урок в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Меняйленко Виктория Николаевна

Класс: 5

Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)

Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс

 

Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными

материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок в 5 классе808.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Ф.И.О.   Меняйленко Виктория Николаевна

Место работы: г.Краснодар  МБОУ СОШ №42

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)

Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс

Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными

материалами.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка; дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе; раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы , осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека

Планируемые результаты:

Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли, осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации.

Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: в парах, групповая, индивидуальная

Техническое оборудование: интерактивная доска, схема географической оболочки , фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.


Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

Актуализация темы

Постановка вопросов, связующих предыдущий урок и новую тему.

Объясните: что такое природа? что такое природный объект? чем отличается живая природа от неживой?

Проверяет усвоение понятий.  Предположите: можно ли эти объекты природы сформировать по группам? Проверяет усвоение понятий

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р)

3мин

3

Изучение нового материала

1. Объясните (учебник стр.101-102):

-Что вы сегодня узнаете?

Проблемный вопрос: почему оболочки Земли назвали именно оболочками?




Подводит к выводу: что все оболочки Земли как бы облекают земной шар со всех сторон,  являясь непрерывными.




2.Демонстрирует ЭОР (строение географической оболочки.).

Акцентирует внимание на  то, что выделяется 4 оболочки Земли, корректирует работу по заполнению таблицы

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)



Предлагают свои варианты, самостоятельно определяют количество оболочек  (К, Р)

 (Р) принимают участие в диалоге с учителем


Записывают в тетради названия земных оболочек -  заполняют таблицу1(П, Р)

5 мин







2 мин









3 мин

4

Практикум

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

Организует работу в парах по заполнению таблицы2:

-соотнесите тела и явления  природы соответственно оболочкам Земли:

Оболочки - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера

Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море,  гроза, мел, песок,  птицы, осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии.

 


Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу  







Формулирует вопросы на анализ, синтез и систематизацию  знаний  (учебник с.104)




Организует работу в мини группах по определению характера взаимодействия оболочек друг с другом в рамках географической оболочки, подводит к понятию – географическая оболочка

Учащиеся разбиваются на пары  (К).

Анализируют текст и знания полученные на предыдущих уроках выбирают необходимые сведения и группируют их (П)




Озвучивают результаты, отстаивая свою точку зрения приводя доказательства (К, Р) сравнивают полученный результат  с изображением на интерактивной доске  (Р),


 

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия).


Результаты представляют виде схемы3, работа в группах по 4 человека (П, К)

Делают вывод о том, что все оболочки взаимосвязаны, записывают определение географическая оболочка

5 мин










3мин






4 мин






5 мин

Физминутка  (здоровье сберегающий компонент)

Правила: при названии  - биосфера  -  дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), атмосфера - руки движутся из стороны в сторону (ветер дует), гидросфера -  делают плавательные движения,  литосфера - присаживаются на корточки (самая нижняя оболочка),

Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 мин

5

Закрепление

1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме в рабочей  тетради

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

5 мин

6

Итог урока   (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок. Домашнее задание дается дифференцированно.

Оценивают работу на уроке всего класса. Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневника  

2 мин

Приложения

1Таблица

Название оболочки

Определение понятия

Особенности оболочек

Атмосфера

Воздушная оболочка

Условно границу атмосферы проводят на высоте тысячи километров от поверхности Земли

Литосфера

Твердая оболочка

Её толщина от 50 до 200 км.

Гидросфера

Водная оболочка

Воды Мирового океана составляют почти 97% всех вод гидросферы

Биосфера

Оболочка живых организмов

Проникает в литосферу, гидросферу и атмосферу

2 таблица

атмосфера

гидросфера

литосфера

Биосфера

ветер,  гроза, осадки, кислород

река, озеро, море, айсберг

Уголь,  мел, песок,  вулкан

Растения,  насекомые, птицы, бактерии

3СХЕМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...