Мастер-класс "Проектная деятельность"
статья по географии на тему

Мизеева Анна Германовна

        Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, быть коммуникабельным. Именно это является залогом его успеха в жизни. Задача современной школы – воспитание  успешной личности. Реализация этой задачи предполагает развитие ключевых компетенций обучающихся: учебно-управленческих умений, учебно-информационных умений, учебно-логических умений. Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития  и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda.docx542.15 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация темы.

«Скажи мне и я забуду;

Покажи мне и я запомню;

Дай сделать и я пойму».

Китайская притча.

        Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, быть коммуникабельным. Именно это является залогом его успеха в жизни. Задача современной школы – воспитание  успешной личности. Реализация этой задачи предполагает развитие ключевых компетенций обучающихся: учебно-управленческих умений, учебно-информационных умений, учебно-логических умений. Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития  и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках географии.

      В последнее время метод проектов                                                   становится все более популярным, с одной стороны, его направленностью на развитие ключевых компетенций, познавательных потребностей и мотивов обучающихся, а с другой стороны, он предоставляет хорошие возможности учителю для его творческой самореализации.

Изучение практики за несколько лет показывает, что роль самостоятельной работы на уроках географии возросла, особенно в ходе изучения нового учебного материала.

         Сущность метода проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении. Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения данной методики, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Эти требования предполагают, что обучающиеся  должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально- экономических объектов и природно-территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения учащихся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные  последствия  изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменение городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

          Современный  выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

         Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной демонстрацией  результатов. Главная идея проектной деятельности – стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний. Данная методика обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность обучающихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза (модели) предполагаемого или  возможного природного или социально-экономического объекта (явления, процесса). Это могут быть макеты, карты, схемы, описания объектов. Таким образом, в основу данной методики положена прагматическая направленность на результат. Итоги выполненных проектов должны быть конкретными: решение теоретической проблемы, конкретная разработка. При этом учитываются развитие критического мышления и познавательных навыков обучающихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.

         Для организации проектной деятельности в процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения. Число таких вопросов возрастает от 6 к 10 классу. Так в учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учитель может найти немало заданий типа «Мы -проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны). Обучающимся можно предложить составлять простейшие проекты-прогнозы по синоптическим картам, или свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен в атласе. Мною уже накоплен определенный опыт проектирования в процессе изучения курса географии материков и океанов, например, изменений очертаний материков в отдаленном будущем по карте литосферных плит. Проект основывается на базе знаний основ теории движения литосферных плит. В ходе работы с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли через миллионы лет. При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить ребятам задание создать проект озеленения кабинета географии.  

         Таким образом, выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть различным. Наиболее часто учитель сам определяет тематику с учетом учебной ситуации по предмету. Тема проекта может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной географии (экологические проблемы мегаполисов, состояние животных и растений на охраняемых территориях). В других случаях тематика проектов может быть предложена обучающимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные  но и прикладные. В данном случае проект будет надпредметным, выходящим за рамки школьной программы. В проектах могут разрабатываться и интегрироваться темы, требующие привлечения знаний из нескольких школьных предметов. Как показывает школьная практика, наибольший интерес  у обучающихся вызывают проекты, посвященные комплексной характеристике территории, характеристике межотраслевого комплекса, экологическому анализу, природоохранным мероприятиям.

         Особенностью проектной деятельности является получение результатов максимально приближенных к реальности, поэтому наряду с традиционными средствами обучения (учебники, пособия для учащихся, справочная литература, видеозаписи), необходимо использовать современные (электронные базы данных, виртуальные библиотеки, мультимедийные средства).

Проектная деятельность требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.

При обработке полученной информации у  обучающихся развивается логическое мышление в процессе анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, умозаключения, тем самым развивается интеллектуальная, информационная и экологическая культура, все ключевые компетенции.

         Разработав проект, ученики готовятся к его защите. Для успешной реализации этого этапа с обучающимися вновь проводится консультация. На данном этапе реализуются учебно-коммуникативные навыки обучающихся: умение держаться на публике, грамотное построение речи, интонации голоса, умение придерживаться регламента защиты проекта, выбору главного материала.

         На заключительном этапе проводится анализ результатов выполнения проекта и его качества, при этом обучающиеся учатся давать оценку своей деятельности, видеть достоинства и недостатки, оценивают трудности, намечают пути их преодоления. Это нацеливает участников проекта на рефлексию, учит давать объективную оценку себе и другим участникам проекта, позволяет решать задачу толерантности – уважения к чужому труду, мнению, умения радоваться успехам других.

         Роль учителя при использовании метода проектной деятельности  становится особенной. Он уже не репродуктивный источник знаний, а организатор самостоятельной деятельности обучающихся. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого, как руководитель проекта он должен обладать высоким уровнем культуры и, безусловно, некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у обучающихся познавательных интересов, их творческого потенциала. Его авторитет зависит от способностей быть инициатором интересных идей. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель создает условия для развития обучающихся? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые «проживает» учитель по ходу реализации проекта: энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий обучающихся на достижение цели, специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях, консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, руководитель (особенно в вопросах планирования времени), «человек, который задает вопросы» - организатор обсуждения различных способов преодоления трудностей, координатор рабочего процесса, эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Технологическое описание опыта

         Методику проектной деятельности я начала использовать с 2008 года в рамках эксперимента  районного методического объединения, организованного ИПК и ПРО Курганской области, научный консультант А.В. Шатных.  Перед районным методическим объединением и каждым  его членом  была поставлена цель: внедрить технологию проектной деятельности для повышения эффективности образовательного процесса и  развития ключевых компетенций обучающихся. Для реализации этой цели был намечен ряд задач: освоить технологию проектной деятельности, подготовить учебно-методические материалы для внедрения технологии, апробировать, разработать методические рекомендации по внедрению проектной деятельности при обучении географии. За время работы мной была изучена следующая литература: «Проект – это просто». Бабушкина Ю. И. «Теория педагогического проектирования». Н.А. Алексеев, Г.Л. Ильин.  « Теория инновационно-технологических компонентов профессиональной деятельности педагога». Н.Н. Манько. М.В. Черных. Изучив литературу, посетив заседания РМО, прослушав лекции Шатных А.В. мною были подготовлены следующие проекты.

Учебная тема

Название пректа

Состав  населения по полу и возрасту.

Прогноз демографической ситуации в России через 20 лет.

Топливно-энергетический комплекс.

Прогноз последствий прдаж топливных ресурсов России за рубеж.

Литосфера и рельеф Земли.

Прогноз «Как будет выглядеть Земля через миллионы лет».

Транспорт. Транспортная сеть.

Возможные пути развития транспортной сети в Восточной Сибири.

         Подготовлены материалы в процессе обучения  географии (приложение2)

Все эти проекты можно считать мини-проектами, так как они могут быть выполнены за один-два урока. Проект выполняют не все участники образовательного процесса, проект всегда дается наиболее сильным обучающимся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении.

          Более крупные проекты требуют наиболее тщательной подготовки. Обучающимися нашей школы под моим руководством был подготовлен проект  «Экологический паспорт Куртамышской кадетской школы-интернат». (приложение 1) 

          Проект выполнялся в несколько этапов

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия на этапе проекта

1 Подготовительный

Постановка целей и задач, разработка алгоритмов работы с информацией, оценка достоверности и необходимости данной информации, продумывание возможных способов обобщения полученной информации.

2 Основной

Определение поля деятельности для участника проекта, составление плана защиты проекта

3 Заключительный

Обобщение полученных результатов, выявление нерешенных проблем, защита проекта.

        Проект считается таковым, только если есть материальный результат. Часто бывает, что вид продукта обозначен в теме проекта, но иногда это непростая творческая задача. От ее решения зависит, насколько проект будет увлекательным, а предложенные решения полезными для решения значимой проблемы. В нашем случае это был экологический паспорт школы. Выбор возможного представления результата может быть очень разнообразным: модель, анализ данных социологического опроса, атлас, карта, мультимедийный продукт, видеофильм, слайд-презентация, оформление кабинета, выставка, прогноз, аналитический текст, газета, журнал, коллекция, законопроект. Форма защиты тоже может быть разнообразной: деловая игра, защита на ученом совете, научной конференции, научного доклада, схемы, иллюстрированного сопоставления фактов, пресс-конференции, рекламы, ролевой игры, соревнования, театрализации, экскурсии.

         Оценку можно провести по следующим критериям:

  1. Самостоятельность работы над проектом.
  2.  Актуальность и значимость темы проекта.
  3.  Глубина исследования проблемы.
  4.  Оригинальность предложенных  решений.
  5.  Качество выполнения продукта.
  6.  Артистизм и выразительность выступления.
  7.  Как раскрыто содержание проекта.
  8.  Использование наглядности.
  9.  Использование технических средств.
  10.  Ответы на вопросы.

Проектная деятельность позволяет улучшить качество обучения по географии.

Контроль знаний по географии

Проблемы развития использования метода проектов.

У каждой медали есть обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:

  • Работа над проектом – объёмная, кропотливая, особенно, если это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки уч-ся, поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не давлю на уч-ся, строю отношения сотрудничества
  • Совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечёт за собой трудности в подготовке к проектам
  • Недостаточное владение компьютерной грамотностью, использования возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности
  • Самое сложное для учителя – роль независимого консультанта, подсказчика. Нужно помнить, что проекты должны выполняться уч-ся самостоятельно

Перспективы развития и использования опыта:

  • увеличение доли проектов исследовательского характера;
  • дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
  • участие в телекоммуникационных проектах и их организации
  • проведение семинаров – практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы;
  • разработка элективных курсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...