Методическая разработка
методическая разработка по физкультуре

Тельшинов Дмитрий Олегович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telshinov_d.o._metodicheskaya_razrabotka.docx62.09 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 67»

Методическая разработка

по дисциплине «Физическая культура»

Содержание и организация самостоятельной работы школьников по физической подготовке для уроков гимнастики и баскетбола

Разработал:

учитель физической культуры

Тельшинов Д.О.

Нижний Новгород

2023

Введение

Общеизвестно значение физических качеств для разноплановой двигательной деятельности человека, связь их развития с укреплением и совершенствованием основных функциональных систем организма (нервно- мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшением состояния здоровья в целом. Эта, искусственно закрепившаяся (устоявшаяся) в практике, чисто методическая проблема, должна непременно находить свое решение через инновационные подходы в организации и методике физического воспитания школьников.

От решения данных задач зависит уровень не только физической подготовки, но и здоровья детей, ведь педагог должен не только показать ребенку определенные упражнения, но и создать у ребенка привычку к самостоятельным и систематическим занятиям физической активностью. К сожалению, уровень заболеваемости детей и процент физической недоразвитости детей продолжает неуклонно прогрессировать. Это говорит о том, что система школьного физического воспитания в нашей стране не справляется со своими функциями и требует новых подходов на всех уровнях от министерств до обычных школ.

Слабая мотивация у старшеклассников к занятиям физической культурой на фоне низкого уровня здоровья - это проблема физического воспитания в школе. На это обстоятельство указывается в целом ряде исследований. Отмеченный факт актуализирует необходимость поиска эффективных средств решения проблемы на основе использования эффективных педагогических технологий и оздоровительных возможностей физической культуры. Практика показывает, что призывы к модернизации и оптимизации физического воспитания старшеклассников сами по себе еще не обеспечивают его инновационного развития, хотя и служат важной предпосылкой этого.

По мнению целого ряда исследователей школам необходимы содержательные модели и соответствующие педагогические технологии, построенные на основе современных подходов в образовании и конкретизированные в соответствии с особенностями физической культуры, как учебной дисциплины общеобразовательной направленности. Исследователи подчеркивают необходимость внедрения в практику физического воспитания старшеклассников современных педагогических технологий, позволяющих обеспечить реальную свободу выбора персонально приемлемых форм и средств физической культуры.

Одним из современных методов учебной деятельности является метод составления проектов. Для осуществления данного метода необходимо разработать технологию обучения самостоятельного проектирования двигательных заданий по развитию физических качеств.

Поскольку ловкостные способности учащихся проявляются преимущественно на уроках гимнастики и спортивных игр, данный методический проект будет содержательно ориентирован конкретно на разделы образовательной программы – «гимнастика» и «баскетбол».

Полученные в ходе данной разработки, важные для проектирования и осуществления физической подготовки учеников 10-11 классов, является необходимым в практической деятельности учителя физической культуры.

  1. Характеристика современных концепций физического воспитания

В настоящее время в нашей стране и в других странах ученые и специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи.

На этих позициях стоят и авторы, которые считают, что вся рассматриваемая система в первую очередь должна быть перестроена на принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и учеников; формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития и т.п.

К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи cпециалисты относят переориентацию на возможно более полный учет индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала. Предусматривается свобода выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Важное значение придается также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры.

При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше теоретическая концепция.

Во-первых, она позволяет уточнить основные показатели и компоненты здорового образа жизни и физической культуры личности. Таковыми являются:

- отношение личности к своему телу как к ценности;

- характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров: здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей;

- многообразие используемых для этой цели средств; умение эффективно применять их; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

- какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

- степень ориентации на эту заботу; стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и т.д.

Во-вторых, в соответствии с указанной концепцией важно избежать односторонности при формировании и совершенствовании физической культуры личности. Это предполагает соблюдение двух условий: а) формирование и совершенствование как минимум трех компонентов физической культуры: двигательной культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры телосложения;

б) применительно к каждому из этих элементов физической культуры и к ней в целом формирование и совершенствование не только знаний, но и интересов, потребностей, ценностных ориентации, а кроме того умений, навыков, проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни.

В-третьих, в этой концепции особое внимание обращается на формирование у детей и молодежи гуманистически ориентированной физической культуры.

В-четвертых, она предусматривает рассмотрение физического воспитания как элемента более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетическое, нравственное, экологическое и другие компоненты формирования гармонично развитой личности.

2. Методика самостоятельного проектирования в системе физического воспитания

Данные теоретические положения имеют непосредственное отношение к современному российскому образованию в целом, а также к преподаванию физической культуры в школе. Они находят отражение в государственных образовательных стандартах, и конкретно той части, которая касается предмета «Физическая культура». Согласно государственному образовательному стандарту, результатами обучения по данному предмету должны являются:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения

и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать

содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных

занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами

и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной

деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение

функциональных возможностей основных систем организма.

Исходя из вышеприведенных положений государственного образовательного стандарта 2010 г., мы видим, что современная образовательная система много внимания уделяет развитию самостоятельности учеников, их способности не просто выполнять физические упражнения, а планировать занятия, вести наблюдения, рассчитывать нагрузку и.т.д. Проектная деятельность, осуществление учащимися самопроектирования, как раз и позволяет решить данные задачи современного образования.

Школа должна предоставить ребенку возможность экспериментирования с собственным действием, возможность пробовать, меняя позицию с ориентации на замысел к достижению результата, и потом обязательно вновь обращаться к замыслу. Метод проектирования и самопроектирования находится вне содержания образования: он не предполагает кардинального изменения учебного плана, содержания учебных предметов (остается все тот же предметоцентризм), урок остается основной единицей учебного процесса, весь класс с одной скоростью и по одной траектории движется к намеченной учителем цели, в то время как проектная деятельность ребят сама определяет и направляет содержание образования. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть прежде всего задачи взрослого. Проектная же деятельность есть способ организации образовательного пространства, учеников. Реализация самопроектирования на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию.

1.3. Технология разработки самостоятельных проектов по физической культуре

Урочная система физического в настоящий момент недостаточно обеспечивает принцип непрерывности и систематичности обучения, и поэтому является недостаточной для развития физических качеств учащихся на хорошем уровне. Для обеспечения хорошего физического развития и здоровья, ребенку необходимы дополнительные физические нагрузки. В силах преподавателя научить ребенка навыкам составления и проведения самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств. Для этого учащиеся должны освоить основы самопроектирования учебной деятельности.

Физическая подготовка заключается в развитие физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости. Технология самопроектирования предполагает составление учениками проектов по развитию какого-либо физического качества и реализация этих проектов на практике. Подобная технология, в случае ее успешной реализации, компенсирует недостатки урочной системы, рассмотренные в предыдущей части работы.

  1. Механизмы. Основным механизмом является собственно проектная деятельность учащихся, которая предполагает системное распределение тренировочных занятий во времени. Учителю необходимо вовлечь учеников в эту деятельность. Как это сделать зависит от уровня подготовки класса, как теоретической так и физической. В процессе составления проектов ученики обязаны завести тетрадь, в которой они будут оформлять свою работу, а также вести дневник занятий. Эти данные будут использоваться учителем для контроля уровня знаний, они должны им оцениваться и корректироваться.
  2. Средства и методы. Для реализации данной технологии основным средством является физическое упражнение, а также метод строго регламентированного упражнения. Для него наиболее просто подобрать нагрузку и способы контроля. Самое главное – научить не только подбирать средства, но и распределять их во времени. Проект желательно разрабатывать сроком на 8-10 уроков. При распределение средств необходимо учитывать:
  • Соблюдение принципа от простого к сложному как в одном занятие так и во всем проекте.
  • Выстраивать упражнения необходимо в порядке их специализированности – от общеподготовительных к специальным.
  1. Нагрузка. При планирование нагрузки сначала определяется последний урок по использованию конкретного средства, затем определяется итоговая и начальная нагрузка. После этого происходит распределение. При дозирование нагрузки должны соблюдаться:
  • Принцип записи показателей, наиболее полно характеризующих объем и интенсивность (продолжительность, протяженность, количество подходов, серий, количество повторений).
  • В первую очередь наращивать объем, а затем интенсивность.
  1. Способы контроля. Текущий контроль осуществляется с помощью проверки тетрадей и устным опросам. Итоговый контроль проходит в форме тестирования, результаты которого сравниваются исходными результатами того же теста, проведенного до начала реализации проекта.

Особенности метода самопроектирования

Самопроектирование является способом активизации познавательной деятельности учащихся. [22]

Самопроектирование – метод обучения, который позволяет:

  • формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • реализовывать в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
  • приоритетно нацеливаться на развитие познавательного интереса учащихся;
  • Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Алгоритм самостоятельного проектирования физической подготовки

Самопроектирование как методический прием учебной деятельности может и должен использоваться в различных школьных предметах. Для каждого из этих предметов использование метода имеет свои особенности. В данной работе мы рассматриваем метод самопроектирования индивидуальной физической подготовки. По данным специалистов, работавших в этой области [4,10, 11,30], структура такой технологии обучения предполагает следующие, обобщенные элементы:

  1. Планирование учителем различных аспектов предстоящей работы. Оно включает в себя:
  • Анализ целевых требований программного материала по физической культуре, физические упражнения и физические качества, необходимые для выполнения данных упражнений.
  • Выбор одного физического качества, подбор теста для контроля за уровнем развития физического качества до и после реализации проекта по его развитию.
  • Самостоятельное составление проекта по развитию данного физического качества.
  • Исправление и корректировка ошибок и недочетов планирования
  1. Работа учителя непосредственно с учащимися. Она предполагает подготовку учеников по трем направлениям: теоретическая, техническая и физическая подготовка. Для самостоятельной работы ученики должны владеть базовыми теоретическими знаниями в области анатомии и методики физического воспитания. Техническая подготовка пересекается с теоретической и предполагает знание различных физических упражнений, умение подбирать подводящие упражнения, умение упрощать либо усложнять различные упражнения и.т.д. Для составления проекта по развитию конкретного физического качества уместно предоставить информацию именно по этому физическому качеству, с учетом того, что учащиеся уже имеют определенный запас знаний в области физического воспитания.
  2. Работа учителя с родителями учеников также является необходимой составляющей данного метода. Ее легче всего проводить в форме родительских собраний, на которых родителям можно рассказать о сути метода, попросить их о содействии и объяснить, как они могут помочь.

3. Особенности проектирования двигательных заданий по развитию ловкости

Основы методики развития ловкости

Для того, чтобы заниматься проектированием двигательных заданий по развитию какого-либо физического качества, необходимо иметь полную информацию по развитию данного качества: определение и основные характеристики, средства и отличительные черты методики развития, факторы определяющие развитие данного качества и. т. д. Как правило, под основными ловкостными способностями подразумевают:

  1. способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий
  2. способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Эти две стороны ловкостных способностей взаимосвязаны и в то же время имеют свою специфику. Во всех случаях они проявляются в преодолении координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от конкретного характера этих трудностей для преодоления их в различных случаях требуется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание факторов.

Комплексный характер двигательно-координационных способностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифицированному критерию. При оценке степени их развития учитываются различные внешние показатели. Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на освоение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень координационной сложности действия (по экспертным оценкам или по материалам инструментального анализа - биомеханического, физиологического и т. д.) и точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства техники двигательных действий.

Детализируя представления о развитие координационных способностей, следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Координационные способности зависят от способности точно соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

При характеристике техники двигательных действий, к их точности в процессе физического воспитания и в условиях жизненной практики предъявляются различные требования. Так, в одних случаях требуется особенно точное соответствие заданным пространственным параметрам (например, принятым в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду канонам расположения и перемещения тела и его звеньев в пространстве), в других — особая точность во времени (например, в стартовых движениях на обусловленный сигнал), в третьих — итоговая общая так называемая финальная точность действия при том, что отдельные параметры движений жестко не лимитируются (например, при поражении цели в играх с мячом или шайбой, ударах в боксе, уколах в фехтовании).

  1. Качество координации движений обусловлено в какой-то мере способностью без излишней мышечной напряженности (скованности) поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия.

Мышечная напряженность серьезно препятствует формированию совершенной техники двигательных действий, ухудшает их общую результативность, сдерживает, в частности, проявления скорости и мощности движений, способствует утомлению (из-за излишних затрат мышечной энергии). Воспитание умения регулировать мышечный тонус и чередовать мышечные напряжения с расслаблением по ходу движений составляет поэтому существенный компонент физического воспитания.

  1. Для развития координационных способностей важно умение поддерживать устойчивое положение тела, то есть сохранять равновесие.

Обеспечение равновесия как состояния, достигается в результате противодействия силам, вызывающим отклонение тела от целесообразного положения: силам инерции, реакции опоры и др. Без поддержания определенной устойчивости позы было бы невозможным ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни (в том числе основной стойки — положения прямостояния), ни эффективное выполнение двигательных действий. Роль устойчивости позы, понятно, особенно существенна при выполнении действий в условиях, способствующих ее нарушению (при малой площади опоры, при вращательных движениях и т. д.). В зависимости от соотношения моментов динамики и статики в различных позах и по ходу их изменений в одних случаях требуется поддерживать преимущественно статическое равновесие (например, при стойке на руках, удержании штанги над головой), в других — динамическое равновесие, когда моменты статики мимолетны и поза видоизменяется по ходу движений, сохраняя в то же время общую устойчивость (например, в легкоатлетическом беге, беге на коньках, лыжах). В целом же устойчивость позы, согласно многим исследовательским данным, достигается как тоническими напряжениями мышц, фиксирующими те или иные положения звеньев тела, так и постоянными (подчас незаметными) корректировочными движениями. При этом во многих случаях ведущую роль играет установка не на жесткую фиксацию позы, а на оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие постоянно восстанавливается как бы в потоке нарушений, вызываемых отклоняющими факторами. Способность поддерживать равновесие в этом смысле - есть прежде всего способность к оптимальному балансированию в статических и динамических позах.

Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей.

  1. Совершенствовать способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений
  2. Совершенствовать способности преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
  3. Повышать устойчивость сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов (совершенствование координационной выносливости).

Проектирование средств и методов воспитания ловкостных способностей

В качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений — важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

Воспитание двигательно-координационных способностей учащихся идет по двум основным линиям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений, другая — с преодолением координационных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьировать привычные формы координации движений в условиях внезапно меняющихся ситуаций. Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр.

Поскольку ловкостные способности учащихся проявляются преимущественно на уроках гимнастики и спортивных игр, наш экспериментальный проект будет содержательно ориентирован конкретно на разделы образовательной программы – «гимнастика» и «баскетбол».

Особенности проявления ловкостных способностей в гимнастике

Материал уроков гимнастики позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обновляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объединению их в самые разнообразные связки и комбинации.

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. Такой специфической особенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разряду гимнастических, является прежде всего проявление координационных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются исходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики, позволяющим акцентировать внимание на развитие координационных способностей, относятся:

Разностороннее воздействие на организм. Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата, на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования физических качеств.

Разнообразие упражнений средств гимнастики. Уникальность гимнастики заключается в практически неограниченном количестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разнообразить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя туловище, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. И в этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Данная особенность гимнастических упражнений очень важна, так как она сочетается с таким свойством координационных способностей, как региональность.

Так же для этого свойства координационных способностей важна такая особенность гимнастической методики, как избирательное воздействие упражнений. Строгая регламентация упражнений — пространственно-временных и силовых характеристик — позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы.

Возможность усложнения и комбинирования упражнений,
применения одних и тех же упражнений в разных целях.
Типичным
способом развития координационных способностей в гимнастике является
освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и
конечных положений, скорости выполнения, так и путем новых
сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени
трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на снарядах). Конструирование новых элементов,
создание оригинальных композиций проявляют творческие способности и преподавателя и ученика. Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафете или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма.

Обычно повторение уже освоенного, автоматизированного движения, структурно сходного с новым, облегчает изучение последнего — односторонний перенос. Перенос развития – закономерность в развитие физических способностей, устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или несколько ее компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно.

В данном случае происходит определенное подкрепление новых координационных связей за счет использования двигательного опыта ученика. Например, повторение переворота в сторону— колеса помогает освоить аналогичный переворот с поворотом (рондат).

Как правило, специально подобранные двигательные задания (подготовительные упражнения) для определенного гимнастического движения помогают успешному освоению основного — частичный или ограниченный перенос. Здесь имеет место решение частной двигательной задачи и перенос отдельных технических действий (положения), фазы движения. Например, выполнение подскоков в упоре лежа на полу или отталкиваний руками от стены при наклонном положении тела будет помогать формированию навыка толчка руками, что в конечном счете обеспечит изучение опорного прыжка в целом.

Положительное влияние отдельного навыка (умения) может распространяться на изучение целой группы движений — обобщенный перенос. Так, выполнение прыжков в глубину (с подвесного мостика) позволяет овладеть правильным приземлением, а этот навык способствует разучиванию многих соскоков с гимнастических снарядов; или овладение основами прыжков на батуте дает возможность быстрее осваивать целый ряд гимнастических упражнений, связанных с безопорными вращениями.

Особенности проявления ловкостных способностей в баскетболе

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания учащихся. С их помощью достигается цель – формирование основ физической и духовой культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.

Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств следует также учитывать, что ученик должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма.

Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, ученик проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.

Большое количество приемов и их различные сочетания требуют хорошего развития различных координационных способностей, прежде всего точности движений, способности к рациональному мышечному расслаблению. Например, точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча. А ведь бросок мяча – всего лишь один из приемов игры, хоть и основной.

Метод самостоятельного проектирования личной физической подготовки действительно положительно влияет на уровень развития физических качеств учащихся. Практическое внедрение показало множество трудностей, возникающих при практической реализации данной методики. Осуществление методики требует наличия хорошего контакта педагога с детьми. Основной сложностью при использование данного метода является проблема заинтересованности детей. Учитель должен активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес, пробудить истинные мотивы каждого ученика.

Проблема совершенствования методики самостоятельного проектирования безусловно требует дальнейшего изучения и разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...