Исследовательская работа
творческая работа учащихся по географии (6 класс) по теме

Задорожный Александр Иванович

Топонимы села Великомихайловка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toponimy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района

 Белгородской области»

Конкурс:                             «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Номинация:                   «Гуманитарно-экологические исследования»                      

Название работы:         Топонимы села Великомихайловка

Выполнила:                       Пыхтина Елизавета

Класс:                                6

Руководитель:                 Задорожный Александр Иванович, учитель                                

                                            географии

Населённый пункт:        с.  Великомихайловка

                                            Новооскольского района

                                            Белгородской области

Год выполнения:            2011   

                                                       

2011

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………....3
  2. Обзор литературы………………………………………………………...5
  3. Методика исследования………………………………………………….6
  4. Основная часть……………………………………………………………7
  5. Заключение……………………………………………………………….10
  6. Список литературы……………………………………………………...11
  7. Список респондентов……………………………………………………12

Введение

Географические названия встречаются повсюду.  Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера?  К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.

В 2014 году мы отметим 355-летие нашего села Великомихайловка. К этой знаменательной дате ученики и учителя нашей школы решили выпустить альманах «Край родной – Великомихайловка».  И мы решили внести свою лепту. Нас заинтересовала история малой родины, нашего родного края. Ведь в селах и деревнях – прошлое нашего народа. В них – радость, горе, воспоминания, торжество и мечты народа. Некоторые деревни – очень древние, а иные образовались совсем недавно. Каждая деревня индивидуальна своей окружающей средой, своими старожилами. С течением времени много деревень пропало. Иные просто перестали существовать по той причине, что население покинуло эту деревню или поселок.

Родина… Отечество… Отчизна… - для  нас  это наша родная Россия. Но у каждого из нас  есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.

Село Великомихайловка расположено в долине рек Холок и Плотва. Село большое. В нем около 500 дворов,  проживает 3800 человек. Это село - наша малая родина.

В 1649 году была основана сторожевая крепость на «Засечной черте» для охраны и защиты от набегов монголо-татар. В дальнейшем здесь начали селиться крестьяне.

Более 350 лет прошло с этих времен. Как жило село все эти годы? Уходят века, но память о них остается в топонимах. Мы задались целью узнать, что могут рассказать  местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём. С этой целью решили выполнить исследовательскую работу.

Степень изученности темы: Сначала мы изучили теоретический материал о топонимах. Затем начали собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовали интернет - ресурсы и рассказы жителей села. Большую помощь в работе оказали учителя истории нашей школы: Шевченко Татьяна Сергеевна и Гребцова Наталья Владимировна.

Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края. Важно сохранить топонимы, их происхождение.

Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии, истории, краеведения и поместить в создающийся альманах о нашей малой родине.                                        

Цель работы. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю села Великомихайловка, выявить элементы исторического опыта, отражённые в топонимах.

Задачи:

1)изучить историю возникновения и существования с.Великомихайловка;

2)выявить возможность использования исторического опыта в современных     условиях.

 

Обзор литературы

Интерес к осмыслению географических названий появился на самых ранних этапах цивилизации. Ещё античные историки и географы пытались объяснить тот или иной топоним в известной им населённой части мира.

Научный период топонимики в Росси начался лишь в XIX веке. В 1812 году появилась статья А. Х. Востокова «Задача любителям этимологии», где впервые сформирована точка зрения на возникновение многих гидронимов, в числе которых Ладога, Волга, Дон, Днепр.

Другой зачинатель русской топонимии, Н. Н. Надеждин, в работе «Опыт исторической географии русского мира» (1837) связывает изучение топонимов с историей расселения славян и соседних народов. Основы современного изучения топонимического материала были заложены в работе А. Селищева «Из старой и новой топонимии» (1939).

Основы современного изучения топонимического материала были заложены в работе А. М. Селищева «Из старой и новой топонимии» (1939).

Большим событием в русской, славянской и мировой топонимической науке явилось издание в 1962г. фундаментального исследования В. Н. Топорова и О. Н. Трубачава «Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья».

В 1964г. под редакцией В. А. Никонова и О. Н. Трубачева выходит сборник материалов «Принципы топонимики», авторы которого рассматривают основные принципы и пути топонимических исследований (А. И. Попов), главнейшие направления и аспекты изучения топонимии (Э.М. Мурзаев), применение картографического метода в топонимике (Е. М. Поспелов) и др.

В. А. Никонову принадлежит заслуга создания в середине 60-х годов книг «Введение в топонимику» и «Краткий топонимический словарь», которые и теперь не потеряли своей ценности. О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е. М. Поспелов.         

Одной из книг,  в  которой было объяснено несколько названий  мест России, была книга натуралиста С.Г.Гмелина  «Путешествие по России для изучения трех  царств  естества»  (1771),  другая  принадлежала  писателю и краеведу Е.Болховитинову и называлась «Историческое,  географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800).  Одни и современных исследований  о  названии нашего края - книги Н.А.Прохорова «Надпись на карте» (1977) и  И.И.Жиленковой «Ойконимы Белгородской области» (1996).

Методика исследования

        Материалом для работы послужили различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации, а также рассказы местных жителей.

        Методика исследования была традиционной: во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение.

Одним из основных методов является опрос. Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек, респондент– непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой, общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей природе информацию. Однако всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Основная часть

В своей работе мы исследовали найденные нами 34 микротопонимов: 6 гидронимов,  6 названия оврагов и балок, 4 годонимов,  7 названия земельных участков, 3 названия дорог, 3 названия лесов, 5 названий гор и холмов.

Микротопонимами называют обычно не указываемые на картах названия урочищ, болот, лесов, лугов, покосов, уголков города или села. Эти названия необычайно ценны как образцы местных говоров и словообразований, а также как свидетели прошлой истории края. Часто только микротопоним и указывает на место, где прежде была деревня или какое-то здание в городе.  

Начнем с названия села. Откуда оно произошло?                                                       «Великомихайловка»- эти земли были пожалованы князю Голицыну. Он назвал это село в честь своего отца - Михаила.                                                                                                                             

1.Годонимы

Годонимы- это названия улиц. Сначала село было небольшим. Вокруг шумел лес. Село располагалось на трёх улицах: «Ярушка»- место в небольшом ярке, скрытое от посторонних глаз. Современное название - ул. Советская.  Первые поселенцы жили в этой части села. Постепенно село расширялось. Жители занимали новые поляны, которые получили названия по местонахождению улиц.

«Цыбар»- дано по названию колодца. Современное официальное  название - улица Первомайская.

«Заров» - улица за оврагом, переименована в улицу Октябрьская. «Лужок»- рядом с лугом. Современное название - ул. Ворошилова.

Нетрудно заметить, что в новых официальных названиях улиц нет исторической преемственности, что не может украшать наше национальное самосознание. По какому принципу выбирались новые названия для улиц, остается лишь догадываться.

2.Гидронимы                                                                                                                

Река в жизни наших предков играла важную роль. Поэтому старались селиться рядом с рекой.

Река «Холок» протекает рядом с селом, название своё получило от названия старинного села Холки.

Река  «Плотва»- по свидетельству местных жителей, было время, что плотву (вид рыбы) можно было ловить руками.                                                                          

Названия родников, колодцев, прудов

«Зотов колодец»- находился на угодьях кулака Зотова.

«Родник купеческий»- по старинному приданию в этом роднике утонул купец вместе с тройкой лошадей.

«Лошаков колодец»- находился на угодьях кулака Лошакова.

«Орлова криница»- колодец расположен в балке с ответвлениями, по форме напоминающую лапу птицы.

3. Оронимы

Оронимы - это собственные названия  любых форм рельефа (положительных и отрицательных).

Названия балок (яров)

Село расположено на овражном месте.  В названиях оврагов и балок содержится какой-то внешний признак оврага.

«Черёмушное»- название дано по наличию зарослей черёмухи.

«Глинное»- близкое к поверхности залегание белой глины.

«Хорошая вода»- наличие родников с водой особого вкуса       «Съезжее»- наличие очень крутого спуска на въезде в балку.

«Савиные лапки»-  имеет  от основной части  ещё три отрога, по форме напоминающие птичьи пальцы ног

«Крутенькино»- балка с очень крутыми склонами.                                                               

Названия гор, холмов

«Кредянец» - холм с меловыми обнажениями, так как до революции Великомихайловка заселялась украинцами, а по-украински мел - «крейда».

Многие горы и холмы нашей местности поименованы по особенностям самого объекта.

«Гора Высокая»-  которая находится к северо-востоку от села.

«Васильдольская шишка»  (по названию  села Васильдол - что за бугром).

«Лысая гора»- большая часть горы не имеет растительности, из-за выступа белой глины на поверхность.

«Лепешок»- холм с плоской вершиной - излюбленное место отдыха жителей села.                                                                                                                                              

4.Агронимы

Собственные названия полей, участков полей, пашни.  Крестьяне занимались земледелием. Поэтому сохранилось немало названий  земельных участков. Топонимы отражают результат деятельности сельских жителей. Наши предки занимались скотоводством, возделыванием земли, строили мельницы.

«Капустники»– место у реки, очень влажное, поэтому там чаще всего выращивали капусту.

«Ветряки»- раньше на этом поле стояли ветряные мельницы.

«Харланово»- раньше, до коллективизации, поле принадлежало кулаку Харланову.

«Большая поляна» – название говорит само за себя.

«Лоскуты»- несколько маленьких полей, разделённых между собой оврагами.

«Мочаки» - поле с близким к поверхности залеганием грунтовых вод                                                                                                             

5. Дримонимы

Дримонимы – собственные названия лесов, участков лесов.

«Должик»– дубрава, получило название по фамилии жителя с. Ниновка - Должикова, который владел до революции этим участком леса.

«Морозова балка» до революции принадлежала помещику Морозову

«Кравцово»- лес, до революции находилась усадьба помещика Кравцова.

6. Дромонимы

Дромонимы – это, проще говоря, названия любых путей сообщения, дорог и троп. Изучая микротопонимику села, мы выяснили следующие названия:                                                                                                                           «Рыбный шлях»– главная дорога, по которой возили на рынки Украины продукцию сельского хозяйства.

«Крюк» поворот главной дороги.

«Прогон»- дорога из села, по которой осуществлялся выгул скота на пастбище.                                                                               

Заключение

Исследуя топонимы, мы пришли к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни моих предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну (Тужиково, Кабачок, Дорошиха). Топонимы, в основном, по происхождению можно разделить на две группы. Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных. Их всего 4. Процент отымённых названий получается 11 %.

Вторую группу составляют те, внутрь которых человек как бы закладывает сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет. Таких топонимов 30, что составляет 89% от общего числа топонимов.

Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так  как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Солицкая в книге «Занимательная топонимика».  Микротопонимы это часть истории моего края. Они нуждаются в бережном отношении и сохранении. Многие из микротопонимов в настоящее время не употребляются, многие забыты. Но есть краеведы, знатоки истории села, которые бережно несут их и передают молодому поколению. Наша задача не прерывать эту нить.

Литература

1.Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. – М., 1985
2.Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983
3.Жучкевич В.А. Общая топонимика. – 3-е изд. – Минск, 1980
4.Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М., 1966 и 2010 (второе издание)
5.Никонов В.А. Введение в топонимику. – М., 1965
6.Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984
7.Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1979
8.Попов А.И. Географические названия. Введение в топонимику. – М.-Л., 1965
9.Попов А.И. Следы времен минувших. – Л., 1981
10.Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М., 1988
11.Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988
12.Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – М., 1971
13.Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М., 1961
14.Суперанская А.В. Что такое топонимика? – М., 1985
15.Успенский Л. Имя дома твоего. – В книге: Слово о словах. Имя дома твоего. – Л., 1974
16.Успенский Л.В. Загадки топонимики. – 2-е изд. – М., 1973

Список респондентов

(жители села Великомихайловка)

  1. Анохин Евгений Васильевич, пенсионер
  2. Байдалин Владимир Иванович, пенсионер
  3. Голубничий Олег Николаевич, рабочий
  4. Гущин Василий Петрович, пенсионер
  5. Долженков Василий Павлович, служащий
  6. Ерошенко Екатерина Васильевна, пенсионерка
  7. Калашник Николай Михайлович, рабочий
  8. Матюхин Сергей Александрович, пенсионер
  9. Никуленко Валентина Ивановна, пенсионерка
  10.  Пахомов Пиколай Андреевич, служащий
  11.  Скубанович Юрий Викторович, пенсионер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...