Краеведение как один из видов внеурочной деятельности.
статья по географии на тему

Ершова Светлана Симоновна

 

Формирование человека неразрывно связано с тем пространством, в котором он познает окружающую действительность, активно действует. Среди традиционных источников воспитания остаются: патриотизм, наука, природа.  Патриотизм. Слово «патриот» – с древнегреческого «патриа» – «родина» - появилось в русском языке во времена Петра I. А раньше, в древнерусском языке было свое слово для выражения данного понятия – отчизнолюбие. Родной край, его природа, история, культура – вот основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_kak_odin_iz_vidov_vneurochnoy_deyatelnosti.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как один из видов внеурочной деятельности.

Ершова Светлана Симоновна, учитель географии

МОУ «Голузинская средняя общеобразовательная школа»,

Вологодская область, Великоустюгский муниципальный район,

п. Новатор, ул. Советская, д. 42

Понятие «внеурочная деятельность» объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся. Согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Традиционно выделяются виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Туристско – краеведческая,
  4. Спортивно – оздоровительная
  5. Досугово – развлекательная
  6. Художественное творчество
  7. Социально преобразующая добровольческая деятельность
  8. Трудовая деятельность

Основные направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Художественно-эстетическое
  3. Научно-познавательное
  4. Военно-патриотическое
  5. Общественно - полезная
  6. Проектная деятельность

Формирование человека неразрывно связано с тем пространством, в котором он познает окружающую действительность, активно действует. Среди традиционных источников воспитания остаются: патриотизм, наука, природа. [3]  Патриотизм. Слово «патриот» – с древнегреческого «патриа» – «родина» - появилось в русском языке во времена Петра I. А раньше, в древнерусском языке было свое слово для выражения данного понятия – отчизнолюбие. 

 Родной край, его природа, история, культура – вот основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну. Внеурочная деятельность, особенно краеведческого направления, предоставляет широкие возможности для использования самых разнообразных форм и методов, тем самым выполняя основные положения воспитания и социализации, определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом:

  1. первый уровень – приобретение знаний (о природе, об общественных нормах, и т.п.), понимания реальности и повседневной жизни.
  2. второй – формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
  3. третий – получение опыта самостоятельного социального действия. [1]

В статье кандидатов педагогических наук Григорьева Д.В. и Степанова П.В. «Организация внеурочной деятельности школьников» [2] предлагается «Методический конструктор внеурочной деятельности», благодаря которому можно систематизировать виды внеурочной деятельности согласно всем трем уровням требований ФГОС с учетом возможностей, ресурсов и желаемых результатов.

Уровни воспитательных результатов

  1. Приобретение знаний
  1. Развитие позитивного отношения к базовым ценностям

3.Накопление опыта самостоятельного действия

Виды внеурочной деятельности

Познавательная

  1. Кружки
  2. Познавательные экскурсии

  1. Исследовательские проекты
  2. Познавательные марафоны, конференции, игры

Познавательные акции, организуемые школьниками и педагогом для младших школьников, сверстников, учителей, родителей, местного социума

Игровая

Интеллектуальные игры, организуемые учителем

Интеллектуальные, ролевые и др. игры, организуемые совместно учителем и обучающимися

Интеллектуальные, ролевые и др. игры, организуемые совместно учителем и обучающимися для младших школьников, сверстников, учителей, родителей, местного социума

Трудовая

Кружковые занятия, организуемые учителем по отработке умения конструирования, технического творчества и т. п.

Трудовые акции, десанты, организуемые педагогом и совместно с обучающимися в виде КТД

  1. Трудовые акции, десанты, организуемые педагогом и совместно с обучающимися для младших школьников;
  2. в окружающем школу социуме

Досугово - развлекательная

  1. Культпоходы в театры, на выставки и т. п.;
  2. «Огоньки», праздники, организуемые педагогом

Досугово – развлекательные акции, организуемые совместно в виде КТД

  1. Досугово – развлекательные акции, организуемые совместно педагогом с обучающимися для младших школьников;
  2. в окружающем школу социуме

Краеведческая

  1. Краеведческие экскурсии
  2. Туристические поездки
  3. Кружковые занятия

  1. Походы выходного дня
  2. Спортивные туристические мероприятия

  1. Поисково – краеведческая деятельность
  2. Природоохранные и природо - восстановительные мероприятия

Социальное творчество

Социальные пробы (инициативное участие в отдельных акциях, организуемых взрослыми)

Социально – ориентированные КТД

Социальные проекты

Остановлюсь на краеведении  –  одном из видов внеурочной деятельности и его направлениях, используемых в собственной практике.

В основу организации работы положен принцип разносторонности. Регулярно проводятся недели предметов естественно – географического цикла: «Россия – Родина моя» «В мире интересных фактов», «Краеведческая декада», «Мир наук»; экскурсии в музеи и на предприятия, где трудятся родители школьников, экологические акции, беседы, встречи с интересными людьми своего района, конкурсы рисунков, интеллектуальные игры, дни туристических соревнований, походы. В нашей школе уже несколько лет работает кружок исследователей родного края «Кристалл» (КРаеведы, ИСследователи). Состав кружковцев меняется, но основное направление: изучение родного края через походы, работу с историческими документами городского архива Великого Устюга, фоторепортажи, встречи, ведение переписки с интересными людьми, сбор легенд – остается неизменным.

 Силами ребят «изданы» рукописные книги: двухтомник «Исчезнувшие деревни» и «Летопись родного края». В них содержатся сведения по истории возникновения, расцвета и исчезновения деревень, о церквях и часовнях, когда – то построенных, а теперь разрушенных или уничтоженных, о возникновении первых колхозов, о страшном времени раскулачивания. Сведения собирались по архивным документам и по рассказам местных жителей, переживших то время. Живой голос, рассказ о пережитом, перенесенном – это ли не голос истории, ниточка, связывающая прошлое и настоящее? Выполнена «План – схема» территории своего поселения с топонимическим словарем географических названий. В книгах есть списки односельчан, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.  Учащиеся следят за благоустройством территории около памятника погибшим.

2011 - 12 учебный год совпал с празднованием трех великих дат в истории нашей страны:

  1. 1150  - летнего юбилея зарождения российской государственности Отправной точкой Российского государства считают 862 год – тогда славянские племена призвали на княжение варяга Рюрика.
  2. Вторая великая дата в истории России – 400-летие освобождения Отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году.

  1. 200 – летие Отечественной войны, победа над армией  Наполеона.

 Поэтому  мы обратились в муниципальное казенное архивное учреждение «Великоустюгский центральный архив» МК  АУ «ВУЦА» в поисках сведений об участии наших земляков: вологжан и устюжан в событиях I Отечественной войны. Благотворительность, щедрость души даже по отношению к покоренному врагу стала важной составляющей патриотизма в «грозный 1812 год», в немалой степени позволившей выдержать тяготы войны с армией искуснейшего полководца XIX столетия – Наполеона Бонапарта.  Эти сведения интересны не только с исторической, но и воспитывающей точки зрения.


Интересует кружковцев и современная жизнь во всех ее проявлениях. Участие в конкурсе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Вологодской области совместно с Пенсионным фондом, администрацией МО «Город Великий Устюг» «Дети о налогах» расширило наши представления о проблемах финансирования. Стихи, рисунки учащихся опубликованы в сборнике «Работы детей Великоустюгского района «Детский взгляд на налоги», - Великий Устюг: Студия рекламы «ПИЛОТ», 2008.


Ребята с удовольствием проводят «Переписи школьного населения». Информация представлена в виде диаграмм, таблиц.


Оформлены книги, книжки – раскладки, стенды, альбомы фотографий удивительных по красоте уголков Великоустюгского района и творческих работ по темам: «Особо охраняемые природные территории района», «Природа глазами детей», «Источники водоснабжения поселка Новатор» и другие. Данный материал широко используется для проведения уроков географии и внеклассных мероприятий. Фотоработами заинтересовался Глава Администрации нашего поселения.


В городской и областной олимпиадах по научному краеведению «Мир через культуру» в номинациях: «Летопись родных мест», «Мир всему живущему», «Живая вода»  наши работы награждены дипломами I, II, III степени. Мы – участники и  призеры районных эколого – практических конференций «В защиту родной природы», межрегиональной научно – практической конференции студентов и школьников «С наукой в будущее» в номинации «Экология», призеры  конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений Великоустюгского муниципального района «Лидер XXI века»; участники XVII, XVIII областных экологических конференций «Сохраним природную среду и культурное наследие Вологодской области».  В районных экологических конкурсах творческие работы отмечены грамотами и благодарностями. Работы победителей журналистского конкурса «В защиту зеленого друга» опубликованы в районной газете «Советская мысль». Участие в конкурсах - это опыт не только творческой деятельности, но и опыт эмоциональный, опыт общения с людьми, опыт выступлений перед аудиторией.


Два года назад возникла идея привлечения к изучению родного края  учащихся младших классов. Силами кружковцев создана игра – путешествие «Сказки Деда Всеведа». Есть игры – путешествия по другим странам, материкам, а мы приглашаем всех по родному краю, удивительному и неповторимому! Все в жизни начинается от родного порога, а для нас - это Великоустюгская земля! Любить свою малую родину, значит, знать и охранять её! Девизом нашего проекта стали слова поэта – земляка Н. Рубцова: «Что  кому, а для меня Россия – эти вот родимые места».


Цель данного проекта – это предложение совершить «путешествие» по родному краю вместе с Дедом Всеведом – придуманным героем наших сказок – жителем нашего края, знающим все его тайны, легенды. Проект состоит из двух взаимосвязанных частей:


информационная содержит сказки:


«Каменная сказка» - о формировании поверхности Земли, об окаменелостях;


 «Водная сказка»  - о реках, водопаде, их тайнах и легендах;


  «Лесная сказка» - о лесах, травах, лесных жителях нашего края;

«Белая сказка» - о Вотчине Деда Мороза;

игровая - игры, разработанные и сделанные своими руками:

Результаты проекта:

составлено «Путешествие» по родному краю, с использованием  презентации, созданной в программе Power Point,

  1. разработаны игры (раздаточный материал, правила) для проведения цикла мероприятий с учениками младших классов,
  2. выполнена картосхема Великоустюгского района с особо охраняемыми природными территориями,
  3. создана и отпечатана самодельная книга «Сказки Деда Всеведа».

 С этим проектом мы участвовали в городской «Ярмарке идей в Великом Устюге» и стали победителями «Ярмарки идей на Юго – Западе Москвы 2010 года» (золотые медали  и Дипломы I степени).

В 2011 проекты – победители «Ярмарки идей»: «Источники водоснабжения поселка Новатор» и «Подушка под ушко» об использовании лекарственных растений родного края для укрепления здоровья. Этот проект стал серебряным призером «Ярмарки идей 2011 на Юго – Западе Москвы» Продукты проекта: буклет «Сон – бальзам природы»,  книга «Кладовая здоровья родного края» и травяные подушки с рецептами здоровья. С рассказом о своих проектах авторы выступали перед сверстниками, учителями, депутатами Великоустюгской Городской Думы.

В 2011 – 12 уч. г. на «Ярмарку идей в Великом Устюге» представили проекты «Электронное Портфолио класса» и «Российский Дед Мороз» - новое знакомство с Дедом Морозом. Дед Мороз – суровый образ духа Зимы – это часть наших славянских традиций. Забывая наши традиции, мы сами забываем свою собственную культуру.  

Летом 2011 среди нас появились два академика Детской Академии Вотчины Деда Мороза по проекту «Здоровые города, районы и поселки». Сертификаты о получении соответствующих знаний, памятные медали и «Вверительные грамоты Посольства юных» подтверждают этот факт.

В 2011 году «за особые заслуги и достижения в научно – исследовательской деятельности» Удальцовой Анжелле присуждена именная стипендия Главы Администрации Великоустюгского муниципального района.

Не только творческие, но и практические дела привлекают   ребят.  Мы активно участвуем в Днях защиты от экологической опасности. В нашей «копилке» трудовых дел – экологические рейды с самодельными листовками – призывами по благоустройству и поддержанию чистоты в родном поселке  и около источников воды; фоторепортаж о состоянии колодцев родного поселка, очистка берегов речки, протекающей по территории памятника природы «Моркинская роща», участие в школьных акциях по посадке деревьев и других мероприятиях.

Этимологический словарь ведет слово «воспитание» от старославянского слова «питати» – «питать, кормить» [5]. Питание души,  сердца, «зажигание» их – одна из  задач воспитания. Организация такой деятельности –   трудоемкий, требующий творчества, энтузиазма, затрат свободного времени не только со стороны обучающихся, но и со стороны учителя, процесс, потому что ни для кого не секрет, что, если неинтересно, то ребята  просто не будут посещать такие дополнительные, но необязательные занятия, облегченно вздохнут и «проголосуют ногами». Немало важен и тот факт, что в данных мероприятиях задействованы не только активисты, но и ребята из малообеспеченных семей, из группы «риска». Для этих ребят занятость в данной работе – одна из возможностей заполнить свободное время, расширить свои знания, почувствовать себя исследователем, защитником природы. Таким образом, достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности возможно, что, в свою очередь, увеличивает вероятность появления образовательных эффектов, эффектов воспитания и социализации детей, в частности:

  1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  2.  формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, и др.

Чем наполнены души наших детей, за это в ответе и родители, и учителя. Любовь к родному краю, малой родине может и должна стать одним из кирпичиков фундамента души, на котором будет строиться жизнь и судьба человека.                                          

Литература.

  1. Министерство образования и науки РФ «Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования. Проект». – Москва, 2010.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеурочной деятельности школьников// Практика административной работы в школе. — 2010. - №6.
  3. Данилюк А. Я «Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России». – М.: «Просвещение», 2009.
  4. Петракова Т. И. «Святоотеческое наследие в осмыслении проблем духовно-нравственного воспитания». – М.: «Просвещение», 2008.
  5. Этимологический словарь русского языка. – М.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорение как один из видов речевой деятельности в работе по УМК SPOTLIGHT 9

В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средство формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорению на урок...

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта....

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей  c ограниченными возможностями здоровья....

Обучение лексике, как один их видов речевой деятельности

Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на зан...

Методическая разработка: Один из видов речевой деятельности – обучение лексике.

Данная разработка освещает опыт работы с лексикой на уроках английского языка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...