Рабочая программа география 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Мусина Рузиля Ильясовна

Рабочая программа с пояснительной запиской по географии для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_9.doc134.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarn9.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса  составлена на основании:

1.Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)    примерной программы для основного общего образования по географии (базовый 2.Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы.        М.: Просвещение, 2010 год            

2.  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации . Москва .Дрофа 2007г.

3. Авторской программы по географии под редакцией И.В.Душиной: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

3.Общая характеристика учебного предмета: компетентностный аспект

 Владеть компетенциями:

 коммуникативной,  учебно-познавательной, рефлексивной,  личностного саморазвития, ценностно-ориентационной,  смыслопоисковой.

Содержание курса:

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Общая часть курса

Геополитическое положение России

3

3

Население Росси и новых независимых государств

5

Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

23

4

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

3

5

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

20

Раздел 3. Регионы России

38

6

Тема 3. Европейская часть России

      28

География своего региона

7

Тема 4. Азиатская часть России

                10

Итого

70

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (2 часа резервное время) для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70часов.

Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Используются такие формы  контроля:

Фронтальный и индивидуальный устный опрос

Фронтальная и  индивидуальная письменная работа

Географические диктанты

Тестирование

Зачет

Беседа

Практикум

Плановых повторно-обобщающих уроков 4 часов; зачетов–3 часа;  

Практических работ всего -23, из них итоговых (оценочных) – 10.

Оценочные практические работы:

  1. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  4. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  8. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
  9. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).                

        

Учебно- методическое обеспечение:

Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт: География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

Административная карта России, цифровые образовательные ресурсы  

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 Основной учебник:  

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Хозяйство географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. –287 с.

 Дополнительная литература:

1. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. Часть II/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239с.

2. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109с.

3. Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКА», 2005, - 288с.

4.  География Республики Татарстан: Учебное пособие для 8-9 классов.- Казань: Магариф, 2009.

5. Т.И. Чибидина – Пинина. География Нурлатского района: Учебное пособие 8-9 классов.- Димитровград, 2001.

Содержание программы учебного предмета «География России»

Программа состоит из шести частей: часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», части IV, V – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

В 9 классе изучается часть V (продолжение) – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

Часть V  «Хозяйство России» (16 ч - продолжение)

Тема 1.

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (3ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы  электростанций, их достоинства и недостатки,  факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

        Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8ч)         

        Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей.

        Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 1. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (5ч).

        Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

        Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

        Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

        Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI .

 «География крупных регионов России» (41ч).

Тема 1. Районирование России (1ч).

Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д. Соподчиненность различных видов районирования  России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион) (24ч).

        Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная  и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные и природно-хозяйственные  различия.

        Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

        Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Нова алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

        Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

        Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов.

        Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристко-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

        Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

        Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

        Центральная Россия.  Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

        Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы.  Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

        Нижний Новгород, его географического положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

        Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

        Практические работы. 1. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

        Европейский Юг.  Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный  с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная часть региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.  

        Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

        Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.        

        Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

        Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения  и хозяйства.

        Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

        Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

        Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая  связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.  

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала.  Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16ч).

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе  азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозной плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

  Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень – Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

        Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных  и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга – основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические  ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных  путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирского плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла. 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами – Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек – Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

         Природные ресурсы: минеральные, лесные.

        Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

        Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск – научный центр.

        Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроэнергоресурсы. Формирование Ангаро-Енисейскиих ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

         Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.  

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения и цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние морского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы на юге территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона).  2. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 3. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.              

Тема 4. Россия в современном мире (2ч).

        Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.

География Белгородской области (10ч).

        Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.  

Формы и средства контроля:

  1. Фронтальный и индивидуальный устный опрос
  2. Фронтальная и  индивидуальная письменная работа
  3. Географические диктанты
  4. Тестирование
  5. Зачет
  6. Беседа
  7. Практикум

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература основная:

дополнительная:

Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.

Оборудование и приборы: Мультимедиа-курс  География России:  Хозяйство и регионы. 9 класс. Разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П. Дронова.

Авторы учебного материала: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин.,  Е.А. Таможняя., Н.Н. Роготень.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 9 класс

Название темы

Колчасов

Цели урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Измерители

Используемые

 ЦОР

Дата проведения

По плану

По факту

Введение (1 час)

1

Введение

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработ ки, передачи и пред ставления географи ческой информации. Географическое по ложение. Виды и уровни географиче ского положения. По литико-административное устройство России

Знать: основные осо бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи тельных размеров тер ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте

        

Фронтальный устный опрос

гОбщая часть курса

Геополитическое положение России (3 часа)

2

Географиче ское положе ние России. ЭГП и транспортно-географическое положе ние

1

Сформировать знания о ЭГП России. Определить место России среди государств СНГ и мире

Знать: основные осо бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи тельных размеров тер ритории, субъекты РФ, их различия.

 Уметь: показывать на карте

Соседние государства Российской Федерации первого и второго порядка.

Страны входящие в СНГ.

Учебное исследование по картам, эвристическая беседа

http://school-collection.edu.ru/ГП и границы России

3

Особенности геополитического положения

1

Дать определение понятию «геополитическое влияние». Сформировать представление о влиянии России на положение дел в мире.

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

4

Политико-администра тивное устрой ство России

1

Познакомить с административно- территориальным  делением страны

Беседа с использованием карт атласа

http://school-collection.edu.ru/ Административно – терр-ое деление

        Население России ( 5 часов)

5

Население России: осо бенности засе ления, числен ность и естест венный при рост. РФ - мно гонациональ ная страна

1

Формировать знания о численности. ЕП. Выявить особенности национального состава населения России и его связь с религиозной принадлежностью.

Развивать умение работать со статистическим материалом.

Знать: численность

на селения РФ, националь ный состав, особенности размещения, крупней шие по численности го рода России, городские агломерации, географию народов и религий стра ны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунк тов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное и

пас сивное население, рынок труда, дефицит работни ков, безработица. Уметь: строить и анали зировать графики и ста тистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, составление таблицы , работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/Население. Народы России

6

Миграции на селения. Расселение населения

1

Познакомить учащихся с основными видами миграции населения. Развивать способности умение анализировать статистические данные.

Анализ карт, устный опрос

7

Городское и

сельское насе ление. Рассе ление населе ния

1

Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегалополис.

Письменный опрос

8

Рынок труда, занятость на селения России

1

Эвристическая беседа

9

Обобщающий урок по теме «Население России»

1

Проверить уровень усвоения знаний и умений по теме.

Тестирование по материалам ГИА

Общая характеристика хозяйства ( 20 часов)

Тема1. Географические особенности экономики России (3 часа)

10

Понятие «хо зяйство». Структура хо зяйства

1

Выяснить сущность понятий «народное хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда».Совершенствование работы с учебником.

Ученик должен знать изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и от раслями в структуре хозяйства; условия и факторы размеще ния предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы' размещения

Беседа с использованием карт атласа

11

Этапы разви тия хозяйства

1

Познакомить с понятием «межотраслевой комплекс»

Устный опрос

12

Географиче ское райони рование

1

Познакомит с понятием территориальная структура хозяйства

Беседа с использованием карт атласа

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (20 часов)

13

География отраслей. ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

1

Раскрыть значение ТЭК, его проблемы и пути их решения. Развивать умений самостоятельно добывать знания.

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и пер спективы его разви тия. Уметь анали зировать экономи ческие карты и ста тистические данные

Приводить при меры и показывать на карте электро станции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)

Работа с картой, индив. Фронтальный опрос  

http://school-collection.edu.ru/ ТЭК

14

Угольная промышленность

1

Выяснить особенности размещения угольной промышленности. Определить проблемы и наметить пути решения проблем.

Практическая работа «Составление характеристики одной угольной базы»

15

Электроэнергетика

1

Дать определения понятием «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположение.

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

16

Металлургический комплекс

1

Дать знания о составе, о значении, роли МК.

Показывать на

карте металлурги ческие базы и их крупнейшие цен тры. Использовать различные источ ники географиче ской информации для составления характеристики баз

Анализ карт, устный опрос

17

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим данным

1

Выявить особенности и значение металлургического комплекса

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

http://school-collection.edu.ru/ Металлургия

18

Черная металлургия

1

Сформировать знания о черной металлургии

Фронтальный опрос

19

Цветная металлургия

1

Сформировать знания о цветной металлургии. Определить ведущие факторы размещения предприятий.

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

20

Машиностроительный комплекс

1

Определить состав и значение машиност. комплекса. Сформировать проблемы машиностроительного комплекса и наметить пути их решения

Объяснять роль машиностроения в современной эко номике страны. По казывать главные районы и центры наукоёмкого, тру доёмкого и метал лоёмкого машино строения, объяс нять факторы их размещения

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Машиностроение

21

Факторы размещения машиностроения

1

Ввести новые понятия «специализация», «кооперирование». Формировать умений анализировать тематических карт.  

Анализ карт, устный опрос

22

Военно – промышленный комплекс

1

Установить особенности ВПК. Проанализировать карты и определить размещение отраслей ВПК.

Показывать на

карте России горо да науки и технопо лисы. Приводить примеры наукоём кого производства в России

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа

http://school-collection.edu.ru/ ВПК

23

Химико – лесной комплекс

1

Определить значение химико – лесного комплекса в развитии хоз-ва. Выявить особенности химич. промышленности.

Знать специфику химической про мышленности, важ нейшие центры. Приводить при-

меры по сохране нию природы

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

24

Лесная промышленность

1

Сформировать знания о лесной промышленности

Знать: о роли леса в российской экономи ке, основные лесо промышленные рай оны страны, геогра фию пушного про мысла. Уметь объ яснить проблемы этих отраслей

Составление таблицы по результатам сравнения карт,  ра бота по запол нению контур ных карт

25

Комплексы конструкционных материалов (обобщение)

1

Проверить ЗУН

Знать основные понятия

Тестирование

26

Агропромышлен

ный комплекс

Выявить особенности АПК. Охарактеризовать отрасли сельского хоз-ва

По нимать особенно сти сельского хо зяйства страны. Знать основные районы выращива ния зерновых и технических куль тур, картофеля, районы садоводства, основные районы разведения крупнорогатого скота, свиней. Закон о земле

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ АПК

27

Пищевая и легкая промышленность

1

Выяснить размещения пищевой и легкой промышленности. Раскрыть проблемы отраслей и наметить пути их размещения

Знать факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

28

Инфраструктурный комплекс

1

Развивать понятия «инфраструктура». Сформировать представление о составе и о его роли в экономике

Объяснять значе ние отраслей сфе ры обслуживания в повышении качест ва жизни населе ния, географиче ские различия обеспечения рос сиян жильём, зна чение для экономи ки России развития рекреационного хозяйства

Фронтальный опрос

29

Транспортный комплекс

1

Определить значение транспорта для функционирования хозяйства

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Пока зывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ АПК России

30

Виды транспорта. Транспортные узлы  

1

Охарактеризовать виды транспорта. Усвоить понятие «транспортный узел»  

  Ра бота по запол нению контур ных карт

31

Урок повторение по темам: «АПК и инфраструктура»

1

Систематизировать и обобщать знаний по теме

Знать состав, значение, особенности. Уметь находить основные базы  

Фронтальный опрос

32

Зачет по теме: «Межотраслевые комплексы России»

1

Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме

Тестирование по материалам ГИА

Раздел 3. Регионы России(38 часов)

Тема 3. Европейская часть России (28 часов)

33

Экономическое районирование

1

Познакомить уч-ся с причинами районирования России. Определить условия, влияющие на специализацию района

Анализировать

карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа

34

Центральная Россия: со став, геогра фическое положение

1

Дать знания о составе ЭГП, особенности Ц.Р. Установить значение Цен. Района в судьбе России

Составлять харак теристику террито рии, используя раз личные источники информации и формы ее пред ставления

Приводить при-

меры факторов,

способствующих и

затрудняющих раз витие хозяйства. Называть и пока зывать главные объекты, причины роста городов, де мографические проблемы

Географический диктант

35

Центральный экономический

район

1

Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства Ц.Р. Развивать умение работать с экономической картой.

Эвристическая беседа по ре зультатам групповой ра боты

http://school-collection.edu.ru/ Центральная Россия

36

Москва - сто лица России

Города Цен трального района

1

Москва - столица Россий ской Федерации, предста витель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Моск вы. Москва - крупнейший транспортный узел России

Города Центрального рай она

Сравнивать пла нировки Москвы и Санкт-Петербурга

Сравнивать города Центральной Рос сии

Групповая работа

37

Сравнительная характеристика Центрально-Черноземного и Волго - Вятского района

1

Выявить сходства и различия между двумя районами

Составлять харак теристику террито рии, используя раз личные источники информации и формы ее пред ставления

Составление таблицы по результатам сравнения карт

38

Северо- Западный район

1

Определить особенности ЭГП и роль С. Петербурга в хоз-ве района. Изучить специализацию Северо- западного района

Составлять харак теристику террито рий на основе раз нообразных источ ников географиче ской информации и форм ее представ ления

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Сев. – Западный эк. Район

39

Европейский Север

1

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой

Объяснять связь территориально производственных комплексов района. Называть важней шие отрасли и

 центры, анализировать экономическую кар ту

Географический диктант

40

Европейский юг- Северный Кавказ

1

Дать оценку ЭГП. Определить особенности природных условий и ресурсов, населения, отрасли специализации и их территориальную структуру. Обратить внимание на проблемы Сев. Кавказа и пути их решения

Знать: состав рай она, особенности ЭГП и природы рай она.

Уметь: оценивать особенности ГП района.

Обеспеченность природными ресурсами

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

41

Обобщение знаний по изученным районам

1

Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме

Знать состав , отрасли специализации районов

Тестирование по материалам ГИА

42

Поволжье

1

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой

Знать: состав рай она, этапы и факто ры формирования района.

Уметь: составлять сравнительную ха рактеристику приро ды частей Поволжья, определять по кар там природные ре сурсы района

Знать: историю заселения района, особенности раз мещения населе ния.

Уметь: показывать по карте крупные города

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Поволжье

        География Татарстана

43

Особенности ЭГП, форми рования при роды, терри тории РТ

1

Знать: особенности ГП региона, основ ные этапы освое ния.

Уметь: по картам оценивать природ ные ресурсы

Эвристическая беседа, с использованием карт

44

Численность и национальный состав   населения Татарстана и Нурлатского района

1

Познакомить уч-ся с численностью структурой населения  

Знать: основные этапы заселения региона.

Уметь: характери зовать современ ное хозяйство

Устный опрос

45

Формы расселения. Урбанизация. Трудовые ресурсы

1

Научить выявить закономерности размещения городского и сельского населения      

Проверочная работа

46

ТЭК РТ

Познакомить с ТЭК  РТ. Роль нефтяной  пром-ти в экономике республики и района.  Охарактеризовать современное состояние

Знать:особенности развития хозяйства региона, важней шие природно-хозяйственные объекты, основные виды природных ресурсов

Составление характеристики  по результатам сравнения карт

47

Машиностроительный комплекс

1

Показать значение машиностроения и металлообработки в развитии экономики РТ.

Эвристическая беседа, с использованием карт

48

Комплекс производящий конструкционные материалы

1

Помочь учащимся осмыслить материал, развивать желание трудиться, помочь овладеть необходимыми знаниями

Тест

49

АПК Татарстана

1

Познакомить с уровнем развития АПК и сельского хоз-ва РТ. Развивать познавательную активность уч-ся

Объяснять: изме нение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и от раслями в структу ре хозяйства. Знать: уровень развития АПК и с/х

Эвристическая беседа, с использованием карт

50

Сельское хозяйство

1

Определить специфику зональной специализации с/х

Практическая работа

51

Транспортный комплекс

1

Раскрыть основные черты размещения транспорта

Знать основные черты размещения

Устный опрос

52

Экскурсия на предприятия

1

Познакомить уч-ся с историей, производством. Дать представление о технологии производства. Познакомить с профессиями.

Знать план описания предприятия

Беседа

53

Эколого-экономиче ские пробле мы РТ и Нурлатского района

1

Познакомить уч-ся с основными проблемами РТ и Нурлатского района. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы.

Уметь: объяснять причины экономи ческих и экологических  проблем, прогнозировать пу ти их решения

Беседа с использованием карт атласа

54

Администра тивные центры РТ, их особенно сти

1

Познакомить с муниципальными районами РТ

Знать ЭГП районов,, уметь показывать на карте

Фронтальная беседа

55

Экономическое районирование

1

Познакомить уч-ся причинами районирования республики. Сформировать представление об экономических районах

Объяснить причины районирования

Эвристическая беседа, с использованием карт

56

Нурлатский район на фоне передовых районов РТ

1

Рассмотреть ЭГП района, основные отрасли

Знать особенности хозяйства района

Беседа

57

Обобщающий урок по теме: «География Татарстана»

1

Обобщить пройденный материал

Знать особенности экономики

Устный опрос

58

Зачет по теме: «Экономическая география РТ»

1

Определить уровень знаний по курсу экономическая география РТ

Знать основные понятия и термины

Тестирование

59

Уральский район. Особенности населения и хозяйства

1

Показать значение Урала в хозяйстве страны, определить состояние экономики

Знать: состав рай она, особенности географического положения. Географию городов Урала, особенности важ нейших отраслей хозяйства Уметь: по карте определять ГП района

 по карте опреде лять этапы разви тия района, гео графическую и эко номическую специ фику района, объяснять проблемы развития хозяйства района

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Уральский район

60

Итоговый урок раздела «Европейская Россия»

1

Проверить ЗУН

Уметь: выделять, описывать и объяс нять существенные признаки Европей ской части России;  ее обеспеченности  природными и человеческими ре сурсами, хозяйст венного потенциала.

Тестирование

Тема 4. Азиатская часть России (10 часов)

61

Восточный макрорегион

1

Сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны

Объяснить общее особенности Восточной зоны

Эвристическая беседа, с использованием карт

62

Природа и ресурсы Западной Сибири. Население.

1

Познакомить с особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами

Знать: состав, фак торы формирова ния района, отрасли специализации района Уметь: определять по картам ЭГП За падной Сибири

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

63

Хозяйственное освоение Сибири.

1

Изучить отрасли специализации Зап. Сибири и проблемы района

64

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы

1

Определить состав, ЭГП, природные условия

Учебное иссле дование по кар там. Эвристиче ская беседа по результатам групповой работы

http://school-collection.edu.ru/ Восточная Сибирь

65

Хозяйство района

1

Изучить отрасли специализации Вост. Сибири и проблемы района

Эвристическая беседа, с использованием карт

66

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы

Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Дальний Восток

67

Хозяйство района

1

Изучить отрасли специализации  и проблемы района

Групповая

 работа.

Составление по карте маршрута пу тешествия. Беседа по ре зультатам ана лиза карт

68

Итоговый урок раздела «Ази атская Рос сия»

1

Закрепить знания о экономических районах Восточного региона

Уметь: выделять, описывать и объяс нять существенные признаки Азиатской части России;

Проверочная работа

69

Экологическая ситуация в Рос сии

1

Познакомить уч-ся с основными проблемами России. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы.

Уметь: анализировать эко логические карты России; уметь выполнять правила природоохранного пове дения, участвовать в ме роприятиях по охране природы

Учебное иссле дование по кар там. Эвристиче ская беседа по результатам групповой работы

70

Итоговый урок по курсу

1

Закрепить и проверить  знания по курсу «Население и хозяйство России»

Тестирование по материалам ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...