календарно-тематическое планирование по географии
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) по теме

Плотникова Елена Михайловна

Предлагаю своим коллегам программу по географии для 7 класса к учебнику В.А.Коринской,И.В.Душиной,В.А.Щенева "География материков и океанов",к учебнику для 8 класса И.И.Бариновой "География:природа России" и к учебнику для 9 класса А.И.Алексеева"География:население и хозяйство России" В программы 8 и 9 классов я добавила часы на изучение родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon планирование 7-9 класс422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 7 класс

число

Тема

Часы

Цели и содержание

д/з

Введение

2

1

Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Практическая работа «Обучение простейшим приемам работы с географической информацией»

1

Изложить учащимся общее представление о содержании курса географии материков и океанов.

п.1

2

Карты материков и океанов. Практическая работа «Описание карт по плану»

1

Познакомиться с классификацией географических карт по охвату территории , масштабу и содержанию.

п.3

Главные особенности природы Земли

9

3

Происхождение материков и океанов.Практическая работа «Определение по картам движение литосферных плит»

1

Познакомить с положением теории литосферных плит и современными представлениями о происхождении материков и впадин океанов.

п.4

4

Рельеф Земли

1

Рассмотреть основные формы рельефа, знать их основные особенности, умение показывать на карте.

п.5

5

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры вздуха на Земле.

1

Изучить и закрепить понятия : воздушная масса, ветер , погода , климат.Основные типы постоянных ветров : пассаты, западные ветры.

п.6

6

Распределение осадков на Земле.Роль воздушных течений в формировании климата.

1

Изучить особенности распределения осадков на Земной поверхности. Рассмотреть роль воздушных масс в формировании климата.

п.7

7

Климатические пояса Земли.

1

Научить учащихся пользоваться климатической картой и составлять по ней характеристику климатических условий территории.

п.8

8

Воды Мирового океана

1

Познакомить учащихся с гипотезой происхождения вод Мирового океана, расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды — температуре и солености.

п.9

9

Схема поверхностных течений

1

Расширить имеющиеся у школьников представления о видах и значениях морских течений, причинах их возникновения.

п.10

10

Жизнь в океане.

1

Сформировать представление о раазнообразии жизни в океане , об основных напрвлениях ее изменения , видах живых существ по условиям их обитания.

п.11

11

Строение и свойства географической оболочки.

1

Расширить и углубить знания учащихся о строении и свойствах географической оболочки.

п.13

Океаны

5

12

Тихий океан.

1

Особенности природы Тихого океана как самого большого океана Земли,основные типы островов и их связь со строением дна океана.

п.17

13

Индийский океан.

1

Особенности природы Индийского океана и основные виды хозяйственной деятельности.

п.18

14

Атлантический океан.

1

Особенности природы Атлантического океана как крупного природного комплекса Земли.

п.19

15

Северный Ледовитый океан.

1

Особенности природы Северного Ледовитого океана — крупного природного комплекса Земли. Роль русских и советских экспедиций в освоении северного пути.

п.20

16

Обобщение по теме «Океаны»

1

Контроль и систематизация знаний.

Южные материки

3

17

Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа.

1

Изучить влияние физико-географического положения материков на  природу. Рассмотреть особенности рельефа.

п.21

18

Общие особенности климата и внутренних вод.

1

Рассмотреть особенности климата и размещение климатических поясов на материках, примеры влияние морских течений , рельефа и господствующих ветров на формирование климатических условий отдельных территорий.

п.22

19

Общие особенности расположения природных зон .Почвенная карта.

1

Изучить особенности расположения пиродных зон , чтение почвенной карты.

п.23

Африка

11

20

Географическое положение. Исследование Африки.Практическая работа  « Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах.. Обучение определять Г.П. материка.»

1

Изучить особенности географического положения материка , рассмотреть роль Д. Ливингстона в исследовании Африки , а также вклад русских и советских ученых в изучении материка.

п.24

21

Рельеф и полезные ископаемые.Практическая работа «Обозначение на к/к  крупных форм рельефа.»

1

Рассмотреть особенности рельефа материка , выявить закономерность размещения полезных ископаемых.

п.25

22

Климат.

1

Изучить особенности климата и размещения климатических поясов на материке.

п.26

23

Внутренние воды.

1

Изучит основные речные системы и крупные озера Африки , характерные особенности их природы.

п.27

24

Природные зоны. Заповедники и национальные парки.Практическая работа « Определение причины разнообразия природных зон материка.»

1

Изучить основные черты природных зон : особенности погодных условий в них , характерных представителей растительного и животного мира , характер изменения их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений.

п.28,29

25

Население. Политическая карта.Практическая работа «Описание одной из стран Африки».

1

Познакомиться с основными народами Африки , примеры влияния природных условий на особенности их хозяйственной деятельности и быта.

п.30

26

Страны Северной Африки. Алжир.

1

Изучить особенности природы страны Алжир, познакомиться с населением, его занятиями  и традициями

п.31

27

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

1

Изучить особенности природы страны Нигерия, познакомиться с населением, его занятиями  и традициями

п.32

28

Страны Восточной Африки.Эфиопия.

1

Изучить особенности природы страны Эфиопия, познакомиться с населением, его занятиями  и традициями

п.33

29

 Страны Южной Африки. ЮАР.

1

Сформировать у учащихся представление о странах Южной Африки.

Комплексная характеристика Южно-Африканской Республики по плану.

П.34

30

Обобщение по теме «Африка»

1

Контроль и систематизация знаний

31

Австралия

 Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые .Практическая работа « Сравнение Г П Австралии и Африки.»

4

1

Продолжить формировать умение учащихся давать характеристику географического положения материка.

Составление картосхемы «Открытие и исследование материка».

П.35

32

 Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны . Практическая работа «Сравнение географического положение Африки и Австралии»

1

Формировать у учащихся умение работать с климатической картой, получать всю необходимую информацию.

 Характеристика климатических диаграмм Австралии

П.36, 37

33

Австралийский Союз

1

Продолжить формировать у учащихся умение получать информацию из различных источников .Комплексная характеристика Австралийского Союза.

П.38

34

 Океания

1

Сформировать у учащихся представление об Океании.

Территория Океании , ее особенности.

П.39

35

Южная Америка

 Географическое положение. История открытия и исследования. Практическая работа «Определение черт сходства и различий в Г.П. Африки и Южной Америки».

7

1

Познакомить учащихся с особенностями географического положения материка

  Составление картосхемы: «Географическое положение материка». Нанесение на контурную карту географических объектов Южной Америки.

П.40

36

Природа материка

 Рельеф. Практическая работа « Определение сходства и различия в рельефе Африки и Южной Америки»

3

1

Сформировать у учащихся представление об особенностях рельефа материка, продолжить обучать умению получать информацию о необходимом объекте из различных источников –атласа , учебника.

П.41

37

 Климат. Внутренние воды. Практическая работа «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки».

1

Сформировать у учащихся представление об особенностях климата и внутренних вод.  Характеристика климатических диаграмм

П.42,43

38

30. Природные зоны. Изменение природы человеком

1

Сформировать представление у учащихся об особенностях природных зон материка.

Выявление по картам взаимосвязей между компонентами в одной из природных зон Южной Америки.

П.44

39

 Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина

1

Познакомить учащихся с особенностями стран Востока материка.

Комплексная характеристика Бразилии по картам атласа.

П.46, доклады

40

 Андийские страны. Перу

1

Познакомить учащихся с особенностями горных .

 стран .

Описание по картам одной из стран расположенной в горном районе.

П.47

41

Обобщение по теме «Южная Америка»

Систематизация и контроль знаний.

42

Полярная  область Земли

 Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование

2

1

Познакомить учащихся с самым удаленным материком , с историей его открытия.

 Составление картосхемы: «Географическое положение материка». Нанесение на контурную карту географических объектов Антарктиды.

П.48

43

 Природа материка. Практическая работа «Сравнение природы Арктики и Антарктики. Защита проектов  практического  использования этих районов.»

1

Сформировать у учащихся представления об особенностях природы материка.

П.49

44

Северные материки.Общие особенности природы северных материков.

1

Познакомить учащихся с особенностями природы северных материков.

45

Северная Америка

 Географическое положение. История открытия и исследования

8

1

Продолжать обучать учащихся самостоятельной работе с учебником и атласом , с целью получения исчерпывающей информации о материке.

Составление картосхемы: «Географическое положение материка». Нанесение на контурную карту географических объектов Северная Америка

П.51

46

Природа материка

 Рельеф и  полезные ископаемые.

3

1

 

Продолжать знакомить учащихся с различными формами рельефа, умению находить особенности.

П.52

47

 Климат. Внутренние воды. Практическая работа «Сравнение климата отдельных частей материка , расположенном в одном в одном климатическом поясе , оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека».

1

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе Описание одной из рек по плану.

П.53

48

 Природные зоны. Изменение природы человеком

1

Сформировать у учащихся особенности растительного и животного мира данного материка. Продолжать знакомить учащихся с последствиями деятельности человека.

П.55

49

Население и страны.

 Население и политическая карта

4

1

Познакомить учащихся с политической картой и рассказать о коренном населении страны.

П.56, доклады

50

 Страны северной и средней части материка. Канада.  Практическая работа « Составление  проекта путешествия по странам континента »

1

Сформировать у учащихся представление об одной из крупнейших стран мира , раскрыть ее особенности.

 Комплексная характеристика Канады

П.57

51

 США .Практическая работа « Составление  проекта путешествия по странам континента »

1

Познакомить учащихся с одной из крупнейших держав мира .

Комплексная характеристика США

П.58, доклады

52

Страны Средней Америки. Мексика Практическая работа « Составление  проекта путешествия по странам континента »

1

Познакомить учащихся с традициями и обычаями местных жителей Мексики.

53

Обобщение по теме «Северная Америка»

Систематизация и контроль знаний.

54

Евразия

 Географическое положение. Отечественные имена на карте Евразии

13

1

Продолжить обучать учащихся самостоятельной работе с картами атласа , с целью получения исчерпывающих знания по географическому положению материка.

Описание географического положения материка по плану

П.59

55

Природа материка

 Рельеф

4

1

Познакомить учащихся с разнообразными формами рельефа материка.

Выявление по картам расположения крупных форм рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых.

П.60

56

 Климат. Практическая работа «Сравнение климата Евразии и северной Америки.»

1

Изучить особенности климатических поясов материка.

Выявление по климатическим диаграммам типов климата Евразии.

П.62

57

 Внутренние воды.

1

Изучить крупнейшие реки материка , познакомиться с их особенностями.

Характеристика одной из рек материка.

П.63

58

 Природные зоны. Практическая работа «Сравнение природных зон  по 40 параллели в Евразии и С. Америки, выявление черт сходств.»

1

Изучить природные зоны материка, выявить их особенности.

П.64,65

59

Народы и страны

 Население и политическая карта

8

1

Изучить политическую карту Евразии , пользуясь текстом учебниками познакомиться с традициями и обычаями населения.

доклады

60

 Страны Северной Европы. Практическая работа « Составления по плану описания одной из стран Европы .»

1

Познакомиться со странами , относящимся к Северной Европе, отметить их особенности.

П.67

61

Страны Западной Европы. Великобритания

1

Познакомиться со странами , относящимся к Западной Европе , отметить их особенности . Познакомиться с Великобританией , дать комплексную характеристику.

П.68

62

 Германия

1

Дать комплексную характеристику Германии.

П.70

63

 Страны Восточной Азии. Китай.

1

Познакомиться с географическим положением Китая , изучить обычаи и традиции страны.

П.75

64

 Япония 

1

Дать комплексную характеристику Японии, познакомиться с традициями и обычаями населения.

П.76

65

 Страны Южной Азии. Индия.

1

Познакомиться со странами Южной Азии , изучить географическое положение , климат , внутренние воды , население Индии.

П.77

66

 Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

Познакомиться со странами Юго-Восточной Азии,

Изучить Индонезию , выявить ее особенности.

П.78

67

Обобщение по теме «Евразия»

Контроль и систематизация знаний.

68

 Земля – наш дом

1

Выявление связей между компонентами природных комплексов и воздействия на них человеком.


Календарно – тематическое планирование 8 класс

Дата

Тема

 Часы  

       

Цели и содержание

Д/з

Введение

6

1

Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

1

Познакомить учащихся с осбенностями предмета и структсрой учебника. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями , справочниками.

Стр. 3-6

2

Географическое положение России.

1

Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность человека.

п.1

3

Моря , омывающие берега России. Практическая работа «Сравнение географического положения двух морей»

1

Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов , омывающих территорию России.

п.2

4

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа «Решение задач на определение времени».

1

Познакомить с видами времении на территории России. Дать понятие о линии перемены дат . Показать значение знаний о времени для каждого из нас.

п.3

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.

п.4

6

Исследование территории России в 18-19 веках и в современные годы.

1

Раасказать о русских путешественниках и ученых , внесших вклад в изучение нашей Родины.

п.4

Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые.

6

7

Особенности рельефа России.

1

Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.

п.5

8

Геологическое летоисчесление.

1

Познакомить учащихся с науками , изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице,дать знания о геологическом летоисчеслении.

п.6

9

Геологическое строение территории России. Практическая работа «Взаимосвязь рельефа , геологического строения и полезных ископаемых»  

1

Сформировать у учащихся представление об особенностях строения земной коры на территории России. Формировать умение работать с тектонической и геологической картами.

п.7

10

Минеральные ресурсы России.

1

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых. Сформировать представление о связях между полезными ископаемыми , рельефом и тектоническими структурами.

п.8

11

Развитие форм рельефа.

1

Познакомить учащихся с влиянием внешних и внутренних факторов на формирование рельфа. Показать непрерывность развития рельефа.

п.8

12

Итоговый урок по теме «Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые России»

1

Определить уровень знаний учащихся основных понятий , закономерности размещения крупных равнин и гор. Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа.

Климат России

6

13

Факторы , влияющие на климат России.

1

Познакомить с основными факторами , влияющими на климат России : географическим положением , солнечной радиацией, циркуляуией воздушных масс.

п.9

14

Атмосферные фронты ,циклоны , антициклоны.

1

Дать представление об атмосферных фронтах , циклонах и антициклонах и их влиянии на погоду и климат.

п.9

15

Закономерности распространения тепла и влаги на территории России. Практическая работа «Работа по картам с целью определения   суммарной радиации,средних температур, коэффициэнта увлажнения».

1

Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения.

п.10

16

Типы климатов России.

1

Познакомить с основными типами климата России , закрепить умение раьотать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме.

п.10

17

Климат и человек. Климатические ресурсы.

1

Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека .Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения.

п.11

18

Итоговый урок по теме «Климат».

1

Определить уровень освоения учащимися основных понятий и терминов , главных особенностей климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата.

Внутренние воды и водные ресурсы.

4

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон , падение реки. Показать влияние климата  и рельефа на климат.

п.12

20

Озера , болота , подземные воды , ледники , многолетняя мерзлота.

1

Дать представление о размещении , особенностях , происхождении и значении озер, болот , подземных вод, ледников , многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами , таблицами и другими источниками информации.

п.13

21

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределении их во времени и пространстве.

п.14

22

Итоговый урок по теме «Внутренние воды России».

1

Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме : знания особенностей вод России , размещении внутренних вод , типы вод , режим и питание ; основные понятия темы.

Почвы и почвенные ресурсы.

4

23

Образование почв и их разнообразие.

1

Формировать знания о почвах , показать вклад В.В.Докучаева в создание почвоведения , познакомить с основными терминами. Продолжить учить работать с картами , таблицами.

п.15

24

Главные типы почв России и закономерности их распространения.

1

Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России , характерных чертах почв России.

п.16

25

Почвенные ресурсы России.

1

Изучить закономерности использования почв человеком , дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями земельные ресурсы.

п.17

26

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

1

Обобщить и закрепить знания по теме «Почвы». Проверить уровень усвоения материала.

Растительный и животный мир.

4

27

Растительный мир России.

1

Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом , рельефом , почвами , водами.

п.18

28

Животный мир. Охрана органического мира.

1

Расширить знания учащихся о животном мире , дать знания о распространении типичных представителей животного мира и приспособлении их к среде обитания.

п.19

29

Охрана биологических ресурсов.

1

Дать знания о заповедниках , национальных парках . Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формировать понимание необходимость охраны природы.

п.20

30

Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир России».

1

Обощить знания , закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы.Проверить уровень усвоения материала.

Природные комплексы России.

7

31

Природное районирование.

1

Сформировать понятия : природный комплекс , ландшафт. Дать представление о взаимосвязях в природно-территориальном комплексе. Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

п.21

32

Моря , как крупные природные комплексы.

1

Сформировать представление о пироде Белого и Азовского морей . Показать взаимосвязь между компонентами моря . Расширить знания о природных комплексах.

п.22

33

Природные зоны России. Арктическая пустыня , тундра , лесотундра.

1

Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.

п.23

34

Лесные зоны России.

1

Изучить леса России , рассмотреть причины различия лесных зон России.Познакомить с особенностямиприроды и разобрать взаимосвязи компонентов природы.

п.24

35

Безлесные зоны на территории России.

1

Изучить особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ степей и полупустынь.

п.25

36

Высотная поясность.

1

Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности.Познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов.

п.26

37

Итоговое обобщение по теме «Природные комплексы России».

1

Проверить уровень знаний учащихся природных зон и набора природных компонентов в природных зонах. Знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон.

Крупные природные комплексы России.

22

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина

1

Формировать представления и знания об особенностях природного района — Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины.

п.27

39

Природные комплексы Русской равнины.

1

Углубить знания о природных зонах , расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах.

п.28

40

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования.

1

Углубить и расширить знания учащихся о природных ресурсах Русской равнины. Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов. Определить экологические проблемы Русской равнины и пути их решения.

п.29

41

Кавказ.

1

Создать образ Кавказских гор.Сформировать знания о рельефе , климате , высотной поясности Кавказа.Познакомить с новыми терминами и понятиями : лакколиты , фен , бора , плавни. Учить работать с картами , схемами.

п.30

42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсахКавказа. Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины , высокогорным Дагестаном и курортными районами Кавказских Минеральных вод.

п.31

43

Урал.

1

Познакомить с природой , геологическим строением и рельефом Урала. Расширить знания о возражденных горах , ассиметрии склонов, широтной зональности и высотной поясности Урала.

п.32

44

Своеобразие природы Урала.

1

Продолжить знакомство с особенностями природы Урала. Изучить особенности высотной поясности Урала. Продолжить формирование представлений о природных ресурсах Урала.

п.33

45

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. (урок-конференция)

1

Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала , с экологическими проблемами , причинами их возникновения и путями их решения . Учить самостоятельно работать с источниками информации.

п.34

46

Западная Сибирь.

1

Сформировать представление об особенностях рельефа , геологического строения , вод , климата Западной Сибири.Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири . Познакомить с историей исследования и освоения Западной Сибири.

п.35

47

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.(урок-конференция)

1

Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири , показать роль ресурсов Западной Сибири  в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов , познакомить с экологическими проблемами.

п.36

48

Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири.(урок-практикум)

1

Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири . Совершенствовать навыки работы с источникамигеографической информацией.

п.36

49

Восточная Сибирь.

1

Изучить особенность состава , географического положения , геологического строения рельефа. Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири(морозных зимах, вечной мерзлоте)

п.37

50

Природные комплексы Восточной Сибири.

1

Закрепить знания о природе Восточной Сибири, вечной мерзлоте. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями. Сформировать образное представление о природных комплексах Восточной Сибири.

п.38

51

Озеро Байкал — жемчужина Сибири.

1

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности . Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал . Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

п.39

52

Байкал.(урок-игра «Геошанс»)

1

Закрепить знания об озере Байкал. Активизировать познавательный интерес. Совершенствовать навыки общения. Проверить знания по теме.

53

Пояс гор Южной Сибири.

1

Сформировать у учащихся представление о составе , происхождении гор Южной Сибири. Учить составлять орографическую схему и читать ее. Расширить знания о климате и водах. Закрепить понятия антициклон и циклон.

п.39

54

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

Познакомить учащихся с природными ресурсами Восточной Сибири и проблемами их освоения.Углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы.

п.40

55

Дальний Восток : край контрастов.

1

Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия , исследования и заселения территории . Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.Показать уникальность природы, формировать умение работать с разными источниками информации.

п.41

56

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

Расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока.

п.42

57

Природные ресурсы Дальнего Востока.

1

Рассмотреть природные ресурсы Дальнего Востока — виды, размещение , возможность использования. Формировать знания об экологических проблемах Дальнего Востока.Развивать умение работы с разными источниками георгафической информации.

п.43

Самарская область.

10

58

Географическое положение Самарской области.

1

Познакомить учащихся с особенностями географического положения области .

Стр. 3-5

59

Геологическое строение , рельеф и полезные ископаемые.

 Изучить рельеф области , геологическое строение , виды полезных ископаемых , их использовани.

Стр. 6-14

60

Климат области.

1

Закрепить климатообразующие факторы , познакомиться с особенностями климата области, влиянием антропогенных факторов на изменение климата.

Стр. 14-21

61

Воды Самарской области.

1

Изучить виды внутренних вод на территории области, проблема и охрана речной системы.

Стр. 21- 26

62

Почвы Смарской области.

1

Изучить почвы области , их значение для развития сельского хозяйства. Проблемы охраны почв.

Стр.26- 29

63

Растительный мир.

1

Познакомиться с разнообразием растительного мира области. Реликтовые растения на территории области , растения , занесенные в «Красную книгу»

Стр.29 -33

64

Животный мир.

1

Познакомиться с животным миром области . Охрана животного мира.

Стр. 33 -35

65

Природные комплексы Самарской области.

1

Познакомиться с природными комплексами Самарской области.

Стр.35- 38

66

Охрана природы.

1

Национальный парк «Самарская Лука», меры , проводимые в области  для охраны природы.

Стр. 38- 41

67

Обобщение по теме «Самарская область»

1

Контроль и систематизация знаний.

68

Географическая олимпиада.

1

Активизировать познавательный интерес. Выявить степень усвоения материала и умение применять научные знания на творческом уровне.


Клендарно – тематическое планирование по географии 9 класс

дата

Тема урока

Кол-во часов

Цели и содержание

Дом.задание

Введение.

1

1

Что мы будем изучать

1

Рассмотреть вопросы : география — важнейший способ познания мира, задачи социально-экономической географии России; для чего география нужна каждому человеку.

п.1

Россия на карте мира.

4

2

Заселение территории.

Изучить этапы заселения территории России с 8 по 19 века, расселения населения в 20 веке, проблемы русского населения в бывших союзных республиках.

п.2

3

Сфера влияния России. Геополитическое влияние.Практическая работа «Определение по картам ЭГП и политического положения России».

1

Сформировать у учащихся представление о путях влияния России на положение дел в мире, изучить геополитическое влияние России в 18-20 веках.

п.3

4

Экономическое влияние России.

1

Изучить вопросы экономического влияния России , основных торговых партнеров, проблемы экономических связей в современный период.

п.4

5

Географическое положение России : экономическая и политическая оценка.

1

Рассмотреть вопросы экономико-географического и политико- географического положения России, политико- географического положения нашей страны.

п.5

Человек и природа.

5

6

Природные условия и человек.

1

Сформировать у учащихся представление о природе как универсальной ценности , что такое адаптация и ее виды.

п.6

7

Непосредственное влияние природных условий на здоровье человека.

1

Рассмотреть вопросы влияния климатических , геохимических и биотических условий на организм человека.

п.7

8

Опосредованное влияние природных условий.

1

Изучить требования к жилищу человека , как климатические условия определяют потребности населения в питании, что такое рекреация , комплексная оценка природных условий с точки зрения жизни человека.

п.8

9

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

1

Изучить факторы воздействия человека на природу, что такое экологическая ситуация и ее виды , устойчивое развитие общества.

п.9

10

Природные ресурсы России , их хозяйственная оценка.

1

Изучить классификацию природных ресурсов , какими природными ресурсами богата Россия, проблемы использования природных ресурсов.

п.10

Население России.

13

11

Численность и размещение населения.

1

Продолжить формировать у учащихс умение работать с дополнительными источниками информации , с целью добычи сведений : численность населения России , размещение населения , демографический кризис и пути выхода из него.

п.11

12

Воспроизводство населения.

1

Сформировать у учащихся представление о воспроизводстве населения , типах воспроизводства , демографической ситуации в мире и России.

п.12

13

Миграции населения.

1

Изучить миграции , их виды , как воздействуют переселения на жизнь общества.

п.13

14

Демографическая ситуация.Практическая работа «Объяснение закономерностей в размещении населения России , используя карты и статистические источники . Прогнозирование динамики численности населения России».

1

Изучить демографическую ситуацию в России , продолжить формировать у учащихся умение работать со статистическим материалом.

п.14

15

Рынок труда и занятость населения России.

1

Сформировать у учащихся представление трудовых ресурсах , изучить рынок труда, выявить причины безработицы.

п.15

16

Расселение и урбанизация.

1

Рассмотреть вопросы расселения населения , что такое урбанизация , различия образа жизни городского и сельского жителя.

п.16

17

Функции поселений. Городские агломерации.

1

Изучить функции города , причины возникновения городских агломераций.

п.17

18

Урбанизация в России.

1

Рассмотреть вопросы урбанизации в России, типы городов.

п.18

19

Расселение в сельской местности.

1

Рассмотреть вопросы отличия сельской местности от городской , зональную специфику сельских поселений.

п.19

20

Стадии развития расселения.

1

Изучить основные стадии развития расселения и их особенности.

п.20

21

Этногеографическое положение России. Разнообразие культурных миров.

1

Изучить разнообразие культурных миров.

п.21

22

Национальный и религиозный состав населения России. Практическа работа «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенности их размещения , сопоставление с административно- территориальным делением».

1

Изучить национальный состав населения России , связь национальных и религиозных принадлежностей.

п.22

23

Контроль знаний по теме «Население России»

1

Систематизировать знания по теме «Население России»

Хозяйство России.

18

24

Что такое хозяйство страны.Цикличность развития экономики.

1

Познакомить учащихся с особенностями хозяйства страны, технической революцией, чем характеризуется индустриализация хозяйства. Вклад Н.Д. Кондратьева в экономику.

п. 23, 24

25

Особенности развития хозяйства России. Структура хозяйства России.

1

Изучить историю и особенности развития хозяйства России .

п.25

26

Структура хозяйства России.

1

Познакомиться с особенностями структуры хозяйства России , изучить межотраслевые комплексы.

п.26

27

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа «Характеристика угольных и нефтяных бассейнов».

1

Изучить состав топливно-энергетического комплекса , особенности нефтяной и газовой промышленности.

п.27

28

Угольная промышленность. Проблемы топливной промышленности.

1

Изучить особенности угольной промышленности России , проблемы топливной промышленности.

п.28

29

Электроэнергетика.

1

Рассмотреть вопросы значения электроэнергетики в хозяйстве страны, типы электростанций , их различие, размещение электростанций по территории России.

п.29

30

Металлургический комплекс. Практическая работа «Характеристика одной из металлургических баз».

1

Изучить состав и значение металлургического комплекса , особенности черной и цветной металлургии, проблемы металлургического комплекса.

п.30

31

Машиностроительный комплекс.Практическая работа «Определение главных отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения».

1

Познакомиться с составом и значением машиностроительного комплекса , принципами размещения и проблемами данного комплекса.

п.31

32

Химический комплекс. Практическая работа «Характеристика одной из баз химической промышленности».

1

Изучить особенности химической промышленности , продолжить обучать работе с дополнительными источниками информации .

п.32

33

Лесной комплекс.

1

Изучить состав и особенности лесного комплекса , его проблемы.

п.32

34

Военно-промышленный комплекс.

1

Познакомить учащихся с ВПК , его отраслями , принципами размещения , с  конверсией и ее проблемами.

п.33

35

Агропромышленной комплекс. Особенности сельского хозяйства. Растениеводство. Практическая работа «Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства».

1

Изучить агро - промышленный комплекс , его состав , особенности растениеводства . Продолжить учить учащихся работе с картами , с целью получения дополнительной информации.

п.34

36

Животноводство.

1

Познакомиться с отраслями животноводства , зональной специализацией сельского хозяйства.

п.35

37

Пищевая и легкая промышленность.

1

Изучить отрасли пищевой промышленности , состав легкой промышленности и их проблемы.

п.36

38

Транспортный комплекс.Сухопутный транспорт. Практическая работа «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны».

1

Рассмотреть вопросы значения транспорта  для функционированния хозяйства и жизни населения . Познакомиться с классификацией видов транспорта , его особенностями и проблемами.

п.37

39

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт.

1

Рассмотреть особенности водного транспорта , значение авиационного транспорта , особенности трубопроводного транспорта и экологические проблемы , связанные с развитием различных видов транспорта.

п.38

40

Непроизводственная сфера и сфера обслуживания.

1

Познакомиться с отраслями , входящими в состав непроизводственной сферы.

п.39

41

Обобщение по теме «Хозяйство России».

1

Контроль и систематизация знаний по теме «Хозяйство России».

Районы России.

17

42

Административно-территориальное устройство и районирование России.

1

Познакомиться с административно- территориальным устройством и районированием России , его значением для ведения хозяйства страны.

п.41

43

Центральный район. Экономико-географическое положение . Природные условия и ресурсы.История развития.

1

Изучить состав Центрального района , особенности ЭГП района. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства России.

п.43

44

Население и хозяйство Центрального района.

1

Познакомиться с населением Центрального района и его занятиями.

п.44

45

Города Центрального района.Москва.

1

Особенности урбанизации Центрального района ,виртуальное  знакомство со столицей нашей Родины.

п.45

46

Сельская местность. Миссия Центрального района.

1

Изучить особенности и проблемы сельской местности Центрального района .

п.46

47

Центрально-Черноземный район.

1

Изучить состав ЦЧР, природные условия и ресурсы, предпосылки для развития экономики района.

п.47

48

Северо-Запад. Практическая работа «Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов»

1

Изучить особенности ЭГП Северо -Западного района , его специализацию , роль Санкт-Петербурга в развитии хозяйства региона.

п.48

49

Калининградская область.

1

Познакомиться с особенностями Калининградской области , главными отраслями специализации .

п.49

50

Европейский Север. Природа. Народы.

1

Изучить состав Европейского Севера , особенности природных условий и ресурсов , его вклад в развитие экономики России.

п.50

51

Этапы хозяйственного освоения Европейского Севера.

1

Познакомиться с этапами освоения Европейского Севера , его проблемами и утями их решения.

п. 51

52

Северный Кавказ.

1

Изучить особенности ЭГП района , природные условия и ресурсы , отрасли специализации .

п.52

53

Поволжье.

1

Изучить ЭГП Поволжья , влияние природных условий и природных ресурсов на хозяйственное развитие района. Отрасли специализации , экологические проблемы Поволжья.

п.53

54

Урал.

1

Изучить состав Уральского экономического района , уникальность природных ресурсов ,его вклад в развитие экономики страны

п.54

55

Сибирь : общая характеристика.

1

Познакомиться с особенностями географического положения Сибири. Специфика природных условий и ресурсов. Отрасли специализации Сибири.

п.55

56

Западная Сибирь.Восточная Сибирь.

1

Изучить отрасли специализации Западной и Восточной Сибири.

п.56

57

Дальний Восток.

1

Изучить территории , входящие в состав Дальнего Востока , уникальность природных условий и ресурсов , перспективы развития территории.

п.57

58

Обобщение по теме «Районы России».

1

Контроль и систематизация знаний по теме «Районы России»

Самарская область.

8

59

Население Самарской области.

1

Изучить численность населения области , его религиозный и национальный состав . Проблемы и пути решения демографической ситуации в Самарской области.

Стр.41-46

60

Наука , культура ,образование области.

1

Познакомиться с развитием и достижениями в науке, культуре и образовании.

Стр.46-49

61,62

Общий обзор хозяйства области.

1

Познакомиться с хозяйством области , уровнем его развития и перспективами.

Стр.49-52

63,64

Промышленность.

1

Познакомиться с ведущими отраслями промышленности области , уровнем их развития и их вкладом в развитие экономики области и страны.

Стр.52-65

65

Агропромышленный комплекс.

1

Познакомиться с ведущими отраслями сельского хозяйства области. Уровень развития и перспективы.

Стр.65-70

66

Транспорт.

1

Изучить развитие транспорта области , его проблемах и перспективах.

Стр. 70-75

67

Внешнеэкономические связи.

1

Познакомиться с развитием внешнеэкономических связей области.

Стр.75-77

68

Итоговый урок по теме «Самарская область»

1

Систематизация и контроль знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"

Календарно-тематический план  по курсу "География материков и океанов"...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...