Методические разработки
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

урок географии в 6 классе из раздела "Атмосфера" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_i_vidy_oblakov.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора: Галкина Марина Анатольевна

место работы, должность: МОУ Кесовогорская СОШ, учитель географии

предмет: география

класс: 6

тема урока: Образование и виды облаков.

базовый учебник: География. Землеведение. – В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, изд. «Дрофа».

Цель и задачи урока:

Цель: сформировать представление о способах образования облаков, познакомить с  видами облаков.

Задачи:

- Обучающие: формировать знания обучающихся о свойствах воздуха, атмосферных явлениях, механизме образования облаков, видах облаков.

 - Развивающие: развивать у обучающихся интерес к предмету,  образное мышление,  умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу, выделять причинно-следственные связи; развивать умение вести диалог.

- Воспитательные: воспитывать информационную культуру.

  • Тип урока: урок изучения нового
  • Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
  • Используемые технологии, активные формы обучения: проблемная ситуация, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, диалоговое взаимодействие.
  • Необходимое техническое оборудование: подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, компьютеры.

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№№

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Организация работы детей в классе.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Внимательно слушают учителя.

Готовят рабочее место.

1 мин

2.

Мотивация

Предлагает посмотреть эпизод из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»

(фрагмент песни «Облака – белогривые лошадки»)

Задает вопросы, создает проблемную ситуацию:

  1. О каком атмосферном объекте этот эпизод?
  2. Какие еще атмосферные объекты звучали в песне?
  3. Почему облака сравнивают с белогривыми лошадками? Какие бывают облака?
  4. Можно ли сидеть на облаках?
  5. Знаете ли Вы каким образом формируются облака?

Активный просмотр

Ответы учеников формируют учебную проблему: образование облаков, виды облаков, «можно ли сидеть на облаках?»

4 мин

3.

Целеполагание

Подводит к формулировке темы урока, предлагает дать уроку имя

«Облака – белогривые лошадки».

Используют прием «Автор» - Если бы Вы были автором учебника, как бы Вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? (создает условия для понимания нужности, важности и целесообразности изучения данной темы).

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку, используя прием «Автор».

2 мин

4.

Объяснение нового материала

Организует работу по тексту учебника, параграф 26, стр.101

План действий ученика:

-  осмысленное чтение текста;

- перевод текста в графический рисунок;

- представление результата работы;

- формулирование термина «облака».

Учащиеся самостоятельно изучают материал, используя текст учебника, выполняют задание в рабочей тетради, изучают основные понятия по теме, объясняют причинно-следственные связи формирования облака, используя графический рисунок. Дают свои ответы, доказывая. Их правильность.

10 мин

5.

Физминутка

«Облако»

Организует динамическую паузу для снятия умственного напряжения и повышения работоспособности учащихся.

Выполняют движения:

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

1 мин

6.

Практическая работа

Обращает внимание на имя урока и просит вспомнить учеников, во что превратилось облако на физминутке, таким образом,  подводит учащихся к формулировке вывода, что облака бывают разных видов.

Организует фронтальное обсуждение при просмотре иллюстрации «Виды облаков»

на сайте http://meteoweb.ru/

Организует работу в парах.

Представляет вариант заполненной таблицы.

Рефлексия – Поднимите руку, кто правильно заполнил таблицу. Молодцы! Какая колонка в таблице показалась самой трудной для заполнения? Почему?

Организует фронтальное обсуждение проделанной работы, корректирует ответы учащихся

 

Делают вывод, что бывают разные виды облаков.

Работая в парах, заполняют таблицу, используя материал на сайте http://meteoweb.ru/ «Мир облаков»

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

осадки

1.

2.

3.

Самопроверка.

Ученики отвечают на вопросы, с учетом изученного материала.

  1. Для чего нужны облака?
  2. Почему со слоистыми облаками связаны продолжительные дожди?
  3. Почему перистые облака не дают осадков?
  4. Какую роль играют облака в настроении человека?

12 мин

7.

Закрепление.

Организует работу в парах сменного состава «учитель-ученик»

Рассказ по опорному конспекту в тетради

(облака, как они образуются, виды облаков);

5 мин

8.

Обобщение.

Оценивает знания, полученные детьми в ходе урока с помощью контрольных заданий. Выполнение теста

 (на карточках) Приложение 1.

Выполняют контрольные задания,   отвечают на вопросы по изученной теме (тесты).

Взаимопроверка.

5 мин

9.

Домашнее задание.

Задает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

  1. Пар.26, стр.101, рассмотреть вопрос об облачности.
  2. Работа с сайтом

http://meteoweb.ru/ - используя условные знаки облачности заполнить календарь погоды.

  1. Подготовиться к фотовыставке «Облака – белогривые лошадки» ( в течение недели создать фотографию облака).

Записывают задание в дневник, задают вопросы.

2 мин

10.

Рефлексия.

Организует прием «закончи предложение»

- сегодня я узнал…

- было интересно…

 - было трудно…

- я понял, что…

- мне захотелось…

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Оценивают степень достижения урока

Решение проблемной ситуации: Можно ли сидеть на облаках?

2 мин

11.

Итог урока.

Добрые пожелания, выставление оценок.

1 мин

Приложение 1.

1.Выберите верное утверждение:

Облака – это…

А) сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы;

Б) движение воздуха в горизонтальном направлении;

В) сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью.

2. Установите соответствие:

кучевые

перистые

слоистые

  1. Появляются летом на высоте 1-2 км;
  2. Однообразно серые, покрывающие небо сплошной пеленой, сходны с туманом;
  3. Похожи на разбросанные по небу белые кучи ваты или огромные горы;
  4. Имеют вид ослепительно белых волокон или  кружев;
  5. Состоят из мельчайших кристалликов льда, так как образуются на высоте 7-10 км;
  6. Сходны с туманом, чаще покрывают небо осенью и весной на высоте не более 2 км;
  7. Приносят ливни и грозы;
  8. Наблюдаются в пасмурную погоду.

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Трям! Здравствуйте!»

демонстрационный

видеофрагмент

Диск «Советские мультфильмы» /

http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/1360-trjam-zdravstvujjte.html

2.

Мир облаков – Атлас облаков

практический

Иллюстрация, текст

http://meteoweb.ru/

3.

Карты погоды – Обозначение различных типов облаков

информационный

иллюстрация

http://meteoweb.ru/

План-конспект урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем учеников, проверка готовности к уроку, пожелание новых познавательных и творческих успехов.

  1. Мотивация.

Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента из мультфильма «Трям! Здравствуйте!».

Обсудим увиденное:

  1. О каком атмосферном объекте этот эпизод?
  2. Какие еще атмосферные объекты звучали в песне?
  3. Почему облака сравнивают с белогривыми лошадками? Какие бывают облака?
  4. Можно ли сидеть на облаках?

Знаете ли Вы, каким образом формируются облака?

Постройте устно логическую цепочку учебной проблемы урока:

Облака - образование облаков – виды облаков…

Проблемный вопрос: Можно ли сидеть на облаках?

  1. Целеполагание.

Определим название темы нашего урока. Правильно, это облака, а вернее «Образование и виды облаков». Запишите название темы урока в тетрадь. Я предлагаю еще и дать имя нашему уроку «Облака – белогривые лошадки», как Вы думаете, подходит ли это имя для нашего урока? Постараемся сегодня не витать в облаках, а будем думать, рассуждать, познавать и действовать.

Представьте, что Вы авторы учебника по географии, как бы Вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? (определяют цели и задачи урока).

  1. Объяснение нового материала

Рассмотрим пар.26, стр.101 учебника, познакомимся с объяснением изучаемого материала. Работаем по плану:

-  осмысленное чтение текста;

- перевод текста в графический рисунок;

- представление результата работы;

- формулирование термина «облака».

Текст читается вслух, ученики могут задать вопросы по тексту.

- Назовите мне основную мысль данного текста. (формирование облаков).

- Представьте данный текст в виде графического рисунка, поясняющего происходящие процессы формирования облаков. Время выполнения до 5 минут.

Представление результатов работы. У доски двое учеников, которые представляют свои рисунки.

Задание классу: сравните результаты работ двоих учеников (сходство, различие), сравните результаты работ двоих учеников со своим рисунком. Отметьте положительные и отрицательные моменты. Оцените деятельность двоих учеников.

Сделаем вывод: Каким образом происходит формирование облаков? Что такое облака?

Записать термин в тетрадь (1 ученик комментирует).

  1. Физминутка «Облако».

Представим себе что, мы облака…. выполним несколько упражнений: (стоя у парты)

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

  1. Практическая работа.

Скажите, пожалуйста, а в какое облако из белого мы превратились, пока выполняли  это упражнение? (грозовая туча) Какое имя мы дали нашему уроку? Облака – белогривые лошадки). Какой вывод можно сделать?

 Облака бывают разных видов.

Предлагаю изучить виды облаков при помощи сайта http://meteoweb.ru/. Работу по изучению видов облаков будем проводить в парах. (дети рассаживаются за компьютеры в паре, открывают в поисковике сайт http://meteoweb.ru/). Откройте, пожалуйста,  - Мир облаков и атлас облаков.

Обсуждение иллюстрации.

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию, перечислите названия облаков.

- Каким образом их можно объединить, в какие группы?

Кучевые, слоистые, перистые

- Можно ли выделить признаки, по которым они различаются друг от друга?

Внешний вид, высота образования, наличие  выпадающих осадков

Используя данную таблицу и сопроводительный текст, составьте таблицу «Виды облаков».

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

осадки

1.

2.

3.

(заготовки таблицы раздаются учителем; работа по заполнению происходит в парах)

Время работы 7 минут.

Самопроверка. Ученики проверяют свои таблицы с таблицей учителя.

            - Поднимите руку, кто правильно заполнил таблицу. Молодцы!

            - Какая колонка в таблице показалась самой трудной для заполнения? Почему?

 Ученики отвечают на вопросы, с учетом изученного материала.

  1. Для чего нужны облака?
  2. Почему со слоистыми облаками связаны продолжительные дожди?
  3. Почему перистые облака не дают осадков?
  4. Какую роль играют облака в настроении человека?

  1. Закрепление.

Ученики садятся за свои рабочие места за партой.

Предлагаю продолжить работу в парах, но по ролям «учитель-ученик».

 «учитель» - Ваша задача, используя опорный конспект в тетради объяснить, что такое облака, как они формируются, и какие виды облаков существуют.

«ученик» - внимательно слушает, может задать один вопрос  «учителю» по теме.

Затем работают в четверке, тот, кто был «учителем», становится «учеником» и наоборот.

Время работы – 5 минут.

  1. Обобщение.

Проверим, насколько хорошо Вы усвоили новые понятия, причинно-следственные связи по теме «Образование и виды облаков». (учитель раздает карточки с тестом)

Задание: ответьте самостоятельно на вопросы теста, оцените степень изученности темы.

1.Выберите верное утверждение:

Облака – это…

А) сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы;

Б) движение воздуха в горизонтальном направлении;

В) сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью.

2. Установите соответствие:

кучевые

перистые

слоистые

  1. Появляются летом на высоте 1-2 км;
  2. Однообразно серые, покрывающие небо сплошной пеленой, сходны с туманом;
  3. Похожи на разбросанные по небу белые кучи ваты или огромные горы;
  4. Имеют вид ослепительно белых волокон или  кружев;
  5. Состоят из мельчайших кристалликов льда, так как образуются на высоте 7-10 км;
  6. Сходны с туманом, чаще покрывают небо осенью и весной на высоте не более 2 км;
  7. Приносят ливни и грозы;
  8. Наблюдаются в пасмурную погоду.

Ответы:

1.В

2.

кучевые

перистые

слоистые

1,3.7

4,5

2,6,8

Взаимопроверка.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки?

- Поднимите руку, кому было сложно отвечать? Почему?

9. Домашнее задание.

Учитель – инструктаж выполнения, ученики – записывают в дневник, задают вопросы.

  1. Пар.26, стр.101, рассмотреть вопрос об облачности.
  2. Работа с сайтом http://meteoweb.ru/ - используя условные знаки облачности заполнить календарь погоды. (демонстрация учителем).
  3. Подготовиться к фотовыставке «Облака – белогривые лошадки» ( в течение недели создать фотографию облака).
  1. Рефлексия.

Я прошу Вас закончить мои предложения:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

 - было трудно…

- я понял, что…

- мне захотелось…

Ответьте на вопрос, который прозвучал еще в начале урока:

- Можно ли сидеть на облаках? Почему?

10. Итог урока.

Добрые пожелания, выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...