американец Д.Оуэне (8,13 м) в 1935 г. Мировой рекорд Д.Оуэнса продержался до 1960 г.! Многолетнее соперничество двух выдающихся атлетов Р.Бостона (США) и И.Тер-Ованесяна (СССР) в конце 1950-х - начале 1960-х годов привело к ряду мировых рекордов, последний из которых был равен 8,35 м.

Слайд 4

В 1968 г. на Олимпиаде в Мехико американец Б.Бимон установил феноменальный рекорд - 8,90 м. Только в 1991 г. другой американец М.Пауэлл превысил этот результат на 5 см - 8,95 м. До настоящего времени этот результат остается непревзойденным. История развития прыжков в длину свидетельствует о том, что первый мировой рекорд у женщин был зафиксирован в 1928 г. и принадлежал японской спортсменке К.Хитоми (5,98 м). В 1939 г. его улучшила немка К.Шульц (6,12 м), в 1943 г. - голландка Ф.Бланкерс-Коэн (6,25 м) и в 1954 г. - новозеландка И.Уильяме (6,28 м).

Слайд 5

Впервые в 1955 г. мировой рекордсменкой становится советская спортсменка Г.Попова-Виноградова (6,31 м); затем с 1961 по 1964 г. - Т.Щелканова, которая довела мировой рекорд до 6,70 м. В дальнейшем авторами мировых достижений были англичанка М.Рэнд (6,76 м), румынка В.Вискополяну (6,82 м), X.Розендаль (6,84 м) из ФРГ, спортсменки из ГДР А.Фойг (6,92 м) и 3.Зигль (6,99 м). Рубеж 7 м покорился в 1978 г. советской спортсменке В.Бардаускене (7,07 и 7,09 м). С 1982 по 1985 г. рекордсменками мира становились две румынские спортсменки А.Станчу-Кушмир и В.Ионеску, внесшие пять поправок в таблицу рекордов (7,15; 7,20; 7,21; 7,23 и 7,43 м). Последний мировой рекорд А.Станчу-Кушмир превысила немецкая спортсменка X.Дрехслер - 7,44 и 7,45 м. На рубеже 7,45 м остановились три спортсменки - X.Дрехслер (ГДР), Д.Джойнер-Керси (США) и Г.Чистякова (СССР). С 1988 г. Г.Чистякова становится единоличной мировой рекордсменкой - 7,52 м.

Слайд 6

На Олимпийских играх Древней Греции прыжки в длину выполнялись с гантелями в руках. Вес гантелей достигал от 2,25 до 10 фунтов и более (1 фунт - 453 г.) Результат во многом определялся активностью маха гантелями. При отталкивании атлет выносил гантели так, чтобы в середине полета руки и ноги были впереди и располагались почти параллельно между собой. Перед приземлением совершалось активное движение руками назад с целью освобождения от гантелей. Тем самым производилось дополнительное воздействие на тело, что позволяло увеличить длину полета. Греки уделяли большое внимание стилю прыжка, а не рекордам. Этим объясняется практически отсутствие информации о спортивных результатах, показанных ими в этом виде спорта.

Слайд 7

В начале современного этапа развития легкой атлетики, который исчисляется с XIX в., спортсмены использовали различные варианты прыжка (исходя из полетной фазы). Здесь имело место выполнение полета как с сильно согнутыми ногами и высоко поднятыми коленями перед собой («согнув ноги»), так и с несколько напоминающими беговые движениями ногами (прототип «ножниц»). Современный вариант прыжка в длину способом «ножницы» приписывается американскому спортсмену М.Принстейну, который продемонстрировал его еще в 1898 г. В 1930-х годах получил распространение прыжок способом «прогнувшись», возникновение которого связано с именем финского атлета В.Туулоса. Впоследствии поиск рациональной техники прыжка привел к использованию сальто. Однако, по решению Международной федерации легкой атлетики, этот стиль прыжка был запрещен из-за травмоопасности. В настоящее время широкое распространение получил прыжок в длину способом «ножницы». Однако часто можно наблюдать исполнение прыжков способом «прогнувшись» и «согнув ноги».

Слайд 8

ТЕХНИКА Прыжок в длину выполняется с произвольного разбега, после которого спортсмен отталкивается сильнейшей ногой от врытого в землю деревянного бруска (не заступая за его передний край, иначе прыжок не зачтется) и летит вперед-вверх.

Слайд 9

Тройной прыжок в длину

Слайд 10

Тройной прыжок - один из древнейших видов легкой атлетики. Упоминание о состязаниях в многократных прыжках относится к VIII веку до н. э., а первым чемпионом XVIII Олимпийских игр 708 года до н. э. в пентатлоне (куда входил и многократный прыжок) стал Лампис из Ланкании. В дальнейшем техника прыжка и количество элементов в упражнении все время менялись, исходя из климатических и природных условий местности стран Европы и Америки. В итоге было определено три стиля техники тройного прыжка: греческий «шаг» + «шаг» + «прыжок»; ирландский «скачок» + «скачок» + «прыжок»; шотландский «скачок» + «шаг» + «прыжок». В 1908 г. был узаконен шотландский стиль прыжка, который сохранился до настоящего времени. Первый мировой рекорд в тройном прыжке узаконенным стилем был установлен американцем Д.Ахерном 30 мая 1911 г. в Нью-Йорке и равнялся 15 м 52 см. С 1927 г. выделяется японская школа тройного прыжка, отличающаяся мягкой («кошачьей») постановкой ноги на грунт. Японские спортсмены доминировали на всех крупных соревнованиях вплоть до 1936 г. Они выиграли IX Олимпийские игры в Амстердаме (1928 г.). На X Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (1932 г.) Ч.Намбу установил мировой рекорд - 15 м 72 см, а на XI Олимпиаде в Берлине (1936 г.) Н.Тадзима впервые преодолел 16-метровый рубеж.

Слайд 11

Лишь в 1950 г. бразилец Ф.да-Силва повторил этот результат, а в 1951 г. приземлился за отметкой 16 м 01 см. XV Олимпийские игры (Хельсинки, 1952 г.) были украшены рекордом Ф.да-Силва - 16 м 22 см. Следующие семь лет наблюдалась борьба двух школ тройного прыжка - европейской и латиноамериканской. В 1953 г. Л.Щербаков (СССР) преодолел 16 м 23 см, в 1955 г. Ф.да-Силва (Бразилия) - 16 м 56 см, в 1958 г. О.Ряховский - 16 м 59 см, в 1959 г. он же - 16 м 70 см. 5 августа 1960 г. в г. Ольштыне поляк Ю.Шмидт приземлился за 17-метровой отметкой - 17 м 03 см. Взрыв результатов за 17-метровую отметку приходится на 1968 олимпийский год. На XIX Олимпийских играх (Мехико, 1968 г.) преодолевают 17-метровый рубеж Д.Джентиле (Италия) - 17 м 22 см, Н.Пруденсио (Бразилия) - 17 м 27 см, а В.Санеев (СССР) побеждает с результатом 17 м 39 см, устанавливая олимпийский и мировой рекорды. В 1971 г. кубинец П.Дуэньяс прыгнул на 17 м 40 см, но уже в 1972 г. В.Санеев приземлился на отметке 17 м 44 см. 15 октября на соревнованиях в Мехико бразилец Ж.Оливейра установил выдающийся мировой рекорд 17 м 89 см, который продержался почти 10 лет, и только в 1985 г. американец У.Бэнкс вплотную приблизился к 18-метровому рубежу - 17 м 97 см.

Слайд 12

Женский тройной прыжок культивируется с 1992 г. Первой чемпионкой и рекордсменкой мира по тройному прыжку стала украинская спортсменка И.Кравец (Гетеборг, 1995 г.) с результатом 15 м 50 см. Она же стала и первой олимпийской чемпионкой в этом виде программы (Атланта, 1996 г.).

Слайд 13

ТЕХНИКА Тройной прыжок выполняется на том же месте, только брусок находится на большем расстоянии от ямы. В тройном прыжке после толчка сильнейшей ногой спортсмен сначала приземляется на ту же ногу, затем, после второго шага, на другую ногу и заканчивает прыжок приземлением в яму. Этот прыжок выполняют юноши 17--18 лет. Прыжки совершаются в яму с песком, насыпанным вровень с дорожкой разбега, и длиной прыжка считается расстояние от переднего края бруска до ближайшего следа, оставленного на ' песке любой частью тела. Случается, что спортсмен, прыгнув далеко, не может сохранить равновесие и, падая назад, обопрется на руку, а то и сядет. Длину прыжка определит ближайший к бруску след на песке.

Слайд 14

Прыжки в высоту

Слайд 15

Сначала существовал прыжок с прямого разбега, поджав ноги. Он является наименее эффективным, поскольку преодолеваемая планка могла располагаться на 35-40 см ниже верхней точки траектории полета ОЦМТ прыгуна. «Перешагивание» явилось существенным шагом вперед в развитии техники прыжка. За счет последовательного переноса через планку маховой и толчковой ноги спортсмены смогли преодолевать высоту, расположенную ниже ОЦМТ на 20-25 см. Этот способ прыжка оставался ведущим почти 30 лет. Его использовал первый мировой рекордсмен Р.Майчл (167,6 см, Англия, 1864 г.). Изобретение прыжка в высоту способом «волна» связано с именем М.Суини (197 см, США, 1895 г.). Этот способ прыжка позволил приблизить ориентацию тела над планкой к горизонтальной, что и обусловило его большую эффективность. Двухметровый рубеж был преодолен в 1912 г. новым способом «перекат» (Д.Хорайн, США). «Перекат» позволял преодолевать планку, расположенную всего на 10-12 см ниже ОЦМТ. Именно этим способом до 1936 г. устанавливались все рекорды мира. Но в 30-е годы прошлого столетия у «переката» появился серьезный соперник - «перекидной» способ прыжка. В 1936 г. сразу два американских спортсмена - К.Джонсон («перекат») и Д.Олбриттон («перекидной») преодолели высоту 207,6 см. Впоследствии, вплоть до 1968 г., установилось господство «перекидного» стиля, обусловленное высокой экономичностью перехода через планку, ОЦМТ можно было поднимать всего лишь на 1 см выше ее.

Слайд 16

Наиболее яркими представителями «перекидного» способа в данный период являлись: Ч.Дюмас (215 см, США, 1956 г.), Ю.Степанов (216 см, СССР, 1957 г.), Д.Томас (222,8 см, США, 1960 г.), В.Брумель (228 см, СССР, 1963 г.). Чемпионами Олимпийских игр в Риме (1960 г.) и в Токио (1964 г.) стали советские прыгуны Р.Шавлакадзе и В.Брумель.Победитель XIX Олимпийских игр (Мехико, 1968 г.) Р.Фосбери (США) продемонстрировал новый способ прыжка, который получил название «фосбери-флоп». На протяжении 10 лет с переменным успехом шел спор представителей двух способов прыжка в высоту («перекидного» и «фосбери-флоп»): П.Матцдорф (229 см, США, 1971 г., «перекидной»), Д.Стоунз (232 см, США, 1976 г., «фосбери-флоп»), В.Ященко (234 см, СССР, 1978 г., «перекидной»).Этот спор решился в пользу «фосбери-флоп», все рекорды в дальнейшем устанавливались именно этим способом: Я.Вшола (235 см, Польша, 1980 г.), Г.Вессиг (236 см, ГДР, 1980 г.), Ч.Цзянхуа (239 см, Китай, 1984 г.), Р.Поварницин (240 см, СССР, 1985 г.), И.Паклин (241 см, СССР, 1985 г.), П.Шеберг (242 см, Швеция), X.Сотамайор (245 см, Куба, 1993 г.).

Слайд 17

Преимущество стиля «фосбери-флоп» заключается не только в более эффективном способе перехода (ОЦМТ на уровне планки или даже ниже ее), но и в более высокой скорости разбега.Первый рекордный результат у женщин был зафиксирован в 1926 г. - 156 см (Греен, Великобритания). Усилиями спортсменок К.Гизольф (162 см, Голландия, 1932 г.), Д.Шили (165 см, США, 1932 г.), Д.Одэм (166 см, Великобритания, 1939 г.), Ф.Бланкерс-Кун (171 см, Нидерланды, 1943 г.), Ш.Леруилл (172 см, Великобритания, 1951 г.), А.Чудина (173 см, СССР, 1954 г.) «потолок» рекордов был поднят до 173 см. Все вышеперечисленные спортсменки использовали способ «перешагивание».

Слайд 18

Талантливая спортсменка И.Балаш (Румыния), прыгая «волной», за 1958-1961 гг. 12 раз улучшала рекорд, показав результат 191 см.Затем наступила эра «перекидного» способа: И.Гузенбауэр (192 см, Австрия, 1971 г.), И.Благоева (194 см, Болгария, 1972 г.), Р.Аккерман-Витчас (195-200 см, ГДР, 1974-1977 гг.).Выше 2 м прыгали, используя способ «фосбери-флоп»: С.Симеони (201 см, Италия, 1982 г.), У.Мейфарт (202 см, ФРГ, 1982 г., 203 см, 1983 г.), Т.Быкова (203 и 204 см, СССР, 1983 г., 205 см, 1984 г.), Л.Андронова (207 см, Болгария, 1984 г.), С.Костадинова (209 см, Болгария, 1987 г.).

Слайд 19

ТЕХНИКА В высоту прыгают через деревянную планку треугольного сечения 3х3х3 см или через дюралевую трубку диаметром 23--26 мм, в оба конца которой вставляются деревянные буши треугольного или квадратного сечения. Планка опирается концами на пластины зажимов, которые перемещаются по стойкам, установленным у края приземления на рас стоянии от 366 до 402 см друг от друга. На преодоление каждой высоты спортсмену предоставляется три попытки; если все они окажутся неудачными, Прыгун выбывает из соревнований. После завершения прыжков на одной высоте планка поднимается на 3--5 см, и так до тех пор, пока не останется один прыгун -- победитель. Если последнюю высоту преодолевают несколько спортсменов, то победителем объявляют того, кто взял эту высот/ с наименьшего числа попыток.

Слайд 20

Прыжки с шестом

Слайд 21

как спортивное упражнение впервые был показан в Англии, на чемпионате страны в 1866 г., где победителем стал Д.Уилер с результатом 3,07 м. В качестве спортижного снаряда использовались шесты из тяжелых и твердых пород дерева - бука, ясеня, гикори. Специальных требований к снаряду и технике прыжка не было. Поэтому некоторые спортсмены использовали шесты с металлическим треножником для упора. Разбегаясь, спортсмен втыкал шест в землю треножником перед планкой и, перебирая руками, быстро взбирался по нему, как при лазании по канату. Затем, поднимая ноги и отталкивая шест, переходил планку.

Слайд 22

В 1889 г. в правила соревнований по прыжкам с шестом были внесены изменения - был запрещен перехват руками по шесту. Для упора шеста стали использовать ящик. Эти изменения привели к увеличению длины и возрастанию скорости разбега. Вместо тяжелых и не совсем удобных шестов стали применять легкие, эластичные бамбуковые снаряды. Изменения в технике прыжка послужили быстрому росту результатов. Уже в 1912 г. М.Райт (США) преодолел рубеж 4 м. Максимальный результат в прыжках с бамбуковым шестом был равен 4,77 м (К.Уормердам, США, 1942 г.). Бамбуковые шесты не отличались прочностью, часто ломались, плохо выдерживали перемены влажности и температуры. Использовались они до 1945 г.

Слайд 23

Появление металлических шестов, более прочных и надежных, но менее эластичных, не привело к значительному росту результатов. Только через 15 лет американский спортсмен Р.Гутовски смог улучшить прежние достижения на 1 см. В 1960 г. на XVII Олимпиаде в Риме американцу Д.Бреггу удалось превысить мировой рекорд своего соотечественника (4,80 м).

Слайд 24

Неизвестно, какими бы темпами продвигался рост мировых достижений, если бы не появились эластичные синтетические снаряды. Уже в 1963 г. Б.Стермберг с помощью такого шеста преодолел пятиметровую высоту. Новые шесты представляют собой трубу длиной около 5 м, массой - 4-5 кг, изготовленную из синтетической ткани «фиберглас» (стекловолокно, скрепленное эпоксидной смолой, прочнее алюминия и стали). Преодоление высоты более 5 м требовало особого внимания к оборудованию места приземления, на которое взамен деревянных опилок и стружек стали укладывать мягкую поролоновую подушку. Шестиметровый рубеж первым преодолел С.Бубка в 1985 г. Ему же принадлежит и рекорд мира - 6,14 м. Чемпионами XXVIII Олимпийских игр в Афинах стали: среди мужчин - М.Тимоти (США) с результатом 5,95 м; среди женщин - Е.Исынбаева (Россия) с результатом 4,91 м.

Слайд 25

ТЕХНИКА Прыжки с шестом -- самое сложное легкоатлеческое упражнение. Спортсмен разбегается с З5 - 40 м, с шестом в руках, перед планкой опускает его конец в опорный ящик и, оттолкнувшись от дорожки, повисает на шесте, выполняя всем телом мах вперед-вверх. Одновременно атлет, подтягиваясь на руках (не перенося нижнюю руку выше верхней, это запрещается делать), поворачивается на 180°, переходит в упор и, перелетев через планку, отпускает шест. Шест может быть металлическим или пластмассовым, любой толщины и длины -- это зависит от роста и веса атлета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические качества быстрота , ловкость, сила, гибкость и выносливость

Слайд 2

Ф изическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия .

Слайд 3

Быстрота делиться на 2 группы: - быстрота одиночного движения (например бег) - быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций. Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

Слайд 4

Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях . Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения. Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Слайд 5

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

Слайд 6

Средства развития силы - упражнения с внешним отягощением (штанги, гири) - упражнения отягощенные весом собственного тела - упражнения на тренажерах - статические упражнения -силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу) различают: абсолютная сила - это величина максимальных усилий относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Слайд 7

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Слайд 8

Средства развития гибкости - упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды - маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений) Гибкость зависит от: эластичности и податливости мышц связок от температуры внешней среды от суточной периодики (утром, вечером) от строения суставов от общего состояния организма

Слайд 9

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки. Методы развития выносливости - метод круговой тренировки - повторно-интервальный - игровой Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Слайд 10

Развитие физических качеств – это первый путь к здоровью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...