Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику: В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_geogr_8_kl.docx | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Парцинская СОШ»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС___________/Н.В Чиркова Директор___________/М.И. Cтепашкин
Протокол № 1 от 29.08.2011 Приказ № 71 от 30.08.2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
для 8 класса
(составитель Бормотова Вера Юрьевна)
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Цели и задачи курса:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.
Календарно - тематическое планирование по географии в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов)
№ п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Вид деятельности на уроке | Дата проведения урока | |
по плану | фактическая |
Введение (1 час)
1 | Что изучает география России? Урок объяснения нового материала | 1ч | Фронтальный опрос. Вопросы на повторение. |
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12часов)
Географическое положение России (4часа)
2 | Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения. Комбинированный урок | 1ч | Вводная беседа, работа с картой | ||
3 | Сравнение географического положения России и положения других государств. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос, работа с картой | ||
4 | Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос, работа с картой | ||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос, работа с картой |
Границы и административно-территориальное устройство России ( 8 часов)
6 | Государственная территория России | 1 ч | Работа с картой | ||
7 | Российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Комбинированный урок. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос. | ||
8 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Комбинированный урок | 1 ч | Работа с картой. | ||
9 | Сухопутные и морские границы России | 1 ч | Тест. | ||
10 | Россия на карте часовых поясов. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
11 | Этапы и методы географического изучения территории. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
12 | Особенности административно-территориального устройства России. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
13 | Обобщение по теме «Россия на карте мира» | 1 ч | Контрольное тестирование |
ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
14 | Геологическая история и геологическое строение территории России. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
15 | Рельеф России. Комбинированный урок. | 1 ч | Тест. | ||
16 | Как и почему изменяется рельеф России. Комбинированный урок. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
17 | Стихийные природные явления на территории нашей страны. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
18 | Человек и литосфера. Комбинированный урок | 1 ч | Сообщения | ||
19 | Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. Комбинированный урок. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
20 | Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 ч | Контрольное тестирование |
Климат и климатические ресурсы (7 часов)
21 | Факторы, определяющие климат России. Урок объяснения нового материала | 1 ч | Опорный конспект | ||
22 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Комбинированный урок | 1 ч | Тест. | ||
23 | Сезонность климата. Комбинированный урок | 1 ч | Эвристическая беседа | ||
24 | Типы климатов России. Комбинированный урок | 1 ч | Таблица «Климатические пояса России» | ||
25 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Комбинированный урок | 1 ч | Эвристическая беседа | ||
26 | Климат и человек. Комбинированный урок | 1 ч | Схема «Оценка природных условий для проживания человека» | ||
27 | Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 ч | Контрольное тестирование |
Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)
28 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Практическая работа | ||
29 | Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 ч | Конспект-таблица «Воды России» | ||
30 | Водные ресурсы и человек. Урок - семинар | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
31 | Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона. Комбинированный урок | 1 ч | Практическая работа | ||
32 | Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 ч | Контрольное тестирование |
Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)
33 | Образование почв и их разнообразие. Урок объяснения нового материала | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
34 | Закономерности распространения почв. Комбинированный урок | 1 ч | Практическая работа | ||
35 | Почвенные ресурсы России. Комбинированный урок | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
36 | Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 ч | Контрольное тестирование |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)
37 | Растительный и животный мир России. Урок – творческая мастерская | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
38 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Комбинированный урок | 1 ч | Тест | ||
39 | Итоговый урок | 1 ч | Контрольное тестирование |
Природное районирование (9 часов)
40 | Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные природные комплексы. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
41 | Природно-хозяйственные зоны России. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
42 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Комбинированный урок | 1 ч | Опорный конспект | ||
43 | Леса. Урок – творческая мастерская | 1 ч | Опорный конспект | ||
44 | Лесостепи, степи и полупустыни. Комбинированный урок | 1 ч | Схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь» | ||
45 | Высотная поясность. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос Схема «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала» | ||
46 | Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
47 | Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон. Урок- презентация. | 1 ч | Творческое задание | ||
48 | Обобщение по теме «Природное районирование» | 1 ч | Контрольное тестирование |
Население России ( 8 часов)
49 | Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Тест | ||
50 | Продолжительность жизни. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
51 | Этнический, языковой и религиозный состав населения. Комбинированный урок | 1 ч | Тест | ||
52 | Городское и сельское население. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
53 | Размещение населения России. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
54 | Миграции населения в России. Комбинированный урок | 1 ч | Тест | ||
55 | Люди и труд. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
56 | Обобщение по теме « Население» | 1 ч | Контрольное тестирование |
Хозяйство России (12 часов)
57 | Что такое хозяйство страны. Урок объяснения нового материала | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
58 | Как география изучает хозяйство. Урок объяснения нового материала | 1 ч | Мини конспект |
Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)
59 | Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Мини конспект | ||
60 | Природно-ресурсный потенциал России. Комбинированный урок | 1 ч | Анализ стат. данных по таблице | ||
61 | Сельское хозяйство. Урок объяснения нового материала. | 1 ч | Анализ текста, составления схемы | ||
62 | Земледелие. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК | 1 ч | Вопросы после параграфа | ||
63 | Животноводство. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК | 1 ч | Составление типовой схемы « Основные направления скотоводства» | ||
64 | Лесное хозяйство. Охота. Комбинированный урок | 1 ч | Составление блок-схемы «Использование леса в России» | ||
65 | Рыбное хозяйство. Урок объяснения нового материала | 1 ч | Мини конспект | ||
66 | Географический фактор в развитии общества. Беседа | 1 ч | Вопросы после параграфа | ||
67 | Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | 2 ч | Контрольное тестирование Контрольная работа | ||
68 |
Список источников:
Учебно-методический комплект:
- В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство» М: Дрофа 2009 г.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. География России. Природа. 8 класс.
- Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия для учителя:
- Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
- Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.
- Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.
- Интернет - ресурсы.
- Мультимедийные обучающие программы:
- География 8 класс. Природа России.
- Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
- Интерактивные географические карты.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература для учителя, учащихся:
- Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...