Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Рабочая программа для проведения уроков по географии в 10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

    10 класс                  Рабочие программы учителя географии Носова В.В.                       10 класс

  1. Пояснительная записка.

Данную рабочую программу составил учитель географии Носов В.В.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

 Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда

труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих цел

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов за один год обучения в старшей школе, т. е. в 10-м  классе.

                                        2. Содержание рабочей программы.

                                Тема 1. Современная политическая карта мира (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

 обучающихся

Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание  научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

Мировое хозяйство, его отраслевую и территориальную структуру;, отрасли международной специализации стран и регионов мира; крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.                      

Определять страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районы международного туризма и отдыха, страны, предоставляющие банковские и другие виды международных услуг.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 6. Зарубежная Европа (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

 объяснять

составлять

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Зарубежной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география,  крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Зарубежной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Европы: таблицы, картосхемы.

                           

                            3. Учебно-тематический план.

Раздел, тема

Количество часов

Практические работы

Часть 1. Общая характеристика мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Тема 3. География населения мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

Часть 2. Региональная характеристика мира.

Тема 6. Зарубежная Европа.

    30


      3


      5

 


      6

      6


     10


      5


      5



№ 1. «Карта мира».


№ 2. «География мировых природных ресурсов».



№ 3. «География населения мира».

№ 4. «НТР и мировое хозяйство».


№ 5. «География отраслей мирового хозяйства». 





                     

                  4. Литература и средства обучения.

Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2012 г.

Используемый УМК:

Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2012.

Дополнительная литература

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.

Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.

Мультимедийные обучающие программы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003

Репетитор по географии Кирилла и Мефодия, 2006

5. Календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу географии.

№ урока

                 Тема урока

Количест

во

часов

Дата проведения

10а/10б

Виды, формы контроля





  1.


  2.


  3.






  4.




  5.


  6.


  7.



  8.



  9.



10.


11.

12.


13.



14.





15.




16.


17.

18.




19.




20.




21.




22.



23.



24.




25.



26.




27.



28.



29.



30.





31.



32.


33.




34.


35.

Часть 1. Общая характеристика мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира.

Многообразие стран современного мира. (§ 1, стр.9-13)

Международные отношения и политическая карта мира. (§ 2, стр.13-16)

Государственный строй стран мира. Политическая карта мира. (§ 3,4, стр.16-19)

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. (§ 1,2, стр.23-26)

Минеральные и земельные ресурсы. (§ 2, стр.26-32)

Водные ресурсы суши, биологические ресурсы. (§ 2, стр.32-35)

Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы. (§ 2, стр.35-37)

Загрязнение и охрана окружающей среды. (§ 3,4, стр.38-43)

Тема 3. География населения мира.

Численность и воспроизводство населения. Первый тип воспроизводства. (§ 1, стр.51-55)

Второй тип воспроизводства. Демографическая политика. (§ 1, стр.55-60)

Состав населения. (§ 2, стр.60-64)

Размещение и миграции населения. (§ 3, стр.64-67)

Городское и сельское население. Городское население, урбанизация. (§ 4, стр.67-70)

Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Население и окружающая среда. (§ 4, стр.70-73)

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части НТР, наука, техника и технология. (§ 1, стр.83-85)

Производство, управление. (§ 1, стр.85-88)

Мировое хозяйство. (§ 2, стр.88-92)

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Три типа структуры. Структура материального производства. (§ 3, стр.92-95)

Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства и региональная политика. (§ 3, стр.95-99)

Факторы размещения хозяйства. (§ 4, стр.99-103)

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность, нефтяная, газовая и угольная промышленность. (§ 1, стр.111-117)

Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии, горнодобывающая промышленность. (§ 1, стр.117-120)

Металлургическая промышленность, машиностроение, химическая промышленность. (§ 1, стр.120-125)

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда. (§ 1, стр.125-126)

География сельского хозяйства и рыболовства. «Зеленая революция». (§ 2, стр.126-128)

Растениеводство. Зерновые культуры, другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры. (§ 2, стр.128-134)

Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. (§ 2, стр.134-136)

География транспорта. Региональные транспортные системы, сухопутный транспорт. (§ 3, стр.136-138)

Водный транспорт, воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. (§ 3, стр.138-143)

Международные экономические отношения. (§ 4, стр.143-149)

Часть 2. Региональная характеристика мира.

Тема 6. Зарубежная Европа.

Общая характеристика. Территория, границы, положение; природные условия и ресурсы. (§ 1, стр.161-163)

Население. Хозяйство. (§ 1, стр.163-167)

Промышленность: машиностроение, химическая промышленность и топливно-энергетическое хозяйство. (§ 1, стр.167-169)

Промышленность: металлургическая, лесная и легкая. (§ 1, стр.169-173)

Обобщение и систематизация знаний по всему курсу.

   30


    3









    5
















    6















    6



















   10


































    5


    5









Индивидуальный опрос.


Повторение терминов.






Тест «Политическая карта мира».



Фронтальный опрос.


Тест «Минеральные и земельные ресурсы»

Индивидуальный опрос.



Зачет по теме «Природные ресурсы».


Тест «Мировые природные ресурсы и окружающая среда».

Фронтальный опрос.


Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.


Фронтальный опрос.



Зачет по теме «Население».




Тест «Население мира».




Индивидуальный опрос.


Индивидуальный опрос.

Географический диктант.



Индивидуальный опрос.




Фронтальный опрос.




Тест «Мировое хозяйство и научно-техническая революция».


Задания на понимание причинно-следственных связей.

Фронтальный опрос.



Тест «Черная металлургия».



Индивидуальный опрос.



Фронтальный опрос.




Индивидуальный опрос.



Тест « Сельское хозяйство мира»


Индивидуальный опрос.



Зачет по теме «Мировое хозяйство».




Тест «География отраслей мирового хозяйства».


Индивидуальный опрос.


Фронтальный опрос.




Индивидуальный опрос.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...