Формирование экологического сознания сельских школьников.
статья по географии (9 класс) на тему

 

В статье на конкретных примерах авторы показывают, как в сельской школе, на конкретных примерах ведется формирование экологического сознания сельских школьников и проводится в системе экологическое воспитание учащихся . Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания.  Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и формируется  представление о природе как среде обитания человека и эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею и  формировать экологическое сознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Формирование экологического сознания сельских школьников.

 Аннотация: В статье на конкретных примерах авторы показывают, как в сельской школе, на конкретных примерах ведется формирование экологического сознания сельских школьников и проводится в системе экологическое воспитание учащихся . Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания.  Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к экологии, но и

формируется  представление о природе как среде обитания человека и эстетическом её совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею и  формировать экологическое сознание.

            Повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика необходимо осуществлять через совершенствование системы преподавания, в том числе и экологии.
        Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной среды. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура и экологическое сознание». Экологическая культура и экологическое сознание формируются в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе,  как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею,  формирование экологического сознания.

 Мы живем в социуме, поэтому в нашей школе хорошо развито социальное партнерство между организациями села, заключены договора сотрудничества с: Администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета, ООО СП им М.Горького, ООО «Региональным центром биотехнологий», ООО СП колхоз им Ворошилова, Краевым Эколого-биологическим центром в котором, учащиеся при выполнение исследовательских проектов получают квалифицированную помощь профессорского состава КЭБЦ, что не только повышает познавательный интерес ребят к исследовательской работе, но и ставит её на более высокий, научный уровень.

  В рамках сотрудничества с Краевым-Эколого Биологическим Центром учащиеся школы обучаются  по программе «Экологические проблемы Ставрополья». Ребята ведут исследовательские  работы  и выполняют  экологические  проекты в соответствии с избранной темой исследования. Участвовали в работе зональных краевых  экологических конференциях  КЭБЦ  в городах : Ставрополе, Новоалександровске , Изобильном, в селах Красногвардейском,   Тищенском,  Донском .                                                                                      Работы учащихся:  Черкашиной Александры «Сохранение фрагментов целинных степей в селе Безопасном»; Еремкина Дмитрия  «Виноградники Безопасного»; Шевяковой Александры и Басовой Юлии «Ландшафтный дизайн села Безопасного»; Макаровой Светланы «Экологическая тропа на озеро Вшивка»; Петренко Юлии «Исторические ландшафты  села Безопасного» , Шевяковой Александры « Профиль жизни и здоровья пожилых людей села Безопасного»,  «Экологические проблемы артезианских источников села Безопасного» Солодовниковой Марии, «Экологические проблемы водных ресурсов села Безопасного» Ганцевской Юлии  были отмечены грамотами и дипломами за призовые места в районе и в крае.

Экологи школы ежегодно принимают участие в эколого- краеведческих чтениях  «Памяти В.В. Гниловского» и работы учащихся Чаловой Юлии , Гаджиевой Русалины, Юсуповой Райханат, Ерыгиной Елены были отмечены  дипломами победителей. .                        

Учащиеся  школы Молдованова Юлия, Гаджиева Русалина, Ахмедова Эльмира, Юсупова Райханат, Савенко Виктория и Чалова Юлия окончили  Краевую экологическую школу при государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей  «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» и получили свидетельства. А Молдованова Юлия, защитила свой экологический проект «Ландшафтный дизайн школьного двора» на «отлично» и получила возможность  обучаться в Шолоховском университете на бюджетной основе на биологическом факультете.                        

         Из приводимой ниже   информации по реализации членами экологического кружка социально-значимого проекта в социуме « От ландшафтного дизайна школьного двора к ландшафтному дизайну центра села Безопасного» видно, какими приёмами и экологическими элементами руководствовались в своей работе.

Районами  исследования явились  школьный двор и центр села Безопасного.

Объектами  исследования были – состояние  озеленения территорий школьного двора и центра села.

Работа проводилась экологами МОУ СОШ №3.

Цель: разработать проект ландшафтного дизайна МОУ СОШ №3 и центра села Безопасного Ставропольского края.

Задачи: Реконструировать зеленые насаждения.

Создать эколого-эстетические благоприятные условия;

Рационально распределить территории между всеми структурными элементами;

Защитить территорию от пыли, шума, ветра.

                                   Актуальность исследования.

         Возникла необходимость создать красивый, ухоженный пришкольный участок, который воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где  приобретают основы экологических знаний, так как создание любого парка или сада необходимо для понимания того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.

Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Сначала зеленые насаждения создавались на территории крупных усадеб, но постепенно работы по организации парков, скверов и зеленых аллей приобрели характер общегородских, у людей возникала потребность в создании экологически чистых, обустроенных территорий.. Со временем озеленение стало неотъемлемым элементом благоустройства каждого населенного пункта, а зеленые насаждения приобрели архитектурно - декоративное и санитарно-гигиеническое значение. Мы постарались создать проект такого ландшафтного дизайна , который бы отвечал  всем экологическим  вопросам как  для школьного двора , так  и для центра села.

                           Практическая  работа.  Проект ландшафтного дизайна.

                        Мы составили проект ландшафтного дизайна который включает в себя комплект документов .Состав которых может меняться и зависит от множества причин. В комплект документов обычно входит:

генеральный план;

дендроплан (посадочный чертеж с привязкой
деревьев и кустарников);

разбивочный и посадочный чертежи;

ассортиментная ведомость посадочного материала;

календарный план;

график работ;

смета;

пояснительная записка.

оформление территории.

    В состав экологического кружка входят разновозрастные учащиеся и их возраст от 10 до 15 лет. Это разработчики и исполнители проекта.

  Сам проект включает:

- Краткую физико-географическую характеристику села Безопасного.

-Исследовательскую  работу по  ландшафтному  проектированию школьного двора с экологическим  значением озеленения.

-.Практическую  работу по составлению ландшафтного проекта .

- Работу в социуме.

- Заключение договора о социальном партнерстве по ландшафтному проектированию села Безопасного

- Анализ современного состояния озеленения села Безопасного

- Ландшафтное озеленение дворов и приусадебных участков села.

Оформление территории центра села элементами ландшафтного дизайна  было самым интересным.                                            

 Уникальность  данной работы заключается в том, что, изучив литературу по ландшафтному дизайну и получив соответствующие знания по основам проектирования, мы занялись организацией пространства школьного двора и центра села. Для этого  составили проект ландшафтного озеленения школьного двора и центра села Безопасного.. Вместе с товарищами благоустроили школьный двор, превратив его в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль. Занимались весеннее - осенними работами по обустройству центра села. Использовали разработанные самими элементы ландшафтного дизайна: круговые клумбы, миксбордеры, рабатки, модульные цветники, элементы народного творчества и малой садово-парковой архитектуры. И школьный двор, и центр села преобразились: 

Были созданы  эколого-эстетические благоприятные условия для школьников и односельчан,

Рационально распределена  территория  между всеми структурными элементами и

защищена   от пыли, шума, ветра.

появились красивые клумбы,  

были реконструированы  зеленые насаждения

Наш проект оказался социально-педагогически значимым и был востребован  в конкретном социуме села Безопасного. В процессе реализации проекта члены экологического кружка показали высокую сознательность , ответственность за себя в общем деле и за его выполнение. Ребята проявляли инициативу, каждому хотелось привнести в выполнение работы что-то своё.

В результате работы над проектом у ребят формировалось чувство социальной ответственности за порученное дело потому, что  им были созданы для этого все условия, а главное – доверие. Участие в совместном труде, ответственность за порученное дело, а главная ответственность не только за себя, но и за товарища ради добросовестного выполнения дела. Работа на социальным проектом активизирует учащихся, подготавливает детей к жизни, к профессиональному самоопределению в новых, социально-экономических условиях.

      Ежегодно в сборниках КЭБЦ печатаются работы моих учащихся по выполненным проектам.

    Работы многих учащихся были опубликованы в сборниках Краевого эколого-биологического центра.  Были опубликованы работы Вальчук Анастасии на тему : «Рекреационные ресурсы края», Васьковой Светланы на тему «Экологические особенности села Безопасного»,  Шепелевой Яны  «Предпосевная обработка зерновых электромагнитным модулятором Фауст - 4Ц», Черкашиной Александры «Изучение флоры фрагментов целинных степей села Безопасного»,  Макаровой Светланы «Экологическая тропа на озеро Вшивка»,  Молдовановой Юлии «От ландшафтного дизайна школьного двора к ландшафтному дизайну села Безопасного». Черкашиной Александры  «Определение  оптимальных факторов, влияющих на всхожесть и урожайность сои сорта «Эвелина»,  Бороздиной Кристины «Сравнение урожайности гибрида кукурузы ДК-440 при разной густоте посева на зерно и силосную массу в зависимости от полива».

Работа Ерыгиной Елены  «Водные проблемы села Безопасного» была представлена на краевом конкурсе исследовательских работ посвящённых водным проблемам и была отмечена дипломом. Работа Ганцевской Юлии «Память сердца» занимала первые места в районном смотре «Отечество»,  на зональгом смотре –конкурсе в городе Изобильный и  на краевой  конференции  исследовательских работ в городе Ставрополе .  Эта работа опубликована в  сборнике КЭБЦ.         

                     В школе ежегодно проводим экологические конференции на которых выступают учащиеся с экологическими проектами и презентациями.

С целью воспитания у учащихся бережного отношения к родной земле, воспитания экологического сознания учащиеся школы работают в ученической производственной бригаде имени героя Советского  Союза В. Громакова и выполняют исследовательские и экологические проекты наряду с обучением по программе бригады.

Приобщая учащихся к природному и культурному наследию края и в связи с 55-летием ученических производственных бригад в Ставропольском крае экологи школы приняли участие в районном конкурсе работ  «Земля в наследство» и команда заняла второе место.

В рамках экологических акций  «Посади дерево»,  «День воды»,  «День Земли», «День птиц» проводим ежегодно экологические акции на территории школьного двора  и территории села.

           Команда экологического кружка  «Эколог Безопасного» принимала участие в  дистанционной эколого- биологической викторине Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, работали в online  режиме и участвовали в Интернет-форуме.  По итогам работы  от департамента образования Ярославской области и Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании команда «Эколог Безопасного» получила  диплом участника и благодарственное письмо. Работу в Интернет-форуме будем продолжать и в следующем учебном году.

         Сотрудничаем с экологической газетой  КЭБЦ «Зеленый портфель», распространяем её в школе уже в течение 7 лет.

          В целях привития экологической культуры, организации спортивного досуга и отдыха школьников , комплексного благоустройства территории образовательных учреждений ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах  школьных дворов, благоустраивая  и озеленяя школьный двор .

            Учащиеся школы на учебно – опытном участке школы ежегодно занимаются экологической и опытнической работой, участвуют в районных  и краевых конкурсах УОУ. За последние годы учащиеся нашей школы  постоянно являются  призёрами экологических олимпиад, и занимают в районе и  в крае призовые места по итогам смотра учебно-опытных участков.

           Формирование экологического сознания и экологической культуры способствует  выработке деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной деятельности. Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения, их места жительства. Необходимо формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся необходимого объёма экологических знаний, целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности.  Мы выросли на земле. У каждого есть уголок России, который дорог сердцу.  Это то место,  где ты родился, где ты живешь, где тропинка ведет тебя к  отчему  порогу.  Каждый украшает свой дом цветниками, газонами.  Эту любовь к земле, к цветам переносим мы и в школу.
       Наша школа утопает в зелени: разбиты красивые клумбы, высажено много цветов, созданы альпийские горки. Украшая школу и землю цветами,  мы тем самым, воспитываем любовь к природе, воспитываем  экологическую культуру и экологическое сознание.

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...