тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

 

                                                 Практические   работы

Название практической работы

Дата

Практическая работа №1. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

 

Практическая работа№2. Определение факторов развития и  сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

 

Практическая работа№3.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала

 

Практическая работа№4. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского района) для жизни и  быта человека.

 

Практическая работа№5. Составление характеристики нефтяного (газового) и комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы.

 

Практическая работа№6.  Составление характеристики промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы. Набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_kl.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
  2.   программы по географии для общеобразовательных учреждений.

              6-11 сост. С.В. Курчина.М.:Дрофа,2011

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

 

  1. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

4.Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

                                             

                                                           Тематический план:


п/п

Наименования разделов

Количество часов

1

Общая часть курса

28

2

             Региональная часть курса

38

3

     Обобщение по курсу  

2

                                                 Практические   работы

Название практической работы

Дата

Практическая работа №1. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Практическая работа№2. Определение факторов развития и  сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Практическая работа№3.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала

Практическая работа№4. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского района) для жизни и  быта человека.

Практическая работа№5. Составление характеристики нефтяного (газового) и комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы.

Практическая работа№6.  Составление характеристики промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы. Набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Практическая работа№7. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Практическая работа№8. Учебная дискуссия:  свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития

                                                Календарно-тематический план

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Общая часть курса (28ч)

1

Введение. Вводный инструктаж

1

2

ЭГП и траспортно-географическое положение. Географическое положение России

1

3

Политико-административное устройство России.

1

4

Государственная территория России

1

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6

Численность и естественный прирост населения.

1

7

 Миграция населения. Трудовые ресурсы

1

8

Национальный состав населения России

1

9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

10

Обобщение по теме „Население России“.

1

11

География основных типов экономики на территории России

1

12

Проблема природо-ресурсной основы экономики России

1

13

Россия в современной  мировой экономике. Перспективы развития

1

14

Научный комплекс.

1

15

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

1

16

География машиностроения. Факторы размещения машиностроения

1

17

Военно-промышленный комплекс

1

18

Роль, значение и проблемы ТЭК. Топливная  промышленность.

1

19

Электроэнергетика.

1

20

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

1

21

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

1

22

Цветная металлургия.

1

23

Химико-лесной комплекс. Факторы размещения химических предприятий

1

24

Лесная промышленность

1

25

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство.

1

26

АПК: пищевая и лёгкая промышленность.

1

27

Инфраструктурный  комплекс: состав, значение. Железнодорожный и  автомобильный транспорт.

1

28

Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания

1

             Региональная часть курса (38ч)

29

 Районирование России

1

30

Западный макрорегион-общая характеристика

1

31

Центральная Россия: состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы.

1

32

Население и главные черты хозяйства

1

33-34

Узловые районы Центральной России.  Москва и Московский регион.

2

35

Географические особенности областей Центрального района

1

36

Волго-Вятский  район

1

37

Центрально-Черноземный район

1

38-39

Северо-Западная Россия

2

40

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы

1

41

Население Европейского Севера

1

42

Хозяйство Европейского Севера.

1

43

Европейский Юг: географическое положение, природные ресурсы

1

44

Население Европейского Юга

1

45

Хозяйство Северного Кавказа

1

46

Практическая работа №1. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

1

47

Поволжье: географическое положение, природные ресурсы

1

48

Население Поволжья

1

49

Хозяйство Поволжья

1

50

Практическая работа№2. Определение факторов развития и  сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

1

51

Географическое положение, природные ресурсы Урала

1

52

Население Урала

53

Хозяйство Урала

1

54

Практическая работа№3.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала

1

55

Азиатская Россия – общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.

1

56

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона

1

57-58

Западная Сибирь

2

59

Практическая работа№4. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского района) для жизни и  быта человека.

1

60

Практическая работа№5. Составление характеристики нефтяного (газового) и комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы.

1

61

Восточная Сибирь.

2

62

Практическая работа№6.  Составление характеристики промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы. Набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

1

63-64

Дальний Восток.

2

65

Практическая работа№7. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

1

66

Практическая работа№8. Учебная дискуссия:  свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития

1

67-68

Обобщение по курсу (2ч)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...