Курсовая работа Тема: Особенности учебных занятий легкой атлетикой со школьниками
методическая разработка по физкультуре

Курсовая работа

Тема: Особенности учебных занятий легкой атлетикой со школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: Особенности учебных занятий легкой атлетикой со школьниками


Содержание

Введение                                                                                                                    3                                                                                                                                                                                              

 Глава I. Легкая атлетика в общеобразовательной школе                                    6

1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности          6

детей школьного возраста

1.2. Содержание и организация учебных занятий по легкой                 17

атлетике в школе

1.3. Оборудование мест занятий и инвентарь для проведение              30 легкоатлетических уроков

Заключение                                                                                                              31                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Литература                                                                                                               32                                                                                                                                                                                            


Введение

Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит — и жизнь.

Итак, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания — упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию.

Программа этих соревнований была в основном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге на дистанции, равной длине стадиона (192 м 27 см), которая называлась «стадий». (Отсюда, собственно, и возникло слово «стадион».) Более полувека этот вид бега — стадиодром — оставался единственным видом соревнований на эллинских олимпийских праздниках. На Играх 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) впервые были разыграны призы в беге на дистанции, равной двум стадиям. На Играх 15-й Олимпиады появился бег на выносливость — от 7 до 25 стадиев.

Уже в ту пору участники Игр специализировались в отдельных видах программы состязаний. Например, бегуны на длинные дистанции, как правило, очень редко стартовали в беге на короткие дистанции. Зато очень часто один и тот же атлет выступал на двух коротких дистанциях и нередко оказывался сильнейшим на обеих сразу.

Прыжок в длину в то время атлеты выполняли со специальными гантелями в руках. Тогда считалось, что это помогает усилить маховое движение рук и преодолеть в полете большее расстояние. Копье и диск метали с небольшого возвышения. Причем копье держали не просто в руке, а при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Копьеметатели в ту пору состязались в бросках на меткость попадания в цель, тогда как дискоболы соревновались на дальность.

Победителей соревнований чествовали тогда очень пышно. Их увенчивали венками из оливы, ветви для которых срезали специальным золотым ножом со старых священных деревьев. Когда чемпионы возвращались домой, их встречали толпы радостных соотечественников. Поэты слагали в честь победителей хвалебные гимны. Имена чемпионов высекались на каменных плитах, а некоторым из них даже ставились памятники. Именно благодаря этому до нас и дошли их имена.[11, 21]

Актуальность темы  я считаю,  что это тема наиболее актуальна, так как я учусь в колледже и в будущем буду учителем физической культуры. Основная работа это работа в школе с детьми школьного возраста. Зная их особенности (анатомо-физиологические и психологические) я смогу варьировать нагрузкой, давать упражнение на определенные мышечные группы и добиваться положительного результата.

Цель  работы раскрыть особенности учебных занятий легкой атлетикой со школьниками.

 Рабочая гипотеза предполагается, что, зная особенности анатомо-физиологические и психологические, я смогу варьировать нагрузкой, давать упражнение на определенные мышечные группы и добиваться положительного результата.

Задачи:

1. Довести до сведения анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста.

2. Дать характеристику  содержания и организации учебных занятий по легкой атлетике в школе.

3.  Раскрыть  виды оборудование мест занятий и инвентарь для проведение легкоатлетических уроков.


Глава I. Легкая атлетика в общеобразовательной школе

1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности

детей школьного возраста

Двигательные возможности детей и подростков очень тесно связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для каждой возрастной группы. Развитие организма детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды сравнительно бурного развития сменяются периодами замедленного развития. Кроме того, на отдельных этапах возможны явления, когда интенсивное развитие сопровождается резким отставанием в росте важнейших вегетативных органов.

Регулярные физические упражнения, особенно такие разнообразные и естественные, как бег, прыжки и метания, безусловно, будут активно и положительно воздействовать на качественные и количественные изменения в организме детей, подростков и юношей, но при условии, если они строятся с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников.

Младший школьный возраст (7—10 лет). Этот период развития детей характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Так, за год длина тела и вес увеличиваются в среднем соответственно на 4 — 5 см и на 2 — 3 кг, а окружность грудной клетки — на 2 — 3 см. В этот возрастной период мальчики и девочки растут примерно одинаково, однако у первых длина тела увеличивается в основном за счет длины ног, а у вторых — за счет туловища.

В возрасте 7—10 лет продолжается формирование костной ткани и скелета в целом. Строение костей ребенка этого возраста в основном аналогично строению костей взрослого человека. Однако в силу большей эластичности мышц и связок подвижность в суставах у ребенка 7—10 лет значительно выше, чем у взрослого. В младшем школьном возрасте процесс окостенения скелета еще далек от завершения. Например, кости таза к 7—8 годам только начинают срастаться. Поэтому в ходе проведения занятий следует избегать упражнений, связанных со значительной и резкой нагрузкой на кости таза (прыжки с большой высоты, переноска тяжестей и др.).

Мышечная система у детей этого возраста развита еще очень слабо, но развитие мускулатуры проходит усиленными темпами. Сила мышц рук возрастает вдвое, а становая сила у мальчиков и девочек увеличивается соответственно на 10—15 и 20—30%. Мышечная ткань у младших школьников по составу и сократительной способности отличается от мышечной ткани взрослых. В мышцах ребенка отмечается избыток воды и недостаток белков и жиров, что в свою очередь способствует большей их эластичности. В этот период наблюдается некоторое несоответствие в интенсивности развития отдельных мышечных групп: крупные мышцы ног, туловища и плечевого пояса развиваются быстрее, чем мелкие мышцы кисти, стопы. Именно поэтому дети с трудом выполняют упражнения, требующие точной и согласованной работы мелких мышц.

Возрастное развитие двигательной и вегетативной функций в этот период происходит не однонаправлено. Механизмы, регулирующие деятельность вегетативных органов и систем, в своем индивидуальном развитии заметно отстают от темпов развития способности к управлению двигательным аппаратом.

Состояние важнейших вегетативных систем — дыхательной и сердечно-сосудистой — в большей мере определяет уровень работоспособности детей и приспособляемости их организма к различным физическим нагрузкам. Легкие, сердце и кровеносные сосуды по отношению друг к другу развиваются неравномерно. У 10—11-летних детей относительная величина сердца (на 1 кг веса тела) наименьшая. С 11 — 12 лет относительный вес сердца постепенно увеличивается. В 7—8 лет иннервационный аппарат сердца полностью формируется, но сила сердечной мышцы ребенка еще очень далека от максимальной. Что же касается минутного объема, то он почти равен минутному объему взрослых. Однако обеспечивается это равенство за счет значительно большей, чем у взрослых, частоты сердечных сокращений (80— 90 уд/мин.).

В свою очередь большая частота сердечных сокращений и большая скорость кровотока обеспечивают большее, чем у взрослых, кровоснабжение тканей.

Сердце ребенка достаточно легко приспосабливается к различным режимам работы и сравнительно быстро восстанавливает свою работоспособность. Но несмотря на это, несовершенство регуляторных механизмов приводит к некоторой неустойчивости в работе сердца. Поэтому чрезмерная физическая или психическая нагрузка может привести к некоторым функциональным расстройствам сердечной деятельности.

Некоторые особенности строения грудной клетки, дыхательной мускулатуры и легочной ткани детей приводят к тому, что дыхание у них поверхностное и частое (20—25 в минуту). По абсолютному показателю жизненной емкости легких мальчики 7—10 лет на 100—200 см3 опережают девочек. Легкоатлетические упражнения, такие, как ходьба и бег, в силу своего циклического характера и естественности являются одними из лучших средств для постановки и совершенствования правильного дыхания.

Дети младшего школьного возраста часто нецелесообразно реагируют на внешние раздражения, особенно тогда, когда требуется быстрое приспособление к обстоятельствам или резкое изменение направления и характера движения.[8, 87]

В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей:

а)   лабильный, отличающийся быстротой и точностью образования условных рефлексов и дифференцировок; дети этого типа проявляют деловое и своевременное отношение к работе, относительно спокойны, быстро ориентируются в окружающей обстановке;

б) инертный, отличающийся медленным образованием условных рефлексов и дифференцировок; дети этого типа мало инициативны, молчаливы,  легко поддаются внушению, проявляют слабый интерес к внешней среде, среди  них часто встречаются отстающие в учебе и спорте;

в)   тормозной, у которого новые условнорефлекторные связи образуются с большим трудом, но зато легко вырабатываются дифференцировки; это обычно спокойные, сосредоточенные на выполняемой деятельности дети, с трудом переключающиеся на новые виды работы;

г)  возбудимый, характеризующийся легкостью и быстротой образования условных рефлексов, но медленным и трудным формированием дифференцировок; дети этого типа неспокойны на занятиях спортом, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием.

Указанные типы имеют прямое отношение к характеру учебно-тренировочной работы с детьми, поэтому их необходимо учитывать при индивидуальном подходе к юным спортсменам.

Средний школьный возраст (11—14 лет). Этот возраст (подростковый) характеризуется существенными морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т. е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интенсивный прирост мышечной массы и, следовательно, веса тела.

Характерно, что девочки-подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, как правило, опережают мальчиков по показателям длины и веса тела.

В этом возрасте существенные изменения претерпевают не только объем мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 12—14 лет увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек, причем если у мальчиков одновременно увеличиваются показатели абсолютной и относительной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то у девочек к 12—13 годам прирост общего веса тела опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. Именно этим можно объяснить тот факт, что девочкам трудно выполнять упражнения, связанные с перемещением и удержанием веса собственного тела (висы, лазанье, прыжки).

В подростковом возрасте активно продолжается формирование скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще к этому времени достаточно сильной мускулатурой. Поэтому подросткам противопоказаны такие упражнения, как тройной прыжок с разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с тяжестями, превышающими собственный вес, и другие подобные упражнения.

Однообразные длительные физические упражнения могут привести к одностороннему (асимметричному) развитию мускулатуры и, как следствие этого, к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения, нужно особенно следить за тем, чтобы достаточную нагрузку получили мышцы спины и шеи, препятствующие возникновению «круглой» спины и сутуловатости. Очень важно с первых занятий следить за правильной осанкой во время бега и прыжков.

Вегетативные органы и системы, а также регуляция их функций в этот период продолжают развиваться и совершенствоваться. Важная функциональная особенность ЦНС подростков, заключающаяся в большей по сравнению с взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма также обеспечивают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Но, несмотря на это, подростки быстрее, чем взрослые, устают от однообразной нагрузки, так как сердце подростка справляется с работой главным образом за счет увеличения частоты сокращений и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объема. Однообразная работа быстрее утомляет подростка, поэтому в ходе занятий необходимо регулярно изменять характер упражнений. Подростки быстрее взрослых восстанавливают силы после нагрузки.

Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха. Важно помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно преодолеть влияние возбуждения, поэтому учащиеся (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности.

На нагрузки различного характера организм подростков реагирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового характера переносятся ими легче, чем нагрузки, связанные с проявлением выносливости и силы. Исследованиями установлено, что подростковый возраст является особенно благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств.

ЦНС и ее функции, а подростковом возрасте продолжают совершенствоваться. В это время уже возможен успешный контроль над инстинктивными и эмоциональными реакциями, но устойчивость процессов возбуждения и торможения по-прежнему невелика, причем чаще всего преобладают процессы возбуждения, что в свою очередь приводит к быстрой нервной и физической утомляемости. В связи с этим следует несколько снизить нагрузку для подростков в активный период полового созревания, следить за тем, чтобы на тренировках преобладала спокойная обстановка.

Бурное развитие двигательной функции, присущее подростковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным показателям она мало отличается от двигательной функции взрослых людей. Однако на фоне общего совершенствования двигательной функции у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации движений, снижение их точности. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и непропорционально возросшим весом. Учитывая это, для предупреждения временной дискоординации следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного периода полового созревания и не торопиться с окончательными выводами о спортивных способностях подростка.

У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения.

Старший школьный возраст (15—17 лет). Этот возраст характеризуется более медленным и равномерным процессом развития, причем юноши растут заметно быстрее девушек. В этот период заканчивается половое созревание, юноши и девушки по строению и пропорциям тела почти не отличаются от взрослых. Тот факт, что у юношей по сравнению с девушками более длинные руки и ноги и сравнительно высокое расположение ОЦТ, позволяет им легче овладевать такими упражнениями, как ходьба, бег, прыжки. У девушек, наоборот, ОЦТ несколько опущен, что придает телу большую устойчивость и способствует лучшему освоению двигательных навыков, связанных с проявлением чувства равновесия (метание диска, толкание ядра).

Большие кости в этот период растут незначительно, зато утолщаются и укрепляются, в связи с чем скелет способен выдерживать значительные нагрузки.

Наиболее интенсивно развивается мышечная система, особенно у юношей. К 17—18 годам мышечная масса у юношей уже составляет до 45% веса тела. Это позволяет юношам выполнять упражнения, требующие проявления не только больших, но и в отдельных случаях максимальных мышечных усилий.

Увеличение мышечной массы у девушек в возрасте 15—17 лет незначительно и неравномерно: в большей мере развиваются мышцы тазового пояса и в меньшей — рук и плечевого пояса. Именно такое несоответствие развития силы отдельных мышечных групп мешает девушкам, регулярно не занимающимся спортом, выполнять большинство упражнений, связанных с преодолением веса собственного тела (прыжки, бег). При проведении занятий даже с тренированными девушками старшего возраста следует избегать упражнений, вызывающих повышение внутри-брюшного давления и затрудняющих деятельность органов малого таза (прыжки в глубину, поднимание тяжестей).

В старшем юношеском возрасте продолжает развиваться и совершенствоваться сердечно-сосудистая система, что выражается в увеличении размеров сердца, просвета сосудов, ударного и минутного объема сердца. Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки становится более адекватной, что способствует повышению выносливости и работоспособности организма.

Дальнейшее развитие и совершенствование органов дыхания обеспечивает общее повышение функциональных возможностей организма старших школьников. Конкретно это выражается в увеличении окружности, экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких, повышении силы дыхательной мускулатуры и увеличении процента использования кислорода. Но, несмотря на эти положительные изменения, старшие школьники хуже, чем взрослые, переносят упражнения, вызывающие натуживание и задержку дыхания.

В связи с тем, что функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек значительно ниже, чем у юношей, необходимо очень строго дозировать нагрузки, связанные с проявлением выносливости.

Развитие ЦНС в старшем юношеском возрасте завершается. Процессы возбуждения и торможения становятся более уравновешенными, улучшается способность к аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Это позволяет расширить круг средств и методов, используемых при проведении занятий.

В данном возрасте происходит формирование основных психических процессов и качеств личности. По своему содержанию и форме они приближаются к тем, которые характерны для взрослых. Процессы восприятия, внимания, мышления становятся у старшеклассников более организованными. Юноши и девушки в совершенстве владеют наиболее рациональными способами усвоения знаний, у них развивается абстрактное мышление, логическая память, творческое воображение. Лишь по интенсивности эти виды психических процессов слабее, чем у взрослых.

Старший школьный возраст является основным для формирования мировоззрения и осознанного отношения к требованиям жизни, общества, спорта. Устойчивые интересы школьников позволяют им с большей определенностью выбрать специализацию в профессии и спорте.[14, 33]

Возрастные особенности занятий легкой атлетикой

Этап предварительной подготовки в легкой атлетике целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте. Такое раннее начало занятий позволит в подростковом возрасте воспитать с помощью разнообразных средств и методов качества, необходимые легкоатлету.

К 10-летнему возрасту, частота беговых шагов достигает показателей, свойственных взрослым спортсменам-разрядникам. Однако если в это время не воздействовать специальными средствами на частоту движений, то это качество постепенно ухудшается и к 16 годам достигает своего минимума.

Многолетняя система подготовки бегунов на короткие дистанции предусматривает целенаправленное воздействие (начиная с 8—9-летнего возраста) на такие двигательные качества, как быстрота, гибкость и ловкость. Для воспитания быстроты в этом возрасте целесообразно использовать различные подвижные и спортивные игры с элементами прыжков, метаний, бега, а также быстрый бег на отрезках 10—40 м. В 12—13 лет средства воспитания быстроты остаются в основном прежними, добавляется лишь многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений, а длина быстро пробегаемых отрезков увеличивается до 60—80 м.

В возрасте 14—16 лет вместе с совершенствованием быстроты движений, гибкости, ловкости и общей выносливости значительное место отводится упражнениям силового и скоростно-силового характера, выполняемым с небольшими отягощениями (набивные мячи, гантели, мешки с песком и Др.). Используется и штанга весом до 40 кг. Эти упражнения должны занимать 10— 15% от общего времени занятия, В возрасте 16—17 лет бегуну на короткие дистанции необходимо продолжать развитие скоростно-силовых качеств, а также воспитывать специальную выносливость.

Предрасположенность школьников к отдельным видам прыжков или метаний обычно проявляется через 2—3 года с момента начала регулярных занятий легкой атлетикой (13—14 лет). Для подростков, специализирующихся в прыжковых видах, главное в это время — совершенствование техники движений и повышение функциональных возможностей организма. В 15—16 лет с помощью специальных упражнений совершенствуется техника прыжков, и развиваются скоростно-силовые и силовые качества спортсменов. В старшем школьном возрасте (16—17 лет) тренировка по характеру и содержанию почти не отличается от тренировки взрослых прыгунов и носит ярко выраженную специальную направленность. В этом возрасте для развития силы, кроме малых и средних отягощений, можно пользоваться уже большими и максимальными весами. При этом для юношей максимальным весом принято считать вес на 10—20 кг больше собственного, а для девушек — меньше на 10—15 кг. Упражнения с предельными и околопредельными весами рекомендуется выполнять не чаще 1 раза в неделю, так как при более частом их использовании нервно мышечный аппарат юных легкоатлетов не успевает восстановиться, В метаниях этап начальной спортивной специализации наступает в 13—14 лет. В этот период в тренировке используются в основном упражнения скоростно-силового характера, а разносторонность достигается за счет многоборной подготовки. Чаще других используются упражнения с набивными мячами, гимнастические и акробатические упражнения, быстрый бег на отрезках 20—60 м, кроссовый бег на дистанции 500—1000 м и др.

В этом возрасте доля специальных упражнений, направленных на воспитание необходимых метателю качеств, сравнительно невелика (до 30%). Важно следить, чтобы при выполнении имитационных упражнений вес отягощений соответствовал возможностям юных спортсменов и не нарушал правильности движения. Обычно имитационные упражнения выполняются с облегченными ядрами и набивными мячами.

К 15—16 годам объем специальной тренировки у юных метателей расширяется до 40—50%. Для увеличения мышечной силы можно применять штангу весом 25—40 кг для юношей и 15— 30 кг для девушек. Тренировка метателей этого возраста отличается от тренировки взрослых легкоатлетов только по объему и интенсивности используемых средств.

В тех видах легкой атлетики, где достижение спортивного результата связано с проявлением выносливости, регулярную тренировку целесообразно начинать уже в 11 — 12-летнем возрасте. В этом случае главной задачей является воспитание общей выносливости на базе разносторонней физической подготовленности. Объем средств ОФП в осенне-зимнем (подготовительном) периоде составляет 90 — 100%, а в весенне-летнем (соревновательном)— 80 —90% от общего объема. В 13 — 15-летнем возрасте доля специальной подготовки юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость, постепенно возрастает до 15 —  25%, а в 16 — 17 лет — до 20—30%.

По годам занятий объем беговых упражнений в одной тренировке (только в основной части занятий) изменяется следующим образом: в 1 — 2-й годы—1200 м для девушек и 1600 м для юношей; в 3 — 4  годы — 3000 м для девушек и 4000 м для юношей; в 5 — 6-й годы беговые упражнения достигают объема взрослых спортсменов, но интенсивность их несколько меньше.[17, 73]

1.2. Содержание и организация учебных занятий по легкой атлетике в школе

Несмотря на естественный характер многих легкоатлетических упражнений, овладение ими требует соблюдения всех основных дидактических принципов и главным образом последовательности, постепенности и доступности в сочетании с регулярностью занятий.

В начальных классах основные задачи сводятся к совершенствованию естественных механизмов движения при ходьбе, беге, простейших прыжках и метаниях. При этом в качестве средств для обучения и совершенствования в ходьбе и беге рекомендуется использовать такие упражнения,, как ходьба с изменением длины и частоты шагов, свободный бег на отрезках 30 — 100 м, быстрый бег на отрезках 10 — 40 м, бег в чередовании с ходьбой до 200 м, бег через простейшие препятствия (набивные мячи, скамейки и др.) При этом особое внимание рекомендуется обращать на формирование правильной осанки, обеспечивающей не только эффективное выполнение элементов спортивной техники, но и выгодные условия для работы важнейших вегетативных органов и систем ребенка.

Прыгая в высоту, мальчики и девочки 7— 10 лет должны разбегаться под прямым углом к планке, отталкиваться одной ногой, а приземляться обязательно на обе. Высота планки в зависимости от конкретных условий может быть доведена до 60 — 80 см. Помимо обычных прыжков в длину с укороченного разбега, целесообразно выполнять и такие упражнения, которые способствуют формированию правильных навыков отдельных элементов прыжка, например с небольшого разбега напрыгивания на стопу матов (3—5 штук). При этом можно маты по длине разделить на 3 зоны шириной по 50—60 см и предложить учащимся последовательно приземляться сначала в 1-й зоне (100—120 см от места отталкивания), во 2-й (150—180 см) и в 3-й (190—200 см).

Для обучения простейшим метаниям в начальных классах используются чаще всего теннисный мяч и другие легкие предметы (дротики, палки). Метать можно как на дальность, так и в цель, причем метание в цель предпочтительнее, так как развивает способность к дифференцировке усилий, точность и глазомер.

Учитывая возраст учащихся начальных классов, целесообразно чаще использовать игровой метод при обучении их легкоатлетическим упражнениям. С этой целью наиболее подходящими будут подвижные игры с элементами бега, различных прыжков и метаний.

Начиная с IV класса учащимся сообщаются теоретические сведения: понятие о правильном положении тела во время ходьбы и бега, о быстром, медленном, ускоренном и повторном беге. Из  беговых средств в практике работы с учащимися IV классов используется бег с высокого старта, бег с ускорением до 30 — 40 м, повторный бег 4 — 5 х  50 — 60 м со скоростью 4,3 — 5,0 м/сек и 2 х 100 м со скоростью 3,4 — 3,8 м/сек. Прыгать в высоту дети продолжают с прямого разбега, отталкиваясь на расстоянии 0,5 — 1 м от планки. При прыжках в длину уже требуется совершать отталкивание от бруска при разбеге в 3—5 шагов и от зоны шириной не более 30 см при достаточно полном разбеге (9—11 шагов).

Основным снарядом для метания в IV классе остается теннисный мяч. Программой предусмотрено метание мяча в цель (щит 1 х 1 м) с расстояния 12 м для мальчиков и 8—9.м для девочек. Рекомендуется также проводить метание теннисного мяча в мишень или стенку с расстояния 2—3 м, добиваясь возможно более дальнего отскока. Эти метания можно проводить как с места, так и с шага.

В V классе программа предусматривает усвоение таких теоретических сведений и понятий, как равномерный и переменный бег, дистанция и отрезки дистанции, угол разбега по отношению к планке, угол вылета снаряда, скрестный шаг в метаниях, препятствия и способы их преодоления.

Беговая часть легкоатлетической программы V класса содержит бег с ускорением до 30 — 40 м, бег с высокого старта до 60 м. Рекомендуется повторный бег 4 — 5 х 50 м со скоростью 4,6 — 5,3 м/сек и 2 х 100 м со скоростью 3,6 — 4,1 м/сек. Для повышения общей выносливости можно использовать бег в медленном темпе до 3 мин. Проводится и бег до 60 м с упрощенными препятствиями (условный окоп 70—80 см шириной, барьер высотой 40 см, набивные мячи).

Прыжки в высоту с 5—7 шагов разбега проводятся под углом к планке. При этом обращается особое внимание на правильное сочетание отталкивания с маховым движением рук. Прыжки в длину выполняются с укороченного разбега с отталкиванием от бруска и добавляются прыжки с укороченного разбега с полетом «в шаге» перед приземлением.

Пятиклассники метают теннисный мяч в цель и на дальность не только с места, но и с 1—2 шагов. Метание с шага осуществляется из положения, стоя левым боком к направлению метания, правая рука отведена, как для броска с места, правая нога впереди, левая скрестно сзади. Для метания с 2 шагов ученик становится левым боком к направлению метания, ноги несколько шире плеч, правая рука отведена в положение для броска с места (1-й шаг правой скрестно). Разучиваются и более сложные элементы техники метания: бросок с места с замахом вперед - вниз - назад (по разделениям); то же с 5 шагов из положения стоя лицом вперед, левая нога на контрольной отметке.

В VI классе учащиеся изучают низкий старт. Они должны знать и выполнять команды «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Им также сообщаются сведения о длине бегового шага, длине в ширине ступни, ритме разбега при прыжках и метаниях, исходном положении для толкания ядра с места.

При разучивании низкого старта используется бег на отрезках до 60 м. В повторном беге увеличивается объем и интенсивность: 4 х 60 м со скоростью 5,4 — 5,7 м/сек и 3 х 100 м со скоростью 3,8 — 4,3 м/сек. Время медленного бега с целью развития общей выносливости возрастает до 5 мин. Впервые проводится бег в умеренном темпе до 500 м. На 60 - метровой дистанции количество препятствий увеличивается до четырех.

 Учащиеся VI класса должны прыгать в высоту способом «перешагивание» с 3 шагов разбега. Продолжается совершенствование прыжка в длину «в шаге» с укороченного разбега и начинается обучение прыжкам в длину способом «согнув ноги». Усложняется техника метания. Теперь теннисный мяч метают на дальность по условному коридору шириной 10—15 м. Впервые вводится контрольная отметка. Метание производится с подхода шагом (3—5—7 шагов) к контрольной отметке в сочетании с последующим замахом и броском; с подбеганием (5—9 шагов) к контрольной отметке в медленном темпе в сочетании с последующим замахом и броском. Впервые разучивается техника толкания набивного мяча (1—2 кг) с места из исходного положения, стоя лицом и боком к направлению толкания.

В VII классе учащихся знакомят со способом передачи эстафетной палочки «сверху без перекладывания», элементарной разметкой беговой дорожки, основами техники прыжка в высоту способами «перекат» и «перекидной», способами держания ядра и основами техники его толкания с места.

Из беговых средств используется бег на 60 м как с низкого, так и с высокого стартов (на результат). Теоретические сведения об эстафетном беге закрепляются на практике. По  прежнему используется повторный бег 4 х 60 м, но с возросшей скоростью — 5,5—6,0 м/сек и 3 х 100 м со скоростью 4,0 — 4,5 м/сек. Бег с умеренной скоростью проводится на дистанциях 300 — 500 м. Медленный бег с целью повышения уровня развития общей выносливости доводится уже до 7 мин. В беге на 60 м с препятствиями количество их достигает уже 6.

Учащиеся VII класса прыгают в высоту способами «перешагивание» и «перекидной». Основное внимание обращается на правильное выполнение отталкивания и перехода через планку. В прыжках в длину с разбега продолжается совершенствование способа «согнув ноги».

Для метания используется не только теннисный, но и утяжеленный мяч. Программой предусмотрено метание с 9—13 шагов разбега на оптимальной скорости в коридор шириной 10 м. Разучивается толкание ядра с места, стоя боком к направлению метания (вес ядра для девочек и мальчиков соответственно 2 и 3 кг).

В VIII классе учащимся дают сведения о разметке дистанции для эстафетного бега и правилах передачи эстафетной палочки, сообщаются также сведения о переходе от предварительного разбега к 5 бросковым шагам в метаниях и о скачке в толкании ядра. Восьмиклассники знакомятся с правилами подбора и величиной разбега при прыжках в длину и высоту, а также учатся правильно пользоваться секундомером, рулеткой, измерительной рейкой.

Совершенствование в беге осуществляется за счет пробегание дистанций 60 и 100 м с низкого и высокого стартов на результат. Возрастает скорость в повторном беге: 4 х 60 м рекомендуется пробегать со скоростью 5,6 — 6,5 м/сек, 3 x 100 м — со скоростью 5,6 — 6,5 м/сек З х 100 м — со скоростью 4,1 — 4,9 м/сек. Техника эстафетного бега совершенствуется в эстафетах с этапами 50 — 60 м. Время медленного бега возрастает до 10 мин.

Длина дистанции в беге с барьерами увеличивается до 80 м, а количество препятствий остается прежним (6).

Продолжается совершенствование техники прыжка в высоту способами «перешагивание» и «перекидной», а также прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту и в длину рекомендуется проводить на результат.

Метание утяжеленного малого мяча (100—150 г), гранаты, хоккейного мяча, дротика рекомендуется проводить с полного разбега и на дальность. Ядро мальчики и девочки толкают с шагом левой ноги вперед и со скачка.

Начиная с IX класса программой предусмотрено раздельное планирование материала по легкой атлетике для юношей и девушек.

Юношам в IX классе сообщаются теоретические сведения о самостоятельной разминке, а также о подборе и разметке индивидуального разбега в прыжках и метаниях и о правилах судейства.

В беговой части программы планируется бег на 60 и 100 м на скорость, повторный бег 3 — 4 х 80 м со скоростью 6,4—6,9 м/сек и 3 X 100 м со скоростью 4,5—5,3 м/сек. Этапы эстафетного бега увеличиваются до 100 м. В целях развития выносливости может быть использован интенсивный бег (кросс) на 800 м, медленный бег до 12 мин и бег с переменной скоростью на отрезках 100—200 м (в сумме до 800 м). Дистанция бега с препятствиями также увеличена до 100 м (6 препятствий). Совершенствуется техника прыжков в длину и высоту с разбега. При этом способы прыжка выбираются учащимися индивидуально. Метание малого утяжеленного мяча (100—200 г), гранаты (500—700 г) с разбега рекомендуется проводить не только в целях совершенствования техники, но и на дальность.

Девушкам в IX классе сообщаются те же теоретические сведения, что и юношам, а практическая часть программы несколько различается. В ней предусмотрен бег на 60 и 100 м на результат. Несколько уменьшены длина и скорость пробегание повторных отрезков: 4 х 60 м со скоростью 5,6 — 6,1 м/сек и 3 х 100 м со скоростью 4,2 — 4,5 м/сек. Выносливость рекомендуется повышать посредством интенсивного бега (кросса) на 500 м или медленного бега в течение 7 мин. В прыжках в длину и высоту с разбега совершенствуется техника избранного способа прыжка. Рекомендуется проводить метание на дальность малого утяжеленного мяча (100 — 150 г), гранаты (300 — 500 г), дротика и других предметов, а также толкание ядра (2 — 4 кг) со скачка.

В X классе теоретический материал для юношей и девушек включает следующие сведения: самостоятельная разминка перед сдачей учебных норм по бегу, прыжкам и метаниям; проведение разминки с группой учеников под наблюдением учителя; выполнение функций помощника судьи на одном из видов бега, прыжков или метаний.

Для юношей в целях повышения скорости рекомендуется проводить бег на 100 м с низкого старта на результат, а также повторный бег на отрезках 4 х 80 м со скоростью 6,5 — 7,0 м/сек и 3 х 200 ж со скоростью 4,5 — 5,3 м/сек. Для развития выносливости программа предусматривает бег с переменной скоростью на отрезках 100 — 300 м (в сумме 800 м), интенсивный бег (кросс) до 800 м, а также медленный бег до 15 мин. Количество препятствий на 100-метровой дистанции для десятиклассников увеличивается до 8. В процессе прыжков в длину и высоту с разбега главное внимание уделяется не только совершенствованию произвольно выбранного способа прыжка, но и развитию скоростно-силовых качеств. Помимо обычных легкоатлетических способов метания гранаты (500—700 г), дротика, утяжеленного мяча (100—200 г), добавляются и прикладные способы метания этих снарядов из различных исходных положений (с колена, лежа) в цель и на дальность. Ядро (5 кг) юноши толкают со скачка на дальность.

Девушки в X классе скоростные качества совершенствуют, пробегая 60 или 100 м с низкого старта, а также с помощью повторного бега 4 х 60 м со скоростью 5,7—6,2 м/сек и 3 х 100 м со скоростью 4,3—4,6 м/сек. Выносливость повышается за счет интенсивного бега (кросса) на 500 м или медленного бега до 9 мин. Так же как и юноши при прыжках в длину и высоту, девушки совершенствуют не только технику, но и скоростно-силовые качества. Утяжеленный мяч (100—150 г), гранату (300 — 500 г), дротик, а также ядро (4 кг) со скачка девушки метают на дальность.

В программе каждого класса излагается только новый материал, для успешного овладения которым учитель самостоятельно подбирает необходимые физические упражнения. Теоретические сведения по основным разделам программы сообщаются, как правило, при объяснении и разучивании новых упражнений.[15, 25]

Основными задачами обучения легкоатлетическим упражнениям в школе являются:

 а) совершенствование навыков в основных видах движений легкоатлетического   характера;

б) развитие двигательных качеств: скоростно-силовых, скоростных, силовых и выносливости;

 в)  повышение уровня физической работоспособности и на этой основе содействие поддерживанию высокого уровня умственной работоспособности;

г) усвоение определенных знаний по биомеханической структуре легкоатлетических упражнений и основам спортивной тренировки в легкой атлетике.

В старших классах объем нового материала по легкой атлетике несколько уменьшается, зато повышается объем и интенсивность выполняемых упражнений, благодаря чему легкоатлетические уроки по своему характеру приближаются к спортивной тренировке.

Основной формой занятий легкой атлетикой в школе является урок.

 В зависимости от характера и направленности поставленных задач, подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики: вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок); уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок) и, наконец, уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа в каждом уроке легкой атлетики принято различать вводную, подготовительную, основную и заключительную части. Иногда первые две части объединяют в одну.

В задачи вводной части входит построение, рапорт, организация внимания учащихся и сообщение им главной задачи урока. Подготовительная часть призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения. В основной части урока учащимся сообщают новые знания. Здесь приобретаются и совершенствуются умения и навыки. Задача заключительной части — постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.

Обучение в легкой атлетике не может основываться на однотипной структуре урока. В зависимости от этапа обучения выдвигаются различные дидактические задачи, которые в свою очередь предполагают соответствующий подбор средств, методов обучения и приемов организации учащихся. Следовательно, деление урока на части является условным. Важно понимать, что структура урока — это определенная последовательность, соотношение и взаимосвязь конкретных элементов, обусловленных главной (целевой) направленностью урока данного типа.

Средства (упражнения) и методы их проведения в подготовительной части урока должны подбираться с таким расчетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части урока. Например, если в основной части урока учащимся предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительную часть следует ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении. В основной части урока упражнения подбираются таким образом, чтобы первыми шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и, наконец, упражнения, развивающие выносливость. Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы и вегетативные органы. Например, вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.

Целесообразнее в этом случае вслед за прыжками в длину провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходиться на мышцы рук, плечевого пояса и туловища.

В случае проведения смешанного (комплексного) урока физической культуры (с сочетанием, например, элементов гимнастики и легкой атлетики) легкоатлетические упражнения можно с успехом включить в подготовительную и заключительную части урока (бег, прыжки, прыжковые упражнения), а также в основную (гимнастическую) часть урока в виде пауз между гимнастическими упражнениями.

Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться не только в зависимости от дидактических задач, но и от конкретных условий, в которых урок проводится. Школьные спортивные залы сравнительно мало приспособлены для занятий легкой атлетикой. С целью повышения плотности уроков и активной занятости, учащихся необходимо специально оборудовать не только спортивный зал, но и другие места проведения легкоатлетических уроков. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I и IV четвертях (весна и осень), поэтому большинство из них следует проводить на открытом воздухе.

Для повышения плотности занятий, например, при проведении прыжков в длину следует построить учащихся таким образом, чтобы одновременно могли прыгать несколько человек. Если нет возможности организовать несколько мест для прыжков в высоту, то можно увеличить пропускную способность сектора, раздвинув прыжковые стойки на 6—8 м, а вместо планки протянуть резину. В этом случае прыжки могут выполнять одновременно 3—4 учащихся. Точно так же метание различных снарядов можно проводить, предварительно построив учащихся в шеренгу с интервалом 1,5—2 м. Проведение занятий на местности (в лесу, в поле, на лугу) повысит не только их плотность, но и значительно поднимет непосредственный интерес учащихся, будет в большей мере способствовать укреплению здоровья и закаливанию.

Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит так называемый круговой метод, заключающийся в последовательной смене упражнений. Занимающиеся делятся на 3—5 групп, каждая из которых одновременно начинает выполнять свое упражнение. Спустя некоторое время (3—5—8 мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, и так до тех пор, пока каждая группа не пройдет через все упражнения. Достоинство кругового метода, прежде всего в том, что его можно использовать на уроках легкой атлетики с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.[18, 85]

Рассмотрим несколько примеров круговой тренировки для развития отдельных физических качеств.

Для развития быстроты движений

1-е упражнение: беговая работа рук в максимальном темпе (2—4 серии по 8—10 сек с интервалом 30—45 сек).

 2-е упражнение: бег па месте (в упоре) в максимальном темпе (3—4 серии по 8—10 сек с интервалом 45—60 сек).

 3-е упражнение — на расслабление.

 4-е упражнение: броски набивного мяча (1—2 кг) в быстром темпе (в стену с отскоком или партнеру) —2—3 серии по 12—15 бросков с отдыхом 60 сек.

Для развития прыгучести

1-е упражнение: подскоки на прямых ногах (3—4 серии по 30—40 подскоков в каждой с отдыхом 60 сек).

2-е упражнение: прыжки через препятствия разной высоты на одной и двух ногах (выполнять поточным методом в течение 2—3 мин).

 3-е упражнение — на расслабление.

 4-е упражнение: подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега, доставая руками высоко расположенный предмет (выполнить 2—3 серии по 15—20 прыжков с отдыхом 1 мин).

Для развития силы

1-е упражнение: отжимание, в упоре лежа (2—3 серии «до отказа») и подтягивание в висе (2—3 серии «до отказа»).

2-е упражнение: (для мышц туловища): опускание и поднимание туловища с положении лежа на спине (на животе) с закрепленными ногами (2—3 серии по 10—12 раз).

 3-е упражнение: приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (выполнить 2—3 серии по 12—15 раз).

 4-е упражнение: броски набивного мяча (1—3 кг) из положения, сидя и лежа на спине одной и двумя руками (всего 40—50 раз).

Для развития гибкости

1-е упражнение: для увеличения подвижности локтевых и плечевых суставов (с гимнастической палкой, с партнером —  различные выкруты и др.).

 2-е упражнение: для увеличения подвижности позвоночного столба (различные наклоны, повороты и вращения туловища).

 3-е упражнение: для увеличения подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов (различные маховые движения с выпадами, «шпагаты» и «полушпагаты» и др.).

4-е упражнение — на расслабление.

Специальных упражнений для развития выносливости в круговой тренировке с детьми, подростками и юношами проводить не следует, так как сам принцип построения круговой тренировки является достаточным фактором для развития выносливости. Больше того, такой метод воспитания выносливости даже во многом предпочтительнее в работе со школьниками, так как он благодаря эмоциональной насыщенности позволяет избежать монотонности в занятиях и повысить интерес учащихся к уроку.

Подвижные игры также способствуют повышению активности и интереса учащихся и позволяют повысить плотность урока легкой атлетики. В зависимости от задач урока предлагаемые учащимся подвижные игры могут включать в себя главным образом либо различные прыжки и их элементы, либо метание предметов в цель и на дальность, либо бег. Можно подобрать и такие подвижные игры, в которых элементы бега, прыжков и метаний будут в определенной мере сочетаться. Как правило, подвижные игры на легкоатлетических уроках используются в работе преимущественно со школьниками младшего и среднего возраста.

Для повышения активности и самостоятельности, учащихся при прохождении легкоатлетического материала практикуются задания на дом. Такие задания, как правило, связаны с изучаемым в данное время учебным материалом и направлены на то, чтобы повысить качество физической и технической подготовленности учащихся. Например, учитель может порекомендовать ученику с помощью определенных упражнений повысить уровень развития силовых качеств, прыгучести или гибкости, разучить или закрепить определенный технический элемент бега, прыжков или метаний. Дав домашнее задание, учитель обязан проследить за качеством его выполнения, оценить его. Только в этом случае учащиеся будут ощущать необходимость и обязательность подобных заданий.[13, 21]

1.3. Оборудование мест занятий и инвентарь для проведение легкоатлетических уроков

Школьный физкультурный зал и пришкольная спортивная площадка должны быть в достаточной мере оборудованы для проведения легкоатлетических занятий. Это оборудование может быть стандартным или специально изготовленным самими учащимися. Стандартный легкоатлетический инвентарь и оборудование рассчитаны главным образом на проведение учебно-тренировочных занятий с легкоатлетами не моложе 11 —12 лет в условиях ДЮСШ или спортивной секции коллектива физкультуры. Для общеобразовательной школы больше подойдут легкоатлетическое оборудование и инвентарь, изготовленные своими руками.

При строительстве спортивной площадки основное внимание следует обратить на то, чтобы места для занятий были сделаны с расчетом на одновременное использование их большим количеством школьников, что обеспечит необходимую плотность урока и условия для массового обучения.

Легкоатлетические барьеры для школьной спортивной площадки можно изготовить из резинового (парусинового) шланга. Продев внутрь шланга толстую проволоку, можно придать барьеру любую форму. Такие барьеры можно легко воткнуть в грунт свободными концами проволоки. Для сокращения времени на изменение высоты планки хомутики на высотных стойках должны иметь несколько (4—6) площадок, расположенных в 5 см одна над другой.

Переоборудование и дооборудование школьного спортивного зала и пришкольной площадки являются необходимым условием для быстрого и полноценного решения задач по массовому обучению школьников основам легкой атлетики. В случае же изготовления части инвентаря и оборудования силами учащихся повышается не только их бережливость к плодам своего труда, но и интерес к занятиям легкой атлетикой.[20, 33]

                                   Заключение      

1.   Двигательные возможности детей и подростков очень тесно связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для каждой возрастной группы. Развитие организма детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды сравнительно бурного развития сменяются периодами замедленного развития. Кроме того, на отдельных этапах возможны явления, когда интенсивное развитие сопровождается резким отставанием в росте важнейших вегетативных органов.

Регулярные физические упражнения, особенно такие разнообразные и естественные, как бег, прыжки и метания, безусловно, будут активно и положительно воздействовать на качественные и количественные изменения в организме детей, подростков и юношей, но при условии, если они строятся с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников.

2. Несмотря на естественный характер многих легкоатлетических упражнений, овладение ими требует соблюдения всех основных дидактических принципов и главным образом последовательности, постепенности и доступности в сочетании с регулярностью занятий.

3.  Школьный физкультурный зал и пришкольная спортивная площадка должны быть в достаточной мере оборудованы для проведения легкоатлетических занятий. Это оборудование может быть стандартным или специально изготовленным самими учащимися. Стандартный легкоатлетический инвентарь и оборудование рассчитаны главным образом на проведение учебно-тренировочных занятий с легкоатлетами не моложе 11 —12 лет в условиях ДЮСШ или спортивной секции коллектива физкультуры. Для общеобразовательной школы больше подойдут легкоатлетическое оборудование и инвентарь, изготовленные своими руками.

Литература

1. Абдулова А. М., “Книга легкоатлета”. М., “Физкультура и спорт”, 1991.

2. Болотников П. Г. “Книга легкоатлета”. М., “Физкультура и спорт”, 1971.

3. Бойко А. Ф. “Основы лёгкой атлетики”. М., “Физкультура и спорт”, 1976.

4. Вайцеховский С. М. “Книга тренера”. М., “Физкультура и спорт”, 1981.

5. Вайцеховский С. М. “Книга тренера”. М., “Физкультура и спорт”, 1998.

6. Валик Б. В. “Тренерам юных легкоатлетов”. М., “Физкультура и спорт”, 1994.

7. Валик Б. В. “Тренерам юных легкоатлетов”. М., “Физкультура и спорт”, 1992.

8. Егер К. П. «Юным спортсменам о тренировке». М., “Физкультура и спорт”, 1995. – С. 87

9. Жевновата Ж. Д. “Методика обучения видам лёгкой атлетике”. Донецк, 1989.

10. Ломан В. М.,  “Бег, прыжки, метания”. М., “Физкультура и спорт”, 1994.

11. Ломан В. М., “Методика обучения видам лёгкой атлетике”. “Физкультура и спорт”, 1998. – С. 21

12. Макаров А. “Бег на средние и длинные дистанции”. М., “Физкультура и спорт”, 1996.

13. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. “Теория и методика физического воспитания”. М., “Физкультура и спорт”, 1986. – С. 21

14. Матвеев Л. П. “Теория и методика физического воспитания”. М., “Физкультура и спорт”, 1999. – С. 33

15. Озолин Н. Г. “Лёгкая атлетика”. М., “Физкультура и спорт”, 1989. – С. 25

16. Озолин Н. Г. “Лёгкая атлетика в школе”. М., “Физкультура и спорт”, 2001.

17. Озолин Н. Г. “ Методика преподавания лёгкая атлетики в школе”. М., “Физкультура и спорт”, 2004. – С. 73

18. Озолин Н. Г. “Лёгкая атлетика”. М., “Физкультура и спорт”, 1990. – С. 85

19. Харре Д. “Учение о тренировке”. М., “Физкультура и спорт”, 1991.

20. Хоменкова Л. С. “Учебник тренера по лёгкой атлетике”. М., “Физкультура и спорт”, 1994. – С. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В статье представлены данные об  изменениях показателей скоросной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительный занятиях легкой атлетикой во внеурочное время....

Правила проведения и судейство соревнований по легкой атлетике среди школьников.

Презентация о правилах соревнований по легкой атлетике среди школьников...

Курсовая работа Тема: Развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу

Курсовая работа Тема: Развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу...

Курсовая работа Тема: Особенности развития координации боксеров

Курсовая работаТема: Особенности развития координации боксеров...

Курсовая работа Тема: Особенности дыхания детей и подростков. Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы.

Курсовая работаТема: Особенности дыхания детей и подростков. Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы....