Изучение Индии в профильном и непрофильных классах старшей школы
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Горбунова Елена Юрьевна

Два конспекта показывают возможности проведения урока по теме "Индия" в традиционной форме (1 час) и в форме семинара-соревнования (2 часа).. Во втором случае оценки получает весь класс, но в начале урока необходимо объяснить критерии оценивания команд. Например, для получения отличной оценки команда должна набрать не менее 75% от возможных баллов, хорошей - не менее 60%. Соревнования нравятся ученикам еще и потому, что на таких уроках нет проигравших.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Командное соревнование «Мы открываем Индию»

Цель урока: соревнование между двумя команду с целью выявления более сильной

Задачи: закрепление знаний по данной теме, выработка умения работать в группе.

Оборудование: - настенная карта «Индия»,

  • настенный плакат «Индия»

Ученики к уроку должны ознакомиться с темой «Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира» в учебнике, изучить карты атласа. Ответить на вопросы:

  1. Индия на политической карте мира (территория, границы, положение, государственный строй).
  2. Значительные даты в жизни индийского народа.
  3. Районы и города Индии.
  4. Характерные черты размещения населения и хозяйства.
  5. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы. «Коридоры роста».
  6. Экономические и социальные проблемы
  7. Отношения Индии и России

Ход занятия

Первый тур «Викторина»

Правильный ответ каждого члена команды оценивается в 0,25 балла. Учитель зачитывает тесты, а ученики поднимают карточки с ответами (А, Б, В, Г).

  1. Индия не имеет общих границ с

А) Пакистаном        Б) Ираном                 В) Бутаном                Г) Мьянмой

  1. Наиболее протяженную границу с Индией имеет

А) Китай                Б) Афганистан        В) Индонезия                Г) Непал

  1. Какая страна до марта 1971 г. называлась Восточным Пакистаном?

А) Индия                Б) Пакистан                В) Афганистан                Г) Бангладеш

  1. Какое количество штатов включает  в себя территория Индии?

А) 20                Б) 25                В) 28                Г) 40

  1. Какие из островов Индийского океана входят в состав республики Индия?

А) Никобарские                Б) Андаманские                В) Шри-Ланка        Г) Мальдивские

6. Какие из стран по уровню своего экономического развития можно поставить в одну группу с Индией:

А) Пакистан и Иран                        Б) ЮАР и Аргентину

В) Бразилию и Мексику                Г) Великобританию и Австралию

Второй тур «Детективный» - правильный полныйответ 2 балла

Встреча в ресторане

Воскресный вечер Раф с женой решили провести в небольшом итальянском ресторанчике «Кьянти». Он находился недалеко от их дома, в конце квартала. Они решили пройтись пешком. Стоял слегка прохладный январский вечер. На небе ярко блестело созвездие Ориона. У входа в ресторан они столкнулись с Лео Грасси. Лео был старым школьным приятелем Рафа.

— Привет, Георг! — радостно закричал Лео. — Добрый вечер, Кэтти!

— Ты в ресторан? — осведомился Раф.

— А то куда же еще?

Они втроем заказали столик и сели в углу.

— Тебя давно не было видно, Лео. Ты опять проводил геологические изыскания где-нибудь за границей?

— Узнаю полицейского. Точно, Георг. На этот раз я был в Индии. Причем знаешь где? В Черрапунджи! Ну что? Завидуешь? Ты ведь еще в школе увлекался географией и знаешь, что это такое!

— И давно ты оттуда?

— Только вчера вернулся.

— Интересно, какое впечатление на тебя произвело самое влажное место нашей планеты?

— Если честно — отвратительное. Я там пробыл месяц и скажу тебе так — работать там невозможно! Дожди идут с утра до вечера. Ты знаешь, что такое дожди в Индии? Это тебе не Лос-Анджелес. Воды столько, что чувствуешь себя рыбой. Однажды даже смыло трейлер, где я жил. Я чуть не потонул...

— Ладно, Лео, кончай врать. Я-то знаю, что ничего этого не было.

— Ну Георг — ты полицейский! Почему ты никому не веришь? С чего ты взял, что я вру?

Что ответил Георг Раф?

Ответ Чтобы понять, почему Раф усомнился в правдивости Лео, надо помнить, что самое влажное место планеты, Черрапунджи, лежит в области субэкваториального климата. Для него характерно наличие сухого сезона, который приходится на зимние месяцы. А поскольку Лео Грасси был там именно зимой, то никакие дожди затопить его не могли.

Третий тур «Крестики-нолики»

На тканевой доске прикреплены пронумерованные карточки с вопросами, образующие поле для игры в «Крестики-нолики»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Начинает отвечать та команда, которая за предыдущие туры набрала наибольшее количество очков. Отвечая на вопрос, команда закрывает клетку поля своим знаком («Х» или «0»). Если команда затрудняется с ответом, или отвечает неверно, то в клетке ставится знак команды-соперника. Если команда ставит три знака подряд, то игра считается законченной и победитель получает 3 очка (проигравший – 0). Если же не получилось забить целую диагональ, то выигрыш подсчитывается по очкам: один знак – одно очко.

ВОПРОСЫ:

1. Как известно, Индия славится своими драгоценными камнями, в том числе алмазами. Их существование в Индии натолкнула на мысль о поисках алмазов в другой части света. Какой? Почему?

Южная Африка. Кимберли.        

2. Назовите центр штата Махараштра

Бомбей (Мумбаи)        

3. В «Вишну-пуране» сказано так «Несчетно рождавшийся и умиравший, накопивший добродетелей без числа получает счастье родиться брахманом в Индии».

Кто такие брахманы? Какие еще касты вы знаете? Кто такой Пуруши?

Кастовая система похожа на сложнейшие плетения, где все связано со всем. Индус представляет себе эту сетку в образе космического человека Пуруши. Из его тела появились четыре изначальные касты из головы вышли люди знания, брахманы из рук вышли люди действия, кшатрии из чресел – ремесленники и торговцы, вайшьи из стоп – землепашцы-шудры.        

  1. Что означает понятие «басти» в Индии и какие проблемы они вызывают

Басти – это трущобы в больших городах, где обитают миллионы бездомных.        

5. Название города Бангалор (штат Карнатака) переводится как «вареные бобы», но жители считают, что ничего общего с вареными бобами город не имеет. Что является визитной карточкой современного Бангалора?

Компьютеры и информационные а также аэронавтика, электроника, машиностроение.        

6. Назовите центр штата Западная Бенгалия, в колониальном прошлом – столицу Британской Индии.     Калькутта?        

7. В Индии можно увидеть людей с марлевой повязкой на лице, которые при ходьбе подметают перед собой. Объясните их внешний вид и поведение.

Их поведение объясняется желанием не повредить ни одному животному, даже самому мелкому и незначительному насекомому.

8. Опишите ТСХ Индии

Четыре главных центра (Дели, Бомбей (Мумбаи), Калькутта, Мадрас (Ченаи)) и «коридоры роста»        

9.  Без этого вида транспорта немыслимо повседневное существование более чем миллиардного населения страны – как сливок общества и представителей среднего класса, так и сотен миллионов, которые живут за чертой бедности. Это единственный вид транспорта, которым пользуются и те и другие. Эта транспортная сеть – вторая по протяженности в мире, и перевозит она больше 10 млн. пассажиров ежедневно. Железнодорожный        

Четвертый тур: «Что значит быть индийцем»

Если в первые десятилетия индийской независимости главным лозунгом был «Будь индийцем – покупай индийское», то после начала реформ 1991 г. наибольшую актуальность приобрел другой лозунг – «Будь индийцем – экспортируй индийское».

Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии (Приложение 2). Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт).

  1. Авиастроение
  2. Автомобилестроение
  3. Кожевенно-обувная
  4. Медеплавильная
  5. Нефтяная
  6. Производство игрушек
  7. Производство минеральных удобрений
  8. Производство программного обеспечения
  9. Радиоэлектроника
  10. Сталелитейная
  11. Табачная
  12. Текстильная
  13. Угольная
  14. Фармацевтическая
  15. Чайная
  16. Ювелирная

Пятый тур  «Картографический» – полный ответ 3 балла

Ответьте на вопросы, предложенные на ваших картах

Ответы

I команда

II команда

г. Бомбей (Мумбаи)

минеральные ресурсы нефть, газ

 сельскохозяйственный район – сахарный тростник, пшеница, масличные и рис.

г. Дели (Нью-Дели)

минеральные ресурсы железная руда

 сельскохозяйственный район – рис, просяные, масличные, табак

Шестой тур «Культура Индии» - один правильный ответ – 1 балл

Основополагающий трактат «Наука танца», сочиненный между II веком до н.э. и II в н.э. регламентирует принципы и стили индийской хореографии до мельчайших подробностей и даже «расчленяет» их на отдельные «картинки». У каждой – свое название. Всякое настроение, связанную мысль или ощущение как на языке глухонемых, можно передать движениями.

Попробуйте угадать что означают элементы индийского танца, изображенные на ваших карточках и карточках другой команды?

Ответы № 1 Слоновий хобот, или Мои волосы вот такой длины».

            № 2 «Здорово!», «Превосходно!»

           № 3 «Забавно!», или «Удивительно!»

          № 4 Надменное «Я ухожу», или просто «Там!»


Приложение № 1

Встреча в ресторане

Воскресный вечер Раф с женой решили провести в небольшом итальянском ресторанчике «Кьянти». Он находился недалеко от их дома, в конце квартала. Они решили пройтись пешком. Стоял слегка прохладный январский вечер. На небе ярко блестело созвездие Ориона. У входа в ресторан они столкнулись с Лео Грасси. Лео был старым школьным приятелем Рафа.

— Привет, Георг! — радостно закричал Лео. — Добрый вечер, Кэтти!

— Ты в ресторан? — осведомился Раф.

— А то куда же еще?

Они втроем заказали столик и сели в углу.

— Тебя давно не было видно, Лео. Ты опять проводил геологические изыскания где-нибудь за границей?

— Узнаю полицейского. Точно, Георг. На этот раз я был в Индии. Причем знаешь где? В Черрапунджи! Ну что? Завидуешь? Ты ведь еще в школе увлекался географией и знаешь, что это такое!

— И давно ты оттуда?

— Только вчера вернулся.

— Интересно, какое впечатление на тебя произвело самое влажное место нашей планеты?

— Если честно — отвратительное. Я там пробыл месяц и скажу тебе так — работать там невозможно! Дожди идут с утра до вечера. Ты знаешь, что такое дожди в Индии? Это тебе не Лос-Анджелес. Воды столько, что чувствуешь себя рыбой. Однажды даже смыло трейлер, где я жил. Я чуть не потонул...

— Ладно, Лео, кончай врать. Я-то знаю, что ничего этого не было.

— Ну, Георг — ты полицейский! Почему ты никому не веришь? С чего ты взял, что я вру?

Что ответил Георг Раф?

Приложение № 2

Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии. Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт).

  1. Авиастроение
  2. Автомобилестроение
  3. Кожевенно-обувная
  4. Медеплавильная
  5. Нефтяная
  6. Производство игрушек
  7. Производство минеральных удобрений
  8. Производство программного обеспечения
  9. Радиоэлектроника
  10. Сталелитейная
  11. Табачная
  12. Текстильная
  13. Угольная
  14. Фармацевтическая
  15. Чайная
  16. Ювелирная


Предварительный просмотр:

Урок «Индия»

Учебно-воспитательные цели:

  1. Изучить ЭГП, ПГП, населения и хозяйства Индии
  2. определить актуальные проблемы социально-экономического развития Индии
  3. Проработать географическую номенклатуру Индии
  4. Совершенствовать умение анализировать
  5. Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к знаниям.

Оборудование: карта Индии, атлас, учебник, авторское методическое пособие (часть II)

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I Организационный момент – 1 минута

II Актуализация знаний – 2-3 минуты

- Ребята, как Вы думаете, почему в учебнике отводится отдельный параграф ни изучение этого государства?

(Возможные варианты ответов: государство-гигант по площади и по численности населения, «ключевая» страна развивающегося мира, входит в состав БРИКС - группу наиболее динамично развивающихся стран)

III Изучение нового материала – 25-30 минут

- Действительно, Индия в последние десятилетия добилась существенных успехов в экономике. Кроме того, в последние годы мы пытаемся активно сотрудничать по экономическим вопросам с этим государством, что, безусловно, делает эту страну достойной внимательного изучения.

Правда, есть одно «но». Эта страна – крупнейший конкурент Китая, важнейшего торгового партнера нашей страны. Это обстоятельство затрудняет полноценное экономическое сотрудничество между Россией и Индией.

ЭГП Индии

- Давайте рассмотрим ЭГП Индии, выявим его главные черты. Есть ли сходство с ЭГП Китая? Для этого необходимо со стр. 250 учебника проанализировать первые два абзаца пункта «Территория, границы, положение». Для более полного ответа можно воспользоваться атласом

Ответ:

  1. Выход в Индийский океан
  2.  Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской и большей частью проходит по труднодоступным горным массивам.
  3. За большие размеры и особенность этой территории Индию стали называть субконтинентом.

Сходство с ЭГП Китая – сухопутные границы протяженнее морских, но не играют существенной роли во внешнеэкономических связях из-за особенностей рельефа.

Один человек выходит к политической карте мира и показывает соседей Индии

Население Индии

Сегодня уже звучало то, что Индия – одна из крупнейших стран мира по численности населения. А что еще вы знаете о населении Индии?

Варранты ответов:

- Проводится активная демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости;

- Самая многонациональная страна;

- Многоконфессиональная страна;

- Прочитайте теист учебника на стр. 253 со слов «Размещение население» и найдите ответ на вопрос почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?»

        

Общая характеристика хозяйства

Контрасты в размещении населения отражаются и на хозяйстве страны. Годы реформ в конце ХХ века вывели Индию по многим экономическим показателям на ведущие мировые позиции.                

Если в первые десятилетия индийской независимости главным лозунгом был «Будь индийцем – покупай индийское», то после начала реформ 1991 г. наибольшую актуальность приобрел другой лозунг – «Будь индийцем – экспортируй индийское».

Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии. Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт). Работа в группах

  1. Авиастроение
  2. Автомобилестроение
  3. Кожевенно-обувная
  4. Медеплавильная
  5. Нефтяная
  6. Производство игрушек
  7. Производство минеральных удобрений
  8. Производство программного обеспечения
  9. Радиоэлектроника
  10. Сталелитейная
  11. Табачная
  12. Текстильная
  13. Угольная
  14. Фармацевтическая
  15. Чайная
  16. Ювелирная

Изучите пункт 6 параграфа – «Географический рисунок хозяйства и расселения Индии: центры и коридоры развития». Схематически отобразите  в тетради ТСХ Индии.

Один человек рисует схему на доске, показывает на карте основные «экономические столицы» Индии.

Дополнение учителя:

Если в первые десятилетия независимости в строительстве экономики страны активное участие принимали специалисты из СССР, делая упор на развитие тяжелой индустрии (главным образом, металлургии), то в настоящее время страна старается идти в ногу со временем, развивая новейшие отрасли: производство программного обеспечения, радиоэлектроника.

Ярчайшим примером является город Бангалор. Название города Бангалор (штат Карнатака) переводится как «вареные бобы», но жители считают, что ничего общего с вареными бобами город не имеет. Визитной карточкой современного Бангалора являются компьютеры и информационные технологии а также аэронавтика, электроника.

IV Закрепление материала – 1-2 минуты

На сегодняшнем уроке мы много говорили об успехах Индии. Почему же, несмотря на стабильно растущий ВВП страны, мы не может отнести это государство к числу развитых?

Ответ: В стране значительные внутренние контрасты, расслоение населения по уровню жизни и др.

V Рефлексия – 1-2 минуты

- Что вызвало на уроке наибольший интерес?

- Возникло ли желание узнать о стране еще больше?

VI Домашнее задание – 3 минуты

§ 4, 5 темы 7 учебника

Письменное обязательное:

Задание № 18 на стр. 268 учебника (полностью)

План характеристики сельского хозяйства – на стр. 272

Письменное на выбор:

1. Заполните таблицу (задание № 9 на стр. 7 методического пособия)

Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов Индии

Территория

Природные ресурсы

Трудовые ресурсы

2. Просмотрите фильм «Глобальный передел» и в небольшом эссе (не более страницы) отразите причины более высокой конкурентоспособности продукции Индии на мировом рынке по сравнению с российской. А также укажите причины экономических «трений» с Китаем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение в старшей школе

В данной статье рассказывается о формах и методах, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению....

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Образовательная программа по математике ( старшая школа, профильный уровень)

Образовательная программапо математике10-11 классыПрофильный уровень Данная образовательная программа  по  математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе следую...

Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.

Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей». Индивидуализация обучения ва...

Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.

Обучать — значит вдвойне учиться.Жозеф Жубер      Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, ч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....

Использование приложения Google - презентации при изучении химии в предпрофильных и профильных классах общеобразовательной школы

В статье рассматривается варианты использования облачных технологий при создании коллективной прещентации школьниками и элементах использования данной формы работы при изучении химии в предпрофильных ...