Практическая работа по географии в 9 классе
методическая разработка (география, 9 класс) на тему

При изучении темы "Поволжский экономический район" провожу практическую работу "Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути развития. Данная работа вызывает у учащихся большой интерес в отличие от традиционной характеристики промышленного узла. Здесь дети широко используют дополнительный материал, готовят сообщения о затопленных селениях, о рыбных богатствах Волги, о благих целях создания каскада гидроэлектростанций, об ожидаемых и непредвиденных негативных последствиях их создания. При этом учащиеся используют различные источники информации: статистические материалы, карты атласа, интернет-ресурсы, справочную и научно-популярную литературу, художественные описания и др. При выполнении работы ученики высказывают свою точку зрения, учатся ее отстаивать, делают выводы, прогнозируют последствия вмешательства человека в окружающую среду, объясняют причины негативных явлений этого вмешательства, предлагают собственные пути решения экологических и других проблем главной реки нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_po_geografii_v_9_klasse.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Практическая работа по географии в 9 классе

Тема:  Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути развития.

Цель:  Изучить положительные и отрицательные последствия вмешательства человека в окружающую среду на примере реки Волги. Научить находить нужную информацию на тематических картах, статистических материалах, оценивать, делать выводы.

Используемые материалы:  Карты атласа для  9класса («Экологические проблемы»-стр.28-29, «Водный транспорт»-стр.23,  «Население и хозяйство Центральной России»-стр.32, «Население и хозяйство Поволжья»-стр.33, «Электроэнергетика»- стр.12, «Топливная промышленность»-стр.10-11), учебники А.И.Алексеева, В.П.Дронова, статистические материалы.

Задание  1. Пользуясь экологической картой атласа, картой водного транспорта, картами рассматриваемых регионов, оцените в целом экологическую ситуацию территории Российской Федерации, по которой протекает река Волга. Назовите основные  причины данной ситуации.

Задание  2. На контурной карте подпишите названия гидроэлектростанций, созданных на Волге и Каме, сравните их по воздействию на окружающую среду в целом и водную среду Волги с другими типами электростанций.

Задание  3. В 50-80-х годах прошлого века на Волге был построен каскад ГЭС, в результате чего река была превращена в цепочку водохранилищ. Цели были следующие:

  1. Увеличить производство дешёвой  электроэнергии. ГЭС способны покрывать «пиковые»нагрузки в энергосистеме .
  2. Улучшить водоснабжение промышленных центров, улучшить условия орошения земель.
  3. Улучшить условия судоходства на Волге.

Достигнуты ли были поставленные цели?  Каковы негативные последствия создания водохранилищ  на Волге для окружающей среды, для населения?

Задание  4. Проанализируйте таблицу 1 и необходимые карты атласа (выберите сами), определите,  в каких  субъектах РФ, прилегающих к Волге, забирается и сбрасывается  наибольшее количество загрязненных сточных вод , назовите самые «грязные» отрасли, города  региона.

 Задание 5. Проанализируйте таблицу2  и сделайте вывод,  какие конкретные предприятия  Поволжья и всей   страны являются главными загрязнителями наших рек, озер и подземных вод. Объясните причины. Какие пути решения этого вопроса  вы можете предложить?

Задание 6. Как развязать сложный узел волжских проблем?  Существует несколько проектов спасения Волги:

  1. Спустить водохранилища, вернуть Волге первоначальный вид.
  2. Взорвать все волжские плотины
  3. Перестроить Волжский каскад ГЭС путем строительства ГАЭС (гидроаккумулятивные электростанции) . Учебник В.П.Дронова, стр.280.

Какого мнения больше всего придерживаетесь вы?  Обоснуйте свой вариант спасения великой русской рек.

                                                                                                                                             Таблица 1.

Показатели,характеризующие воздействие человеческой деятельности на на экологическую ситуацию реки Волги, 2006г

Субъект Федерации

Забрано воды,млн куб. м

Сброшено сточных вод в водные объекты, млн. куб. м

Образовалось отходов производства и потребления

всего

В том числе загрязненных

Всего, млн. т

Из них использовано и обезврежено, %

1

Тверская область

2 534,0

1 440,2

90,7

0,59

70.2

2

Ярославская область

340,3

283,9

283,6

0,98

48,6

3

Костромская область

1 680.1

1 656.9

66,3

0,85

72.7

4

Ивановская область

255.5

195,1

139,5

0,67

33,8

5

Владимирская область

211,5

154,5

174,4

3,34

95,4

6

Нижегородская область

1 267,71

1 051,47

419,58

2,68

58,9

7

Республика Марий Эл

100.36

70,73

59.87

1.15

61,1

8

Чувашская Республика

151,47

130,56

121,02

0,54

136,1

9

Республика Татарстан

828,88

617,99

511,96

3,28

45.5

10

Ульяновская область

195,84

117.54

114.72

0.32

28.7

11

Самарская область

1 153.67

771,67

464,88

3,88

67,9

12

Саратовская область

917,06

282.51

241.56

2,84

13,8

13

Волгоградская область

1 415.98

216.77

216.77

1.43

47.7

14

Астраханская область

1 228.59

387,68

73,15

0.25

46.7

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                          Таблица 2.

Динамика сброса загрязнённых сточных вод по предприятиям – крупнейшим источникам загрязнения водных объектов в России(реки Волги), млн куб м

Предприятие

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2008г.(оценка)

1

Люберецкая станция аэрации, Москва

1 479.05

911,29

901.56

897,62

889,97

770

2

МП «Самараводоканал», Самара

252.63

252,63

258,20

246,22

254,19

250

3

МП «Нижегородский Водоканал», Н.Новгород

213,51

213,51

212,08

231,82

229,97

229

4

МУП «Водоканал», Казань

170.05

201,58

200,34

203.22

196,79

180

5

МУП «Уфаводоканал», Уфа

149,75

142,64

138,55

140.77

138.35

130

6

МУП «Саратовводоканал», Саратов

154.80

128,00

103,02

119,15

125,72

135

7

ЗАО «Региональная энергетическая служба», Волгоград

101,26

102,42

117.11

143,00

149,81

140

8

ЗАО «Челныводоканал», Набережные Челны

98.09

97,76

99,75

121,84

122,44

110

9

МУП «Ярославльводоканал», Ярославль

95,31

91,82

96,36

88,42

89,98

85

10

МП «Водоканал», Иваново

88,94

85,44

81,23

77.02

73.50

73

11

МУП «Ульяновскводоканал», Ульяновск

90,74

80.14

48,91

90.59

86.74

90

12

ЗАО «Экоаэросталкер-Ду», Щёлково, Московской обл.

74,06

74,13

76,42

75,89

76,0875

13

ОАО «Ярославский шинный завод». Ярославль

77,4

62,4

63,69

64,37

66,85

14

ОАО «Нижнекамскнефтхим», Татарстан

54,2

54.8

61,5

69,66

64,08

65

15

ОАО «Кировские коммунальные системы», Киров

83,11

83,94

65,01

79,99

78,56

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практическая работа по географии 11 класс

практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...

«Определение расстояний, направлений и географических координат по карте».Практическая работа №7. География, 6 класс

Цель урока:Развить и закрепить умение определять географические коорди­наты, направления и расстояния по глобусу и картеОборудование:Глобусы, карты полушарий и физическая карта России; раздаточ&sh...

Экологические проблемы Челябинской области. Практическая работа по географии 8 класс.

Практическая работа с презентацией позволяет дать учащимся яркое представление об экологических проблемах нашего региона, заставляет ребят задуматься о последствиях такой обстановки и путях решения да...

Тетрадь для практических работ по географии 6 класс

В силу того, что не хватает часов на выполнение практических работ в классе, в такой тетради учащиеся могут самостоятельно дома выполнять практические работы....

Практическая работа по географии 9 класс «Внешнеэкономические связи России»

Данная практическая работа разработана для учащихся 9 класса с использованием атласа "География России: население и хозяйство" издательства "Дрофа". Задание практической работы содержит анализ графико...