урок в 8 классе
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Урок "Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота" является 4-м в теме "Внутренние воды и водные ресурсы".

основные методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный

активные формы обучения: выстраивание ассоциативного ряда, анализ данных, таблиц, решение географических задач, проблемные вопросы, творческие задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass_vv.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №31

Тема

«Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота»

Цель и задачи урока

Создать условия для развития представлений о внутренних водах страны, их размещении, особенностях, происхождении; содействовать расширению знаний  о видах внутренних вод России; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, умение работать в группе

Тип

Комбинированный

Категориальный аппарат усвоения

Озеро, озерная котловина, ледник, мерзлота, подземные воды

Ценностный компонент урока

Оценить масштаб экологических проблем региона  

Учебно-наглядный комплекс

презентации в Microsoft PowerPoint и в Notebook; ПК, мультимедиа проектор,  интерактивная доска, видеофрагменты, карты РФ, атласы, интерактив «Болото»

Имена

Я.Ф.Реймерс

Способы действия учащихся

Анализировать географические интерактивные карты и статистические материалы; вступать в диалог по обсуждению проблем природопользования, проводить учебное исследование

Эпиграф к уроку

Вода-это живая кровь,

которая создает жизнь, где ее не было

Академик А.А.Карпинский

Ход учебного занятия

Содержание (этапы) учебного занятия

Деятельность

учителя

обучающихся

1.Оргмомент

Приветствует класс

Организует

Здороваются. Проверяют готовность рабочего места.

Сообщают о готовности класса

2.Сообщение темы урока

Сообщает тему урока (на слайде)

Записывают в рабочую тетрадь

3.Целеполагание и мотивация 

Определяет совместно с детьми

Настраивает на успешную работу

Определяют с помощью учителя

Настраиваются на успех в учебной деятельности

4.Актуализация знаний

Проверяет номенклатуру по контурным картам

Предлагает назвать реки по принадлежности к бассейнам, открывая правильные ответы для сверки на доске (в Notebook)

Предлагает определить ФГП одной из рек, а также ее падение

Определение по схеме (на доске) частей реки и долины

Загадывает загадки (переход к новым понятиям)

Активизируют имеющиеся знания и подписывают на картах реки, один работает у доски в интерактивном режиме

Называют реки бассейнов океанов и внутреннего стока, а также реки Белгородской области

1 учащийся определяет, а несколько других считают падение и уклон рек (данные в карточках, приложение 1)

один работает у доски, остальные корректируют

отгадывают, делают вывод о том, в каком ключе пройдет дальнейшая работа

5.Первичное введение материала.

5.1.Моделирование теоретических понятий

Определение понятия «озеро».

Рассказ учителя о типах озерных котловин с элементами беседы. Сопровождение - визуальный ряд в Microsoft PowerPoint.

Просмотр видеофрагмента «Карелия».

Анализ  таблицы (Приложение 2)

Озера России.

Предлагает выступить обучающимся, выполнявшим опережающее задание

Предлагает обучающимся выстроить ассоциативный ряд.

Работа с интерактивом «Болото»

Дают свои определения, стараясь не повторяться

Вступают в беседу, активизируя имеющиеся данные

Вычерчивают схему в тетрадях (типы котловин)

Находят на карте все называемые озера

Анализируют таблицу устно, ориентируясь на ранее усвоенные знания либо высказывая предположения.  

Знакомят с интересными фактами.

Выстраивают ряд и на его основе дают определение «болото». Работают с интерактивом и определяют для себя правильность определения.

Пауза для отдыха глаз

 Цветотерапия

Задерживают  взгляд на каждом цвете

5.2.Развитие теоретических понятий

Беседа о ледниках с использованием слайдов в Microsoft PowerPoint и видеофрагмента.

Как можно использовать айсберги?

Проблемный вопрос: какие условия необходимы для образования ледника?

Работа с текстом. Выдает группам карточки (Приложение 3).

Рассказ о многолетней мерзлоте

визуальный ряд в Microsoft PowerPoint

обращает внимание обучающихся на проблемы внутренних вод родного края. Презентация исследований

Решение задачи: подсчитайте водопотребление за год вашей семьи, села Новоуколово, Красненского района

Вступают в беседу, активизируя имеющиеся знания о ледниках, дают оценку увиденному, предлагают варианты применения айсбергов.

Обсуждают в группах. Делают вывод.

Работают с текстом и составляют опорную схему «Подземные воды».

Чертят в тетрадях схему (на слайде)

Выступают учащиеся – члены НОУ, представляю результаты своих исследований

Решают задачу, оценивают результат, делают вывод

Лингвистическая двухминутка

Языковая бессмыслица Я.Ф.Реймерса. (Приложение 4).

Мозговой штурм.

5.3.Проблематизация теоретических понятий

Как решить проблему? Предлагает разбиться на 3 группы

1 проблема – что сделать, чтобы спасти озера от загрязнения;

2 проблема – как использовать свойства многолетней мерзлоты (например, способность консервировать органические и неорганические вещества)

Выполняют работу, объединившись в группы

6. Физминутка

Предлагает выполнить упражнения для снятия усталости спины, шеи «Деревце» и «Звездный дождь»

Выполняют упражнения

7. Подведение итогов урока

Самоконтроль

Тестирование

Подводит итоги урока

Выставляет оценки  

Проверяют себя.  Активизируют имеющиеся знания, выполняют тест, один учащийся выполняет у доски

анализируют условие успешного выполнения задания

8.Рефлексия

Понятия, структурирующие опыт и впечатления  

Определяют понятие, соответствующее ощущениям на уроке и впечатлениям от него

9. Задание на дом:

Даёт задание и комментарий к нему: размышления на тему, почему система контроля в России не обеспечивает экологическую безопасность внутренних вод

. На «5» - подготовьте презентацию на одну из тем

-болота - молодость Земли

-тускнеющие жемчужины

-зоны риска (Байкал, Курило-Камчатский  район и др.)

Приложение 1

Карточка №1

Река Лена

Длина реки – 4400 км

Высота истока – 930 м

Высота устья - 0

Карточка №2

Река Нева

Длина реки – 74 км

Высота истока – 4 м

Высота устья - 0

Карточка №3

Река Обь

Длина реки – 5410 км

Высота истока – 1000 м

Высота устья - 0

Карточка №4

Река Урал

Длина реки – 2428 км

Высота истока – 800 м

Высота устья - -28

Карточка №5

Река Амур

Длина реки – 4440 км

Высота истока – 1000 м

Высота устья - 0

Карточка №6

Река Волга

Длина реки – 3531 км

Высота истока – 256 м

Высота устья - -28

Карточка №7

Река Дон

Длина реки – 1870 км

Высота истока – 300 м

Высота устья - 0

Карточка №8

Река Енисей

Длина реки – 4102 км

Высота истока – 1000 м

Высота устья - 0

Карточка №9

Река Индигирка

Длина реки – 1726 км

Высота истока – 1000 м

Высота устья - 0

Карточка №10

Река Колыме

Длина реки – 2129 км

Высота истока – 1500 м

Высота устья - 0

Приложение 2

озера

Площадь, тыс.км2

Наибольшая глубина, м

Впадающие реки

Вытекающие реки

Каспийское

376

1025

Волга, Урал, Терек

-

Байкал

31,5

1620

Селенга

Ангара

Ладожское

17,7

230

Свирь, Волхов

Нева

Онежское

9,7

127

Сунна, Шуя

Свирь

Таймыр

4,6

26

Таймыра

Таймыра

Ханка

4,2

10

Лефу, Синтуха

Сунгача

Чудское

3,5

15

Великая, Жельча

Нарва

Чаны

3,6

12

Каргат

-

Ильмень

2,1

10

Мста, Ловать, Шелонь

Волхов

Приложение 3

Подземные воды

Это воды, находящиеся в земной коре. Делятся на грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды находятся под водопроницаемым пластом.

Межпластовые воды залегают глубже, между Водоупорными пластами. Запасы межпластовых вод называют артезианскими бассейнами. Получают их, пробурив скважину в межпластовые воды — артезианский колодец.

Пресные подземные воды — самая лучшая по качеству питьевая вода. прошедшая природную фильтрацию (механическую очистку).

Термальные воды - это подземные воды с температурой от +30 до +3000С. Нагреваются они от магмы в районах, где распространен вулканизм (Курилы, Камчатка).

Минеральные подземные воды имеют высокую концентрацию растворенных веществ и газов и используются в лечебных целях.

Запасы и глубина залегания грунтовых вод не одинаковы по регионам и зависят от климата (увлажнение территории), состава горных пород (водоупорный слой), рельеф (котловины).

Приложение 4

Я.Ф. Реймерс говорил, что выражение «музей-заповедник», «заповедно-охотничье хозяйство» - это языковая бессмыслица. Докажите это.

 

Технологическая схема занятия с позиций эргономики и ортобиотики

Деятельность учащихся

Элемент ортобиоза

Целевая направленность

Здороваются. Проверяют готовность рабочего места.

Сообщают о готовности класса

Вхождение  в режим динамических рабочих поз

снимает динамическое напряжение

 Активизируют имеющиеся знания, выполняют тест, один учащийся выполняет у доски

анализируют условие успешного выполнения задания

Интеллектуальные методики обучения

выстраивание индивидуальной траектории успеха

задействуются левополушарные области мозга

позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности

Заполняют таблицу в программе Notebook

Смена режима динамических рабочих поз

снимает динамическое напряжение

задействуются правополушарные области мозга

Определяют ФГП

Интеллектуальные методики обучения

задействуются левополушарные области мозга

Отгадывают загадки

инициирование образного мышления, воображения и фантазии, интуиции

задействуются правополушарные области мозга

Дают свои определения, стараясь не повторяться

Вступают в беседу, активизируя имеющиеся данные

Вычерчивают схему в тетрадях (типы котловин)

Находят на карте все называемые озера

Интеллектуальные методики обучения

задействуются левополушарные области мозга

Анализируют таблицу устно, ориентируясь на ранее усвоенные знания либо высказывая предположения.  

Знакомят с интересными фактами.

Интеллектуальные методики обучения

задействуются правополушарные области мозга

Выстраивают ряд и на его основе дают определение «болото». Работают с интерактивом и определяют для себя правильность определения.

Интеллектуальные методики обучения

задействуются левополушарные области мозга

Работают с текстом и составляют опорную схему «Подземные воды».

Создание ситуации творчества

задействуются правополушарные области мозга

Решают задачу, оценивают результат, делают вывод

Интеллектуальные методики обучения

задействуются левополушарные области мозга

Выполняют работу, объединившись в группы, выбирают одно из высказываний и обосновывают его

Создание ситуации творчества

позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение

задействуются правополушарные области мозга

Мозговой штурм.

инициирование образного мышления, воображения и фантазии, интуиции

задействуются правополушарные области мозга

Выполняют упражнения

Физкультминутка

снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс

Проверяют себя

Самоободрение

возбуждение жизненного оптимизма в себе

Определяют понятие, соответствующее ощущениям на уроке и впечатлениям от него

Музыкальное воздействие на сенсорную систему Использование приемов пассивной релаксации

снимает усталость,  выравнивает ритм сердца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...