Конспект урока в 9 классе. Раздел "Спортивные игры"
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)
Урок в форме информационно-развлекательной игры «Спортивный ринг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse._sportivnye_igry_-_voleybol.doc | 951 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока с использованием игры
Пояснительная записка
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости, любознательности»
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач образования. Ее реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей обучающихся. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося, внедрение различных инновационных технологий.
Как заинтересовать учащихся на уроке? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Вот вопросы, которые мне, как учителю, приходится решать практически ежедневно. Ни для кого не секрет, что снижение интереса к учебной деятельности является главной проблемой современного образования. А это значит, что учителю нужно менять подходы, методы, технологии, чтобы сделать стандартный урок интересным, занимательным. Современное информационное пространство предлагает массу интереснейших альтернатив традиционному обучению, главная из которых – игра.
Вряд ли можно найти занятие увлекательнее игры. На её фоне традиционное образование теряет свои позиции. Игра способствует развитию познавательной активности на уроке и привлекает детей к размышлению и рассуждению.
Использование игровых технологий позволяет значительно повысить мотивацию к обучению и добиться запланированных стабильно высоких образовательных результатов.
Используя игровые технологии на уроках физической культуры в 5-9 классах, я убедился в том, что на таких уроках ученики работают более активно, особенно радует, что те ученики, которые учатся не совсем охотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнований, то у каждого участника (группы) возникает желание победить, а для этого надо работать, думать, иметь хорошие знания. Игра требует от участников внимания, сосредоточенности, создает ситуацию азарта, вызывает стремление помочь своей команде. В ходе игры учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.
Применяя игровые технологии, вовлекая учеников в удивительно интересный и познавательный мир игры, мы решаем главную проблему современного образования - обучаем качественно, без принуждения и назиданий, повышая мотивацию к обучению, вырабатывая у школьников способность и потребность к непрерывному самообразованию.
Урок, который представлен в основной части, построен в игровой технологии.
Основная часть
Урок физической культуры
Класс: 9 класс
УМК по физической культуре для 8-9 классов под редакцией В.И.Ляха, А.А.Зданевича, выпускаемой издательством «Просвещение».
Тема урока: Спортивные игры – волейбол.
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма проведения: информационно-развлекательная игра «Спортивный ринг»
Цель урока: систематизировать основные понятия, полученные при изучении темы «Волейбол».
Задачи урока:
I. Предметные:
- упорядочить знания по истории и развитию волейбола;
- выявить уровень базовых понятий и терминов по изученной теме;
- выявить уровень владения техническими элементами игры;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о здоровом образе жизни;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
II. Метапредметные:
1.Познавательные УУД:
- подтвердить полученные умения и навыки на практике;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания);
2.Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свою деятельность и действовать по плану;
- формировать умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- развивать умение высказывать свою точку зрения на основе учебного материала;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
3.Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- умение находить выход из спорных ситуаций;
- формировать умение критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения.
4. Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предполагаемый результат
- закрепят знания по теме «Волейбол»;
- оценят результаты своей деятельности и соотнесут их с целью урока.
Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся.
Оборудование: листы самооценки, карточки для выполнения заданий, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, гонг для подачи сигнала.
Проведение урока:
При подготовке к уроку учтены возрастные особенности детей: недостаточно развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении; память имеет наглядно-образный характер; мышление также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Урок проходит в форме игры «Спортивный ринг». Мною запланировано деление класса в ходе урока на три группы игроков. Ребята выбирают капитанов команд, придумывают название командам и небольшое приветствие для начала игры. Остальные участники - по очереди являются спикерами. В качестве ведущего и жюри выступает учитель. Для создания групп игроков детям предлагаются фрагменты картинки с определённым заданием.
Основная часть урока - использование коллективных способов работы в сотрудничестве с каждым членом команды, с учителем. Между членами команды распределяются обязанности спикеров при ответе на вопросы заданий игры с учётом их индивидуальных особенностей и интересов.
В ходе урока идёт соревнование между командами. Команда получает задание, обсуждают вопросы все члены команды, спикер от группы даёт ответ. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы, в конце урока подсчитывается количество баллов, выигрывает та команда, у кого набрано больше всего баллов.
В ходе урока возможно изменение модели игры в зависимости от степени включения детей в деятельность при выполнении заданий, тогда на помощь приходят дети из другой группы, либо учитель. Если команда не справляется с заданием, то не получает балл, балл получает другая команда.
Работа команды оценивается на листе оценки деятельности команды, каждый сам себя оценивает на листе самооценки в конце урока.
Ход урока
Используемые источники:
- Учебник «Физическая культура 8-9 классы», издательство «Просвещение», 2012. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.
- Н. К. Коробейников «Физическое воспитание», Москва 1989 год
- Л. Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры», Москва 1998 год.
- М. В. Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре», Волгоград 2003 год.
- Э. Найминова «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры», Ростов – на – Дону 2001 год.
- С. Касымбекова, Д. Мырзамед «Физическое воспитание», Алматы 2001
Задания раундов
I раунд
«Исправь ошибку» (1 балл за правильный ответ)
Вашему вниманию предлагается карточка, в тексте которой намеренно допущены ошибки в значимых событиях возникновения и развития волейбола. Восстановите текст. Задание команды выполняют одновременно. 2 балла заработает та команда, которая в течение 3 минут быстро и правильно найдёт ошибочные утверждения.
II раунд «Кросс-вопрос»
(по 1 баллу за правильный ответ)
В распоряжении команд по 45 секунд, за которые нужно быстро и правильно ответить на максимальное число вопросов. Если ответа у команды нет, она говорит слово «Дальше».
Вопросы для первой команды:
1. Сколько игроков одной команды может находиться на площадке во время матча? (6)
2. Сколько времени отводится игроку на подачу после свистка судьи? (8)
3. Каковы размеры стандартной волейбольной площадки? (9×18 м)
4. Как называется технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника? (приём мяча)
5. На сколько зон условно разделена площадка при игре в волейбол? (6)
6. Сколько касаний разрешается выполнять при розыгрыше мяча? (3)
7. Высота мужской сетки? (2,43)
8. Что такое «тай - брейк»? (пятая партия)
9. Сколько раз игрок «либеро» выходит на замену в одной партии? (неограниченное количество раз)
10. Какова роль антенн? (ограничивает игровое поле в пространстве)
11. На какие две основные части подразделяют технику игры в волейбол? (в волейболе существует техника игры в защите и техника игры в нападении)
12. Какие технические приемы используют волейболисты в защите? (прием мяча, блок)
Вопросы для второй команды:
1. Сколько замен разрешается сделать команде в одной партии? (6)
2. Какова ширина всех линий на волейбольной площадке? (5)
3. Какова ширина волейбольной сетки? (1 м)
4. Как называется технический прием, с помощью которого мяч направляют партнеру или через сетку на сторону соперника? (подача)
5. Сколько очков необходимо набрать команде, чтобы выиграть I и II партию в волейболе? (25)
6. До скольких очков играют пятую партию? (15)
7. Высота женской сетки? (2,24)
8. С какой точки задней линии разрешено подавать подачу? (с любой точки)
9. Что является самым главным атрибутом волейбола?? (мяч)
10. Как называется игрок, выполняющий 2 передачу? (связующий)
11. Какие технические приемы выделяют в перемещениях по волейбольной площадке? (стартовая стойка, ходьба, бег, скачок)
12. Что является главным при освоении выполнения передач в волейболе? (своевременный и точный выход игрока к мячу)
Вопросы для третьей команды:
1. Сколько игроков могут участвовать в блокировании? (1,2 максимум 3)
2. Сколько очков должна составлять минимальная разница в счете между командами для победы в партии? (2)
3. Какова продолжительность тайм-аута в волейболе? (30 сек)
4. Игрок, находящийся в первой зоне, при «переходе» перемещается в зону под каким №? (4)
5. Каким образом игроки переходят из одной зоны в другую? (По часовой стрелке)
6. Вес волейбольного мяча? (50-280 г)
7. Как называется система действий в защите волейбольной команды, когда основные страхующие действия осуществляют игроки первой или пятой зоны? («углом назад»)
8. Кто такой «либеро»? (свободный защитник)
9. Если мяч попал в потолок, судья показывает жест? («аут»)
10. Какие из подач в волейболе выполняют, применяя удар выше оси плечевого сустава игрока? (верхняя прямая и верхняя боковая подачи)
11. Какие элементы включает в себя техника нападения в волейболе? (подача, передача, нападающий удар)
12. Может ли «либеро» быть капитаном волейбольной команды? (Нет)
III раунд
«Творец»
(максимум 3 балла за демонстрацию элемента, 1 балл – за название, 1 балл – комментарий)
Приходилось ли вам когда-нибудь в точности копировать движения собеседника? Сейчас каждая команда выступит в роли творца. Получив иллюстрацию с изображением одного из элементов игры в волейбол, команды по очереди должны будут продемонстрировать технику выполнения указанного элемента так, чтобы класс увидел её живую копию. Жюри оценивает уровень владения технического элемента. Команда соперников, которая сможет отгадать название элемента и прокомментировать его, получит дополнительные баллы.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
IV раунд
«Экспресс-экзамен» (5 баллов)
Экзамен в традиционной форме предполагает, что ученик тянет билет и отвечает на вопрос, демонстрируя технику выполнения указанного элемента. Именно такой экспресс-экзамен мы сейчас проведём. Вытянуть другой билет нельзя, но можно попытаться ответить на вопрос, с которым не справятся соперники. В распоряжении команд 2 минуты.
V раунд «Конкурс знатоков»
(по 1 баллу за правильный выбор)
В волейболе есть множество рекордов, достижений и интересных фактов, которые сейчас команды представят нашему вниманию. Ваша задача установить соответствие между цифрами и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В распоряжении команд 4 минуты.
ЦИФРЫ |
| ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ |
А) 58 Б) 130 В) 218 Г) 18,400 Д) 1 миллиард Е) 100 000 Ж) 75,30 З) 48 |
| 1) Диагональный игрок сборной Канады по имени Гэвин Шмитт признан результативнейшим на планете. Достижение спортсмена – … очков за одну игру. 2) Скорость мяча, который бросил профессиональный волейболист, может достигать … километров в час. 3) Международная федерация волейбола является самой многочисленной спортивной организацией. В ее состав входит … стран. 4) Волейбольный мяч, в который играл герой фильма «Изгой» на аукционе продали за … долларов. 5) По многочисленным проведенным опросам на бытовом уровне волейболом увлекается порядка … жителей земли. 6) Рекордное число болельщиков пришло на матч между сборными Бразилии и СССР. За товарищеской игрой наблюдало … зрителей.. 7) Самый длительный матч по волейболу состоялся в Кингстоне, США. Его продолжительность составила …. 8) Самая продолжительная партия в истории волейбола была сыграна в 2002 году в Чемпионате Италии. Конечный счёт составил 54:52 и длилась она … минут. |
VI раунд
«Летящий мяч»
Всем известно, что люди соревнуются между собой, чтобы показать хорошие результаты в чем-либо. Сейчас команды продемонстрируют технику выполнения элементов волейбола во время игры и докажут справедливость данного утверждения. Побеждает команда, ставшая победительницей трёх игр.
Приложение 2
Лист самооценки и взаимооценки
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | |||
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | |||
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |||
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
Лист оценки работы группы
Оцени работу своей группы:
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) Кто- то работал больше, кто- то меньше других.
- Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5 класс "Олимпийские игры"
История Олимпийских игр, первые спортивные традиции, культурное значение и вклад в мировое сообщество....
Конспект урока на тему "Спортивные игры. Волейбол" 7 класс
Конспект составлен на тему " Спртивные игры. Волейбол". На уроке поставлены следующие задачи: обучение технике нижней прямой подачи при игре в волейбол, верхней, нижней передачи мяча; развитие координ...
План-конспект урока по мини – футболу: «Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. Развитие способностей ориентироваться в пространстве, овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре»
План-конспект урока по мини – футболу...
Конспект урока по национальным подвижным играм 2 класс
Тема: «Народные игры с мячами на развитие ловкости»Задачи урока:1. Обучение новой считалке, новым подвижным играм.2. Развитие ловкости, быст...
План-конспект урока 3 класс "Подвижные игры на развитие ловкости"
Подвижные игры...
План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.
Цель: Овладение элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...