урок-обобщение по теме:"Реки России"- 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Кузнецова Ольга Александровна

Разработка урока обобщения по теме "Реки России" 8 класс по учебнику А.И.Алексеева "Природа и население".География.Россия.

Данный урок обеспечивает овторение и закреплние знаний по теме, формирует знания об основных источниках загрязнения рек.Воспитывает чувство любви к природе, любовь к поэзии, родному краю.Формирует навыки коллективной работы. Показывает взаимосвязь предметов через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshcheniya_8_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок обобщения по теме: « Реки России»

Класс: 8

Учитель: Кузнецова Ольга Александровна

Тип урока: урок закрепления и совершенствование знаний

Цели:1.Обеспечить повторение и закрепление знаний по теме; продолжить закрепление терминологии; формировать знания об основных источниках загрязнения вод и путях охраны вод.

2.Воспитывать чувства прекрасного: любовь к природе, желание охранять её; любовь к  поэзии; своему родному краю

3.Развивать память, логическое мышление, творческие способности; формировать навыки коллективной работы; способствовать активизации процесса обучения

        Ход урока:

      Друзья мои! Я очень рада!                                        

      Войти в приветливый наш класс

     И для меня уже награда

     Вниманье ваших умных глаз.

    Я знаю в классе каждый гений,

    Но без труда талант не впрок,

    Скрестите шпаги ваших знаний

    И вместе сочиним урок

    Мои соавторы и судьи

    Оценкой вас не накажу

   За странный слог не обессудьте

    А дальше прозой я скажу.

Я рада приветствовать наших гостей и видеть ваши умные лица.

Эпиграфом к теме нашего урока являются слова Экзюпери… (Слайд 1)

И так, какая же   тема нашего урока? (Слайд 2)

-« Вода дороже золота»- утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Вода неоценимое природное богатство. Без неё не возможна жизнь на планете. Биологи утверждают, что человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами. Но её надо  беречь   и экономить!

-Какая цель нашего урока? (говорят дети)

Урок наш пройдет необычно, это будет урок-конкурс между двумя командами, каждый конкурс будет оценен определенным количеством баллов. Кроме этого будут личные зачеты.

I. Географическая разминка (Слайд 3)личный зачет

  Я читаю четверостишье о реке, вы эту реку показываете на карте, указываете исток, устье и к какому бассейну относится.

1.А река, бежит, зовет куда- то                       3.Ты гордость народа, ты русская слава,

 Плывут сибирские девчата                          Да славится имя в веках-

Навстречу утренней заре,                               О Волга, красива ты и величава,

 По Ангаре, по Ангаре                                     Ты наша большая река.

2.Шуми, Амур,                                               4.От Тувы до океана

Шуми, отец наш                                               В клочьях серого тумана

Таежная река,                                                   Поперек Сибири всей

Родная, дорогая                                                Катит воды Енисей.

II. Конкурс математиков ( Слайд 4) баллы на бланке

- Реки Сибири важнейшие транспортные артерии. Так, енисейское пароходство перевозит наливные и насыпные грузы, круглый лес и пиломатериалы.  Работают теплоходы на восьми пассажирских линиях. Такой линией является маршрут «Красноярск- Дудинка». Ваша задача провести расчеты.

III. Конкурс литераторов (Слайд 5)-1 балл

 - Ваши  одноклассники  сочиняют стихи, давайте их послушаем

Ответь на вопрос

 1. Какой русской реке посвятил эти стихи поэт Леонид Попов?

У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом

2.Почему М. Ю. Лермонтов изобразил Терек диким и необузданным? В чем причина?

«Терек воет, дик и злобен,

 Меж утесистых громад,

 Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.»

3. Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

Как море чаша глубока.

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Если предположить, что для утоления жажды человеку хватит пол литра воды, то запасов живительной влаги в Байкале хватит на сорок шесть квадриллионов человек. Современное население планеты в семь с половиной миллионов раз меньше.

4) О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

Из гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль - семь тысяч рек,

Она со всех концов собрала -

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (две песни) прослушивание (Слайд 6-7)

IV. Конкурс кинорежиссера-5 баллов

      Презентации (слайд 8-26)

V.Конкурс картографы (Слайд 27)-по 2 балла

-Географии нет без карты, поэтому мы её должны знать.

VI.Географический диктант на знание терминологии ( Слайд 28)

        Самопроверка по открытым ответам за «5» 3 балла

                                                                                     За «4» 2 балла  

                                                                                     За «3» 1 балл

VII.Глобальный вопрос (Слайд 29)

-Давайте попробуем решить глобальный вопрос загрязнения и охраны вод.

Значение рек: На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды. А в год около 110-150 м.куб. воды Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м.куб. воды, 1 т бумаги- 900 м куб, 1т резины-1500м куб. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн.м куб. воды.

        Вода рек - это дешевые водные пути. Которые были часто единственными дорогами в лесной России X- XIX вв.

        Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение и в промышленности.

Влияние человека на водные ресурсы: водопользователи загрязняют воду, ухудшают её качество; в результате потребления воды становится меньше.

Основными источниками загрязнения вод являются: заводы и фабрики, танкеры, водный транспорт, внесение удобрений, животноводческие комплексы

Способы решения проблем: строительство очистных сооружений, очистка русла, переход на оборотное водоснабжение, экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический воды по счетчику.

- Особое внимание требует охрана от загрязнений малых рек. От них в значительной степени зависит чистота воды всей речной системы.

        Презентация «Малые реки России»-подготовленная кружковцами

Подведение итогов. Подсчитывают количество баллов, которое набрала каждая команда.

Рефлексия:- Что вам понравилось на уроке?

                    -Как ты работал на уроке?

                      -Понятна ли вам тема?

Домашнее задание: Составить кроссворд «Внутренние воды России» не менеё 10 слов

        Урока время истекло;

         Я вам ребята благодарна,

         За то, что встретили тепло

         И поработали ударно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме “Атмосфера” 6 класс.

На уроке используются различные методы и приемы: беседа сочетается с групповой работой, работа с географической картой, метеорологическими приборами. Отвечая на вопросы, учащиеся закрепляют знан...

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕКИ РОССИИ»

Дистанционный урок по теме "Реки России". На уроке вы познакомитесь особенностями рек, расширите и углубите знания о них. Выясните, какие воды наиболее доступны для человека, чем определяются их особе...

Презентация по географии 8 класса на тему "Реки России"

Течет река издалека….Течет река…, течет река…Как хорошо, когда рекаИ широка и глубока!Над ней - пышнее облака,Свежей дыханье ветерка,Стройней и выше лес над ней,И луг прибрежный зеленей. (Б. Зах...

урок географии в 8 классе по теме "Реки России"

Данный урок позволит изучить реки Росси, их особенности и возможности хозяйственного использования. В процессе урока учащиеся работают к атласом, контурными картами, заполняют таблицу, производят расч...

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ « АФРИКА» 7 класс

Цели и задачи урока: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.Оборудование: черный ящик, плоды финиковой пвальмы, кофе.Ход урока:1 –й гейм « Разминка»- Как бы ты оделся , если бы...

Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс

Применение модульной технологии обучения при изучении темы  «Реки России» на уроках географии в 8 классе. При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущно...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...