Рабочая программа по географии. 5 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с новыми ФГОС. Содержит учебно-тематический план и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._geografiya._5kl.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сторожевка» в с.Курдюм ______________ /О.А.Чупина/ «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сторожевка» в с.Курдюм ____________/И.А.Костинян/ (ФИО) «___» _________ 20__г. Приказ от _______№ _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии, 5 класс, базовый уровень
(учебный предмет, класс, уровень)
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Осипов Роман Александрович, учитель географии (Ф.И.О, должность, категория педагогического работника) |
Пояснительная записка
Программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
Рабочая программа по географии в 5 классе полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Основная цель: формирование системы базовых географических понятий, формирование системы базовых знаний о географии как науке, о географии планеты Земля.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- развить познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира, научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли;
- сформировать представление о географии как о науке;
- сформировать знания о выдающихся географических открытиях и великих путешественниках;
- сформировать систему знаний о Солнечной системе, о влияние космических процессов на природу Земли;
- сформировать систему знаний об ориентировании на местности, планах и картах;
- сформировать систему знаний о внутреннем строении Земли, минералах и горных породах, важнейших геологических явлениях и процессах;
- сформировать систему знаний об атмосфере, погоде и климате;
- сформировать систему знаний о гидросфере;
- сформировать систему знаний о ландшафтах Земли;
- сформировать базовые понятия о географических объектах и явлениях;
- научить использовать полученные географические знания в практической работе;
- научить получать знания при решении практических задач;
- сформировать базовые представления об этики взаимоотношения человека и природы.
Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности изучаемый материал объединён с материалом 6-го класса. Дополнительный год обучения в 5 классе позволит расширить перечень понятий и представлений, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» за 5 класс требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации (тематическими картами, и картосхемами, статистическими материалами, текстами учебной литературы, электронными образовательными ресурсами, кодировать информацию, получать конечный продукт познания (результат обучения). В реализации системно-деятельностного подхода большее внимание уделяется практике применения полученных знаний и умений учащимися в реальных жизненных ситуациях, особенно на основе интеграции содержания разных дисциплин.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, строить схемы, создавать карты, делать самостоятельные выводы, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Изучение курса «География» основной школы требует с 5 класса строить обучение в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. В программе предусмотрен ряд практических работ.
Согласно учебно-тематическому плану на данный курс отводится 35 часа, 1 час в неделю. Оценочных практических работ 6. Резерв времени -2 часа.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов |
1 | Что такое география | 4 |
2 | Земля - планета Солнечной системы | 8 |
3 | Ориентирование на местности и картография | 5 |
4 | Геология Земли | 5 |
5 | Атмосфера | 2 |
6 | Водная оболочка Земли | 3 |
7 | Ландшафты Земли | 5 |
8 | География планеты Земля | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы раздела | Количество часов | № урока | Тема и тип урока | Практическая работа | Домашнее задание | Конечный результат по разделу | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Раздел 1. Что такое география | 4 | 1 | Что такое география и зачем её нужно изучать. | §1, §3 | Знать определение понятия география. Знать основные географические объекты с. Курдюм. Знать наиболее выдающихся путешественников – первооткрывателей. Уметь приблизительно показывать на карте маршруты великих путешествий. | 03.09 | ||
2 | Как люди открывали Землю (1) | Составление таблицы «Географические открытия» | §5 | 10.09 | |||||
3 | Как люди открывали Землю (2) | §6, §7 | 17.09 | ||||||
4 | Обобщающий урок по теме «Как люди открывали Землю» | 24.09 | |||||||
2 | Раздел 2. Земля - планета Солнечной системы | 8 | 1 | Как люди изучали Вселенную. | Составление схемы Солнечной системы | §8, §9 | Знать историю изучения Вселенной. Знать научную модель Солнечной системы. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси | 01.10 | |
2 | Земля среди других планет Солнечной системы | §10, §11 | 08.10 | ||||||
3 | Астероиды, кометы, метеоры и метеориты | §12 | 15.10 | ||||||
4 | Мир звёзд | §13 | 22.10 | ||||||
5 | Как возникла планета Земля | §19 | 29.10 | ||||||
6 | Движение Земли по околосолнечной орбите | §14 | 05.11 | ||||||
7 | Суточное вращение Земли | §14 | 12.11 | ||||||
8 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | §14 | 19.11 | ||||||
3 | Раздел 3. Ориентирование на местности и картография | 5 | 1 | Стороны горизонта | §16 | Знать стороны горизонта. Уметь пользоваться компасом. Знать важнейшие условные знаки для планов и карт | 26.11 | ||
2 | Ориентирование на местности | §17 | 03.12 | ||||||
3 | План местности | §18 | 10.12 | ||||||
4 | Географическая карта | «Как дойти до Саратова кратчайшим путём?» | §18 | 17.12 | |||||
5 | Обобщающий урок по теме «Ориентирование на местности и картография» | Составление плана класса | 24.11 | ||||||
4 | Раздел 4 Геология Земли | 5 | 1 | Внутреннее строение Земли | «Описание горных пород по образцам» | §20 | Знать внутреннее строение земли. Знать крупнейшие вулканы Земли. Уметь описывать горные породы. Знать материки планеты Земля. | 14.01 | |
2 | Вулканы Земли и землетрясения | §21 | 21.01 | ||||||
3 | Материки на планете Земля | §22 | 28.01 | ||||||
4 | Удивительнейшие явления природы: глубоководные впадины, горные страны, великие равнины. | Составление карты материков | §22 | 04.02 | |||||
5 | Обобщающий урок по теме «Геология Земли» | 11.02 | |||||||
5 | Раздел 5 Атмосфера | 2 | 1 | Воздушная оболочка Земли - атмосфера | §24 | Знать из каких слоёв состоит атмосфера. Уметь объяснять, что такое погода и климат. | 18.02 | ||
2 | Погода и климат | §24 | 25.02 | ||||||
6 | Раздел 6. Водная оболочка Земли | 3 | 1 | Воды суши | §23 | Иметь систему понятий: река, родник, водохранилище, озеро, болото, ледник, океан, море, мировой океан. Уметь объяснять круговорот воды в природе. | 04.03 | ||
2 | Океан | §23 | 11.03 | ||||||
3 | Гидросфера | §23 | 18.03 | ||||||
7 | Раздел 7. Ландшафты Земли
| 5 | 1 | Жизнь на Земле | §25 | Знать понятия: почва, растительность, животный мир, ландшафт, биосфера. Уметь давать характеристику ландшафтам разных природных зон. | 25.03 | ||
2 | Что такое почвы | §26 | 01.04 | ||||||
3 | Ландшафты: полярная пустыня, тундра, тайга | 08.04 | |||||||
4 | Ландшафты: смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. | 15.04 | |||||||
5 | Человек и природа | §27 | 22.04 | ||||||
8 | Раздел 8 География планеты Земля | 2 | 1 | Обобщающий урок по теме «География планеты Земля» (1) | Иметь систему основных географических понятий | 29.04 | |||
2 | Обобщающий урок по теме «География планеты Земля» (2) | 06.05 |
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии в 5 классе:
• формирование ценностных ориентаций учащихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование гармонично развитых социальных чувств и качеств:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• образовательные результаты — овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения учащимися по географии в 5 классе заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и в производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
— умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, составлять тексты и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения учащимися по географии в 5 классе являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Список литературы для учителя
- Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012.
- География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
- География 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина и др.]; под ред. А. И. Алексеева: Рос. акад. наук, Рос акад. образования, из-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
- География. Планета Земля: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Е Савельева; под ред. В.П. Дронова. - М.: Просвещение, 2012.
- География. Природа и люди:5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.А. Алексеев.- М.: Просвещение, 2012.
- География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Баринова и др.-М.: Дрофа, 2012
- Летягин А.А. Тесты. География. 6-10 класс. М., АСТ,1999.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М., Просвещение. 1993.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М., Дрофа, 1997.
- Сиротин В.И. Практические работы по географии. 6-10 класс. М., Аркти, 2000.
- Интерактивные наглядные пособия. М., Дрофа, 2006.
- Интернет - ресурсы ru.wikipedia.org, www.fipi.ru, pedsovet.su.
- Селищев Е. Н. География для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Короновский Н. В., Ясаманов Н. А. Геология. — М.: Академия, 2011, 448 с.
- Милютин А. Г. Геология. — М.: Юрайт, 2012, 544 с.
- Якушева А. Ф. Геология с элементами геоморфологии. – М.: Издательство МГУ, 1978.
- Леонтьев О. К., Рычагов Г. И. Общая геоморфология. — М.: Высшая школа, 1988.
- Кислов А. В. Климатология. – М.: Академия, 2011, 240 с.
- Мячкова Н. А. Климат СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение. – М.: Юрайт, 2012.
- Мильков Ф. Н. Общее землеведение. — М.: Высшая школа, 1990.
- Тарасов А. О. Экология и охрана природы: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.
- Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- http://elibrary.ru/defaultx.asp. Научная электронная библиотека eLI-BRARY.RU.
- http://public.ru. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru.
- http://online.eastview.com/login_russia/index.jsp. «ИВИС». Универсальные справочно-информационные базы.
- http://www.polpred.com. Лучшие статьи СМИ. Интернет-сервисы.
- http://uisrussia.msu.ru/docs/ips/n/about.htm. Университетская информационная система «Россия».
- http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система IPRbooks.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. СD-R: ООО «Кирилл и Мефодий». 2008.
- Пещера. СD-R. 2005 (рельеф).
- Чили. Между Андами и океаном. СD-R: ООО «Де Агостини». 2009 (климат).
- Сицилия. Таинственный остров. СD-R: ООО «Де Агостини». 2009 (рельеф).
- Национальный парк «Самарская Лука». CD-R: ОРФ «Самарская Лука», Национальный парк «Самарская Лука». – Жигулёвск, 2003 (ландшафты).
- Все регионы России. CD-R: ООО «Фирма «ИНГИТ» - М, 2007.
- Чудо-глобус. Узнай всё о нашей планете. – ООО «Ашет Коллекция» . – М., 2013.
- Банк авторских фотографий.
- Коллекция минералов и горных пород.
Список литературы для учащихся
1. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012.
2. Атлас по географии. 5 класс. М., Дрофа. 2012.
3. Контурные карты по географии. М., Дрофа. 2012.
4.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М., Просвещение. 1993.
5. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М., Дрофа, 1997
6.Хрестоматия по физической географии. Составитель Максимов Н.А. М., Просвещение. 1990.
7.Интернет - ресурсы ru.wikipedia.org, www.fipi.ru., www.drofa.ru.
Лист внесённых изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...