Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком при нарушении питания
учебно-методический материал по физкультуре

Обмен веществ нарушается при многих внутренних болезнях. Однако если преобладают эти нарушения, то заболевание расценивается как обменное.

Наиболее частым нарушением обмена веществ яв­ляется общее ожирение, возникающее либо на почве из­быточного питания, либо недостаточного окисления по­ступающих в организм пищевых веществ. Есть не­сколько форм ожирения, но очень часто оно появляет­ся при переедании, сидячем образе жизни, недостаточной физической нагрузке, а при ожирении от других причин отсутствие движений ведет к отягощению состояния.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

коррекционной работы  с ребенком при нарушении питания

Обмен веществ нарушается при многих внутренних болезнях. Однако если преобладают эти нарушения, то заболевание расценивается как обменное.

Наиболее частым нарушением обмена веществ является общее ожирение, возникающее либо на почве избыточного питания, либо недостаточного окисления поступающих в организм пищевых веществ. Есть несколько форм ожирения, но очень часто оно появляется при переедании, сидячем образе жизни, недостаточной физической нагрузке, а при ожирении от других причин отсутствие движений ведет к отягощению состояния.

Ожиревший человек становится бесплатным носильщиком непомерного груза. Сердце и легкие несут добавочную нагрузку по обеспечению питанием дополнительной, балластной ткани — пассивной жировой клетчатки. Работоспособность больного, страдающего ожирением, понижается, он быстро утомляется. Усиливающаяся одышка, потливость, общая вялость вызывают стремление меньше двигаться и больше отдыхать, что, в свою очередь, увеличивает ожирение. Снижается сократительная способность сердца из-за пропитывания жиром сердечной мышцы и сдавливания его окружающим жиром. Свободному расслаблению сердца мешает высоко стоящая диафрагма. При ожирении уменьшается подвижность грудной клетки, что приводит к снижению жизненной емкости легких и развитию в них застойных явлений. Все это нарушает дыхательную функцию и затрудняет работу сердца. Поэтому у больных ожирением нередко страдает и сердечно-сосудистая система.

Лечебное действие физической культуры при ожирении основано на повышении обмена веществ и ее общеукрепляющем действии на организм больного. Под влиянием физических упражнений повышаются энергетические траты и улучшается обмен веществ, усиливается работа сердца и легких, нормализуется деятельность желудочно-кишечного тракта и уменьшаются застойные явления в органах брюшной полости, нижних конечностях и легких. Кстати, следует знать, что окисление жиров происходит и в легких.

Формы и объем допустимой нагрузки при занятиях физическими упражнениями определяются лечащим врачом в зависимости от возраста, состояния здоровья, главным образом состояния сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности.

Для того чтобы организм мог преодолевать непривычную для него большую нагрузку, ее необходимо выполнять «дробными» порциями, то есть физическими упражнениями следует заниматься два-три раза в день (утром, в обеденный перерыв и после работы).

Занимающихся не должно смущать усиление одышки в начале курса лечения физическими упражнениями, в процессе тренировки и овладения правильным дыханием одышка уменьшается и постепенно исчезает.

После занятий необходимо принять прохладный душ или обтереться влажным полотенцем. Хорошо также закончить занятия самомассажем, именно самомассажем, так как установлено, что массаж существенно не влияет на жировой обмен и худеет при нем главным образом массажист, а не массируемый.

Физические упражнения воздействуют особенно эффективно, если сочетаются с соответствующим диетическим питанием.

ФИО ребенка

Триместр

Задачи

Упражнения

1.

1 триместр

- стимуляция обмена веществ в организме, активизируя окислительно-восстановительные процессы и повышая энергозатраты;

- снижение массы тела;

- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата;

- повышение адаптации организма к физическим нагрузкам.

-наращивание мышечной массы.

1. Исходное положение (И. П.) – лежа на спине. Чуть присогните ноги в коленях, делайте ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Повторите 30 раз.

2. И. П. – то же. Согнутые в коленях ноги притяните руками к животу, вернитесь в И. П. Повторите 10 раз.

3. И. П. – то же. Поднимите одновременно обе ноги и постарайтесь закинуть их за голову – 10–15 повторений.

4. И. П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сводите и разводите колени – 15–20 раз.

5. И. П. – стоя на коленях, опираясь вытянутыми руками на пол. Позвоночник параллельно полу. Поднимайте согнутую в колене левую ногу, затем – правую. Повторите 10 раз для каждой ноги.

6. И. П. – то же. Наберите воздух через рот, на выдохе прогните поясницу вниз и расслабьте живот. Немного задержитесь в этой позе. Вернитесь в И. П., наберите воздух через рот. На выдохе втяните живот и прогните спину вверх «домиком» – как ощетинившаяся кошка. Сделайте 20–30 повторений.

7. И. П. – стоя, руки вдоль туловища. Сделайте глубокий выдох, втягивайте и вытягивайте живот. Повторите 5–8 раз. Это упражнение отлично массирует внутренние органы, улучшает моторику кишечника.

8. Закончите комплекс ходьбой на месте с высоким подниманием колен – 2–3 минуты.

Приемы самомассажа

Они тоже очень просты, и их всего два.

1. Лягте на спину, расслабьтесь. Положите правую руку на живот, делайте круговые поглаживания по часовой стрелке. Поглаживания должны быть достаточно мягкими, без резких движений и надавливаний.

2. Лежа на спине, массируйте свод стопы, активно разминая и разглаживая его. Для этого можно использовать ручной массажер.

2

2 триместр

- стимуляция обмена веществ в организме, активизируя окислительно-восстановительные процессы и повышая энергозатраты;

- снижение массы тела;

- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата;

- повышение адаптации организма к физическим нагрузкам.

-наращивание мышечной массы.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ОЖИРЕНИЕМ БЕЗ НАРУШЕНИЙ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Ходьба с высоким подниманием бедра и энергичной работой рук. ТБ. Т—1,5 мин. Дыхание равномерное.

2. Подтянуться, руки вверх, пальцы переплетены — ладони вверх — вдох. ТМ. 3—4 раза.

3. Наклониться вперед — выдох. ТБ. 5—б раз.

4. Непрерывные повороты корпуса со свободным размахиванием руками. ТБ. 5—6 раз в каждую сторону. Дыхание равномерное.

5. Непрерывные наклоны корпуса в стороны с поочередным выбрасыванием рук вверх. ТБ. 5—6 раз в каждую сторону. Дыхание равномерное.

6. Полное дыхание. Медленно. 4—6 раз.

7. «Велосипед». ТС. 15—25 раз. Дыхание равномерное.

8. Поворот таза, носком левой ноги коснуться пола справа. То же другой ногой. ТМ. 5-6 раз.

9. Попеременное поднимание и опускание прямых ног. ТМ. 6—8 раз.

10. Полное дыхание. Медленно. 3—4 раза.

11. Руки на бедрах или на затылке: поднимание туловища со скольжением ладонями по ногам и без движения рук. 4—12 раз.

12. Сгибание и разгибание туловища из исходного положения на коленях. ТМ. 4—6 раз.

13. Поднять ногу и достать носок вытянутой ноги. ТС. 3-4 раза каждой ногой.

14. Полное дыхание. Медленно. 3—5 раз.

15. «Бокс». ТБ. 15—20 секунд. Дыхание равномерное.

16. Выдох. Поднять высоко согнутую левую ногу, коснуться правым локтем колена. ТБ. 5—6 раз каждой ногой.

17. Отвести локти назад, прогнуться. ТМ. 3—4 раза.

18. Расслабить последовательно кисти рук, предплечья, плечи, голову, туловище; присесть, опираясь руками об пол, полностью расслабиться. Медленно. 3—4 раза.

3

3 триместр

- стимуляция обмена веществ в организме, активизируя окислительно-восстановительные процессы и повышая энергозатраты;

- снижение массы тела;

- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата;

- повышение адаптации организма к физическим нагрузкам.

-наращивание мышечной массы.

Вводная часть

1. И. п.— основная стойка. Ходьба по кругу с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку, 1—2 мин.

2. И. п.— то же. Ходьба па носках с отведенными в сторону руками, 30—60 с.

3. И. п.— то же. Ходьба с ускорением темпа, переходящая в бег, замедление шага, медленная ходьба с движениями рук, 1—2 мин.

4. И. п.— стоя, ноги врозь, руки внизу, пальцы сцеплены в замок. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки — вдох, и. п.— выдох. 4—5 раз. Темп медленный.

5. И. п.— основная стойка, руки в стороны, прогнуться назад — вдох, и. п.— выдох, 6—8 раз. Темп средний.

Основная часть (упражнения 1—9 выполняют с гантелями).

1. И. п.— стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Поднимаясь на носки, руки вверх — вдох, и. п.— выдох. 6—8 раз. Темп средний.

2. И. п.— стоя. Согнуть локти, руки на грудь, одновременно отвести правую ногу назад, прогнуться — вдох, и. п.— выдох. 6—8 раз. Темп средний.

3. И. п.— то же, руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево. 6—8 раз в каждую сторону. Дыхание свободное.

4. И. п.— основная стойка. Отвести ногу в сторону на носок с одновременным наклоном туловища в одноименную сторону — выдох, и.          п.— вдох. 5—6 раз в каждую сторону.

5. И. п.— стоя, ноги шире плеч. И. п.— вдох, наклониться вперед, мах руками назад, спину прогнуть, смотреть прямо перед собой — выдох. 4—5 раз. Темп медленный.

6. И. п.— то же, одна рука вверху, другая внизу. Энергичная смена положения рук. 6—8 раз каждой рукой. Дыхание не задерживать. Темп средний.

7. И. п.— основная стойка. И. п.— вдох, присесть, руки вытянуть вперед — выдох. 6—8 раз. Темп средний.

8. И. п.— стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. И. п.— вдох, наклониться вперед, правой рукой коснуться левой стопы — выдох. 6—8 раз в каждую сторону. Темп медленный.

9. И. п.— то же, руки опущены. Развести руки в стороны, прогнуться — вдох, охватить руками грудную клетку — выдох. 6—8 раз. Темп медленный.

10. И. п.— сидя на краю стула, откинувшись на спипку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его 5—7 раз. Темп медленный.

11. И. п.— лежа на спипе, руки в стороны. Поднять ноги вертикально вверх, затем медлепно опустить в стороны. 8—10 раз. Дыхание произвольное.

12. И. п.— то же, руки под головой. Поднять ноги вверх. Медлеипо опуская поги, делать ими круговые движения в тазобедреппых суставах внутрь и наружу. 6—8 раз. Дыхапие произвольное.

13. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Поднимание таза с переходом в положение полумост — вдох, и. п.— выдох. 6—8 раз. Темп медленный.

14. И. п.— то же, руки согнуты в локтевых суставах. Прогибание позвоночника в грудпом отделе с опорой на локти — вдох, опускание грудной клетки — выдох. 6—8 раз. Темп медленный.

15. И. п.— лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Глубокое грудное и диафрагмальное дыхание. 4—5 раз.

16. И. п.—то же, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибапие ног в коленных и тазобедренных суставах («велосипед»), 10—12 раз. Дыхание свободное.

17. И. п.— лежа на спине. Глубокое дыхание 4—5 раз.

18. И. п.— то же. Кисти рук под головой. Поднять слегка прямые поги, развести их в стороны и скрестить. Возвратиться в и. п. 8—10 раз. Темп медленный.

19. И. п.— лежа на спине. Согнуть ноги в коленных суставах, повернуть их в сторону — выдох, вернуться в и. п.— вдох. 6—8 раз в каждую сторону. Темп медленный.

20. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны — вдох, поднять согнутую в коленном суставе ногу, прижать ее руками и подтянуть к груди — выдох. 6—8 раз каждой ногой. Темп медленный.

21. И. п.— лежа па спине, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, приподнимая голову и плечи, дотянуться ладонями до стоп — выдох. 6—8 раз. Темп средний.

22. И. п.— лежа па спине. Спокойное дыхание.

23. И. п.— лежа на левом боку, левая рука под головой, правая вдоль туловища. Поднять правую руку п ногу вверх — вдох; сгибая правое колено, обхватить его рукой, подтянуть к груди — выдох. 6—8 раз. Темп медленный.

24. И. п.— то же, правая рука на поясе. Маховые движения правой ногой вперед и назад с полной амплитудой. 6—8 раз. Темп средний,

25. И. п.—лежа на правом боку, правая рука под головой, левая вдоль туловища. Поднять левую руку и ногу вверх — вдох, сгибая левое колено, обхватить его рукой, подтянуть к груди — выдох, б— 8 раз.Темп средний.

26. И. п.— то же, левая рука на поясе. Маховые движения левой ногой вперед и назад с возможно полной амплитудой. 6—8 раз. Темп средний.

Заключительная часть.

1. И. п.— осповная стойка. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, и. п.— выдох. 5—6 раз. Темп медленный.

2. И. п.— стоя. Ходьба по кругу с упражнениями на внимание, 1,5—2 мин. Темп медленный.

3. И. п.— стоя, поги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки через сторопы вверх — вдох, наклонить туловище вперед с расслаблением мышц — выдох. 5—6 раз.

Индивидуальный план

коррекционной работы  с ребенком при нарушении формирования произвольных движений (атаксия)

        При неврологической патологии и после травм бывает нарушение координации движений: дрожь в руках или ногах, нарушение равновесия, точности и меткости движений пальцев. Согласованность движений помогут вернуть специальные упражнения.

Патологическое состояние, при котором нарушается нормальное движение мышц, суставов и связок, появляется дрожь или нарушение равновесия, называется атаксия. Причин у неё может быть много: травмы, неврологические, обменные и ревматоидные заболевания, нарушающие координацию движений. Неотъемлемой частью терапии, назначаемой с целью восстановить подвижность, является набор физических упражнений лечебной гимнастики. Разновидность может быть мозжечковой или же сенситивной.

Причина этой формы заболевания – поражение мозжечка и его каналов. В данном случае происходит нарушения тонуса мышц, при закрывании глаз серьезных изменений не наблюдается. Выделяют две разновидности:

  • Статико–локомоторная
  • Динамическая

В первом случае наблюдаются проблемы с равновесием и походкой, а во втором – с точными манипуляциями. Определить ее нетрудно, так как поражение мозжечка приводит к тому, что при попытке сделать произвольное действие руками, пациент не может провести короткое движение, слишком сильно сгибает пальцы, заносит конечность чересчур далеко, при этом она дрожит. Человеку становится сложно написать что-либо или сказать, речь медленная, но прерывистая.

В результате этой формы нарушается нормальное получение мозгом сигналов от нервных окончаний мышц и суставов, подобные сбои сбивают координацию и не дают полноценно контролировать действия.

В отличие от типа атаксии с повреждения мозжечка, в данном случае проблема локализуется в поясничном отделе и грудине, поэтому поражение затрагивает и нижние и верхние конечности. Односторонняя форма, в случае нарушения в медиальной петле или таламусе, характеризуется нарушением координации руки и ноги с противоположной стороны. Если затронут клиновидный или нежный пучок, наоборот, изменения происходят с прилегающей стороны.

При выраженной форме заболевания, человек не может застегнуть пуговицу, поднести ко рту ложку или стакан воды, дотронуться до кончика носа, пальцы могут двигаться даже при отсутствии сигналов к движению со стороны пациента. Попытки напрячь мышцы для сгибания и разгибания приводят к противоположному эффекту, конечность становится вялой, манипуляции неточными. Состояние ухудшается при закрывании глаз, становится трудно устоять, пациент раскачивается, ему постоянно приходится опускать голову, чтобы видеть землю, так как он боится споткнуться.

         Гимнастика при нарушении равновесия и координации требует определенного подхода.

Основные правила тренировок:

  • выполняемое движение не должно приносить боль и делаться из последних сил;
  • любое усложнение или ускорение должно проходить постепенно;
  • если проявить усердие, любое движение можно улучшить;
  • как правило, упражнения сначала проводят в лежачем положении, потом постепенно переходят к сидячему и стоячему положению;
  • поначалу обязательно нужно следить за своими движениями, при наличии успеха, позже можно будет пробовать закрывать глаза;
  • упражнения всегда начинаются с крупных размашистых движений, медленно переходя к более мелким и детальным;
  • каждое движение делается сначала быстро, а потом со сниженным темпом;

Упражнения

Гимнастика при атаксии подразделяется на несколько категорий, целью которых является адаптация пациента для самообслуживания и улучшение его самочувствия. Упражнения, которые составляют комплекс лечения:

  1. Общее укрепление – своего рода разминка, состоящая из махов руками и ногами, с разрабатыванием бедренных и плечевых суставов.
  2. Развивающие точность. Здесь пациенту необходимо стараться плавно прикоснуться к определенной точке нужной конечностью. Когда намечается прогресс, врач усложняет задачи путем применения грузов или ограничения освещения, возможно использование движущейся цели.
  3. Баллистические – метание и броски с использованием реальной или воображаемой цели. В дальнейшем практикуется уменьшение или отдаление цели, смена исходного положения.
  4. Увеличение чувствительности проводят путем тактильного ощупывания предметов, вес и форму которых нужно описать не глядя.
  5. Упражнения с фиксацией суставов. В этом случает ограничивается движение некоторых участков и предлагается поднимать и переносить предметы, используя свободные суставы. Со временем лангета (которой фиксируется сустав) меняется на эластичный бинт, нагрузки медленно увеличиваются.
  6. Выработка равновесия достигается путем постепенного усложнения задач, сначала сидя, потом стоя, уменьшается количество и площадь опор, затем пациента переводят на ходьбу по различным поверхностям, иногда боком или даже спиной вперед.
  7. Разработка глаз также проводится по нарастающей, начиная из положения лежа, при этом зрительно фиксируется точка, от которой нельзя отрывать взгляд при выполнении. Далее с неподвижной головой глазами описываются определенные фигуры. Такие задания можно делать часто и понемногу, без сторонней помощи.

В ЛГ – много противоатактических упражнений: упражнения для повышения точности и меткости движения, на координацию действий между 2 и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировка функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

  1. Повышение точности (качество выполнения движения) и меткости (качество финального усилия) достигается медленными, а затем быстрыми движениями с внезапными (по команде) остановками и сменой направления, тренировкой движений прицеливания – перед точным уколом иглой, циркулем, перед разрезом ножницами, ножом, перед началом письма, перед ударом по мячу, биллиардному шару, тренировка в попадании указательным пальцем в неподвижную, а затем движущуюся цель, выполнение всех этих упражнений в отягощенных, «смущающих» условиях (в разных и.п., с увеличением массы, в темноте и т.д.)
  2. Баллистические упражнения – метания, толчки, броски разных предметов, а также имитация этих движений. Меняя массу и форму предмета (мяч, камень, палка, копье и др.), дальность броска, размер цели, и.п. (лежа, сидя, стоя, на ходу), можно варьировать эти упражнения. Упражнения тренируют точность и меткость движения в предвидении изменяющегося полета предмета. Смена и.п. восстанавливает правильные реципрокные отношения между мышцами – антагонистами (координируя их взаимоотношения), а также увеличивает обьем движений в суставах и силу мышц.
  3. Упражнения с увеличением массы работающего сегмента – усиливают информацию, идущую от мышц, связок и суставов в ЦНС, изменив тем самым и ответ – команду на периферию. Это ведет к включению в работу иного числа мотонейронов и выполнению другого движения.

Карандаш или ручка, утяжеленные в несколько раз и привязанные к предплечью, свинцовые полукруглые пластины, прикрепленные к голени и бедру, - все это простейшие приспособления для утяжеления, которые:

  • Посылают центр усиленные афферентные сигналы
  • Требуют других условий для своего выполнения
  • Чисто механически препятствуют излишней амплитуде движения – зашкаливанию в крайних точках траектории движения, что особенно ценно при всех видах тремора, атетозах и других гиперкинезах.

Способ утяжеления для всего корпуса для улучшения статики и ходьбы – обычная наплечная сумка – рюкзак, наполненная грузом. Это смещает центр тяжести, изменяет оси расположения плечевых и тазобедренных суставов, усиливает вертикальное давление на суставы и конечности.

4.Упражнения для повышения координации движений между 2 и более суставами или мышечными группами в тех случаях, когда выявляется несогласованность между движениями суставов по:

  • Времени начала и остановки движения
  • Величине усилия, развиваемого в разных мышечных группах
  • Амплитуде движения
  • Направлению движения
  • Определенной последовательности действия в разных звеньях двигательной цепи.

Упражнения этой группы могут быть направлены раздельно на перечисленные компоненты и тренировку сочетанных качеств координированного движения (на амплитуду и силовое напряжение, на временные факторы и направление движения).

Упражнения с выключением (фиксацией) одного или 2 суставов из двигательного акта.

 Пример: если надо согласовать движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах (особенно при нарушении глубокой чувствительности в локтевом суставе) , надо «запереть» локтевой сустав короткой лонгетой и провести действие без его участия. В действии «взять предмет с пола и положить на полку выше уровня головы» захват – суставами кисти, а перенос предмета – движениями плечевого сустава.

Пример 2: взять вытянутой рукой ключ, вставить в скважину и открыть – закрыть замок. Это действие может быть выполнено благодаря движению только в плечевом и лучезапястном суставах. Далее – можно уменьшить жесткость фиксации локтевого сустава – наложением восьмиобразной повязки), чтобы он постепенно и с большей долей участия включался в выполнение перечисленных действий.

        Аналогичное упражнение – и для нижних конечностей. Выключение коленного сустава из акта ходьбы вначале изменяет правильный рисунок ходьбы (которого у больного не было), однако ведет к большей согласованности движений в тазобедренном и голеностопном суставах, а последующее постепенное снятие жесткой фиксации возвращает акту ходьбы нормальный или оптимальный рисунок.

  1. Уменьшение тремора.

При системном треморе (паркинсоноподобный) используют направленное обучение такому же тремору, в том же ритме и в той же амплитуде, в которых происходит патологический, непроизвольный тремор (неосознанный, не контролируемый тремор переводится в управляемый, осознанный). Это ведет к уменьшению амплитуды тремора, больной может по своему желанию останавливать дрожание и длительно воздержаться от него или уменьшить его интенсивность.

Утяжеления различными грузами сегмента конечности или предмета, с которым больной манипулирует.

Упражнения с коротким («мгновенным») способом воздействия (удар, рывок,  скачок, щелчок). Наливание воды в стакан, переворачивание страниц, застегивание замка-молнии будут гораздо эффективнее при рывковом, быстром исполнении.

6.Тренировка функции равновесия и обучение ходьбе (чаще всего при статической атаксии, т.е. - астазии, абазии и при нарушениях вестибулярной функции – головокружениях.

Тренировка равновесия:

  • Увеличение площади опоры – ноги врозь или шире плеч
  • Уменьшение площади опоры – ступни плотно вместе
  • Дополнительная опора – брусья, козелки, трости
  • Глазодвигательная гимнастика – особенно при головокружении
  • Упражнения «сбивающего» характера (дополнительный груз, толчки или «притягивания» со стороны инструктора
  • Упражнения с дефицитом афферентной информации – стояние, ходьба с закрытыми глазами или в темных очках, в наушниках, в воде, в обуви со сверх толстой подошвой
  • Упражнения с измененным рисунком нормального движения (адекватное затруднение) – стояние и ходьба на неровной плоскости, передвижение спиной или боком вперед. Ходьба по трафарету – следы, линии, ориентиры, стояние и ходьба на «высоких» платформах («котурны»)
  • Сочетание всех перечисленных выше упражнений с глазодвигательной гимнастикой.

ФИО ребенка

Триместр

Задачи

Упражнения

1

1 триместр

- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

-осуществлять своевременную коррекцию имеющегося паталогического и пред паталогического состояния;

- формировать и закреплять навыки правильной осанки;

- повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

  1. Ноги поставить вместе, руки в стороны, глаза закрыть и удерживать равновесие в таком положении 20-30 секунд.
  2. Позиция как в первом упражнении, но при этом приподниматься на носках на каждый счет, до 10-15 раз.
  3. Исходная позиция - ноги вместе, глаза закрыты, руки вдоль туловища, при этом делать круговые движения головой в одну и в другую сторону по пять раз.
  4. Стоя, поднять колено одной ноги до уровня пояса, руки в стороны, закрыть глаза и удерживать положение 10-15 секунд, сменить ногу.
  5. Правую стопу поставить перед левой так, чтобы пятка правой ноги касалась пальцев левой ноги, руки вытянуть вперед перед собой, закрыть глаза и удерживать положение 20-30 секунд.
  6. Исходное положение как в пятом упражнении, при этом делать наклоны туловищем вправо и влево поочередно на каждый счет, по 5-10 наклонов.
  7. Ходьба по прямой линии, аккуратно ступая только на эту линию. Также хорошо тренирует координацию.

Более сложные упражнения:

  1. Положите на пол подушку, встаньте на нее одной ногой, другую согните в колене и отведите назад, при этом пытаясь удержать равновесие на 10-15 секунд, поменяйте ноги. Также можно удерживать равновесие на колене.
  2. Ласточка - стоя на одной ноге, отводите прямую другую ногу назад, прогибаясь туловищем вперед.
  3. Стоя на одной ноге, другую поднимаете на 20-30 градусов вперед от пола и описываете восьмерку 5 раз, сменить ногу.

2

2 триместр

оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

-осуществлять своевременную коррекцию имеющегося паталогического и пред паталогического состояния;

- формировать и закреплять навыки правильной осанки;

- повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

Упражнения  стоя.

1. Согните одну ногу в тазобедренном и коленном суставе, скользите пяткой по поверхности постели. Выпрямите бедро и колено, чтобы вернуться в исходное положение. Повторите упражнение  с другой ногой.

2. Согните одну ногу в тазобедренном и коленном суставе, как в упражнении № 1. Затем сдвиньте противоположную прямую ногу в сторону, пятка  согнутой ноги фиксирована на поверхности кровати. Верните отведенную ногу обратно в центр и выпрямите бедро и колено согнутой ноги.  Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение с другой ногой.

3. Согните одну ногу в тазобедренном и коленном суставе и приподнимите ногу над поверхностью. Выпрямите ногу, и медленно вернитесь к исходному положению. Повторите упражнение с другой ногой.

  1. Согните и выпрямите одну ногу тазобедренном  и коленном суставе, передвигая (скользя) пятой по поверхности кровати, по команде постарайтесь остановить движение ноги в любой точке. Повторите упражнение с другой ногой.
  2. Согните бедро и колено одной ноги и поместите пятку, за ногу другой ноги на противоположной стороне колена. Затем выполняйте скользящие движения вниз по голени до щиколоток и обратно до колена. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение с другой ногой
  3. Согните обе ноги в  бедрах и коленях,  пятки на поверхности кровати,  держите лодыжки вместе. Выпрямите обе ноги, скользя пятками по поверхности,  вернитесь в исходное положение.
  4. Согните одну ногу в тазобедренном и коленном суставе, затем другую, одновременно распрямляя  первую ногу, выполняя движение «велосипед». Темп медленный, если не получится приподнять ноги над поверхностью, выполняйте скользящие движения.

3

3 триместр

оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

-осуществлять своевременную коррекцию имеющегося паталогического и пред паталогического состояния;

- формировать и закреплять навыки правильной осанки;

- повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

    Упражнения сидя

1. Исходное положение: Сидя на стуле с опорой ног на поверхность пола.

2. Выполняем упражнение: Топтаться на месте, поднимая только пятки. Затем усложняем упражнение,  поочередно поднимаем всю ногу и твердо с упором ставим ногу на пол, так что бы прослеживался отпечаток стопы.

3. Сделайте на полу 2 - 3 крестика мелом. Скользить ногами по  отмеченным крестами месту: вперед, назад, влево и вправо.

4. Выполняйте упражнение поочередное поднимание ноги в положении сидя, при поднимании ноги вы должны следить за выполняемым упражнением. повторите упражнение с другой ногой.

5. Научитесь подниматься с кресла, первоначально немного согнуть туловище вперед, затем вставать выпрямляя бедра и колени. В обратном порядке сесть.

6. Упражнние отведение ноги сидя. Выполните отведение бедра ноги в сторону, затем отведите и носок, вернитесь в исходное положение в той же последовательности, сначала носок ноги затем бедро. повторите упражнение с противоположной стороны.

7. Упражнение похоже на упражнение с крестами на полу, только в этом упражнении выполняются скользящее движение ноги, с начала максимально близко к туловищу, затем на 5-10 см от центра, постепенно увеличивая расстояния от туловища. Выполнив упражнение одной ногой повторите его с другой. Выполнять упражнение сначала сидя затем его усложняют и выполняют в положении стоя.



Упражнения стоя

1. Исходное положение:  Встаньте прямо, ноги от 4 до 6 см друг от друга.

2. Идти боком, начиная с половины шага вправо. Выполняйте это упражнение под счет. На один, перенести вес на левую ногу, на  два, поместите правую ногу примерно на 20 - 30 см вправо, на три, перенести вес на правую ногу, на четыре, приведите левую ногу к правой. Повторите упражнение с половиной шага влево. Размер шага вправо или влево может различаться.

3. Идите вперед, между двумя параллельными линиями 14 см друг от друга расположение  ног только по линиям, правая нога по правой линии,  левая нога по левой линии. Сделайте десять шагов, оцените правильность и точность передвижения, повторите упражнение.

4. Идите вперед по линии, помещая каждую ногу в след линии. Вы должны идти параллельно линии с отклонением не больше  5 см от центра линии. Начинайте с четверти шага, затем половина шага, три четверти шаги, и полные шаги.

5. Стоя,  поднимите носок правой ноги, опираясь на пятку и вращайте носок наружу, затем поменяйте положение и встаньте на носок приподняв пятку. Вращайте пятку, опираясь на пальцы, совершите полный оборот.  Повторите упражнение на противоположной ноге.

6. Выполните упражнение ходьбы по лестнице. Идите вверх, затем вниз по лестнице, один шаг за один раз. Поставьте правую ногу на ступеньку и приведите левую ногу, совершая шаг. Повторите упражнение, поменяв опорную ногу. Повторите упражнение в обратном направлении.  На начальном этапе обязательно используйте перила, это улучшит баланс равновесия, затем после практики этого упражнения и улучшения координации, попробуйте выполнить его, не прибегая к перилам.

Физическая культура при средней тяжести нарушения двигательных функций.

Время занятия 41-53 минуты.

Раздел.

Время.

Содержание.

Методические указания.

Вводный.

4-5

Общие дыхательные упражнения. Общеукрепляющие гимнастические упражнения

 разминочного характера (повороты, наклоны корпуса, вращения в крупных суставах здоровых конечностей).

Обсуждение с больным плана занятия.

Основной.

35-45

Упражнения для снижения спастичности в паретичных конечностях (пассивные и полупассивные движения, напряжения мышц – антагонистов, дозированное расслабление и напряжение мышц, минимальные напряжения, растягивание).

Упражнения для увеличения силы паретичных мышц (движения в облегченных или затрудненных условиях, адекватно имеющейся силе, многократное их повторение, использование различных и.п.).

Противосодружественные упражнения.

Тренировка прикладных двигательных навыков – вставание и стояние с различной степенью поддержки и разными приспособлениями (брусья, манеж, костыли, козелки, трости);  обучение ходьбе с теми же приспособлениями (по мере убывания), туалет, одевание, манипуляции с бытовыми приборами, передвижение по лестнице, пользование лифтом и др.

Упражнения вначале проводят в крупных, затем в мелких суставах.

Чередовать с упражнениями для снижения спастичности.

Все упражнения сознательно подразделяют на сугубо восстановительные и компенсаторные.

Заключительный.

2-3

Закрепление наиболее сложных движений, упражнения на координацию и равновесие.

Обсуждение достижений и недостатков.

Физическая культура при легких нарушениях двигательных функций.

Время занятия 47-54 минуты.

Раздел.

Время.

Содержание.

Методические указания.

Вводный.

4-5

Общеукрепляющие упражнения для корпуса и рук, использование гимнастической палки и других спортивных снарядов. изометрические и изотонические напряжения мышц головы и шеи.

Амплитуда движений нарастает постепенно, активизация выдоха, но не вдоха.

Основной.

40-45

Противоспастические упражнения – активное дозированное и дифференцированное расслабление спастичных и напряжение паретичных мышц, усиление мышц – антагонистов.

Увеличение силы паретичных мышц в различных затрудненных условиях, тренировка их в различных скоростных режимах.

Сочетание упражнений противоспастических и на увеличение силы паретичных мышц с противосодружественными упражнениями.

Включение игровых и спортивных элементов (ведение мяча, броски мяча в цель, имитация гребли и лыжного хода с использованием эластичных тяг, фигурная ходьба, ходьба по «бегущей» дорожке, элементы соревнования на точность и скорость выполнения).

Тренировка прикладных и частично профессиональных навыков, которые наиболее дефектны.

Обучение расслаблению предварительно «разогретых» или «холодных» мышц.

Занятия перед зеркалом.

Контроль за состоянием больного(пульс, дыхание, АД).

Выбор восстановительных или компенсаторных приемов.

Заключительный.

3-4

Повторение противоспастических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционной работы

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год....

Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида

Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида указывает на причины школьной неуспеваемости. И выделяет основные направления и приёмы работы по ликвидации пробелов в об...

Индивидуальный план коррекционной работы

Предлагается примерный план индивидуальной работы с ребенком, в котором можно конкретно описать предполагаемую работу по звукопроизношению, словарю, связной речи и прочим речевым параметрам....

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...

Индивидуальный план подготовки студента с ОВЗ (нарушение слуха)

Фрагмент программы индивидуального обучения студента с ОВЗ (индивидуальный план подготовки студента с нарушением слуха)...

Индивидуальный план работы с ребенком с нарушением интеллекта на учебный год

В плане расписана работа по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи, фонематическому восприятию и т.д....