Календарно-тематическое планирование по географии, 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Пономарева Елена Васильевна

Календарно-тематическое планирование создано по курсу географии "Природа России" 8 класс, издательство "Вентана-Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_8_ventana.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уро

К

а

Дата

Раздел тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Знания, умения, навыки

Формы контроля

Основные понятия (понятийный словарь)

Самостоятельная работа учащихся

На уроке

Дома

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

ВВЕДЕНИЕ

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

1

источники географической информации и методы исследований

текущий

Работа с учебником

стр 3, записи







2



3

Раздел1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России (13 часов)

Тема 1. Географическое положение России



Географическое положение и его виды.



Размеры территории и природно-географическое положение России.





9







Урок изучения нового материала.

Урок изучения нового материала.


показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства,

определять по карте: координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с запада на восток;





сравнивать географическое положение России и других стран (например, Канады, США);








Беседа



фронтальный

основные понятия темы: «географическое положение»,

работа с иллюстративным материалом учебника рис2, с7; рис3, с8







картами атласа, с контурными картами





§ 1, стр8 №4 задание




П.2, стр 12 №4 задание

4

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

Урок изучения нового материала. Практикум

называть и показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать с помощью карты разные виды географического положения России

фронтальный

работа с политической картой, с иллюстративными и статистическими материалами учебника рис 9, с14; рис10, с.15

П.3

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России.

Урок изучения нового материала. Практикум


называть и показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать с помощью карты разные виды географического положения России

текущий

работа в контурной картой, с текстом и иллюстративным материалом учебника рис.19, с24; рис20, с.25

§ 4, сообщение о территориальных претензиях к России

6

Государственная территория России. Типы российских границ.

Урок изучения нового материала.

Государственная территория РФ ( суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России

текущий Беседа

работа с политической картой

§ 5, стр 33 №1

7

Сухопутные и морские границы России. Практическая работа №1: «Определение и нанесение на к\к границ РФ, пограничных государств, крайних точек»

Урок актуализации знаний

общую протяженность государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским

текущий

работа с контурными картами и атласом

§ 6, стр 38 №1

8

Различия во времени на территории России. Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных городов России»

 Практикум

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени в разных точках России.

текущий

«местное» и «поясное» время; определять поясное время в разных субъектах РФ;

работа с картой часовых поясов

§ 7, стр 41 №5

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.

Урок изучения нового материала. Практикум

специфику административно-территориального устройства Российской Федерации

текущий

Федерация

Субъект федерации

работа с политико-административной картой

§ 8, учить субъекты федерации; вопросы стр. 44-45

10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

Обобщение

тестовый

Работа с тестовыми и индивидуальными заданиями




11

Тема 2. История освоения и изучения территории России

Заселение и освоение территории России в 9-17вв.


5


Урок изучения нового материала.

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Московское государство в 14-16вв. Дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в

беседа


работа с картой, заполнение таблицы




§ 9, стр 51 №5

12

Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв

Урок изучения нового материала.

Присоединение и освоение западных и южных территорий в18в

фронтальный

работа с картой, заполнение таблицы

§ 10, работа в контурной карте

13

Географические исследования территории России в 18-19вв.

Урок-путешествие

Географические открытия в 18в. Присоединение земель и географические исследования в 19в

текущий

работа с картой, презентации

§ 11, стр 61 №3

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке.

Урок изучения нового материала.

Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

текущий

работа с картой

§ 12,

15

Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России».

Урок повторения и обобщения знаний

Итоговый тестовый

Работа с индивидуальными заданиями




16

Раздел 2. Природа России (40 часов)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Геологическая история.



8



Урок изучения нового материала.

геологические эры и периоды; общие особенности геологического строения и рельефа России

беседа

работа с геологической картой, геохронологической таблицей

§ 13, стр 72 №4

17

Развитие земной коры.

Урок изучения нового материала.

определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию;

текущий

работа с тектонической картой

§ 14, стр 72 №4

18

Рельеф России.

Урок изучения нового материала.

называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, районы распространения вулканизма и землетрясений;

текущий

«рельеф», «горы», «равнины», «платформа»

контурные карты, карты атласа

§ 15 до стр. 79

19

Минеральные ресурсы страны. Практическая работа №3: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»

Изучения нового материала. Практикум

называть и показывать по карте основные месторождения полезных ископаемых,

текущий

«рельеф», «горы», «равнины», «платформа»

контурные карты, карты атласа

§ 15

20

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

Урок актуализации знаний и умений.

определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию;

текущий

«рельеф», «горы», «равнины», «платформа»

заполнение таблицы

§ 16стр 86, №1

21

Литосфера. Рельеф. Человек

Урок изучения нового материала

приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность;

текущий

сообщения учащихся

§ 17

22

Рельеф своей местности.

Урок актуализации знаний и умений.

Практикум

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России;

текущий

работа с картами

записи в тетради

23

Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Повторение и обобщение Зачет

итоговый

тест, проверка знаний карты

стр. 90 вопросы

24

Тема 4     «Климат и климатические ресурсы»

Условия формирования климата

7

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата на территории страны, солнечная радиация, радиационный баланс

текущий

«солнечная радиация», зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов

анализ карты суммарной радиации и рис.75,76 с.92,93 учебника

§ 18, стр 94 №1

25

Движение воздушных масс. Практическая работа №4: «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

Практикум

определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта;

текущий

«антициклон», «атмосферный фронт», «циклон»


работа с синоптической картой

§ 19

26

Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа №5: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»


Практикум

определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воз духа, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов;

текущий

«амплитуда температуры», «испаряемость», «коэффициент увлажнения», закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны;

работа с климатическими картами

§ 20, стр 104 №1

27

Климатические пояса и типы климатов

 Урок изучения нового материала.

называть и показывать по карте районы распространения основных типов климата; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата;

текущий

работа с климатическими картами

§ 21, стр 108 №2

28

Климат и человек.

Урок изучения нового материала.

приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой, мероприятий по охране атмосферного воздуха;

«суховей», «туман «, «ураган»,

работа с картами учебника

§ 22

29

Климат своего региона.

Урок актуализации знаний и умений

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России

Текущий

сообщения учащихся

записи в тетради, стр112 №3

30

Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы».

Урок повторения и обобщения. Зачет

итоговый

тест

стр 112 вопросы

31

Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы»             Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

7

 Урок изучения нового материала. Практикум

определять по картам и другим источникам падение и уклон рек,

Вводная беседа

«падение и уклон реки», состав внутренних вод на территории страны

работа с физической картой, способы вычисления падения и уклона рек

§ 23, стр 117 №1

32

Зависимость речной сети от климата. Практическая работа №6: «Составление характеристики одной из Рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования»

Практикум

определять по картам и другим источникам особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;

Практическая работа

чтение диаграмм

§ 24, стр 121 № 2

33

Другие виды внутренних вод

Урок изучения нового материала.

называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов;

текущий

«болото», «губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерз лота», «питание реки», «подземные воды», «речная долина», «снеговая линия»,

анализ рис.99, стр 124

§ 25,26, стр 129 № 1

34

Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. 

Урок актуализации знаний и умений

приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

текущий

«снежная лавина»; «паводок», «наводнение»

сообщения учащихся

стр132

35

Водные ресурсы

Урок изучения нового материала.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России;

текущий

тест

§ 27

36

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. 

Урок изучения нового материала.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.

текущий

работа с картой

записи в тетради

37

Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы».

Урок повторения и обобщения

итоговый

тест, зачет по карте

стр.134 вопросы

38

Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы»                                         Почва как особое природное образование.

4

Урок изучения нового материала.

Почва - особый компонент природы, Условия образования почв. Факторы образования почв, их основные свойства.

Вводная беседа

«гумус», «почва», «почвенные горизонты»;факторы почвообразования

анализ рис. 104 стр 136

§ 28

39

Размещение основных типов почв.

Урок изучения нового материала.

определять по картам зональный тип почв данной территории;с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв;

Текущий

работа с почвенной картой

§ 29, стр 141 №2

40

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Урок актуализации знаний и умений

приводить примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов;

Дискуссия

«выветривание»,«почвенная эрозия», «мелиорация», «рекультивация»; «почвенные ресурсы»,

содержание рис108 и 110 учебника

§ 30

41

Особенности почв своего региона и своей местности.

Урок актуализации знаний и умений

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных ресурсов своей местности для различных целей и осуществления мероприятий по охране почв.

Текущий

тест

записи в тетради, стр.146 вопросы

42

Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Растительный и животный мир

3

Урок изучения нового материала.

определять по картам особенности распространения видов животных и растений;

Вводная беседа

«биом», «биологические ресурсы», «лес»; состав органического мира; условия, определяющие численность и разнообразие органического мира; приспособления животных и растений к условиям среды;

работа с картами

§ 31

43

Биологические ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений

приводить примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов;

Текущий

работа с материалами учебника стр 150,151

§ 32, сообщения

44

Растительный и животный мир своего региона и своей местности

 Урок актуализации знаний и умений

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о представителях органического мира России

Текущий

тестирование

стр 155 вопросы

45

Тема 8. Природные различия на территории России                Природные комплексы.

11

Урок изучения нового материала.

ПТК на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные

Текущий

«антропогенный ландшафт»

анализ рис.119 стр 156 учебника

§ 33, стр 159 №4

46

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

Урок изучения нового материала.

связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных территорий и акваторий;

Текущий

«природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность»,

анализ картосхем рис.127, стр 163

§ 34, стр 163 № 4

47

Северные безлесные природные зоны.

Урок изучения нового материала.

определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем

Текущий

описание природной зоны по плану

§ 35, стр 168 № 2

48

Лесные зоны. Тайга.

Практикум

определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий;

Текущий

описание природной зоны по плану

§ 36

49

Смешанные и широколиственные леса.

Урок изучения нового материала.

определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий;

Текущий

описание природной зоны по плану

§ 37

50

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Практическая работа №7: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

Практикум

определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий;

Текущий

описание природной зоны по плану

§ 38

51

Высотная поясность

Урок изучения нового материала.

Высотная поясность и её проявление на территории России

Текущий

«высотная поясность»

работа с иллюстрациями учебника стр.183

§ 39, стр 188 №3

52

Моря как крупные природные комплексы.

Урок изучения нового материала.

называть и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана;

Текущий

сообщения

§ 40

53

Природно-хозяйственные различия российских морей.

Практикум

Определять различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

Текущий

сравнительная характеристика морей

§ 41

54

Особо охраняемые природные территории России.

Урок - путешествие

называть и показывать по карте крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия

Текущий

выступление с защитой презентаций

§ 42,

55

Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России».

Обобщение

итоговый

тестирование

стр.206-207 вопросы

56

Раздел 3. Население России Численность и воспроизводство населения.

10

Урок изучения нового материала. Практикум

называть: факторы (причины), влияющие на естественное движение населения, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: естественный прирост,

Текущий

естественный прирост», «воспроизводство населения»,

основные

работа со статистическими материалами

§ 43, стр 214 №6

57

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

 Практикум

читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц. диаграмм (половозрастная пирамида и др.);называть: факторы (причины), влияющие на среднюю продолжительность жизни, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: соотношение мужчин и женщин, средняя (прогнозируемая) продолжительность жизни,приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни,

Текущий

Поло-возрастной состав

работа с половозрастными пирамидами

§ 44, стр 218 №4

58

Этнический и языковой состав населения России

Практикум

показывать по карте народов территории с однородным и многонациональным (пестрым) составом населения;называть: факторы (причины), влияющие на размещение народов,

Текущий

этнос,

крупнейшие по численности народы,

работа с материалами периодической печати

§ 45, подготовить сообщение об основных религиях

59

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

Урок - исследование

приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни, адаптации разных на родов к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов России;

Текущий

религия

работа с материалами периодической печати

§ 46. стр 229№ 4

60

Особенности урбанизации в России. Городское население.

Урок изучения нового материала.

Текущий

«город» «урбанизация»,соотношение городского и сельского населения, виды и функции городов, города-миллионеры, агломерация, мегаполис

работа с графиками и схемами учебника

§ 47, стр 235, №1

61

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. Практическая работа №8: «Определение различий в расселении населения по территории РФ»

Урок изучения нового материала.

объяснять связь между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений;

Текущий

«сельская местность», виды сельских поселений,

§ 48, стр 239 №7

62

Миграции населения в России.

Урок изучения нового материала.

называть: факторы (причины), влияющие интенсивность миграций,

Текущий

«миграции населения», механический (миграционный) прирост населения»,виды внутренних и внешних миграций

работа со статистическими материалами

§49, стр 244 №8

63

Размещение населения России.

. Урок изучения нового материала.

показывать на карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры;

Текущий

«плотность населения», «расселение населения» среднюю плотность населения

анализ карты

§ 50., стр249№9

64

Занятость населения. Практическая работа №9: «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий»


Урок изучения нового материала.

называть: факторы (причины), влияющие на уровень безработицы;


Текущий

«трудовые ресурсы»,«экономически активное население

уровень безработицы

§ 51, стр 254№5

65

Повторение и обобщение раздела: «Население России»

Обобщение

Тестовый

тест

вопросы стр255

66

Раздел 4. «Природный фактор в развитии России»

Влияние общества на развитие природы. Природные ресурсы. Практическая работа №10: «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»

2

Изучение нового материала

приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий, стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воз действия природы на человеческое общество на разных исторических этапах; использования и охраны природных ресурсов;

Текущий

«природные условия», «природные ресурсы»; виды природных ресурсов

работа с учебником и дополнительной литературой

§ 52, стр 262 № 6

67

Природно-ресурсный потенциал России

читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Текущий

Природно-ресурсный потенциал

работа с картой и схемами учебника

§ 54, стр271 №6

68

Повторение и обобщение по теме: «Природа и население России»

Обобщение

Итоговый

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...