Урок Структура населения, 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Горбунова Елена Юрьевна

Опыт показывает, что любознательные учащиеся предпочитают работать в группах. Подобная работа вырабатывает умение распределять время и функции среди участников мини-группы, а ограниченность времени на выполнение задания вынуждает ребят генерализовывать полученный из различных источников материал, отбирать главное. В итоге получается интересная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_struktura_naseleniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии и экономики высшей квалификационной категории

Горбунова Елена Юрьевна

E-mail: lissa9@yandex.ru

Тема «Структура населения» - 2 часа

Цели урока: 1. Выявить географические особенности полового, возрастного, этнического и религиозного состава населения мира

2. Выработка умения работать в группе

3. Выработка умения публичного выступления

Форма урока: семинар-исследование

Оборудование: карта мира, плакаты «Возрастной состав населения», «Половозрастные пирамиды», папки со статистическим материалом, атласы, учебники (Максаковский В.П.), авторское методическое пособие (I часть).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Определите, к какому типу воспроизводства населения относятся следующие утверждения

  1. Формула воспроизводства населения (ФВН) звучит как 14-11=3
  2. Характерен преимущественно для развитых стран.
  3. Характерны высокие показатели рождаемости и относительно невысокие показатели смертности.
  4. Демографическая политика в этих странах направлена на увеличение рождаемости.
  5. Страны находятся на стадии демографического взрыва.
  6. Страны, относящиеся к этому типу воспроизводства населения, определяют демографическую ситуацию во всем мире.
  7. ФВН страны звучит как 12-14=-2
  8. Характерен высокий естественный прирост
  9. ФВН страны звучит как 29-10=19.
  10. Демографическое развитие находится на стадии стабилизации
  11. Этот тип воспроизводства характерен для развивающихся стран.
  12. Наблюдается депопуляция.

Для выполнения этого задания лист бумаги разбивается на две части, в первую колонку – записываются номера утверждений, относящихся к первому типу воспроизводства населения, во вторую – ко второму.

  1. Изучение нового материала

Класс разбивается на  3 группы, даются задания (см. ниже). Вопросы распределяются между членами группы, обсуждаются возможные варианты ответов, составляется общий ответ.

Если урок проводится в течение одного академического часа, то результаты работы группы оформляются к концу урока письменно и сдаются учителю. Если длится пару – то вторая часть занятия отводится на обсуждение. Оценка ставится всей группе.

Карточки-задания для исследовательских групп

Карточка № 1  Половой состав населения

1. Изучив материал учебника и карту «Состав населения по полу» в атласе, ответьте не следующие вопросы

- Как различаются страны мира по соотношению мужского и женского населения Объясните причины этих различий.

- Почему в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина, ведь продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин

  1. Проанализировав таблицу «Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 г.» в приложении, выберите на разных континентах страны, в которых разность между продолжительностью жизни мужчин и женщин минимальна (максимальна).

Карточка № 2 Возрастной состав населения

1. Изучив текст учебника, рисунки № 12, 14 в блоке 4,  ответьте на следующие вопросы - Что такое возрастно-половая пирамида?

- В чем заключаются отличительные особенности возрастно-половых пирамид развитых и развивающихся стран?

-  Какие проблемы возникают в связи с этим в данных странах?

  • Как, на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная с социально-экономической точки зрения возрастная структура стран и регионов мира?
  • Проанализируйте таблицу № 15 (стр. 388) приложений учебника. Как данные этой таблицы отразятся на возрастном составе населения данных стран? Какой тип воспроизводства населения в этих странах?

2. Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия).

Карточка № 3 Национальный и религиозный состав

Изучив текст учебника и карты национального состава и распространения религий в атласе, выполните следующие задания

- Распределите по языковым группам следующие национальности индоевропейской языковой семьи: англичане, бенгальцы, латыши, немцы, персы, румыны, русские, французы, хиндустанцы, шведы.

- Отобразите схему «религии мира».

- По карте религий охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите преобладание религий по отдельным крупным регионам Земли.

- Приведите примеры того, как религиозные противоречия приводят к возникновению «горячих точек».

4. Рефлексия

- Ребята, что понравилось вам в данной форме работы, а что показалось сложным?

- Хотите ли вы в дальнейшем работать на уроках в группах?

5. Домашнее задание:

Тема 3 § 2, записи в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

Половая и возрастная структура населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме: "География населения мира"...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...

конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"

Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1.      Выявить географические закономерност...