Разработка урока 7 класс
рабочая программа (география, 7 класс) по теме

Разработка урока в 7 классе по теме: "Африка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_afrika.doc718 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Красноленинский

           

                                                                  Учитель

                                                           Гетало Александр Иванович

2011

ТЕМА:   «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ АФРИКИ»

                                (2 урок в теме)

                           

ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся понятия:

  1. о  внутренних водах, через знакомства с реками и озёрами материка;
  2. органический мир рек и озёр;
  3. расширить общий кругозор.

               

ЗАДАЧИ: 1.Научить получать знания через использование учебника,

                      карт, таблиц, атласов.

                   2. Изучить характеристики внутренних водоёмов материка.

                   3. Повышение интереса к предмету география и развитие

                       внимания  и наблюдательности.

 

ТИП УРОКА:  комбинированный, с применением ИКТ.

                           

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта  Африки,  атласы,  контурные  карты,

                                     компьютер, карандаш, линейка, ручка.

    1.Организационный момент.

  1. Сообщаю тему и цель урока.
  2. Проверка общей готовности класса к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

     Проводится фронтальный опрос домашнего задания.

                 (используется электронная карта)

Первая часть.

  1. На какие части делится Африка? Дайте краткую характеристику частям.
  2. Какие горы находятся на низкой Африке? Перечислить и показать на карте.
  3. Какие горы находятся на высокой Африке? Перечислить и показать на карте.
  4. Какие пустыни находятся в Африке. Перечислить и показать на карте.
  5. Назвать и показать высочайшую точку континента.
  6. Назвать и показать вулканы Африки.

Вторая часть.

  1. Назовите самые распространённые виды полезных ископаемых материка.
  2. Какими горными породами сложены Капские горы?
  3. По запасам каких полезных ископаемых Африка занимает первое место в Мире?
  4. По запасам каких полезных ископаемых Африка занимает второе и третье место в Мире?
  5. Какие полезные ископаемые добываются в ЮАР?
  6. Покажите и прокомментируйте, где добываются топливные полезные ископаемые?

 3.Изучение нового материала.

Внутренние воды Африки представлены реками, озёрами, болотами и подземными водами, которые по территории страны распределены неравномерно. Около 1/3 поверхности континента относится к территории внутреннего стока.

В Африке протекает самая длинная река мира – Нил, её длина 6671 км.

На территории континента находится самая полноводная река Африки – Конго, которая уступает только Амазонке.

Также протекают великие реки мира: Замбези, Нигер, Оранжевая, Лимпопо, Сенегал и др. (слайды)

Почти все крупные озёра Африки находятся в зоне разломов на Восточно-Африканском плоскогорье. К великим африканским озёрам относятся: Виктория (самое большое по площади), Танганьика (самое длинное среди пресноводных озёр мира), Ньяса, Чад и др. (слайды)

Покажите перечисленные реки и озера. (Выходят к экрану и показывают).

 По ходу рассказа ребята   заполняют    таблицу    по  внутренним водам материка.

№ п/п

Название водоёма

Глубина (тыс. км)

Площадь   (в км.  кв.)

Глубина     (в м)

Где берёт начало

Куда впадает

1.

Нил

2.

Конго

3.

Замбези

4.

Виктория

5.

Танганьика

6.

Чад

Рассказ об органическом мире водоемов Африки.

ФЛАМИНГО - отряд птиц, часто включаемый как семейство в отряд аистообразных. В Африке распостранено 2 вида: обыкновенный или большой (в Алжире и Кении), и малый (на юго-востоке континента - в Кении, Танзании, на Мадагаскаре).
Населяют соленые мелководные озера и лагуны. Гнездяться колониями численность которых еще полвека назад на некоторых озерах достигала миллиона птиц.

ФЛАМИНГО МАЛЫЙ (Phoeniconaias minor) имеет наименьшие размеры из всех современных видов фламинго. Вид этот единственный в роде африканских фламинго (Phoeniconaias). Общая длина его тела 80 см. Окраска оперения чаще ярко-розовая. Надклювье у него еще уже, чем у упомянутых его собратьев, но зато оно имеет спускающийся в глубину клюва киль. Пищу малого фламинго составляют преимущественно снне-зеленые и днатомовые водоросли, поэтому «цедилка» у него развита сильнее. Подсчитано, что из вод озера Накуру (Восточная Африка) с 0,4 га малые фламинго ежегодно извлекают около 2000 т сине-зеленых водорослей. Разыскивая пищу, птица обычно не опускает клюв на дно, а водит им из стороны в сторону по поверхности воды. Гнездится в восточных районах Экваториальной Африки — на соленых озерах Кении, Танзании и несколько южнее. Считается, что на щелочных озерах Эфиопии, Кении, Танзании насчитывается около 3 млн. малых и красных фламинго, но в основном это особи малого фламинго. Английский орнитолог Лесли Браун в 1954 г. обнаружил массовое гнездование малых фламинго в одном из щелочных водоемов Восточной Африки — на озере Натрон. «Здесь, в этих зловонных местах, на палящей жаре и слепящем солнце,— пишет Л. Браун,— фламинго выращивают своих птенцов.


 КРОКОДИЛЫ (Crocodylia) - семейство пресмыкающихся. В Африке живет три вида. Узкорылый крокодил - эндемик Африки. Обитает во всех крупных реках Западной Африки, озере Танганьика и на востоке материка. Тупорылый (или карликовый) крокодил - в центральной Африке. Нильский крокодил - на материке и некоторых островах.

Крокодилы занимают особое положение среди современных пресмыкающихся, будучи более близкими родственниками вымерших динозавров, которых пережили почти на 60 млн. лет, и современных птиц, чем других рептилий нашего времени. Ряд особенностей организации крокодилов, и в первую очередь совершенство нервной, кровеносной и дыхательной систем, позволяет считать их наиболее высокоорганизованными из всех ныне живущих пресмыкающихся. Эволюция крокодилов, начиная с появления этой группы около 150 млн. лет назад, шла в направлении все большего приспособления к водному образу жизни и хищничеству. То, что крокодилы сохранились до нашего времени, нередко объясняют их жизнью в различных пресных водоемах тропического и субтропического поясов, т. е. в местах, условия которых мало изменились со времени появления крокодилов.
Современные крокодилы населяют различные пресные водоемы. Относительно немногие виды терпимо относятся к солоноватой воде и встречаются в речных эстуариях (африканский узкорылый крокодил, нильский крокодил, американский острорылый крокодил). Лишь гребнистый крокодил заплывает далеко в открытое море и отмечался на расстоянии 600 км от ближайшего берега. Большую часть суток крокодилы проводят в воде. На прибрежные отмели выходят утром и ближе к вечеру — согреться в солнечных лучах.

Охотятся крокодилы ночью. Обязательным компонентом в диете всех крокодилов является рыба, но крокодилы пожирают любую добычу, с которой могут справиться. Поэтому набор кормов меняется с возрастом: пищей молодым служат различные беспозвоночные — насекомые, ракообразные, моллюски, черви; более крупные животные охотятся за рыбами, земноводными, пресмыкающимися и водными птицами. Взрослые крокодилы способны справиться с крупными млекопитающими. Известен случай нахождения в желудке нильского крокодила остатков носорога. У многих видов крокодилов отмечен каннибализм — пожирание более крупными особями более мелких. Движутся крокодилы в воде с помощью хвоста. На суше крокодилы медлительны и неуклюжи, но предпринимают иногда значительные переходы, удаляясь на несколько километров от водоемов. При быстром движении крокодилы ставят ноги под туловище (обычно они широко расставлены), которое высоко поднимается над землей. Молодые нильские крокодилы могут бежать галопом со скоростью около 12 км в час. Крокодилы откладывают яйца величиной с куриные или гусиные, покрытые известковой скорлупой. Число яиц в кладке у разных видов бывает от 10 до 100. Одни виды закапывают яйца в песок, другие откладывают в гнезда, сделанные самкой из гниющей растительности. Самка остается вблизи кладки, защищая ее от врагов. Молодые крокодилы еще внутри яиц, ко времени вылупления издают квакающие звуки, после чего мать раскапывает кладку, помогая потомству выбраться.
Крокодилы быстро растут в первые 2— 3 года жизни, в течение которых достигают крокодилов и гавиалов. размеров 1—1,5 м. С возрастом темп роста падает, и они прибавляют в длину всего несколько сантиметров в год. Живут крокодилы до 80 — 100лет.
В Африке широко распостранен
Нильский Крокодил (Crocodylus niloticus). Его можно встретить по всей Африке, кроме ее северной части, на Мадагаскаре, Коморских и Сейшельских островах. Наиболее часто поселяется вне леса, но заходит и в лесные водоемы. Достигает длины 4—6 м. Только что вылупившиеся из яиц детеныши имеют длину около 28 см, к концу первого года жизни достигают 60 см, к двум годам — 90 см, в 5 лет — 1,7 м, в 10 лет — 2,3 м и в 20 лет — 3,75 м. Ночь проводят в воде, а к восходу солнца выходят на отмели и греются в солнечных лучах. Полуденные, наиболее жаркие часы проводят в воде, за исключением пасмурных дней. При ветреной, ненастной погоде проводят ночь на берегу. Предельная продолжительность пребывания под водой для животных длиной около 1 м составляет около 40 минут; более крупные крокодилы могут быть под водой значительно дольше. Пища нильского крокодила весьма разнообразна и меняется с возрастом. У детенышей до 30 см длиной 70% пищи составляют насекомые. Более крупные особи (длиной около 2,5 м) кормятся рыбой, моллюсками, ракообразными, а еще более крупные — рыбами, рептилиями, птицами и млекопитающими. Взрослые нильские крокодилы могут нападать на таких крупных млекопитающих, как буйволы и даже носороги. Зверей крокодилы подстерегают у мест водопоя, в воде или на суше в густой траве. В ряде местностей нильские крокодилы опасны для человека. Яйца откладывают всегда в сухой сезон, при низком уровне воды. Самки выкапывают в песке нору до 60 см глубиной, куда откладывают 25—95 (в среднем 55— 60) яиц. Инкубация длится около 90 дней, в течение которых мать остается постоянт но у гнезда, охраняя кладку. Видимо, в это время животное не питается. К моменту вылупления молодые крокодилы внутри яиц начинают издавать хрюкающие звуки, служащие сигналом для матери, помогающей детенышам выбраться из-под песка и сопровождающей их к воде. В это время самка может напасть на человека даже на суше. Вылупление из яиц обычно происходит после выпадения первых дождей, с поднятием уровня воды в озерах и реках, так что молодые крокодилы сразу находят в разливающихся водоемах убежища и пищу. После выхода молодых крокодилов из яиц мать ведет их (по наблюдениям Котта) к выбранной ею «детской» — мелкому водоему, защищенному растительностью.


Бегемотовые (лат. Hippopotamidae) — семейство парнокопытных, содержащее два рода, в которых имеется по одному виду: бегемот обыкновенный и бегемот карликовый. Представители семейства бегемотовых встречаются только в Африке.
БЕГЕМОТ обыкновенный или гиппопотам, еще в начале прошлого века жил на огромной территории от низовьев Нила почти до Кейптауна. Сейчас в большинстве районов он истреблен и в значительном количестве сохранился лишь в Центральной и Восточной Африке, да и то преимущественно в национальных парках. Наибольшее количество бегемотов сейчас наблюдается по берегам Семлики — Нила и озера Эдуард, на территориях национальных парков Киву (Конго Киншаса) и Куин-Элизабет (Уганда), где на 1 км побережья приходится от 50 до 200 животных, а общая численность определяется в 25 000—30 000. Очень высока плотность населения бегемотов и в национальном парке Мерчисон-Фолс (Уганда).

У бегемота вальковатое, массивное туловище на коротких толстых ногах. Ноги оканчиваются четырьмя пальцами, одетыми своеобразными копытцами и соединенными небольшой перепонкой. Голова почти без шеи, большая, тяжелая, причем ноздри, глаза и маленькие ушные раковины несколько приподняты и расположены в одной плоскости, так что бегемот может дышать, смотреть и слышать, оставаясь под водой. Масса крупных самцов достигает 3000—3200 кг, длина тела 400—420 см, высота в плечах до 165 см. Кожа бегемота лишена волосяного покрова (лишь на морде и на хвосте имеются жесткие волосы) и богата железами, предохраняющими ее от высыхания. Секрет этих желез красноватого цвета и обильно выделяется при перегреве или обсыхании животного. Это довольно странное зрелище: кажется, что по телу животного струится кровавый пот. Рот бегемота широкий, челюсти (особенно нижняя) вооружены огромными, редко расставленными зубами, из которых наибольшей величины достигают клыки. Они не имеют корней и растут в течение всей жизни. Самый крупный из известных клыков бегемота имел длину 64,5 см. Зубы покрыты твердым желтоватым налетом.
Бегемоты предпочитают неглубокие (около 1,2 м) водоемы с отлогими берегами и пышной околоводной растительностью. В таких водоемах они находят отмели и косы, где проводят день, легко передвигаются по дну, не пускаясь вплавь, а при необходимости без труда скрываются от опасности. Плавают и ныряют бегемоты превосходно и могут оставаться под водой 4—5 минут. О способностях бегемотов как пловцов говорит то, что они не раз заплывали на остров Занзибар, пересекая 30-километровый пролив. На суше бегемот кажется несколько неуклюжим и неповоротливым. Это, однако, не мешает животным совершать иногда длительные переходы. Так, в кратере Нгоронгоро (Танзания) в небольшом озерке живет несколько бегемотов, хотя ближайшие водоемы отстоят на десятки километров. Да и пересечь крутую лесистую гору высотой 200 м, окаймляющую кратер, задача не из легких! Б. Гржимек подробно рассказывает о знаменитом бегемоте — страннике Хуберте, который в начале 40-х годов путешествовал по Южно-Африканскому Союзу на протяжении двух с половиной лет и прошел около 1600 км.

  1. Закрепление материала.

В качестве закрепления учащиеся работают с контурными картами.

Задания

на контурной карте:

  1. отметьте реки и главные их притоки;
  2. отметьте крупнейшие озёра Африки;
  3. отметьте моря и океаны,  куда впадают крупные реки;
  4. Проверьте свои знания

№ п/п

Название     водоёма

Длина    (в тыс.км)

Площадь   (в км. кв.)

Глубина     (в м)

Где берёт начало

Куда впадает

1.

Нил

6671

Восточно-Африканское плоскогорье

Средиземное море

2.

Конго

4700

Впадина Конго

Атлантический океан

3.

Замбези

2736

На границе стран Конго и Ангола

Индийский океан

4.

Виктория

69 485

40

5.

Танганьика

32 900

1470

6.

Чад

17 800

4-7

  1. Вывод.

Была рассмотрена  тема водных ресурсов в изучении материка Африка.

Назовите характерные особенности рек и озер.

Вспомните особенности реки Нил, ее историческое значение.

  1. Домашнее задание.

Страница 120 – 123 (комментарии).

  1. Итоги урока.
  1. Самоанализ деятельности учащихся (рефлексия)

Сегодня на уроке мне___________________

Сегодня на уроке я_____________________

  1. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....