рабочие программы по географии
календарно-тематическое планирование (география, 6 класс) по теме

рабочая программа расчиана для учащихся 6  классов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiya_programma_6_kl..doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                          «Прохоровская гимназия»

«Рассмотрено»                                          «Согласовано»                                «Утверждаю»

на заседании методического                 Зам.директора по УВР                  Директор МОУ «Прохоровская

объединения учителей географии         _________Т.В.Севостьянова             гимназия»

Протокол №____       от                          «___»_________2011 г.                 ___________О.А.Пономарева

 «__»________   2011 г.                                                                                   Приказ № _______ от

Руководитель МО _______ ______                                                                «___»_____________ 2011 г.                                          

                         Рабочая программа учебного курса

                                    «География»

                                 для    6 «В» класса.

                                                                          Составитель:  учитель географии                                                                                                                                                  

                                                                             МОУ «Прохоровская гимназия»

                                                                             Прохоровского района                                                                                                                                        

                                                                             Немыкина С.Л.                                                                                    

                                          2011 -2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая учебная программа по географии для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»
  2. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  3. Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой (М: Дрофа, 2009 г.)  

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

•        основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•        географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  7. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  4. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю.

  Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.


Тематический план

                 Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Земля во Вселенной

7

Раздел 2. Географические модели Земли

10

Раздел 3. Земная кора

15

Раздел 4. Атмосфера

12

Раздел 5. Гидросфера

12

Раздел 6. Биосфера

6

Раздел 7. Географическая оболочка

5

Заключение

2

Календарно-тематический план

№пп

Наименование разделов, тем

Практические работы

Часы учебного времени

Дата выполнения факт.

Дом. задание

1.

Введение. Что изучает география

1

П1

I. Земля во Вселенной

7

2.

3.

Организация наблюдений за природой

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, измерение высоты Солнца над горизонтом.

2

4.

Земля и космос

1

П2

5.

Земля – часть Солнечной системы

1

П3

6.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

П4

7.

Движения Земли

1

П5

8.

Форма и размеры Земли

1

П6

II. Географические модели Земли

10

9.

Глобус

Определение расстояний на глобусе

1

П7

10,11.

Градусная сеть. Географические координаты

Определение географических координат

2

П8

12,13

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки

Ориентирование на местности

2

П9

14,15

Географические планы и карты

Обучение приема показа объектов на карте, оформлению контурной карты

2

П10

16,17

Составление плана местности

Построение простейших глазомерных плов

2

18

Обобщение по теме «Географические модели Земли»

1

III. Земная кора

15

19

Внутреннее строение Земли

1

П11

20

Разнообразие горных пород

Определение минералов и горных пород по образцам

1

П12

21

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

1

П13

22,23

Разнообразие рельефа Земли

Чтение плана местности: определение абсолютной и относительной высоты точек. Определение высот и глубин на карте

2

П14

24

Движения земной коры

1

П15

25

Землетрясения

1

П16

26

Вулканизм

Обозначение вулканов на контурной карте

1

П17

27

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание

1

П18

28

Работа текучих вод, ледников, ветра

1

П19

29,30

Главные формы рельефа суши

Определение на карте географического положения объектов

2

П20

31

Рельеф дна океанов

 1

П21

32

Человек и земная кора

 1

П22

33

Обобщение по теме «Земная кора»

IV. Атмосфера

 12

34

Из чего состоит атмосфера и как она устроена?

 1

П23

35,36

Нагревание воздуха и его температура

Наблюдение за погодой, обработка собранных материалов

 2

П24

37

Зависимость температуры воздуха от географической широты

 1

П25

38

Влага в атмосфере

 1

П26

39

Атмосферные осадки

 1

П27

40

Давление атмосферы

 1

П28

41,42

Ветры

Наблюдение за погодой, обработка собранных материалов

2

П29

43

Погода

Описание погоды своей местности

1

П30

44

Климат

 1

П31

45

Человек и атмосфера

 1

П32

V. Гидросфера

 12

46

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

 1

П33

47

Мировой океан – основная часть гидросферы

Обозначение объектов на карте

 1

П34

48

Свойства океанических вод

 1

П35

49

Движение воды в океане. Волны.

 1

П36

50

Течения

Обозначение объектов на карте

 1

П37

51

Реки

Обозначение объектов на карте

 1

П38

52

Жизнь рек

Описание географического положения одной из рек

1

П39

53

Озера и болота

Обозначение объектов на карте

 1

П40

54

Подземные воды

 1

П41

55

Ледники. Многолетняя мерзлота

 1

П42

56

Человек и гидросфера

1

П43

57

Обобщение по теме «Гидросфера»

 1

VI. Биосфера

6

58

Что такое биосфера и как она устроена? Роль биосферы в природе

1

П44,45

59

Особенности жизни в океане

1

П46

60

Распространение жизни  океане

1

П47

61

Жизнь на поверхности суши

1

П48,49

62

Почва

1

П50

63

Человек и биосфера

1

П51

VII. Географическая оболочка

5

64

Из чего состоит географическая оболочка?

 1

П52

65

Особенности географической оболочки

 1

П53

66,67,68

Территориальные комплексы

Изучение природных комплексов своей местности

3

П54

69,70

Заключение

2

Используемый УМК:

1.        В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.

2.        В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

3.        А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

4.        Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

5.        Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...