Формы работы с одаренными детьми
статья по географии (10 класс) по теме

Сыровацкая Ольга Викторовна

 

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами. На уроках географии использую разнообразные формы работы, которые позволяют развивать познавательную активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_odarennymi_detmi.doc41 КБ
Microsoft Office document icon tipy_proektov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате

 активного участия хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе».

 А. Н. Колмогоров

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Цели

  1. Реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции;
  2. Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

Задачи

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  2. Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира,  Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.  

 Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.        

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Поисково-исследовательский метод. В результате исследовательской деятельности формируются проект.

  1. Создание реабилитационного центра для детей инвалидов и лечение с помощью иппотерапии.
  2. Пляжи Братского водохранилища.
  3. Уличный спорт в Братске.
  4. Туристические базы Байкала.

Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть по итогам научно-практических конференций разного уровня. Школьные научно-практические конференции, выступления лекторской группы, участие в работе клуба старшеклассников доказывают эффективность и необходимость такой работы.

Исследовательские краеведческие работы:

  1. Николаевский завод
  2. Братское газоконденсатное месторождение
  3. Развитие металлургии в Братске
  4. Исследование лечебных свойств минеральных источников

 

 Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

  1. Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
  2. Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
  3. Урок-практикум
  4.  Урок с элементами ролевой игры-диалога
  5. Урок усвоения новых знаний в форме путешествия  
  6. Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

 

 В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.  

 Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.

 Список использованной литературы и источников.

 1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.

 2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

 3. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru - Коллекция электронных образовательных ресурсов.

 http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

http://school.iot.ru - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей.

http://ege.edu.ru - Портал информационной поддержки ЕГЭ.

http://stat.edu.ru - Статистика российского образования.

http://stat.iot.ru - Мониторинг информатизации образования регионов.



Предварительный просмотр:

Типы проектов, которые я использую в своей  учебной деятельности

Критерии

Тип проектов

Проекты

Содержание

  1. экологические

«Экологическая обстановка города Братска» 10-11класс. Это исследование экологического состояния атмосферы. Наблюдение с помощью дневника погоды за   годовым и месячным ходом  температур и построение графиков; исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» и рекомендации по строительству пром. предприятий согласно данным «розе ветров»; исследование  воды на загрязнители и предложение путей решения проблемы; исследование почвенного покрова района на наличие тяжелых металлов  и рекомендации по улучшению плодородия почвы.

  1. физико-географические

 «Бразилия»,»Индия», «Япония»(т.е по странам)

 «Районы туризма Старого и Нового Света»

  1. социально-экономические

«Демографическая ситуация в России»

«Демографическая ситуация в  Иркутской области»

  1. краеведческие

 Николаевский завод

Железорудные месторождения Приангарья

Палеонтологические находки Братского водохранилищ\а

Братское газоконденсатное месторождение

Исследование минеральных источников санатория «Братское взморье», водолечебницы «Хакусы» и санатория «Халунь-Аршань» в Китае

  1. историко-географические

«Культурно-исторические достопримечательности мира»,

Симбиряне- путешественники»

Уровень интеграции

  1. монопредметные

«Бразилия»,»Индия», «Япония»,т.е по странам

  1. межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)

«Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли»

Продолжительность выполнения проекта

  1. мини – проект (несколько недель);

Проекты –презентации  по странам мира, Иркутской области

  1. средней продолжительности (несколько месяцев);

Наблюдение с помощью дневника погоды за   месячным ходом  температур и построение графиков, исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров»

  1. долгосрочные.

Анализ изменения климата по годам (с 2005 по 2011гг)

Количество участников проекта

  1. коллективные

Преобладают коллективные, групповые.

  1. индивидуальные

На конференцию,  индивидуальные

Способ преобладающей деятельности

  1. познавательные

Проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. «Проблемы мирового океана» Результат проекта оформляется в виде презентации.

  1. творческие

Планируемыми результатами могут быть создание  географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов.

  1. игровые

Учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли,  обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения. «Проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории»

  1. практико-ориентированные

Направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности ит.д.  «Проект по очистке леса или парка от мусора». Желательно осветить в прессе.

  1. исследовательские

Ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и субъекта исследования, определение совокупности методов исследований, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов.  

Использование средств обучения

  1. классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические);

Таблицы, схемы, аудиозаписи

  1. информационные (компьютерные)

Использование компьютера, мультимедиапроектора.

Учебные географические проекты

Сфера деятельности человека

Проектная деятельность по географии

Примеры названий проектов по географии

Научно-познавательная

Изучение географических проблем историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии

  1. «Экологические проблемы города Братска»,
  2. «Демографическая ситуация в  Иркутской области»

Практико-преобразовательная

Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений экспериментально-измерительных работ на местности.

  1.  « Создание реабилитационного центра для лечения детей-инвалидов»»
  2. «Используя план  города, выявить участки с неблагоприятной экологической обстановкой» (влияние транспорта)

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.

  1. «Глобальные проблемы человечества»
  2. «Климат и человек»

Коммуникативные

Включает коммуникативные потребности  учащихся направленые на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно – коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации.

  1. «Проект школы будущего»
  2. «Визитные карточки регионов мира»
  3. «Страны и народы»

Художественно-эстетическая

Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических процессов и явлений, охватывающих географию.

  1.  Заповедники Иркутской области
  2. «Растения и животные Красной книги Иркутской области »
  3. Туристические тропы города Братска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Основные формы работы с одаренными детьми в школе

Основные формы работы с одаренными детьми в школе...

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...