Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Жалсабон Людмила Владимировна

В данной разработанной программе очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению в течение учебного года, разработаны контрольно-измерительные материалы к каждому уроку в виде географических диктантов, тестов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОСЕЛЕНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Согласовано»

Председатель МО

________/Е.В.Дондокова /

Ф.И.О.

Протокол № ___

от «__»__________20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ «НСШИС(П)ОО»

_________/Т.Д.Дугаржапова/

Ф.И.О.

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ «НСШИС(П)ОО»

__________/М.В.Малахинова/

Ф.И.О.

Приказ № ___

от «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии, 6 класс

Жалсабон Людмилы Владимировны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20__ г.

Новоселенгинск

2012

Структура рабочей программы

Титульный лист (название рабочей программы)

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса

Перечень учебно-тематического обеспечения. (Методические рекомендации).

Контрольно-измерительные материалы

Список литературы (основной и дополнительный)

Приложения к программе

II. Пояснительная записка         

         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для 6 класса составлена на основе следующих документов:

•        Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

•        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный от 17.05.2012 года

•         Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.

•        Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

•        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

«Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

•        познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

•        сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

•        ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

•        соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Цели и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Уровень и направленность рабочей программы: - основная общеобразовательная программа, базовый уровень

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.         Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.         Принцип   системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.        Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой. Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика. Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

          Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:  

Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.

План местности – картография, биология, математика, астрономия.

Географическая карта – картография, история, математика.

Литосфера – геология, химия, физика.

Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература

Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.

Биосфера – биология, зоология, экология.

Население Земли – демография, история.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.        Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2.        Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.        Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

 - индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

 В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

•        Устные сообщения;

•        Обсуждения;

•        Мини – сочинения;

•        Работа с источниками;

•        Доклады;

•        Защита презентаций;

•        Рефлексия

Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.         Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

III. Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего часов

Формы контроля

дата

Домашнее задание

теоретич

практич

План

факт

1

Раздел I. Введение.

1.1

География как наука. Путешествия и географические открытия

1/1

1

Проверочная работа №1

§1,2, в.2, стр. 7

1.2

Земля – планета Солнечной системы

2/1

0,5

0,5

ПР №1

§3, в.6, стр.9

2

Раздел II.  Виды изображений поверхности Земли.

2.1

Понятие о плане местности. Масштаб.

3/1

0,5

0,5

ПР№2

Проверочная работа№2

§4,5, в. 6, стр.14

2.2

Стороны горизонта. Ориентирование

4/1

0,5

0,5 ПР№3

Проверочная работа №3

§6, в. 5, стр.17

2.4

Изображение на плане неровностей земной поверхности, составление простейших планов местности

5/1

1

Проверочная работа №4

§7,8, проч.

2.5

Обобщение и систематизация полученных знаний

6/1

1

Итоговый тест за 1 четверть, диктант №5

2.6

Тема: Географическая карта Форма и размеры Земли,

7/1

1

§9,10 , в.7, стр.27

2.7

Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта.

8/1

1

Проверочная работа

§11,12, в. В.4, стр29

2.8

Географическая долгота. Географические координаты

9/1

0,5

0,5

ПР№4

Проверочная работа

§13, в. 4, стр.34

2.9

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт

10/1

0,5

0,5

ПР№5

Проверочная работа

§14,15, в.5, стр.36

2.10

Итоговый урок по разделу II

11/1

0,5

0,5

ПР№6

Контрольная работа№1

3

Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки

3.1

Тема: Литосфера. Земля и ее внутренне строение.

12/1

0,5

0,5

ПР№7

§16, в.3, стр.41

3.2

Горные породы и минералы

13/1

0,5

0,5

ПР№8

ГД№6

§17, в.5, стр.44

3.3

Движения земной коры. Вулканы, горячие источник, гейзеры

14/1

0,5

0,5

ПР№9

Проверочная работа

§18,19, в.5, стр.52

3.4

Тема: Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы.

15/1

1

Проверочная работа

§20, в.7, стр.57

3.5

Равнины суши.

16/1

1

Проверочная работа

§21, в.1, стр.63

3.6

Рельеф дна Мирового океана

17/1

1

Проверочная работа

§22, в. 3, стр.67

3.8.

Итоговый урок по теме

18/1

1

Контрольная работа №2

3.9

Тема: Гидросфера. Вода на Земле.

19/1

0,5

0,5

ПР№10

§23, в. 8, стр.70

3.10

Части Мирового океана. Свойства океанической воды.

20/1

0,5

0,5

ПР№11

§24,25, в. 6, стр 75

3.11

Волны в океане. Океанические течения.

21/1

0,5

0,5

ПР№12

Цифровой диктант№8,9

§26, 27, в.6, стр.81.

3.12

Тема: Воды суши. Подземные воды. Реки.

22/1

0,5

0,5

ПР№13

§29, 30 в.8, стр.95

3.14

Озера. Ледники.

23/1

1

§31,32, в. 6, с.98

3.15

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

24/1

1

ГД№10

§33,34 в.4, стр.102

3.16

Итоговый урок по теме: Гидросфера

25/1

1

Контрольная работа№3

3.17

Тема: Атмосфера. Строение, значение, изучение.

26/1

1

§35, в.4, стр.108

3.18

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

27/1

0,5

0,5

ПР№14

ГД№13 ГД№14

§36,37

3.19

Атмосферное давление. Ветер.

28/1

1

ГД№15

§38, 39, в.4, стр.116

3.20

Погода. Климат.

29/1

0,5

0,5

ПР№15

ГД№16

§40,41, в. 4, стр.131

3.21

Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат.

30/1

0,5

0,5

ПР№16

ГД№17

§42, 43, в. 3. стр.141

3.23

Итоговый урок по теме: Атмосфера

31/1

1

Контрольная работа№4

3.24

Тема: Биосфера. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли

32/1

0,5

0,5

ПР№17

§44-48, проч.

Стр.142- 148

3.25

Воздействие организмов на земные оболочки Природный комплекс

33/1

0,5

0,5 ПР№18

Проверочная работа№18

§49,50, стр.153,156

Раздел IV. Население Земли

4

Человечество – единый биологический вид. Основные типы населенных пунктов.

34/1

0,5

0,5

ПР№19

Проверочная работа№19

§51-54 стр.156-160

Систематизация и обобщение знаний за курс 6 класса

35/1

1

Итоговая оценка учебных достижений

Итого

35

25,5

9,5

IV. Содержание изучаемого курса

«Начальный курс географии» 6 класс 35 часов, 1 час неделю

Введение

Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. Земля – одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме и размерах Земли. Шарообразная форма Земли и доказательства этого. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.

Земля – планета людей. Численность населения Земли. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Экскурсии, практические работы на местности. 1. наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой; сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира. 2. определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны. 3. Выявление способов местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.

Раздел 1


От плана местности к географической карте

Тема: План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Тема: Карта – особая модель земной поверхности. Глобус модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

        Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности; аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Практические работы. 1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. 2. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.3. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний абсолютной и относительной высоты точек. 4. Определение по картам географических координат точек   и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.

Раздел 2


Строение Земли

Тема: Литосфера. Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора – верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявление вулканизма.

        Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

        Грозные природные явления в литосфере. Правило поведения в экстремальных ситуациях.

        Особенности жизни, быта, занятий населения в городах и на равнинах.

Практические работы. 1. определение горных пород по образцам (в том числе пород своей местности по материалам осенней экскурсии). 2. определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты  географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.  3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности коры (на примере своей местности).

        Тема: Гидросфера. Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

        Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года; половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Охрана вод от загрязнения.

        Практические работы. 1. Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта.2. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы.3. Определение по имеющимся картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности.4. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер течения, использование человеком.

        Тема: Атмосфера. Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы. Муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

        Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Охрана атмосферного воздуха.

         Особенности времен года своей местности.

         Практические работы. Продолжение работы с календарем погоды. 2. Установление особенностей суточного  хода температуры воздуха на основе построенного графика (по материалам календаря погоды). 3. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды.

        Тема: Биосфера. Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСПОП. Человек как часть биосферы.

         Почвенный покров – особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный  мир и человек в своей местности.

        Практические работы.1. ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. 2. Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной  освоенности территории на примере своей местности.

Тема: Взаимосвязи земных оболочек. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека

Требования к знаниям и умениям учащихся

Оценивать  и прогнозировать на доступном для школьников уровне                     тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

 Объяснять: последовательность приемов построения планов местности; построение градусной сетки на картах; черты сходства и различия на плане местности и географической карты; происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования; влияния рельефа на направление и характер течения рек; образование ледников; нагревание атмосферы; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; образование атмосферных осадков, ветра; изменение погоды, народные приметы ее изменения; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость климата от географической широты; значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха; применение в процессе учебного познания понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

Описывать: внешний вид основных форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности.

Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карт географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координаты; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря и заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний, примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.

V. Перечень  учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

Герасимова Т.П., Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений – 4- е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2005

Федеральный Государственный Образовательный стандарт  от

Методическое пособие по физической географии. Т.П. Герасимова. 6 класс – М.: Просвещение, 1991;

Школьный географический атлас. 6 кл. М.: Дрофа, 1999.

Физическая география 6 кл.: Методическое пособие Спб.: Паритет, 2003. – 160 с. – (серия «Поурочное планирование»);

Методические рекомендации по введению национально – регионального компонента стандарта образования РБ. – Улан – Удэ.: Изд. «Белиг», 1997

Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Составитель Баринова. – М., Школьная Пресса,2002. – 128 с. («География в школе». Библиотека журнала. Выпуск 7);

Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя.- М.: «Первое сентября», 2002. – 271с.

Оборудование и приборы:

Натуральные объекты: гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых, сырья и продуктов их переработки (с наборами раздаточных образцов)

Модели, муляжи, макеты: глобусы, макет холма

Приборы: барометры, термометры, теллурии, флюгеры

Инструменты: нивелиры школьные, мензулы с планшетами, рулетки

Печатные пособия: карты мира, материков и их частей, России, групп Зарубежных стран и отдельных стран; рельефные и физические карты, картографические таблицы; учебные картины (серия по начальному курсу), портреты путешественников и исследователей; таблицы по различным разделам содержания

Компьютерная учебная программа по начальному курсу географии в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы

Итоговый тест по теме: План местности

1 вариант

1.      Первое кругосветное путешествие совершил:

а) Колумб

б) Лазарев

в) Магеллан

г)  Беллинсгаузен

2.      В каком веке голландцы открыли Австралию?

а) 15 век

б) 17 век

в) 19 век

г) 20 век

3.      Что показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности?

а) условные знаки

б) масштаб

в) горизонт

г) азимут

4.      Найти соответствие численному масштабу 1 :100000 :

а) в 1 см. – 100 м.

б) в 1 см. – 1 км.

в) в 1 см. – 100000 км.

г) в 1 см. – 10 км.

5.      Направление на север на плане находится :

а) слева

б) справа

в) снизу

г) сверху

6.      Назовите направление противоположное ЮЗ:

а) ВС

б) ЮВ

в) СЗ

г) СВ

7.      Все неровности земной поверхности называются:

а) азимутом

б) рельефом

в) горизонтом

г) планом

8.      Короткие чёрточки у горизонталей для указания направления :

а) бергштрих

б) отметка высоты

в) азимут

г) планшет

9.      Съемку местности с одной точки называют:

а) маршрутной

б) горизонтальной

в) полярной

г) инструментальной

10.  Нивелир используют для измерения:

а) абсолютной высоты

б) относительной высоты

в) азимута

г) рельефа

Проверочные работы

К разделу I  «Введение»  №1

Как люди в древности представляли себе форму Земли?

Как называют модель Земли?

Как звали создателя первого глобуса?

Какой путешественник возглавил в 1492 году экспедицию, отправившуюся на поиски морского пути в Индию?

Кто открыл Америку?

Какой путешественник доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

Когда было совершено первое кругосветное плавание?

Кто из русских мореплавателей в 1821 году открыл новый материк?

Как назвали материк, последним попавший на карту мира?

Можно ли сказать, что в XXI веке Земля изучена полностью?

Раздел II Виды изображений поверхности Земли

Тема: План местности №2

Как называют уменьшенный чертеж земной поверхности?

С помощью чего на плане местности изображаются объекты?

С помощью чего можно выяснить степень уменьшения изображения на плане?

Какие виды масштаба вы знаете?

Нарисуйте условные знаки, с помощью которых на плане изображаются: 

колодец
родник
одиноко стоящее дерево
школа
фруктовый сад
хвойный лес

№3

Как называется угол между направлением на север и направлением на данный предмет?

Какая сторона горизонта изображается на плане местности внизу?

Нарисуйте условные знаки, с помощью которых на плане изображаются: 
кустарник  мост  болото  луг  овраг  тропа  дорога

Какая сторона горизонта изображается на плане справа?

Тема: Географическая карта №4

Как называется линия, проведенная через точки с одинаковой высотой?

Как называется превышение тоски над уровнем моря?

Как называется черточка, показывающая направление вниз по склону?

Как называется превышение одной точки над другой?

Как называется прибор для измерения высоты?

Обозначьте с помощью условных знаков  холм высотой 3 метра
у северного подножия холма - одинокую сосну
у западного подножия холма - родник в зарослях кустарника
у восточного подножия - колодец
у южного – мост через реку, текущую с запада на восток

Обозначьте на листе именованный и линейный масштаб в 1см 100м

Поставьте в центре листа точку и изобразите школу

К северу от школы на расстоянии 200м начертите фруктовый сад

Сразу за садом изобразите реку Синь, протекающую с востока на запад

На правом берегу реки изобразите болото

От школы на юго-восток ведет тропинка

На расстоянии 400 м тропинка упирается в колодец

На расстоянии 300м к западу от школы растет береза

К югу от школы располагается луг

На расстоянии 200м к востоку от школы растут кусты сирени

Чему равна площадь земной поверхности?

Чему равна длина экватора?

Какое полушарие я показываю?

На какой карте мы можем найти изображение стран?

На какой карте не подписаны названия объектов?

Зная, что масштаб карты в 1см 5 км, мы ее отнесем ….

На какой карте мы будем искать горы и равнины?

Зная, что масштаб карты в 1 см 100 тыс. км, мы ее отнесем …

№5

Как называется условная линия, соединяющая полюса?

Как называется условная линия, параллельная экватору?

Какое направление показывают меридианы?

Как называется место с самой маленькой географической широтой?

Как называется место с самой маленькой географической долготой?

Как называется место, имеющее самую большую географическую широту?

Какая самая большая географическая широта?

Какова самая большая географическая долгота?

На каком материке располагается точка, имеющая 89 гр. Ю.ш.?

Где располагается точка имеющая координаты 89гр. С.ш. 90гр.в.д.?

Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки

Тема: Литосфера №6

Что находится в центре Земли?

Как называется верхняя твердая оболочка Земли?

Как называется внутренняя оболочка, покрывающая ядро?

Чему равна толщина земной коры под океанами?

Какова максимальная толщина земной коры?

Как называются породы, образовавшиеся в процессе остывания магмы?

Как называются породы, образовавшиеся из остатков растений и животных?

Как называются породы, образовавшиеся из обломков различных пород?

Приведите примеры горных пород химического происхождения?

Приведите примеры горных пород метаморфического происхождения?

Как называются горы, возникшие в результате горизонтальных движений земной коры?

Как называются впадины, возникшие в результате разломов земной коры?

Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

Какие горы имеют острые вершины глыбовые или складчатые?

Какие горы более высокие?

Как называется место в земной коре, где возникли разрывы и смещения горных пород, вызвавшие землетрясение?

В каких единицах измеряется сила землетрясения?

Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

Какова максимальная сила землетрясений?

Как называется углубление на вершине вулкана?

Как называется излившаяся магма?

Как называется канал , по которому поднимается лава?

Как называется самый высокий вулкан в России?

Как называют фонтанирующие горячие источники?

Как называют вулканы, которые на истории человечества не извергались?

Тема: Формы рельефа земной коры №7

Горы какой высоты относят к низким?

Как называют вытянутые поднятия с отдельными вершинами?

Как называется самая высокая часть горного хребта?

Какие по высоте горы относятся к высоким?

Как называются самые высокие в мире горы?

Как называются самая высокая в мире горная вершина?

Как называются самые высокие горы России?

К каким равнинам относится Западно-Сибирская низменность к холмистым или к плоским?

Как называется самая большая низменность в мире?

Как называется самая большая и высокая равнина в России?

Кто изучает вулканы?

Кто предсказывает землетрясения?

Как называются выступы на дне океанов?

Как называются вытянутые впадины на дне океанов?

Какая часть океанического дна лучше всего изучена?

Какие формы рельефа создает человек?

Какие природные явления характерны для литосферы?

С какими оболочками взаимосвязана литосфера?

Тема: Мировой океан

                          Цифровой диктант. №8

1 – Тихий океан

2 – Атлантический океан

3 –Северный –Ледовитый океан

4 – Индийский океан

Вместо ответа на вопрос поставьте цифру обозначающую соответствующий океан.

Какой океан самый большой?

Какой океан самый маленький?

Какой океан самый теплый?

Какой океан самый холодный?

Какой океан самый мелкий?

Какой океан самый глубокий?

Какой океан самый соленый?

Какой океан омывает два материка?

Какой океан омывает три материка?

Какой океан омывает четыре материка?

№8

Как называют группу островов, находящихся близко друг к другу?

Как называют море, далеко вдающееся в материк?

Приведите пример окраинного моря.

Как называется часть океана, вдающаяся в сушу , но свободно сообщающаяся с ним?

В каких единицах измеряется соленость?

В каком море вода самая соленая?

Изменяется ли температура воды на глубине более 1000м?

При какой температуре замерзает океанская вода?

Как называется изменение уровня воды, вызванное притяжение океанских вод Луной?

Как называется гигантская волна, вызванная землетрясением?

№9

Как движется вода в волнах горизонтально или вертикально?

Как называется перемещение воды в горизонтальном направлении?                                                                            

 Какое течение образует кольцо вокруг Антарктиды?

Как называют течение, воды которого холоднее окружающих океанских вод?

Какое мощное теплое течение северной части Атлантического океана вы знаете?

Приведите пример холодного течения.

Как называют ученых, изучающих океаны?

Какие аппараты используют для изучения океана?

№10

Как называется вода, находящаяся в земной коре?

Как называются породы, не пропускающие воду?

Как называются породы, пропускающие воду?

Как называется слой, насыщенный водой?

Как называется выход грунтовых вод на поверхность?

Как называются воды водоносного горизонта , лежащего между двумя водоупорными слоями?

Как называют подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов?

Как называют воду, находящуюся в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами?

№11

Как называется место, где река берет начало?

Как называется место впадения реки в другой водоем?

Как называется понижение рельефа, по которому протекает река, собирая с него воды?

Что образует река вместе с притоками?

Как называется углубление на дне речной долины, по которому протекает река?

Как называется территория, с которой вода стекает в реку?

Как называется граница между соседними речными бассейнами?

Какие реки, равнинные или горные текут быстрее?

Какие реки, равнинные или горные образуют больше извилин?

Какие реки, равнинные или горные имеют узкую глубокую речную долину?

Какие реки, равнинные или горные имеют широкую речную долину?

Как называется выход твердых пород в русле реки?

Какие реки равнинные или горные образуют водопады?

Как называется затопляемая часть речной долины?

Как называется ежегодный подъем воды в реке?

Как называется внезапный, кратковременный подъем воды в реке?

№12

Как называется скопление воды в природном углублении на суше?

Как называются озера, возникшие в старом русле рек?

Как называются озера, из которых вытекают реки?

Как называются озера, из которых не вытекают реки?

Как называются озера, возникшие в результате обвала в речных долинах?

Как называются озера, возникшие в результате движении земной коры?

Как называются углубления, в которых находятся озера?

Как называется скопление пресного льда на суше?

Как называется граница, выше которой снег может накапливаться и образуется ледник?

Как называется твердый материал, который несет ледник?

На каком материке самые большие скопления покровных ледников?

Тема: Атмосфера №13

Какой газ составляет 78% воздуха?

Как называется нижний слой атмосферы?

Какова толщина тропосферы над экватором?

Как называется слой атмосферы , лежащий над тропосферой?

В каком слое сосредоточено 80% массы воздуха?

Как изменяется температура с высотой?

Как называют специалистов, предсказывающих погоду?

Как изменится температура воздуха при подъеме на 3 км?

Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность?

Как называется прибор для измерения атмосферного давления?

В каких единицах измеряется атмосферное давление?

На сколько изменится атмосферное давление при подъеме на 100м?

Тема: Температура воздуха №14

Как называется разность между самой высокой и самой низкой температурой?

Когда наблюдается самая высокая температура за сутки?

От чего зависит нагревание земной поверхности?

Как называется прибор-самописец фиксирующий изменение температуры?

Если самая высокая суточная температура 20°, а самая низкая 16°., назовите амплитуду и среднесуточную температуру?

Тема: Ветер №15

Как называется перемещение воздуха в горизонтальном направлении?

От чего зависит сила ветра?

В каких единицах измеряется сила ветра?

Как называется приморский ветер, меняющий направление 2 раза в день?

Как называется ветер, меняющий направление по сезонам года?

В каком случае ветер будет сильнее, А) если давление в первой точке 752 мм рт.ст. , а в другой 768мм рт.ст. Б)если давление в первой точке 758 мм рт.ст., а в другой 766 мм рт.ст.?

Где в России можно наблюдать муссон?

Как называется безветренная погода?

Как называют ветер силой 12 баллов и скоростью более 25 м/с?

Водяной пар в атмосфере. Облака №16

Как называется количество водяного пара в граммах , содержащегося в 1м3 воздуха?

От чего зависит количество водяного пара, который может содержаться в воздухе?

Какие условия увеличивают испарение с поверхности?

Как называют отношение количества имеющейся влаги в воздухе к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре?

В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха?

Какие облака самые низкие?

Какие облака самые высокие?

Какие облака не дают осадков?

Какие облака несут ливневые дожди и грозы?

Какие облака принося т моросящий дождь?

Где в мире выпадает больше всего осадков?

В каких единицах измеряется годовое количество осадков?

Тема: Распределение солнечного света и тепла на Земле  №17

Как называется состояние нижних слоев тропосферы в данном месте и в данное время?

Какие вы знаете погодные явления?

Что может вызвать изменение погоды?

Как называется многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности?

Почему происходит смена дня и ночи?

Почему на земле происходит смена времен года?

Какая воображаемая линия ограничивает области, где наблюдаются полярный день и полярная ночь?

Когда бывает летнее солнцестояние?

Когда бывает зимнее солнцестояние?

Тема: Биосфера №18

Какие живые организмы самые многочисленные на Земле и самые жизнестойкие?

Где животный и растительный мир наиболее разнообразен?

Где на Земле меньше всего растений и животных?

Как называются мелкие растения и животные свободно переносимые волнами?

Где в океане максимальное количество живых организмов?

Какие живые организмы максимально воздействуют на атмосферу?

Какие живые организмы способствуют образованию горных пород?

Как называется верхний плодородный слой земной коры?

Содержание какого компонента определяет плодородие почвы?

Чем биосфера отличается от других оболочек Земли?

Что больше географическая оболочка или биосфера?

Что произойдет с природным комплексом , если изменить один из его компонентов?

Перечислите на выбор 5 вариантов отрицательного воздействия человека на ПК?

Перечислите 5 вариантов положительного воздействия человека на ПК?

Раздел IV. Население Земли №19

Какова численность населения Земли?

Какова численность населения России?

Какова численность населения в Старом Осколе?

Где возникла негроидная раса ?

Где возникла монголоидная раса?

Какие типы населенных пунктов вы знаете?

Как называется карта, на которой обозначены страны мира?

Какая наука занимается изучением взаимосвязей человека с окружающей средой?

Итоговая оценка учебных достижений по географии

Дорогие ребята! Этот тест состоит из 16 заданий. Задания части 1 содержат по 3-4 варианта ответа. Каждый вопрос имеет только один верный ответ. Задания части 2 включают вопросы, ответы на которые необходимо написать полностью. Максимальный балл за тест – 49. Желаю успеха!

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный.

Для изображения географического объекта на плане местности картографом использован следующий условный знак  

(2 балла)      А) редкий лес В) вырубленный лес С) луг Д) сплошные заросли кустарников

Назовите главную причину, обусловившую разнообразие рельефа земной поверхности (2 балла)      

А) движение земной коры; В) выветривание С) взаимодействие внутренних и внешних процессов; Д) работа текучих вод

    3. Укажите расстояние между двумя населенными пунктами, если известно, что на   плане местности (М: 1:100 000) оно равно 3 см (2 балла)  

А) 3 км         В) 30 км         С) 300 м    

   4. Выберите вариант лучшего с экологической точки зрения местоположения предприятия, если известно, что его выбросы в атмосферу представляют угрозу здоровью людей, а направление господствующих масс юго-западное

А) предприятие будет построено к югу от города; В) предприятие будет построено к северу от города;   С) предприятие будет построено к западу от города    

5. Укажите географический объект, в пределах которого растительный и животный мир наиболее богат и разнообразен

А) Среднерусская возвышенность В) Амазонская низменность С) пустыня Сахара; Д) подводный мир Черного моря    

6. Географическую оболочку называют планетарным природным комплексом. Оцените, какой из ее компонентов первым испытывает необратимые последствия, если озоновые «дыры» будут продолжать увеличиваться

А) горные породы         В) воды         С) воздух                 Д) живые организмы  

7. Из перечисленных утверждений выберите аргумент, который позволяет доказать шарообразность Земли

А) смена дня и ночи В) расширение горизонта при подъеме вверх С) смена времен года

8. Определите, с чего следует начать сравнительное изучение природных комплексов долины равнинной реки

А) описание почв, растительности, животного мира                 В) изучение климатических характеристик         С) описание рельефа и горных пород         Д) изучение поверхностных и подземных вод

9. Выберите, какой из перечисленных центров базирования поисковых спасательных групп находится в непосредственной близости от места вынужденной посадки авиалайнера (100 с.ш., 15 0 в.д.)

А) 500с.ш., 20 з.д.;                 В) 300 с.ш. 300 в.д.;     С) 350 ю.ш. , 200 в.д.

10. Укажите, изменение какого из компонентов природы в первую очередь отразится на жизни людей  в условиях глобального потепления климата

А) горные породы и рельеф В) погода и климат С) поверхностные и подземные воды Д) почвы, растительный и животный мир

11. Укажите название реки, в верховье которой наблюдаются максимальная скорость течения

А) Дон                 Б) Обь                С) Волга                 Д) Терек

12. Определите, для какого из дней года можно дать следующий комментарий  освещенности Земли солнцем: «Лучи Солнца падают отвесно на широте 23,50 ю.ш.

Часть 2

13. Для оформления коллекции «Происхождение минералов и горных пород» укажите перечень экспонатов для каждой группы (4 балла)

14. Выберите один из материков – Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Перечислите названия расположенных на нем форм рельефа и объектов гидросферы (5 баллов)

15. Дайте краткую характеристику погоде сегодняшнего дня. Укажите особенности климата своей местности (7 баллов)

16. Рассмотрите схему троллейбусного маршрута. Можно ли назвать это изображение географической  картой? Перечислите аргументы «за» и «против» (5 баллов)

Кинотеатр «Победа»           Проспект Космонавтов       Детский парк        Улица Строителей                       4-я городская больница

 

17 . Перечислите источники питания рек. Приведите примеры (4 балла)

Список литературы:

Основная литература:

Герасимова Т.П., Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений – 4- е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2005

Федеральный Государственный Образовательный стандарт  от

Методическое пособие по физической географии. Т.П. Герасимова. 6 класс – М.: Просвещение, 1991;

Школьный географический атлас. 6 кл. М.: Дрофа, 1999.

Физическая география 6 кл.: Методическое пособие Спб.: Паритет, 2003. – 160 с. – (серия «Поурочное планирование»);

Методические рекомендации по введению национально – регионального компонента стандарта образования РБ. – Улан – Удэ.: Изд. «Белиг», 1997

Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Составитель Баринова. – М., Школьная Пресса,2002. – 128 с. («География в школе». Библиотека журнала. Выпуск 7);

Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя.- М.: «Первое сентября», 2002. – 271с.

Дополнительная литература

Соловьев М.С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время экскурсий и походов. // География в школе, 2008. - №4, №5 – С. 52, с. 46

Учаева В.А. Национально-региональный компонент: постановка и конкретизация целей обучения// География в школе, 2008. - №5 – С. 34

Панасенкова О.А. Практические работы как фактор формирования культурно-географической компетентности учащихся// География в школе, 2008. - №5 – С. 37

Кулакова М.В. О чем рассказывают осадочные горные породы?// География для школьников, 2008. - №3 – с.42

Нечаева В.И. Творческий подход к изучению географии.// География для школьников, 2008. - №3 – с.54

Хлебосолова О.А. Итоговая оценка достижений по географии в 6 классе// География в школе, 2008. - №3 – С. 41

Тихонова Т.И., Саенко Н.В. Методические рекомендации по работе с учащимися с климатограммами в школьном курсе географии// География в школе, 2008. - №8 – С. 32

Миронов К.С. Образ моря в творчестве поэтов// География для школьников, 2008. - №2 – с.58

Стуков Г.А. Обыкновенная гадюка – опасность для туриста.// География для школьников, 2008. - №3 – с.60

Зубащенко Е.М. Оригинальные задания.// География для школьников, 2008. - №3 – с.42

Кулакова М.В. О чем рассказывают магматические горные породы?// География для школьников, 2008. - №4 – с.42

Беловолова Е.А. Практикум для школьников.// География для школьников, 2008. - №4 – с.57

Сеславинская Г.Г. Поэзия А.С. Пушкина на уроках географии.// География для школьников, 2008. - №3 – с.48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...