«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»
статья (география) по теме

Перевалова Татьяна Петровна

 

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний  на уроках географии»

Заместитель директора по ВР,

учитель географии Перевалова Т.П.

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.  

Саморазвитие – это самоизменение, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности социальные и духовные – потребности улучшать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, склонность, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Ведущей  мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных  процессов и их творческой активности.

Исследования показывают, что интерес школьников к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддержать у детей уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, т.к. мотивация является источником активности и успешности в обучении. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы формируются в процессе самой учебы.

Задача каждого учителя в том, чтобы на каждом уроке стремиться к тому, чтобы мышление школьников приобретало рефлексивный характер – характер размышления, самонаблюдения, самопознания.

 

Методы  изучения материала на уроке:

1.Метод линейного воздействия. Один источник информации.100%нагрузки на учителя

Девизы каждого из этих методов звучит так:

1) Расскажи мне, и я забуду;

2) Покажи мне, и я запомню;

3) Позволь мне это сделать самому, и я запомню это навсегда.

В реальной действительности в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности детей учитель нередко сталкивается с несформированностью у них навыка самостоятельно учиться.

Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?

Прежде чем реализовать в практике работы технологический подход в обучении, учителю необходимо выяснить уровень готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Цель диагностики - определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текст учебной статьи).

Предполагается, что учитель при изучении нового материала дает учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

1) прочитать текст учебника на стр... (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов - 2стр., 8-10-х – З стр.);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку,

6) обменяться карточками с партнером;

7) ответить на вопросы партнера (письменно);

8) оценить работу партнера.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.

1 часть

1. Отбирать основное содержание учебного материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнера).

2 часть

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнера).

8. Оценивать работу партнера.

9. Корректировать работу партнера.

10. Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

Аналитическая таблица

Ф.И.

Умения

Количество баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ключи к аналитической таблице

1. Если ребенок владеет умением, он получает 3 балла; если испытывает затруднения - 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие - 1 балл; если умение не сформировано - 0 баллов.

2. По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов - идеальный уровень «5»; 27-29 баллов - оптимальный уровень «5»; 25-26 баллов - допустимый уровень «4», 20-24 балла - критический уровень «3».

3. Сумма баллов соотносится с «пятибалльной» оценкой результатов деятельности учащихся.

4. Если у ученика сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями, и следовательно, может без помощи учителя выполнять задание для самостоятельной работы репродуктивного характера.

5. Если сформированы умения и первой и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.

По результатам диагностики учитель планирует коррекционную работу с учащимися. В процессе этой работы учитель особое внимание обращает на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

Важное условие - не нарушать последовательность, упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания, то объем работы можно разделить на несколько занятий. 

Н-р: Учебное занятие-тренинг №1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.

Игра 1. Кто больше назовет вопросительных слов?

Цель - научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.

Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).

Игра 2. Составь вопрос.

Цель - научить конструировать вопросы репродуктивного характера.

Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.

Игра 3. Выбери слово.

Цель - научить отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи.

Ход урока. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 стр.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.

Игра 4. Кто быстрее?

Цель - научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Игра 5. Кто больше?

Цель - научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера.

Ход игры: Учитель предлагает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.

Игра 6 Конкурс на лучшую систему вопросов. 

Цель - научить конструировать систему вопросов.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи.

Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах;

2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;

3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;

4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;

5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Игра 7. Вопрос - ответ.

Цель - научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

Учебное занятие-тренинг № 2. Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.

Игра 1. Подбери вопросительные слова.

Цель - научить конструировать вопросы творческого характера.

Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что... Какова взаимосвязь...? Каковы причины...? Каковы следствия? Что произойдет, если...? Объясни зависимость... Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Игра 2. Найди опорное предложение.

Цель - научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объем 1стр.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2) могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают в тексте учебника предложения и зачитывают их.

Игра 3. Кто больше?

Цель - научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определенное время.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается в течение 5 минут).

Учитель может воспользоваться рядом приемов для развития у них привычки иметь свое личное мнение. Для этого надо-то всего лишь на уроке спрашивать: «А что ты думаешь по этому поводу?». Школьники должны научиться выражать свое собственное мнение, а не мнение  автора учебника или учителя.

Учитель еще до начала урока предлагает заполнять таблицу готовности по пятибалльной шкале.

5 баллов – хочу знать, могу знать, делать, решать;

4 балла – я готов к работе;

3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, )я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь (Баллов «2» и «3» нет).

Анализ учебной готовности позволит учителю представить достаточно полно отношение учеников к предмету, уровень их готовности, необходимые меры для улучшения ситуации.

«Хочу узнать!» 

Те, кто знакомился с какими-либо рекомендациями по технологии критического мышления, знают о положительном результате, достигаемом при использовании следующей таблицы. Этот прием позволяет актуализировать имеющиеся по предлагаемой к изучению теме или проблеме знания, полученные из любых источников. Затем школьнику дается задание подумать над тем, что ему хотелось бы узнать нового, и в заключение он должен провести анализ и синтез полученных знаний и определить, что ему осталось по этой теме узнать.

Знаю

(что мы знаем)

Хочу узнать

(что мы хотим узнать)

Узнал

(что мы узнали и что нам осталось узнать)


 Первая и вторая колонки таблицы заполняются в начале урока, третья часть – в конце , или при нехватке времени, дома. Если рефлексия проводится в домашних условиях, то с нее следует начать работу на следующем уроке. При этом ученик самостоятельно решает, что он хочет узнать, и это уже первый шаг личностного отношения к предмету.

 Надо заметить, что таблицы на уроках географии очень полезны, поскольку помогают разложить «по полочкам» огромный учебный материал.

«Синквейн»  

Следующий шаг, который может сделать учитель в направлении обучения школьников рефлексии, - это научить их излагать личное отношение к событию, географическому открытию, исследователю, формулировать свои идеи, подводить итоги размышлениям по проблеме при помощи создания маленьких пятистиший, или синквейнов. Всегда нужно задавать вопрос: Как вы относитесь к этому событию? К этому исследователю?

Синквейн строится по определенным правилам:

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели чаще используется существительное;
  2. Во второй строчке  в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы;
  3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы;
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства;
  5. Последняя строка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например: тема Великих географических открытий материков и океанов в 7 классе. Есть возможность для учащихся высказать свое отношение к событиям и людям, дать личную оценку тому, что происходило.

Учитель может предложить ученикам высказать это отношение, эту оценку в форме синквейна. Для этого отводится определенное время , количество которого зависит от имеющегося навыка в этом виде деятельности. Работа может вестись индивидуально или в парах. После того как синквейны составлены, их тексты выкладываются на парту и учитель дает время школьникам познакомиться с тем, что создано их одноклассниками. При этом он предлагает каждому выбрать тот синквейн, который  ему кажется наиболее удачным. В течение 5-8 минут все могут свободно передвигаться по классу. Затем  понравившиеся работы читаются вслух либо самими авторами, либо учениками которым понравился синквейн.

Особенно интересно, если встречаются противоположные оценки того или иного события, тогда может возникнуть дискуссия.

Например:

Колумб.

Смелый, любознательный.

Открывает, изучает, присоединяет,

Восторгаюсь величием твоего подвига,

Мореплаватель.

Африка.

Большая, жаркая.

Развивается, добывает, поражает.

Прельщает туристов своей неизвестностью.

Пустыня.

Что дает ребенку создание синквейнов? Умение в рамках жестких правил дать характеристику человека, явления, процесса и определить свое к нему отношение.

Задания, способствующие формированию мотивации к самостоятельному поиску знаний

1. Задание на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам в обращении к школьникам может  быть выражена фразой «Узнай себя»):

- содержательное самооценивание,  анализ и самооценка школьником содержания проверенной работы ( Например: по  заданному учителем плану, схеме, проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

-   анализ и самооценка использованного способа работы  над содержанием (рациональности способа действия и т.д.);

- оценка школьником себя как объекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»):

- анализ и оценка характера своего участия в учебной процессе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности);

- «3еркальные задания» обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, заданном учебным содержанием или внесенными в урок диагностическими

2. Задание на включение самореализации («Проверяй себя!»):

- требующие творчества в содержании ра6оты (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения и т.п)

- требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты);

-   выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст и т.д.)

3. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно»):

- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», интеллектуальные командные игры, групповые проекты;

- обычные творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное составление таблицы);

-   творческие    совместные    задания    с распределением    учебно –организационных ролей(деловые игры);

- совместный анализ результата и процесса работы;

4. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя. («Меняй себя ради себя!»):

- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например: рекомендация сделать какую – то учебную работу дома):

- проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание).

Закончить свое выступление хочу с притчей «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети с урока с  запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

2.Метод линейного взаимодействия.30% информации дети получают сами.

3.Научение во взаимодействии. 80% информации дети получают сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...

Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самосто...

В поисках нового (урок географии в Дне целостного построения знания «Дороги»)

  Опыт, который был приобретен в группе учителей «Новое образование», позволил мне изменить ход урока, дал возможность ученикам самим отбирать информацию, которая им понятна,...