Урок географии в 6 классе по теме "Гидросфера"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Ивашкина Татьяна Ивановна

 

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, о водах, которые мы не увидим на карте. Но они существуют в природе и играют большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей.

 

Догадались, о каких водах пойдет речь? Да, о подземных водах.  Откройте тетради и запишите тему урока.                                                                                                                                                               

О чем нам предстоит узнать сегодня? (ответы детей)                                                                                                                     

Действительно, мы узнаем, как образуются подземные воды, познакомимся с их видами и условиями залегания и, конечно будем учиться бережному отношению к природе.  Ребята, а как вы думаете, почему нам необходимо изучать эту тему? (ответы учащихся)

Действительно,  значение подземных вод очень велико. Они не только источник питания больших и малых рек. Подземные воды широко используют для водоснабжения населения Ростовской области и Багаевского района. Станицы и многие хутора нашего района обеспечиваются питьевой водой из подземных скважин.

Как вы думаете, что обозначает слово подземный? (лежащий под землей или в земной коре)

Значит, мы можем дать определение подземным водам?

Сравним наши ответы с определением в учебнике.

Давайте подумаем над вопросом: откуда взялась в земной коре вода? Сравним наши ответы с тем, что говорит об этом учебник на стр. 5.ребята, а вы не замечали, что после дождя вода в одних местах быстро просачивается сквозь грунт, а в других застаивается?

Как вы считаете, в чем причина? (ответы детей)

Разобраться в этом поможет опыт.

                                                                  (демонстрация опыта) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ОТРАДНЕНСКАЯ СОШ

Конспект урока на тему

«Подземные воды»

                                                                               Учитель географии:

                                                                               Ивашкина Т.И.

Тип урока (по целям): изучение нового материла.

Вид урока по форме проведения: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные: ввести понятия «водопроницаемые», «водонепроницаемые» горные породы, «подземные», «грунтовые», «межпластовые», «минеральные» воды, «источник, родник»; познакомить с условиями образования и залегания подземных вод.

Развивающие: развивать умение выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес и географическое мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к подземным водам.

Оборудование:

физическая карта полушарий,

2 воронки,

2 стакана,

песок,

глина,

презентация  "Образование подземных вод",

проектор.

Литература:

Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «Начальный курс географии, 6 класс». – М.: Дрофа, 2009

Т. В. Иванова «Тематическое и поурочное планирование по географии: 6-й кл.: к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс": Метод. пособие – М.: Издательство "Экзамен", 2006.

Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.

План урока

Организационная часть: определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.

I. Изучение нового материала.

II. Обобщение и закрепление материала.

III. Итоги урока.

Ход урока

I этап

Учитель. Здравствуйте, уважаемые шестиклассники! Какую тему мы изучаем?                  «Гидросфера».

(слайд №1)

Откройте атласы на стр. 14-15.

(работа с атласом, дети отвечают на вопросы).

Какие воды мы видим на карте?

А каким цветом на суше обозначены воды гидросферы? Что же это?

Что на карте обозначено синими точечками на белом фоне?

Вот мы с вами и назвали основные виды вод суши.

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, о водах, которые мы не увидим на карте. Но они существуют в природе и играют большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Догадались, о каких водах пойдет речь? Да, о подземных водах.  Откройте тетради и запишите тему урока.                                                                                                                                                               О чем нам предстоит узнать сегодня? (ответы детей)                                                                                                                     Действительно, мы узнаем как образуются подземные воды, познакомимся с их видами и условиями залегания и, конечно будем учиться бережному отношению к природе.  Ребята, а как вы думаете, почему нам необходимо изучать эту тему? (ответы учащихся)

Действительно,  значение подземных вод очень велико. Они не только источник питания больших и малых рек. Подземные воды широко используют для водоснабжения населения Ростовской области и Багаевского района. Станицы и многие хутора нашего района обеспечиваются питьевой водой из подземных скважин.

Как вы думаете, что обозначает слово подземный? (лежащий под землей или в земной коре)

Значит, мы можем дать определение подземным водам?

Сравним наши ответы с определением в учебнике.

Давайте подумаем над вопросом: откуда взялась в земной коре вода? Сравним наши ответы с тем, что говорит об этом учебник на стр. 5.ребята, а вы не замечали, что после дождя вода в одних местах быстро просачивается сквозь грунт, а в других застаивается?

Как вы считаете, в чем причина? (ответы детей)

Разобраться в этом поможет опыт.

                                                                  (демонстрация опыта)

Перед вами два стакана, две воронки, в воронках – горные породы. В воронке №1 – песок, в воронке №2 – глина. Одновременно наливаем воду в обе воронки. И что же мы видим? (ответы детей) Песок воду пропустил, а глина – нет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: есть горные породы, которые пропускают воду и есть породы, не пропускающие воду.

                                           (слайд №3, работа в тетрадях)                                                                         Почему же песок пропустил воду, а глина нет? Объясняется это тем, что между частицами горных пород есть промежутки – поры. Чем крупнее поры, тем быстрее вода просачивается сквозь горные породы.

                                                                 (слайд №4)

Представьте себе участок суши, сложенный на поверхности песком, лежащий на слое водоупорной глины.

                                                                 (слайд №6)

Что произойдет с осадками, выпавшими на этот участок? (ответы учащихся)

Так образуется водоносный слой – т.е.слой насыщенный водой. Воду, находящуюся в водоносном слое и не прикрытую сверху водоупорными породами называют грунтовой.

Найдите это определение в учебнике (работа с учебником)                                                           Внимательно посмотрите на слайд   и скажите, от чего зависит уровень грунтовых вод? (от количества выпавших осадков и от испаряемости) 

Колебание уровня грунтовых вод можно наблюдать в колодцах.

Как реки на поверхности суши текут в сторону понижения рельефа. Так и подземные воды медленно перемещаются (текут) в сторону понижения уровня (показ на слайде)   И там, в понижениях рельефа – оврагах, речных долинах – где грунтовые воды выходят на поверхность, мы можем источники (родники).  (показ на слайде)                                                                                        Какое определение мы можем дать источнику?

                                                                   (физкультминутка)

Есть воды, которые залегают глубже грунтовых. Лежат они между двух водоупорных слоёв, меж пластами. Как мы можем назвать эти воды? Правильно, межпластовые.

Именно до этих вод стараются добраться ваши родители, когда бурят скважины для полива своих огородов. Этот слой лежит глубже грунтовых вод и меньше зависит от осадков и испаряемости. Попасть в этот слой вода может только там, где он выходит на поверхность. поэтому межпластовые воды пополняются очень медленно.

                                                     (слайд №7)

Иногда слои горных пород залегают чашеобразно, и тогда вода под напором поднимается по скважине и может бить фонтаном.

Из курса природоведения вы знаете, что вода – прекрасный растворитель. Проходя сквозь слои горных пород, она насыщается растворенными минеральными веществами. Иногда вода может содержать повышенное количество растворенных веществ и газов.

Как будет называться такая вода? (минеральная) В Ростовской области встречаются минеральные источники, вода которых обладает целебными свойствами. Я советую вам, ребята, хотя бы один раз в день пить такую воду (учитель показывает бутылки с минеральной водой «Аксу», «Аксинья»).

Воды гидросферы обозначаются на карте синим цветом. Давайте представим, что эта вода синего цвета в стакане – все подземные воды. А этот стакан с темной водой – вся хозяйственная деятельность человека (учитель наливает в стакан с синей водой воду темного цвета). 

Скажите, ребята, может человек повлиять на качество подземных вод? Каким образом? А что говорится по этому вопросу в нашем учебнике на стр. 107?

Нуждаются подземные воды в нашей защите, в нашем бережном отношении к ним? (ответы учащихся)

Мне очень хочется, мои мальчики и девочки, чтобы вы помнили слова М. Пришвина.

                                             (слайд №8)

(ученик читает стих)

Пусть под землёй не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистою останется навеки

Студёная и вкусная вода!

II этап

Сейчас с помощью теста проверим, насколько вы были внимательны на уроке.

(слайд №9)

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и скажите себе:«Я – учитель». Проверьте работу и поставьте оценку.

(слайд №10)

Убедились, как приятно учителям ставить хорошие оценки?

III этап

Молодцы! Спасибо за работу! Какую оценку вы поставили бы классу за урок? Почему? А учителю? Ещё раз спасибо, уважаемые шестиклассники!

Домашнее задание: параграф 29 небольшой, но в нем много определений. Вам нужно будет выписать их в тетрадь и выучить. Тем ребятам, которые за тест получили «5» и «4», я предлагаю выполнить задание №4. И всем, кому понравилась тема урока, я предлагаю задание для удовольствия – кроссворд «Подземные воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...