Конспект урока в 9 классе. Раздел "Спортивные игры"
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)

Махдиев Шахрудин Чанкаевич

Урок в форме информационно-развлекательной игры «Спортивный ринг» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_9_klasse._sportivnye_igry_-_voleybol.doc951 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока с использованием игры

Пояснительная записка

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости, любознательности»

В.А.Сухомлинский

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач образования. Ее реализация диктует необходимость  развития познавательных интересов, способностей и возможностей обучающихся. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей  каждого обучающегося,  внедрение различных инновационных технологий.

Как заинтересовать учащихся на уроке? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Вот вопросы, которые мне, как учителю, приходится решать практически ежедневно. Ни для кого не секрет, что снижение интереса к учебной деятельности является главной проблемой современного образования. А это значит, что учителю нужно менять подходы, методы, технологии, чтобы сделать стандартный урок интересным, занимательным. Современное информационное пространство предлагает массу интереснейших альтернатив традиционному обучению, главная из которых – игра.

Вряд ли можно найти занятие увлекательнее игры. На её фоне традиционное образование теряет свои позиции. Игра способствует развитию познавательной активности на уроке и привлекает детей к размышлению и рассуждению.

Использование игровых технологий позволяет значительно повысить мотивацию к обучению и добиться запланированных стабильно высоких образовательных результатов.

Используя игровые технологии на уроках физической культуры в 5-9 классах, я убедился в том, что на таких уроках ученики работают более активно, особенно радует, что те ученики, которые учатся не совсем охотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнований, то у каждого участника (группы) возникает желание победить, а для этого надо работать, думать, иметь хорошие знания. Игра требует от участников внимания, сосредоточенности, создает ситуацию азарта, вызывает стремление помочь своей команде. В ходе игры учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.

Применяя игровые технологии, вовлекая учеников в удивительно интересный и познавательный мир игры, мы решаем главную проблему современного образования - обучаем качественно, без принуждения и назиданий, повышая мотивацию к обучению, вырабатывая у школьников способность и потребность к непрерывному самообразованию.

Урок, который представлен в основной части, построен в игровой технологии.  

Основная часть

Урок физической культуры

Класс: 9 класс

УМК по физической культуре для 8-9 классов под редакцией В.И.Ляха, А.А.Зданевича, выпускаемой издательством «Просвещение».

Тема урока: Спортивные игры – волейбол.

Тип урока: урок обобщения знаний 

Форма проведения: информационно-развлекательная игра «Спортивный ринг»

Цель урока: систематизировать основные понятия, полученные при изучении темы «Волейбол».

Задачи урока:

I. Предметные:

- упорядочить знания по истории и развитию волейбола;

- выявить уровень базовых понятий и терминов  по изученной теме; 

- выявить уровень владения техническими элементами игры;

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о здоровом образе жизни;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

II. Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

- подтвердить полученные умения и навыки на практике;

- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания);  

2.Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свою деятельность и  действовать по плану;

- формировать умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- развивать умение высказывать свою точку зрения на основе учебного материала;

- формировать умение осуществлять самоконтроль.

3.Коммуникативные УУД: 

- формировать умение работать в группе;

- умение полно и точно выражать свои мысли;

- умение находить выход из спорных ситуаций;

- формировать умение критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения.

4. Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предполагаемый результат

-  закрепят знания по теме «Волейбол»;

- оценят результаты своей деятельности и соотнесут их с целью урока.

Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Оборудование: листы самооценки, карточки для выполнения заданий, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, гонг для подачи сигнала.

Проведение урока:

При подготовке к уроку учтены возрастные особенности детей: недостаточно развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении; память имеет наглядно-образный характер; мышление также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Урок проходит в форме игры «Спортивный ринг». Мною запланировано деление класса в ходе урока на три группы игроков. Ребята выбирают капитанов команд, придумывают название командам и небольшое приветствие для начала игры. Остальные участники  - по очереди являются спикерами. В качестве ведущего и жюри выступает учитель. Для создания групп игроков детям предлагаются фрагменты картинки с определённым заданием.

Основная часть урока  - использование коллективных способов работы в сотрудничестве с каждым членом команды, с учителем. Между членами команды распределяются обязанности спикеров при ответе на вопросы заданий игры с учётом их индивидуальных особенностей и интересов.

В ходе урока идёт соревнование между командами. Команда получает задание, обсуждают вопросы все члены команды, спикер от группы даёт ответ. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы, в конце урока подсчитывается количество баллов, выигрывает та команда, у кого набрано больше всего баллов.

В ходе урока возможно изменение модели игры в зависимости от степени включения детей в деятельность при выполнении заданий, тогда на помощь приходят дети из другой группы, либо учитель. Если команда не справляется с заданием, то не получает балл, балл получает другая команда.

Работа команды оценивается на листе оценки деятельности команды, каждый сам себя оценивает на листе самооценки в конце урока.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

- Ребята, прозвенел звонок на очередной урок физической культуры. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки.

Приветствуют друг друга

Мотивация к учебной деятельности

Не наяву и не во сне, 
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна

 Физкультурия.

- Ребята, я знаю, что многие из вас любят спорт, ибо спорт - это задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на урок, где будут свои старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех нас объединяет общее желание  - много знать и уметь, а это главное на пути к знаниям.

.

Постановка цели и задач урока

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока и форму его проведения, мы должны разгадать кроссворд, показав знание изученного материала.  

1

2

3

4

Вопросы к кроссворду:

по горизонтали

1. Инструмент спортивного судьи (свисток)

2. Характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи (дриблинг)

3. Мяч, посланный партнёру сверху или снизу (передача)

4. Предмет, разделяющий площадку на две равные части (сетка)

по вертикали

1. Ключевое слово урока (игра).

- Назовите тему урока?

- Мы изучили тему «Волейбол», какую цель и  задачи поставим на урок?

Дети разгадывают кроссворд.

«Урок-игра  по теме «Волейбол».

Дети формулируют цель и задачи урока.

Основная часть

Организация игры

- Сегодня у нас интеллектуально-познавательная игра-соревнование «Спортивный ринг» по теме «Волейбол».

- Для определения очерёдности выступления  команд (их должно быть три) я предлагаю взять по одному фрагменту картинки и как можно быстрее собрать их в целое изображение. Обратите внимание на обратную её сторону:  у кого жёлтый цвет – объединяются в одну команду, у кого зелёный – в другую, у кого красный – в третью.

Описание: 001.JPG

- Сейчас каждая команда в течение 2-х минут должна будет выбрать капитана, придумать название команды и подготовить краткое приветственное слово соперникам, в котором попробует доказать, что сопротивление бесполезно.

-Команды, готовы? 

Представление команд  

Правила игры:

- В каждой игре есть свои правила, давайте с ними познакомимся:

 Спортивный ринг-соревнование будет проходить между тремя командами в 3 раунда. Каждый раунд содержит специальные, но объединённые общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности заданиями, которые ведущий (роль ведущего и жюри берёт на себя учитель) озвучивает в ходе игры.  После заданного вопроса и удара гонга команда,  соблюдая регламент времени,  приступает к выполнению задания.

Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Если кто-то из команды начал отвечать до удара гонга, то значит, команда допустила фальстарт и право ответа переходит другим участникам.

При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов.

Победителем будет та команда, которая сможет набрать наибольшее количество баллов.

По окончании игры жюри подведёт итоги и наградит победителей.

Раздаётся удар гонга! Игра началась! 

Дети, выполнив задание, объединяются в команды, устанавливают последовательность участия в ответах, ведущий объявляет очередность

Выбирают капитана команды, придумывают название и приветственное слово соперникам.

Капитаны поднимают сигнальные карточки.

Рефлексия

Подводится итог игры.

 -  Вот и подошла к концу наша игра. Мне хотелось бы узнать, понравилась она вам или нет? (Показывают смайлики) 

-Как вы оцениваете свою работу и работу своей команды на уроке? (Заполняют листы самооценки, капитан заполняет лист оценки работы группы).

Итог урока

-Ребята, сегодня мы ещё раз окунулись в удивительный мир волейбола. Он воспитывает в человеке дух решимости, силу воли, развивает ловкость и выносливость. А еще благодаря волейболу люди учатся помогать друг другу и выручать друзей в беде.

Используемые источники:

  1. Учебник «Физическая культура 8-9 классы», издательство «Просвещение», 2012. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.
  2. Н. К. Коробейников «Физическое воспитание», Москва 1989 год
  3. Л. Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры», Москва 1998 год.
  4. М. В. Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре», Волгоград 2003 год.
  5. Э. Найминова «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры», Ростов – на – Дону 2001 год.
  6. С. Касымбекова, Д. Мырзамед «Физическое воспитание», Алматы 2001

Задания раундов

I раунд

 «Исправь ошибку»  (1 балл за правильный ответ)

Вашему вниманию предлагается карточка, в тексте которой намеренно допущены ошибки в значимых событиях  возникновения и развития волейбола. Восстановите текст. Задание команды выполняют одновременно. 2 балла заработает та команда, которая в течение 3 минут быстро и правильно  найдёт ошибочные утверждения.  

 

II раунд «Кросс-вопрос»

(по 1 баллу за правильный ответ)

В распоряжении команд по 45 секунд, за которые нужно быстро и правильно ответить на максимальное число вопросов. Если ответа у команды нет, она говорит слово «Дальше».

Вопросы для первой команды:         

1. Сколько игроков одной команды может находиться на площадке во время матча? (6)

2. Сколько времени отводится игроку на подачу после свистка судьи? (8)

3. Каковы размеры стандартной волейбольной площадки? (9×18 м)

4. Как называется технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника? (приём мяча)

5. На сколько зон условно разделена площадка  при игре в волейбол? (6)

6. Сколько касаний разрешается выполнять при розыгрыше мяча? (3)

7. Высота мужской сетки? (2,43)

8. Что такое «тай - брейк»? (пятая партия)

9. Сколько раз игрок «либеро» выходит на замену в одной партии? (неограниченное количество раз)

10. Какова роль антенн?  (ограничивает игровое поле в пространстве)         

11. На какие две основные части подразделяют технику игры в волейбол? (в волейболе существует техника игры в защите и техника игры в нападении)

12. Какие технические приемы используют волейболисты в защите? (прием мяча, блок)         

Вопросы для второй команды:

1. Сколько замен разрешается сделать команде в одной партии? (6)

2. Какова ширина всех линий на волейбольной площадке? (5)

3. Какова ширина волейбольной сетки? (1 м)

4. Как называется технический прием, с помощью которого мяч направляют партнеру или через сетку на сторону соперника? (подача)

5. Сколько очков необходимо набрать команде, чтобы выиграть I и II партию в волейболе? (25)

6. До скольких очков играют пятую партию? (15)

7. Высота женской сетки? (2,24)

8. С какой точки задней линии разрешено подавать подачу? (с любой точки)

9. Что является самым главным атрибутом волейбола?? (мяч)

10. Как называется игрок, выполняющий 2 передачу?  (связующий)

11. Какие технические приемы выделяют в перемещениях по волейбольной площадке? (стартовая стойка, ходьба, бег, скачок)

12. Что является главным при освоении выполнения передач в волейболе? (своевременный и точный выход игрока к мячу)

Вопросы для третьей команды:

1. Сколько игроков могут участвовать в блокировании? (1,2 максимум 3)

2. Сколько очков должна составлять минимальная разница в счете между командами для победы в партии? (2)

3. Какова продолжительность тайм-аута в волейболе? (30 сек)

4. Игрок, находящийся в первой зоне, при «переходе» перемещается в зону под каким №?  (4)

5. Каким образом игроки переходят из одной зоны в другую? (По часовой стрелке)

6. Вес волейбольного мяча? (50-280 г)

7. Как называется система действий в защите волейбольной команды, когда основные страхующие действия осуществляют игроки первой или пятой зоны? («углом назад»)

8. Кто такой «либеро»? (свободный защитник)

9. Если мяч попал в потолок, судья показывает жест? («аут»)

10. Какие из подач в волейболе выполняют, применяя удар выше оси плечевого сустава игрока? (верхняя прямая и верхняя боковая подачи)

11. Какие элементы включает в себя техника нападения в волейболе? (подача, передача, нападающий удар)

12. Может ли «либеро» быть капитаном волейбольной команды? (Нет)

III раунд

«Творец»

(максимум 3 балла за демонстрацию элемента, 1 балл – за название, 1 балл – комментарий)

Приходилось ли вам когда-нибудь в точности копировать движения собеседника? Сейчас каждая команда выступит в роли творца. Получив иллюстрацию с изображением одного из элементов игры в волейбол, команды по очереди должны будут продемонстрировать технику выполнения указанного элемента так,  чтобы класс увидел её живую копию. Жюри оценивает уровень владения технического элемента. Команда соперников, которая сможет отгадать название элемента и прокомментировать его, получит дополнительные баллы.

1 команда

2 команда

3 команда

IV раунд

«Экспресс-экзамен» (5 баллов)

Экзамен в традиционной форме предполагает, что ученик тянет билет и отвечает на вопрос, демонстрируя технику выполнения указанного  элемента. Именно такой экспресс-экзамен мы сейчас проведём. Вытянуть другой билет нельзя, но можно попытаться ответить на вопрос, с которым не справятся соперники. В распоряжении команд 2 минуты.

V раунд «Конкурс знатоков»

(по 1 баллу за правильный выбор)

В волейболе есть множество рекордов, достижений и интересных фактов, которые сейчас команды представят нашему вниманию. Ваша задача  установить соответствие между цифрами и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В распоряжении команд 4 минуты.

ЦИФРЫ

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

А) 58

Б) 130

В) 218

Г) 18,400

Д) 1 миллиард

Е) 100 000

Ж) 75,30

З) 48

 

1) Диагональный игрок сборной Канады по имени Гэвин Шмитт признан результативнейшим на планете. Достижение спортсмена – … очков за одну игру.

2) Скорость  мяча, который бросил профессиональный волейболист,  может достигать … километров в час.

3) Международная федерация волейбола является самой многочисленной спортивной организацией. В ее состав входит … стран.

4) Волейбольный мяч, в который играл герой фильма «Изгой» на аукционе продали за … долларов.

5) По многочисленным проведенным опросам на бытовом уровне волейболом увлекается порядка … жителей земли.

6) Рекордное число болельщиков пришло на матч между сборными Бразилии и СССР. За товарищеской игрой наблюдало …  зрителей..

7) Самый длительный матч по волейболу состоялся в Кингстоне, США. Его продолжительность составила ….

8) Самая продолжительная партия в истории волейбола была сыграна в 2002 году в Чемпионате Италии. Конечный счёт составил 54:52 и длилась она … минут.

VI раунд

«Летящий мяч»

Всем известно, что люди соревнуются между собой, чтобы показать хорошие результаты в чем-либо. Сейчас команды продемонстрируют технику выполнения элементов волейбола во время игры и докажут справедливость данного утверждения. Побеждает команда, ставшая победительницей трёх игр.

Приложение 2

Лист самооценки и взаимооценки

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Лист оценки  работы группы

Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) Кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс "Олимпийские игры"

История Олимпийских игр, первые спортивные традиции, культурное значение и вклад в мировое сообщество....

Конспект урока на тему "Спортивные игры. Волейбол" 7 класс

Конспект составлен на тему " Спртивные игры. Волейбол". На уроке поставлены следующие задачи: обучение технике нижней прямой подачи при игре в волейбол, верхней, нижней передачи мяча; развитие координ...

Конспект урока по национальным подвижным играм 2 класс

Тема: «Народные игры с мячами на развитие ловкости»Задачи урока:1.      Обучение новой считалке, новым подвижным играм.2.      Развитие ловкости, быст...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...