урок географии в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Гермони Юлия Вадимовна

урок географии в 8 классе по теме Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры. Содержит планируемые результаты, дополнительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок географии 8 класс61 КБ

Предварительный просмотр:

«Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»

Цели:  -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,

              - расширить и закрепить знания о взаимодействии компонентов, показать  закономерность их сочетания,

              - изучить особенности природных зон: арктических пустынь, тундры и лесотундры,

              - развивать умения учащихся пользоваться тематическими картами как источником информации для характеристики природных зон,

              - продолжить формирование эстетического и нравственного отношения к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам рационального использования ресурсов каждой зоны,

           - развивать общегеографические и общеучебные умения.

Знать: характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

Уметь: составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Планируемые результаты:

- личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;

- метапредметные: развитие умений работать с картами;

- предметные: формирование знаний о ПТК, знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями; формирование знаний о природных зонах России; рассмотрение особенностей природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики, тундры и лесотундры; формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.

Оборудование: настенные карты  природных зон России и климатическая карта, атласы для 8 класса.

Ход урока:

     1. Организационный момент – 1-2 мин.

Проверка готовности к уроку, постановка целей и задач урока, мотивация учения.

     2.     Проверка домашнего задания – 10-15 мин.

Дидактические карточки.

Устно: охарактеризовать природно-хозяйственные зоны страны.

     3. Домашнее задание – 3-5 мин.

§33

     4. Введение нового материала с сопутствующим закреплением –

      Записываем в тетрадь план изучения природной зоны.

  1. ГП и природные рубежи.
  2. Своеобразие природной зоны, отличие от других зон (климат, почвы, растительный и

животный мир).

  1. Природные ресурсы и их влияние на развитие общества.
  2. Деятельность человека.

Задание по рядам:

- с помощью карт атласа и текста учебника охарактеризовать природную зону: I ряд – арктических пустынь, II ряд – тундры, III ряд – лесотундры    

Обмен информацией.

     Арктические пустыни распространены на крайнем Севере. Преобладают мхи, лишайники, водоросли, некоторые виды цветковых растений.

     К югу от арктических пустынь, преимущественно на материковом побережье Северного Ледовитого океана, распространился тундровый тип растительности (мхи, лишайники, кустарнички, отчасти кустарники). Растениям в тундре не хватает тепла, и они прижимаются к земле, стремясь использовать тепло верхних горизонтов почвы и приземного слоя воздуха. Поэтому в тундре широко распространены стланиковые и подушковидные формы растений. Большинство исследователей причиной безлесья тундр считают суровый климат: низкие температуры воздуха, высокая относительная влажность воздуха, сильные ветры и т.п. Тундра используется в качестве летних пастбищ для оленей. Лучшими для пастбищ считаются ягельные тундры, одетые кустистым лишайником – ягелем («олений мох»).


В пограничной полосе между тундровыми и лесными типами растительности размещается лесотундра. В лесотундре встречаются одновременно лесные и тундровые растения. Леса своеобразны. Это светлые редколесья, в которых деревья отстоят одно от другого на большом расстоянии. Корневая система их сосредоточена в самом верхнем слое почвы. Лесотундра широко используется в

качестве зимних пастбищ для северного оленя.  

Дополнительные вопросы:

- Какие компоненты взаимосвязаны в природной зоне?

- Почему на Земле существуют природные зоны?

- Почему лесотундру называют переходной зоной?

 - Почему южная граница тундры проходит в европейской части России севернее, чем в азиатской?

- Почему тундра безлесная?

- Почему в тундре так много озер и болот, хотя осадков  выпадает немного?

Презентация.

Заполнение таблицы

природная зона

географическое положение

климатические условия

растительность

почвы

животный мир

арктические пустыни

тундра

лесотундра

Дополнительный материал.

     Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5-2 м. Вечная мерзлота  охлаждает почву, а, значит, и воздух. Почвообразование замедлено. Вечная мерзлота сохраняется из-за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков. Низкие температуры зимой способствуют промерзанию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на  значительную глубину. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья березки, и ивы. Карликовые березка и ива ведут себя так же, как и их «сестры» - береза и ива в лесной зоне России. «Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15-30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды нечервивые. В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья невысоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10-15 см ствол голый.

     Арктическая пустыня занимает  острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля. Полярная ночь на земле Франца Иосифа длится более 4 месяцев. Это настоящая ледяная, полярная страна. В полярную ночь на небе сияет холодная Луна. Все живое улетело отсюда на юг, либо улеглось в спячку. Весной распускаются среди камней у края ледников цветы. Они без запаха, но красивее нежных венчиков, этих неприхотливых растений, нет ничего на свете. Полярная пурга — страшна и жестока, она заставляет прижиматься к земле, поток комочков снежной пыли прерывает дыхание. Весной потоки талой воды несутся к берегу в море. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах свободных ото льда. Гомон у такой скалы стоит невообразимый. Самые шумные пернатые — кайры. Эти птицы отлично плавают, пыряют, летают. В воде кайра машет крыльями и, поэтому стремительно плывет под водой. Гнезда у нее на вертикальной каменной скале. Никакой хищник не сможет подобраться к птенцам. Откладывает кайра одно яйцо на маленькую ступеньку скалы, а чтобы яйцо не упало с уступа, оно имеет конусовидную форму. Яйцо не катится, а только вращается на месте. «Квартира» кайры площадью в 1 дм2. Когда птенец вырастет, мать сбрасывает его со скалы в море. Птенец сопротивляется, цепляется коготками лапок за камни. Ему кажется, наверное, что мать толкает его к гибели. Кайра сбрасывает своего единственного птенчика с 200 метровой скалы, и сама кидается за ним вниз. Падают в воду они одновременно, а затем вместе выныривают. Самым крупным хищником Арктики является белый медведь. Он не любит тепла... Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Самцы не залегают в спячку, это делают только самки. Медведицы находятся в берлоге из снега всю зимнюю спячку. В ноябре-декабре у них рождаются медвежата, чаще два. К весне детишки подрастают, и, как только наступают светлые дни, медведица разрывает свою берлогу и выходит вместе с малышами. Живут белые медведи 30-40 лет. Белые медведи — хитрые и коварные охотники. У них отличное обоняние. Затаившись у нерпичьей или тюленьей лунки, медведь ожидает жертву часами. Свой черный нос прикрывает белой лапой. Имеет очень быструю реакцию. Стоит только нерпе на миг высунуться из лунки, как медведь хватает ее. Как правило, к человеку медведи относятся равнодушно, не обращают на него внимания. Бывает, что нагло подходят к зимовью (научной станции) и поедают все, что попадет. Типичным ландшафтом арктической пустыни является природа Земли Франца Иосифа, где льдом покрыто около 85% всей суши. Только от 5 до 10% свободной ото льда территории занято растительностью. Растительность состоит из лишайников (100 видов), мхов (80 видов), цветковых растений (37 видов). Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок. Ледники на самом северном архипелаге России тонкие, но занимают большую площадь. Весна и лето, настолько короткие, что некоторые растения начинают оживать прямо под снегом, а от ветров жмутся к земле, образуя формы подушек. Тундра — это обитель комаров и мошкары. Кровососущие насекомые превращают жизнь человека и северных оленей в ад. Олени летом продвигаются на обдуваемые ветром высокие места: вершины сопок и на побережье, где ветер с океана отгоняет гнус. Говорят, стоит человеку семь раз раздеться (например, к переправе на другой берег реки или озера) и крови будет выпито столько, что возникнет угроза здоровью человека. Зато в тундре нет змей. Главными обитателями тундры являются — лемминги (небольшие грызуны), песцы и северные олени. Лемминги крупнее мыши, но меньше крысы. Это основная пища песцов. Норки лемминга способствуют проветриванию грунтов. Около удобренных пометом почв около нор леммингов более густой травяной покров. Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей. Зима в тундре длится до 8 месяцев, лето короткое и прохладное. Средняя температура июля не выше +10°С. Растения вегетируют всего 3-4 месяца. Иногда в разгар лета бывают заморозки, и выпадает снег. Осадков выпадает немного (воздух холодный не может вобрать в себя много влаги), но из-за низкой испаряемости увлажнение избыточное. Солнце летом не поднимается высоко, но и не заходит в течение нескольких дней и недель за горизонт: полярный день. Главное неблагоприятное условие для организмов в тундре — это недостаток тепла. Мерзлота не позволяет корням расти вглубь, и корни расположены только в верхнем слое почвы, толщиной в несколько сантиметров. Вечная мерзлота играет роль водоупорного слоя, то есть не дает воде просачиваться вглубь. Поверхностные воды скапливаются над мерзлотой, отсюда в тундре много болот и озер. Растения тундры низкорослые, ползучие. Это мхи, лишайники. Из цветковых преобладают многолетние кустарники и кустарнички (они меньше кустарников по высоте). Некоторые растения вечнозеленые (водяника, брусника, багульник), а другие сбрасывают листья на зиму (карликовая ива, карликовая березка, голубика и др.).

Карликовая березка — одно из самых распространенных растений тундры. В летнее время ее листьями питаются олени. А местное население собирает более крупные экземпляры растения на топливо. На севере карликовую березу называют ерником, от ненецкого «ера» означает «кустарник». Высота карликовой березки невелика — редко больше половины роста человека. И растет она не деревом, а ветвистым кустарником. Ветви ее невысоко приподнимаются вверх, а часто распростерты по поверхности земли. Иногда ее стелющиеся побеги почти целиком скрыты в толще мохово-лишайникового ковра, а на поверхности видны только листья. Листья березки имеют круглую форму, ширина их часто больше длины. Размером как мелкие монетки. Осенью листья красиво раскрашиваются — они становятся ярко-красными. Заросли карликовой березки в это время года необычайно красочны, они всегда удивляют своим ярким багрянцем.

Морошка ближайший родственник малины. Многолетнее травянистое растение. К зиме наземная часть погибает, а весной снова вырастает побег. Морошка отличается от малины тем, что ее стебли не имеют колючек, цветки гораздо крупнее, чем у малины. Морошка — растение двудомное, то есть имеются мужские экземпляры, на которых цветки бесплодные и более крупные и женские, на которых образуются плоды. Плоды в начале созревания бывают красные, в полной зрелости они оранжевые, будто восковые. Местные жители ценят плоды морошки и собирают их в большом количестве. Их употребляют в пищу в пареном и моченом виде, варят варенье.

Лишайник ягель, или олений мох один из самых крупных лишайников, высоте его достигает 10-15 см. Отдельное растение ягеля напоминает причудливое дерево в миниатюре: у него есть толстый ствол и более тонкие извилистые «ветви». Ягель имеет беловатую окраску, от гифов гриба. Но, кроме гифов гриба, как и у других лишайников, есть тонкий слой изумрудно-зеленых водорослей. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он становится твердым, очень хрупким, легко крошится. Мельчайшие обломки легко переносятся ветром и дают начало новым растениям. Ягель растет медленно. За год увеличивается в высоту лишь на несколько миллиметров. Из-за медленного роста ягеля одно и то же пастбища нельзя использовать несколько лет подряд. Если олени съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется 10-15 лет. Ягель является важнейшим кормом для

оленей, которые находят его по запаху даже зимой под снегом.

     5. Окончание урока – 1-2 мин.   

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Resource id #5710

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...