Главные вкладки

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия".
    план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

    Барнева Наталья Петровна

    Одной из самых главных задач современной географии является не описывать, а объяснять окружающую нас природу. В связи с этим на своих уроках я часто использую прием умственной деятельности при установлении причинно-следственных связей. Ученик должен знать, что любое явление природы имеет причину, из которой вытекает следствие. Поэтому очень важно, чтобы ученик умел раскрывать причинно-следственные связи между различными компонентами природы (рельефом, климатом, внутренними водами и т.д.). Раскрытие этих связей способствует умственному развитию школьников, позволяет им освободиться от необходимости механического запоминания огромного фактического материала. Причинно-следственные связи нельзя заучивать со слов учителя, необходимо самому ученику их раскрывать, анализировать, устанавливать взаимоотношения между ними. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия" показывает раскрытие причинно-следственных связей между компонентами природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_i_sistematizaciya_znaniy_po_teme.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемное  обучение

    Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Материк Австралия»

    Цели и задачи урока:

    Образовательные:

    1. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи

                  между компонентами природы.

    1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:

                   «Материк Австралия».

    1. Закрепить умение работать с картами различного содержания.

    Развивающие:

    1. Продолжать развивать  теоретическое мышление, умение

                   раскрывать необходимые связи и причины в  изучаемом материале.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любознательность, чувство взаимопомощи, интерес

                     к учению.

    Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

    Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: физическая, климатическая, политическая карты

    Африки, мультимедийный  проектор, интерактивная доска.

    Ход  урока

             Учитель: Ребята! Сегодня  у нас урок повторения по теме «Материк Африка». Мы знаем, что каждый материк – это уникальный природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных природных компонентов. Особенности каждого компонента (либо рельефа, климата) объясняются рядом причин. Что из причины вытекает следствие, которое в свою очередь становится причиной нового явления природы. Поэтому основной задачей нашего урока является: закрепить причинно-следственные связи между компонентами природы.

    Для описания компонентов природы мы пользовались основным источников знаний это картой. Поэтому следующей задачей нашего урока является: закрепить умения работать с картами различного содержания. В целом мы должны закрепить и обобщить знания о материках южного полушария.

     Учитель: С какого вопроса начинаем изучение материка?

    Ученики: Изучение материка начинаем с географического положения.

    Учитель:  Почему?

    Ученики:  Так как географическое положение – это по существу адрес материка, и оно влияет на природу и климат каждого материка.

    Учитель: Дать физико-географическое положение Австралии (ученик работает у доски). Рецензия на ответ.

    Одновременно второй ученик выполняет задание: Раскрыть причинно-следственные связи между географическим положением и природой материка.

    Причина  (дана)                                

    Особенности (следствие) определить

    1.Австралия пересекается южным тропиком и почти вся лежит в тропических широтах.

    1.Это самый сухой материк.

    2.Удалена от других материков, лежит в стороне от главных  торговых  путей.

    2.Она была открыта позже других

    материков.

             

    Ученик: Географическое положение влияет на природу материка.

    Учитель: Следующий компонент  природы  – рельеф. Он оказывает сущест-

    венное влияние на образование, развитие всех компонентов природы.

    Задание: Дать описание рельефа материка Австралия.

    Ученики: Особенности рельефа материка (предполагаемый ответ).

    а) В Австралии преобладают равнины, в том числе плоскогорья, высотой от 500м до 1000м на западе.

    б) Имеются низменные участки (от 0 до 200м) в центре (Центральная низменность) и вдоль побережий.

    в) На востоке материка находятся разрушенные, невысокие горы - Большой Водораздельный хребет.

    Вывод: В рельефе материка Австралия преобладают равнины.

    Учитель: Ребята! Как можно объяснить особенности рельефа материка Австралия?

    Ученики: Можно объяснить, используя карту «Строение земной коры» (пред-

    полагаемый ответ).

    а) В основании материка лежит древняя Австралийская платформа, а мы знаем, что платформы в рельефе соответствуют равнинам.

    б) На востоке находится древняя складчатость, которая в рельефе  соответствует горам.

    в) Отсутствие областей новой складчатости, поэтому на материке нет действующих вулканов и землетрясений.

    Вывод: Особенности рельефа материка зависят от строения земной коры.

    (Одновременно второй ученик выполняет задание у доски по таблице)

     Задание: Раскрыть причинно-следственные связи между современными формами рельефа и строением земной коры.

           

    Особенности (следствие) дано

    Причина (предполагаемый ответ)

    1.Большую часть материка Австралия

    занимают равнины.

    1.Потому что, в основании материка

    Австралия лежит Австралийская платформа.

    2.На востоке находятся невысокие горы -  Большой Водораздельный хребет.

    2.Так как на востоке находится древняя складчатость.

    3.На материке нет действующих вулканов и землетрясений.

    3.Отсутствие на материке областей новой современной складчатости.

    Вывод: Современный рельеф зависит от истории развития земной коры.

      Учитель:  Следующий компонент природы - климат, который определяет основные особенности материков. Без знания климата нельзя понять своеобразие  географии материков.

    Задание: На таблице даны основные особенности климата Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей (ученик работает у доски)

    Особенности (следствие) дано

    Причина (располагаемый ответ)

    1.На большей части материка температуры весь год высокие

    1.Высокое положение солнца над горизонтом

    2.Преобладают области с малым количеством осадков

    2.На большей части материка преобладает высокое атмосферное давление

    3.На востоке материка находится область влажного климата

    3.На востоке горы – Большой Водораздельный хребет(влияние рельефа на климат)

    4.В северной Австралии осадки выпа-

    дают летом, а в южной - зимой

    4.В северную Австралию осадки приходят с экваториальным воздухом, а южная часть получает зимой, когда приходит умеренная в.м.

    5.В Австралии температуры выше,

    а осадков выпадает меньше, чем в Ю.

    Африке

    5.Значительная протяжённость материка с запада на восток, благодаря которой, в Австралии фор-мируются континентальные в.м.

    6.В Австралии на севере теплее, чем на юге

    6.Северная часть расположена в суб-

    экваториальном поясе, а южная - в тропическом

    Задание 2.Используя климатические карты, доказать, что Австралия -самый сухой материк (работает класс).

    Ученик (предполагаемый ответ):

     

    1.Большая часть Африки расположена между тропиками (в жарком тепловом поясе). Солнце в течение всего года между тропиками стоит высоко над горизонтом и два раза в год в любой точке бывает в зените

    2) Средние месячные температуры на большей части составляют +20

    до +24 и среднемесячная температура не опускается ниже +8.

    3) Именно в Африке отмечена самая высокая температура на Земле- +58 в районе Триполи.

    4) В Африке нет холодных зим. Зима и лето на  большей части территории отличается условиями увлажнения.

    Вывод: На формирование климата  материка  Австралия влияют климато –

    образующие факторы, а именно: географическая широта, воздушные течения и подстилающая поверхность.

    Учитель: И так, ребята! Подведём итог первой части нашего урока.

    Особенности компонентов природы объясняются рядом причин, а именно:

    географическим положением, строением земной коры,  климатообразующими  факторами и т.д.

    Учитель: Следующий этап урока – игра – соревнование.

    Нашими штурманами станут команды - участницы: команда «Дарлинг» и команда «Виктория».

    Прежде чем отправиться в путь, мы должны принять Устав игры:

    1.За каждый полный и верный ответ команда получает один балл, если ответ  неполный – полбалла.

    2.За нарушение дисциплины, подсказки баллы снимаются.

    3.Команду – победительницу ждёт сладкий приз!

                        И так, в путь!

    Конкурс 1.  Разминка капитанов.

    Кто быстрее и правильно составит причинно-следственную цепочку из  следующих утверждений:

    1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.

    2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

    3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

    4.Австралия – жаркий и самый сухой материк.

    5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает

       овцеводство.

                  Ответ: 2-4-3-5-1

    Конкурс 2. Конкурс почемучек (по домашнему заданию)

    1.Какой рельеф преобладает в  Австралии и почему? (равнинный, так как 

    в основании материка лежит Австралийская платформа).

    2.Почему Австралия самый  сухой материк? (пересекается южным тропиком

    посередине и почти вся лежит в тропических широтах ю.полушария)

    3.Какая река Австралии самая многоводная и почему?(р.Муррей, берёт

    начало на Большом Водораздельном хребте, где выпадает много осадков)

    4.Почему в Австралии не бывает землетрясений и вулканизма?

    (так как отсутствуют области новой складчатости)

    5. Почему в Австралии большую часть занимают  пустыни и полупустыни?

    (так как преобладает тропический сухой климат)

    6.Почему Большой Водораздельный хребет это сильно разрушенные,

    невысокие горы? (так как в основании лежит древняя складчатость)

    Учитель: А теперь внимание!  Загадка!

    Бывало в сказках: старый столб вещал богатырям:

    Пойдёшь направо – конь падёт, налево - сгинешь сам.

    А прямо – ждёт тебя успех, на всём твоём пути.

    А  что поможет  вам теперь путь правильный найти?

    Расскажет, что и почему, и где в пути нас ждёт,

    Как только дружный наш отряд отправится в поход). (карта)

    Учитель: Поэтому, следующий Конкурс 3. «Конкурс картографов» «Пятый лишний».

    Правило: называется 5 географических названий, 4 расположены на одном

    материке. Ученик должен назвать «лишнее», сказать, что это и где находится.

    Конкурс 4. «Рассказ по картине».

    Участники конкурса описывают природную зону по картине, используя план,

    данный на доске: 1.Географическое положение. 2.Климат. 3.Почвы. 4.Расти-

    тельность. 5.Животный мир. Команды обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку.

    Конкурс 5. «Конкурс Гидрологов»

    ЗАДАНИЕ: На таблице даны основные особенности рек Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей.    

    Особенности (следствие)

    Причина (определить) предполагаемый ответ

    1.В Австралии мало рек и озёр.

    1.Зависит от климата. Здесь мало выпадает осадков.

    2.Некоторые реки на карте  обозначены пунктиром.

    2.Это пересыхающие реки.

    3.На востоке реки полноводны в течение года.

    3.Влияние рельефа. Большой  Водораздельный

     хребет задерживает воздушные массы,

    идущие с Т.океана.

    4.« Эйр» - называют мёртвым сердцем Австралии.

    4.В сухой период озеро пересыхает и делиться

     на небольшие водоёмы.

    5.Судоходство на реках затруднено.

    5.Вследствие резкого колебания уровня воды.

    6.Лишь 1/3 территории получает достаточное  количество осадков.

    6.Так как большая часть расположена

    в тропическом поясе, преобладает

    тропический сухой климат.

    Ученики: Внутренние воды зависят от рельефа и климата.

    Конкурс 6. «Конкурс климатологов»

     Представители команд определяют по климатическим диаграммам тип

    климата и его особенности, называют климатический пояс.

      Конкурс 7. «Конкурс международников»  

    Команды получают карточки с увеличенными контурами изученных стран и их флагами. Надо назвать страны и показать их на карте.

    Подведение итогов.

    Литература.

    1. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №4, 2000.
    2. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №6, 2005.
    3. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. – №1, 2009.
    4. Справочник школьника. География/ Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. Об-во «Слово». 1996. – 576 с.
    5. Воробцова Т.Н. География 7 класс (поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов»). – Волгоград: «Учитель – АСТ». 2002. – 136 с.
    6. Методическое пособие по географии материков и океанов. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М.:Просвещение, 1999. – 175 с.
    7. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И. А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2010. – 244 с.
    8. Дюкова С. Е. Тематический контроль по географии. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2008. – 104 с.

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

    В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных»   для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс).  Тип урока -  применение знаний на практике. Урок ...

    Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

    Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

    Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

    Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

    Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

    Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

    Урок обобщения и систематизации знаний по Австралии в форме игры — викторины (с использованием ИКТ технологий)

    Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...