Конспект урока по географии в 6 классе" Путешествие в царство камня".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Аверкина Татьяна Юрьевна

Совершая путешествие в царство камня, открываешь для себя много тайн и загадок далёкого прошлого нашей планеты и той местности, где ты живёшь.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней.Они окружают нас повсюду. Сколько их, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям? Вот на эти и другие вопросы попытаемся ответить, совершив наше путешествие .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в царство камня»

Класс: 6

Задачи:

Образовательные:

1.Ввести понятия «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.

2. Выявить отличительные свойства минералов и горных пород.

3. Уметь определять горные породы по внешним признакам, описывать свойства горных пород.

4. Познакомить с полезными ископаемыми своей местности.

5. Показать использование человеком и меры охраны природы при добыче полезных ископаемых

Развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии и дополнительной литературой; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;   развивать любознательность.

  Воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы.

 Оборудование: памятка юного геолога,  карта « Полезные ископаемые Псковской области», атлас 6 класса,  схема: «Горные породы»,  коллекция горных пород, наборы магнитных условных знаков « Горные породы», таблица « Плотность наиболее распространённых минералов и горных пород».

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.

                                                    Эпиграф

                             Мы живём в громадном, плохо   разгаданном мире.                                                                                  И  топчем камни… не подозревая, что          

                        знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех

                        областях жизни.

                                                                      К. Г. Паустовский

                       

Ход урока

Определим тему урока. Отгадаем кроссворд.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство камня. Исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое  планеты и той местности, в которой живешь.  Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм.  Любуясь камнями, думаешь, что  в каждом из них есть какая-то тайна и много загадок. И не все они  раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

 Горные породы окружают нас повсюду. Сколько их, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле,  и какую пользу приносят камни людям? Вот на эти и другие  вопросы мы попытаемся ответить, совершив наше путешествие в царство камня.

Вопрос. Назовите горные породы, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни?  

Задание.  Выберите слова, обозначающие горные породы.

 каменная соль , базальт, глина, кирпич, стекло , глинистый сланец , песок

бетон, пластмасса, гранит, каменный уголь, мел, слюда, кварцит, кварц, полевой шпат.

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Вопрос. Чем горные породы отличаются от минералов?

В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению. Они состоят из минералов. Например, гранит. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

Проблемный вопрос урока: В чём причина разнообразия минералов и горных пород?

Итак, полистаем страницы жизни горных пород.

На доске схема Приложение 1. Она закрыта прикреплёнными к ней листами. Первый выступающий открывает магматические горные породы.

  1. К нам в гости пришла хозяйка медной горы и она нам расскажет о своих богатствах.

Я хозяйка медной горы и  хочу рассказать, что происходит в глубинах земли.

Магматические горные породы рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ. Основные  магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км. Учёные предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из - за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине. Так образуются магматические глубинные горные породы. Например, гранит, имеющий зернистое строение.

Магму, излившуюся на поверхность Земли, называют лавой. При её застывании образуются магматические породы, например базальт. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная порода называется пемзой.

Показ ролика и комментарии учителя об образовании магматических  горных пород.

Справочное бюро. Сообщение о граните. Он образуется на большой глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от цвета входящих в него кристаллов полевого шпата  (розового, красного или серого), кварца (молочно-белого) и слюды (черного). В зависимости от их состава может быть красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна использовали в строительстве и скульптуре. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, они хорошо видны в породе.

            Второй из приглашённых гостей - это хозяин равнинных пространств. Он нам расскажет об   осадочных горных породах. Открывается вторая часть схемы.

Породы, оказавшиеся на земной поверхности, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, газы. Тогда горные породы превращаются в осадочные. При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озёра, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идёт на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы (органические и осадочные горные породы). Из неорганических осадочных горных пород особенно распространены обломочные, такие как щебень, галька, гравий.

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные породы. Это различные соли, гипс и др. Вы каждый день в пищу употребляете поваренную соль.  

      Органические осадочные породы состоят в основном из растительных и животных останков. К ним относится каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник.  

Показ ролика и комментарии учителя. Давайте к магнитной доске прикрепим новые названия, с которыми нас познакомил второй гость.

Справочное бюро. Человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что «без соли стол кривой». Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

Когда-то, очень давно, где плескались воды древнего моря,  образовались соли: галит (поваренная соль), сильвинит (калийная соль), карналлит (сырье для производства магния, калия).

Галит – это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. В прошлом галит (поваренная соль) бывал и дефицитен, и дорог, о чем напоминает ветхозаветный обычай встречать дорогого гостя  хлебом и солью. На Руси бывали времена, когда соль доставалась лишь именитым и богатым, остальным приходилось покидать застолье «несолоно хлебавши». Причина не в редкости галита, это один из самых распространенных минералов на Земле. Однако он не встречается повсеместно, а сосредоточен в месторождениях. По цвету, минерал преимущественно белый, встречается и бесцветный. Иногда из-за примесей других минералов приобретает синий или красный цвет.

     Красная соль – сильвинит, калийная соль. Калийная соль тоже продукт питания, но для полей, чтобы получить высокий урожай.

И третья наша гостья.

  1. Метаморфические горные породы. Открывается третья часть схемы.

Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. При медленном прогибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися.

Пример бурый уголь    –     в антрацит  -   графит;

                         известняк – в мрамор.                              

На доске прикрепляем новые названия.

Справочное бюро. Мрамор - долговечный, прочный, стойкий к перепадам температур и влажности отделочный материал. Мрамору свойственно богатое разнообразие цветовой палитры, наличие прожилок и неповторимость рисунка, что делает его уникальным. Мрамор широко используется для внутренней отделки интерьера. Из мрамора изготавливают ступени, подоконники, колонны, столешницы. Мрамор активно используется при облицовке стен и пола, отделке каминов.

   В конце выступления наших гостей на доске появляется схема.

После объяснения учащиеся записывают в тетрадь следующие понятия:                                                 магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

Проблемный вопрос урока: В чём причина разнообразия минералов и горных пород?

( в условиях происхождения горных пород)

       Учитель. Теперь мы должны выяснить как происхождение горных пород влияет на их свойства.

Следующий этап нашей экспедиции исследование горных пород и минералов

                                  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА                                        

                           «Изучение свойств горных пород »

Цель работы: Сформировать простейшие навыки определения свойств горных пород и умение  классифицировать горные породы.

Оборудование:

1 образцы горных пород.

2 таблицы для записи полученных данных

3 шкала твёрдости ( шкала Мооса)

4 предметы для определения твёрдости горных пород ( стекло, гвоздь)

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Памятка юного геолога

1. Внимательно рассмотрите  горные породы на своём столе.                                                                                                                  2. Охарактеризуйте их по плану:

  1. Определите  цвет горной породы. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.

2.  Блеск  показывает способность минералов преломлять свет.

3. Структура

А) зернистая ( видны зёрна в минеральной породе);                                                                                                                                 Б) зёрна плохо различимы или не различимы вообще.

4. Плотность

А) плотная (зёрна минералов не различимы);                                                                                                                              Б) пористая ( в породе хорошо видны поры;                                                                                                                                                 В) рыхлая – разламывается;                                                                                                                                                           Г) сыпучая - пересыпается  из руки в руку;                                                                                                                         Д) землистая (зёрна не различимы, порода оставляет след на руках).

4. Вес   А) тяжёлые,            Б) средней тяжести,      В) лёгкие.                                                            

5. Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом. 

Определите твердость горной породы. Для этого поцарапайте горную породу ногтем, гвоздем.

А) твёрдая ( не образуется след от гвоздя)

Б) средней твёрдости; (остаётся след  от гвоздя)

В) мягкая, ( остаётся след от ногтя)

Г) хрупкая

6. Другие свойства.

Если   обломочная: форма  угловатая или окатанная

Если осадочная органического происхождения, видны ли следы растений или животных.

7.Определите горные породы по происхождению (магматические; метаморфические; осадочные  ( органические и неорганические) и внесите в таблицу №1.

8. Опишите  практическое применение горных пород.

 

3.  Результаты наблюдений занесите в таблицу №1.


План характеристики

                                    Горные         породы

1.Название

гранит

известняк

торф

мрамор

базальт

пемза

кам. уголь

песок

2.Цвет

3. Блеск                        

4. Структура                                       А) зернистая ( видны зёрна в породе),                                          Б) плотная ( если  разбивается  только молотком),                    В)пористая( в породе хорошо видны поры,                                                              Г) рыхлая - разламывается руками.                                    Д)сыпучая - пересыпается  из руки в руку.                                      Е) землистая( зёрна не различимы, порода оставляет след на руках) .

5.Твёрдость:

А) твёрдая ( не образуется след от гвоздя)

Б) средней твёрдости; (остаётся след  от гвоздя)

В) мягкая, ( остаётся след от ногтя)

Г) хрупкая

6. Вес:

А) тяжёлый;

Б) средней тяжести;

В) лёгкий.

7. Другие свойства

7. Происхождение

8. Применение

 

 Проверяем. Группы отрывают лепесток каменного цветка, где написано название горной породы, описание которой они должны сделать. И группа характеризует горную породу, которая досталась ей. Описав одну горную породу, они приступают к следующей. Представитель от группы рассказывает о своей горной породе.

                  Вывод:  свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались. 

 То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом долгой и динамичной жизни горных пород. Горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

            Полезные ископаемые - это горные породы, которые человек использует в своей деятельности. Почти все горные породы являются полезными ископаемыми.  Наша страна богата полезными ископаемыми.

           

 

        Познакомимся с условными обозначениями горных пород.                           Выступление ученика  о  поделочных камнях. Михайлов Дмитрий сам в течение длительного времени собирал горные породы, создавая свою коллекцию.

         Вопрос.  Посмотрите на карту Псковской области. Какими полезными ископаемыми богата эта территория?

        Торф ( 400 месторождений)

Песчано-гравийный материал, известняки, глины легкоплавкие, в т.ч. кирпично-черепичные глины, керамзитные глины,  известняковый туф и гажа,  щебень.

 Сапропель и лечебные грязи, гипс, песок формовочный,  песок стекольный, глины тугоплавкие,  глины цементные

                  Какого происхождения эти полезные ископаемые?        ОСАДОЧНОГО.

                   Где человек использует  горные породы?  По предложенным картинкам определить, в каких отраслях промышленности используются полезные ископаемые?

На ваше имя пришла телеграмма. О каких горных породах говорится в ней?

 

Учитель. Подошло к концу наше путешествие в мир камня.

Закончить урок я хочу строчками из А. Твардовского:

               В природе шагу не ступить,

               Чтоб тотчас, так ли сяк,

                Ей чем – нибудь не навредить

                За этот самый шаг…..

                   Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок. Нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает мстить человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не её хозяином.

                На доска схема.

                                                 Горные породы

                                                                       метаморфические
магматические         осадочные

       

У каждого на парте по несколько магнитных знаков, обозначающих горные породы. Подойдите и прикрепите их к магнитной доске, правильно распределив по происхождению.

Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание:  параграф 17.

Литература.

Современный урок географии. Часть 1-  Москва: « Школьная пресса», 2002.



Предварительный просмотр:

Таблица 5.6. Плотность наиболее распространенных минералов и горных пород

Минерал, горная порода

103, кг/м3

Минерал, горная порода

103, кг/м3

Алмаз

3,52 средней тяжести

Магнетит

5,17 тяжёлый

Кварц

2,65 средней тяжести

Галенит

7,50—7,15 тяжёлый

Топаз

3,40-,5,5 тяжёлый

Ангидрит

2,8-3,0 средней тяжести

Корунд

4,02 тяжёлый

Апатит

3,16-3,27 средней тяжести

Пирит

5,02-4,91 тяжёлый

Барит

4,3-4,7 тяжёлый

Гранит

2,55-2,67 средней тяжести

Флюорит

3,01-3,25 средней тяжести

Тальк

2,7-2,8 средней тяжести

Халькопирит

4,1-4,3 тяжёлый

Гипс

2,3-2,4 лёгкий

Сиенит

2,57-2,65 средней тяжести

Халцедон

2,59-2,64 средней тяжести

Липарит

2,14-2,59 средней тяжести

Графит

2,09-2,25 лёгкий

Конгломерат

2,1-3,0 средней тяжести

Каолинит

2,58-2,60 средней тяжести

Мергель

1,5-2,8 средней тяжести

Доломит

1,80-3,15 средней тяжести

Доломит

1,9-3,0 средней тяжести

Кальцит

2,6-2,8 средней тяжести

Соль

2,1 - 2,4 лёгкий

Магнезит

2,9-3,1 средней тяжести

Нефть

0,8 -1,0 лёгкий

Сидерит

3,0-3,9 средней тяжести

Уголь

1,0 лёгкий

Базальт

2,22-2,85 средней тяжести

Гнейсы

2,6 - 2,9 средней тяжести

Малахит

3,9-4,03 тяжёлый

Габбро

2,8 - 3,1 средней тяжести

Песчаный сланец

2,3-3,0 средней тяжести

Опал

1,9-2,5 лёгкий

Нефелин

2,55-2,65 средней тяжести

Сланец глинистый

2,3-3,0 средней тяжести

Песчаник

2,0-2,9 средней тяжести

Известняк мрамо

2,65-2,68 средней твёрдости

Лабрадорит

2,63-2,69 средней тяжести

Глина

1,2-2,4 лёгкий

Габбро

2,75-3,10 средней тяжести

Мрамор

2,68-2,72 средней тяжести

Песок

1,3-2,0 лёгкий

Кварцит

2,62-2,65

Известняк

1,8-2,9 средней тяжести

Андезит

2,17-2,68

Сланец слюдистый

2,6-2,75 средней тяжести



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                          Таблица 1

                                                                Изучение свойств горных пород

ПЛАН  ХАРАКТЕРИСТИКИ 

гранит

 

 

 

1. Цвет

 

 

 

 

2. Блеск

 

 

 

 

3. Структура

А) зернистая ( видны зёрна в минеральной породе);                                                                              

Б) плотная ( зёрна минералов не различимы);                                                                          В )пористая( в породе хорошо видны поры),                                                                                                     Г) рыхлая  ( разламывается руками)                                                                                                                             Д)сыпучая ( пересыпается  из руки в руку)                                                                                Е)землистая ( зёрна не различимы, порода оставляет след на руках)

 

 

 

 

5. Твёрдость

А) хрупкая

Б) мягкая, ( остаётся след от ногтя)

В) средней твёрдости; (остаётся след  от гвоздя)

Г) твёрдая ( не образуется след от гвоздя)

 

 

 

 

6. Вес

А) тяжёлый,          Б) средней тяжести,           В) лёгкий.

 

 

 

 

7. Другие особенности.

 

 

 

 

8. Происхождение

 

 

 

 

9. Использование

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Памятка юного геолога

1. Внимательно рассмотрите  горные породы на своём столе.                                              2. Охарактеризуйте их по плану:

  1. Определите  цвет горной породы. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.

2.  Блеск  показывает способность минералов преломлять свет.

3. Структура

  А) зернистая  (видны зёрна в породе),                                                                                         Б) плотная  (зёрна минералов не различимы, разбивается только молотком);                      В) пористая  (в породе хорошо видны поры),                                                                                Г) землистая ( зёрна не различимы, порода оставляет след на руках),                                          Д) рыхлая  (разламывается руками),                                                                                               Е) сыпучая ( пересыпается  из руки в руку).                                                                          4. Вес           А) тяжёлые,            Б) средней тяжести,             В) лёгкие.                                                      5. Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом. 

Определите твердость горной породы. Для этого поцарапайте горную породу ногтем, гвоздем.

А) твёрдая ( не образуется след от гвоздя)

Б) средней твёрдости; (остаётся след  от гвоздя)

В) мягкая, ( остаётся след от ногтя)

Г) хрупкая

6. Другие свойства.

Если   обломочная: форма  угловатая или окатанная

Если осадочная органического происхождения, видны ли следы растений или животных.

7.Определите горные породы по происхождению (магматические; метаморфические; осадочные ( органические и неорганические) и внесите в таблицу №1.

8. Опишите  практическое применение горных пород.

3.  Результаты наблюдений занесите в таблицу №1.



Предварительный просмотр:

                                Г о р н ы е                      п о р о д ы

Магматические                                                                Осадочные горные породы                                       Метаморфические                                                      

                                                                                                                                                                                     кам. уголь  -  антрацит

                                                                                                неорганические                     органические            мрамор, графит,   гнейс

                                                                                                                                                   каменный уголь, бурый уголь, мел,            

                                                                                                                                                                                   известняк, нефть

  глубинные                       излившиеся                            обломочные                 химические          

(габбро, диорит, гранит)        базальт, андезит, липарит             песок, глина, галька             гипс, соль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО "В сказочном подводном царстве"

Конспект урока по ИЗО "В сказочном подводном царстве"...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока "в 5 классе по биологии "Царство Грибы"

Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспит...

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

конспект урока по истории 5 класс "Нововавилонское царство"

В 626 году до н. э. в Вавилонии началось восстание против ассирийцев. В нем участвовало местное население – халдеи. Возглавил восстание халдей Набопаласар. Вавилоняне совместно со своими союзник...