Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_geografija.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»
  2. Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
  3. Рассмотрено и обсуждено на                                                     Согласовано:                                                                                Утверждаю:
  4. заседании ШМО естественные науки                                       заместитель директора по УВР                                               Директор школы
  5. от « 25 » августа 2012г.                                                                   _________ Сабитова Л.М.                                                      _____________ Шигабутдинов И.М.
  6. Рук. ШМО_________  Шигапова Г.Р.                                         31 августа 2012 года                                                                приказ №       2012 года
  7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «География России: хозяйство и географические районы» ДЛЯ 9  КЛАССА
  8. УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
  9. Шигаповой Гузалии Ризвановны
  10.  
  11. 2012  - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2007 г.;
  2. примерной программы основного общего образования по географии;
  3. авторской программы по географии  И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008.); 

        Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

  Цель программы заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Содержание программы  

 «Хозяйство России» 

Тема 1.

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье  

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы  электростанций, их достоинства и недостатки,  факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

        Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.2.Составление характеристики одного из угольных  бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества          

        Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей.

        Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 1. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги  

        Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

        Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

        Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

        Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI .

 «География крупных регионов России»  

Тема 1. Районирование России  

Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д. Соподчиненность различных видов районирования  России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

        Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная  и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные и природно-хозяйственные  различия.

        Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

        Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Нова алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

        Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

        Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов.

        Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристко-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

        Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

        Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

        Центральная Россия.  Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

        Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы.  Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

        Нижний Новгород, его географического положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

        Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

        Практические работы. 1. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

        Европейский Юг.  Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный  с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная часть региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.  

        Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

        Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.        

        Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

        Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения  и хозяйства.

        Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

        Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

        Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая  связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.  

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала.  Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)  

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе  азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозной плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

  Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень – Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

        Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных  и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга – основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические  ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных  путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирского плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла. 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами – Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек – Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

         Природные ресурсы: минеральные, лесные.

        Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

        Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск – научный центр.

        Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроэнергоресурсы. Формирование Ангаро-Енисейскиих ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

         Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.  

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения и цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние морского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы на юге территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона).  2. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 3. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.              

География республики Татарстан  

        Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.  

Тема 4. Россия в современном мире  

        Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.

№ урока

Дата про-ведения

Тема, разделы

Кол- во   час.

Практические работы

Методические пособия

Учебное оборудование

понятия

Региональный компонент

№1

Введение. Хозяйство России. Особенности географии хозяйства России

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая и политико-административная карты России.

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии, ЭГП


Часть IV. (продолжение)

Хозяйство России

Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё  (14 часов)

№2

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК), его значение и проблемы.

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Карты атласа, контурные карты

Топливно – энергетический баланс,  себестоимость

№3

Топливная промышленность.

1 час

Практическая работа № 1. Составление характеристики  одного из угольных бассейнов по картам и  статистическим  материалам. (программная)  Обозначение на контурной карте

В.И.Сиротин Практические и самостоятельные работы учащихся по географии.

Карты атласа,

контурные карты

Газопроводная система моего региона

№4

Электроэнергетика.

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

ГЭС, АЭС, ТЭС, энергосистема

Энергосистема моего региона

№5

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества










1 час

Конструкционные материалы, комбинаты

№6

Металлургия. География чёрной металлургии.

1 час

Карта черной металлургии России, контурные карты

Металлургические базы

№7

Металлургия. География чёрной металлургии.

1 час

Практическая работа № 2. Составление характеристики одной из металлургических баз по статистическим материалам и картам (программная)

Карта черной металлургии России,  контурные карты

№8

География цветной металлургии.

1 час

Практическая работа№3:

Определение  по картам главных факторов размещения металлургических предприятий  по производству меди и алюминия (обучающая)

Карта цветной металлургии,  контурные карты

№9

Химическая промышленность.

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Карты атласа,  контурные карты

химизация

Развитие х/п в регионе

№10

География химической промышленности.

1 час

Практическая работа № 4.     Составление характеристики одной из баз химической промышлен

ности по картам и статистическим материалам (программная)

Все карты атласа химической промышлен-ности

№11

Лесная промышленность.

1 час

Лесопромышлен-ный комплекс

№12

Машиностроение. Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения.

1 час

Наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, специализация, кооперирование, ориентация, потребитель

развитиемашиностроения моего региона

№13

География машиностроения.

1 час

Практическая работа №5. Определение главных районов   размещения  отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

(обучающая)

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

кооперация

№14

Пищевая и лёгкая промышленность

1 час

Текстильная промышленность

Культуры выращиваемые в моем регионе

№15

Урок  обобщения  знаний по  разделу: «Вторичный сектор экономики».


Третичный сектор экономики – отрасли,

производящие разнообразные услуги (5 часов).

№16

Состав и значение третичного сектора экономики.

1 час




Виды услуг в моем регионе

.

№17

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

1 час

Практическая работа №6. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому  плану

контурные карты, атласы

Транспортная система, грузо – и пассажирооборот

№18

Другие виды транспорта. Связь.

1 час

контурные карты, атласы

Связь.

Связь в моем регионе

№19

Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и  рекреационное  хозяйства.

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Наука, технополисы.

Сфера обслуживания в моем регионе

№20

Урок  обобщения  знаний по разделу «Хозяйство России».



1 час

Часть V. География крупных регионов России (41ч).

Районирование России -1 час

№21

Зачем районировать территорию страны? Районирование – важнейший метод географической науки.

1 час

Практическая работа №7.

Моделирование вариантов нового районирования России

Физическая и   административная карта России.

Район, районирование

Европейская Россия (Западный макрорегион) (24 часа).

№22

Общая характеристика Европейской России.

1 час

№23

Европейский Север.

Факторы формирования района.





1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Карта Европейского Севера

№24

Природа Европейского Севера

1 час

Практическая  работа№8

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печорского района

(программная)

№25

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

1 час

№26

Хозяйство Европейского Севера.

1 час

Практическая  работа №9.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

№27

Северо-Западный район.

Факторы формирования района.





1 час

Карта Северо – Запада России

№28

Природа Северо-Запада.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

№29

Хозяйство Северо-Запада

1 час

№30

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

1 час

видеоальбом

№31

Центральная Россия.

Факторы формирования района

1 час

Карта Центральной России

№32

Природа  Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России

Урбанизация, зона расселения

№33

Московская столичная агломерация

1 час

Практическая работа №10. Сравнение  географического положения и планировки двух столиц:  Москвы и Санкт-Петербурга.

В.И.Сиротин Программно-методические материалы. География России.

Радиально- кольцевая структура, агломерация

№34

Хозяйство Центральной России.

1 час

Практическая работа № 11 -12.  Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. Объяснение взаимодействия природы и человека.

В.И. Сиротин Практические и самостояте-льные работы  учщихся по геогрфии.

№35

Европейский Юг.

Факторы формирования района.





1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Карта Европейского Юга

амфитеатр

№36

Природа Европейского Юга

1 час

Климатообразование в горах

№37

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

1 час

Практические работы №13. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

№38

Хозяйство Европейского  Юга

№39

Поволжье. Факторы формирования района.  Природа Поволжья



1 час

Практические работы №14 -15

Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.

Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения

(обучающая)

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая карта Поволжья

Гп своего края

№40

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

1 час

Карты атласа Поволжья

№41

Хозяйство Поволжья

1

час

Практические работы №16

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Карты атласа Поволжья

№42

Урал.

Факторы формирования района.




Практические работы №17

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала  (составление картосхемы)

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

№43

Природа Урала

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая карта Урала

№44

Население и хозяйственное освоение Урала.

1 час

Практические работы №-18

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и  предложить пути решения экологических проблем.

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Хозяйство Урала

№45

Хозяйство Урала.

1 час

Азиатская России (Восточный макрорегион) – 16 часов

№46

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1 час

№47

Западная Сибирь Западная Сибирь Факторы формирования района.




1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая карта Западной Сибири

№48

Природа Западной Сибири.

1 час

Практическая  работа№19

Изучение и оценка  природных условий Западно– Сибирского района для жизни и быта человека

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Физическая карта Западной Сибири

№49

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

1 час

Практическая  работа №20 Составление характеристикинефтяного (газового) комплекса по плану.

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

№50

Хозяйство Западной Сибири.

1

час

Практическая  работа № 21. Разработать по карте туристический маршрут для показа туристам интересных природных и хозяйственных  объектов.

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Каты атласа по Западной Сибири

№51

Север Восточной Сибири.

Факторы формирования района.

1 час

Физическая карта Севера Восточной Сибири

№52

Природа Севера Восточной Сибири.

1 час

Практическая  работа№22

Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Физическая карта Севера Восточной Сибири


№53

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири

1ч.

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Карты атласа по теме

№54

Хозяйство Севера Восточной Сибири.

1ч.

Практическая  работа №23

Составление характеристики Норильского промышленного  узла по плану (гп, пр. условия и ресурсы…)

В.И. Сиротин Практические работы  по географии, пособие для учителя.

Карты атласа по теме

№55

Южная Сибирь. Факторы формирования района.



1 час

Физическая карта Южной Сибири

№56

Кузнецко-Алтайский подрайон.

Физическая карта Южной Сибири

№57

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

1 час

Практическая  работа №24 -25

Составление сравнительной характеристики подрайонов. Южной Сибири

Выявление проблем и пути решения.

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая карта Южной Сибири,  карты атласа

№58

Дальний Восток. Факторы формирования района.



1 час

Практическая  работа № 26

Выделение на карте индустриальных,  транспортных, научных, деловых оборонных центров Дальнего Востока.

№59

Природа Дальнего Востока

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

№60

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

1 час

№61

Хозяйство Дальнего Востока

1 час

Практическая  работа № -27

Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические  зоны Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития».

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

№62

Россия в современном мире

Россия и  страны СНГ(изучение одного  государства  или группы стран)






1 час

Физическая и   административная карта России.

№63

Взаимосвязи России с другими странами

1 час

О.В.Антушева поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

Физическая  и   административная карта России.

№64

Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение.

1 час

Работа по к- к  Татарстана

Транспорт.

.

№65

Татарстан. Экономико-географическое положение. Население. Трудовые ресурсы. Общая характеристика народного хозяйства

4ч.




1 час

№66

Экономико – географические  районы и города. Промышленное  Приволжье (Казанский пром. район)

1 час

№67

Сельскохозяйственное Предволжье Сельскохозяйственно – промышленное Западное Закамье

Промышленное Восточное Закамье (Альметьевско – Бугульминский ТПК).

1 час

Работа по контурным картам Татарстана

№68

Промышленное Прикамье (Нижнеакмский ТПК).Сельскохозяйственное Предкамье Обобщение по  теме: Республика Татарстан

1 час

Работа по контурным картам Татарстана

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения  географии  выпускник 9 класса  должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Дронов В.П. География России: хозяйство и географические районы /В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром и др. – М.: Дрофа, 2009. –287 с.
  2. Атлас для  9 класса.
  3. Контурные карты  9 класс

                                                     Список литературы

1. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109с.

2. Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2009, - 288с.

3. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 128 с.

4. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии (6-10 классы): Книга для учителя.  – М.: «Просвещение», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...