Урок географии в 6 классе Тема "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Герцен Ольга Николаевна

Урок в стихах с презентацией. На уроке расширяются знания о реках, их строении и зависимости характера их течения от рельефа и климата.Учащиеся работают с картами атласа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6_klasse.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Номженская СОШ

Нейского района Костромской области

Урок географии

по теме

«Река и ее части»

6 класс

Учитель:

Герцен Ольга Николаевна

1 категория

2013-2014 уч.год

Урок географии в 6 классе (урок в стихах)

Тема урока: « Реки»

Цели урока:

1.образовательные: познакомить учащихся со строением реки, выявить зависимость направления и скорости течения от рельефа

2.развивающие: развивать умение работать с картами атласа, художественной литературой, а также развивать логическое мышление

Оборудование: физическая карта РФ, карта полушарий, интерактивная доска, проектор, учебный диск по физической географии 8 кл. « Реки Кавказа»

Ход урока:

1.Организационный момент.  (1-2 мин.)

2.Сообщение темы и целей урока:

Учитель: - Мы сегодня на уроке

О реке поговорим.

Много нового узнаем,

То, что знаем, повторим.

Чтобы крепче были знания

По географии у вас,

Не большую я разминку

Провести хочу сейчас

3. Повторение пройденного материала (« Географическая разминка»)  5 минут

а) Найти лишнее слово (Слайд на интерактивной доске)

- Волна, цунами, океан, течение, впадина

- Море, материк, остров, полуостров, архипелаг

- Море, пролив, губа, бухта, океан, залив, остров

- Японские острова, острова Индонезии, Филиппинские острова, остров Шри –Ланка

б) Показать по физической карте России и карте полушарий:

- Материки в порядке убывания их площади

- океаны в порядке увеличения их площади

- 3 внутренних моря

- 3 окраинных моря

- 3 острова

- 3 полуострова

- 3 архипелага

- 3 залива

- 3 пролива

- 3 течения

3. Изучение нового материала.  (25 мин.)

Учитель: - Сегодня мы узнаем дети

О реке и речной сети,

Об истоках и притоках,

Ну а также о порогах,

О речной долине, русле,

И, конечно же, об устье.

О водопаде и бассейне

Поговорим мы, несомненно.

Правый, левый берега,

Отличите без труда.

Тема эта необъятна,

Мы начнем с азов, ребята.

Для начала мне скажите.

Ум свой быстро напрягите,

И ответьте не тая,

Что такое все ж река?

 Ответы  учащихся. Вместе формулируем определение:

« Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении на суше, называемом руслом»

Учитель: Русло находится на дне более широкого углубления, которое называется речной долиной

( Слайд « Речная долина»)

Работа по схеме, выявление основных частей речной долины

Учитель: Толковых среди вас немало.

Где река берет начало?

( Ответы учащихся)

Учитель: Место, где река берет свое начало называется истоком.

( Слайд « Строение реки»)

Некоторые реки берут свое начало из родников, другие из озера, третьи из болот, а четвертые с гор, их питают тающие ледники. Чем дальше она течет, становится шире, полноводнее. Только в жарких пустынях они теряются. Как вы думаете, почему?

( Ответы учащихся)

Учитель: Координаты проходили,

Устья рек мы находили.

На карте часто их искали,

Устьем что мы называли?

( Ответы детей)

Большинство рек впадают в море, в океан, а иногда в озеро. Более мелкие реки впадают в другие реки и являются их притоками. Как определить. Где левый приток, а где правый?

( Работа с физической картой РФ в атласе)

Определите, каким притоком является р.Иртыш, а также р. Ока, р. Кама, р. Ангара.

Учитель: Я не забуду в этой теме

Поговорить и о речной системе

Речная система- это главная река со всеми притоками.

( Работа с картой полушарий в атласе) – определите у какой из рек речная система больше? У Амазонки или Нила? У Енисея или Волги?

Учитель: Знать должны ученики

Что есть еще бассейн реки.

Слайд « Бассейн реки»

Здесь вы видите реку Лену. С территории, обведенной красной линией вся вода стекает в эту реку. Если выпадет дождь над этой территорией, то часть воды обязательно попадет в эту реку. Я говорю часть, потому что часть воды просачивается в землю, другая часть испарится. Так вот, та площадь с которой вся вода стекает в одну реку и называется речным бассейном.

( Работа с физической картой РФ) С какой площади собирает воду р. Обь? А р. Амазонка?

Учитель: Как соседние две речки

Делят воду меж собой?

Водораздел им помогает

Сейчас  мы это разъясним с тобой.

Так Уральские горы будут водоразделом для р. Волги и р. Обь. С восточных склонов Урала вода стекает в Обь, а с западных в Волгу.

Границу между соседними речными бассейнами называют водоразделом.

(Найдите по карте РФ, водораздел между Леной и Енисеем, Печорой и Северной Двиной.)

Учитель: От рельефа же зависит

Почему одна река

Так раздольна и спокойна,

А другая бурная.

Почему одни петляют,

Свои русла углубляют,

С малой скоростью текут.

Другие же грохочут и бегут?

- Как вы думаете. Чем отличаются реки, текущие по равнине от рек, текущих в горах?

( Ответы учащихся)

- Да действительно, реки текущие по равнине более спокойные, русла широкие. Волга – равнинная река, скорость ее течения всего 1 метр в секунду. Такие реки обходят препятствия, так как у них нет напора.

Горные реки текут быстрее, они не образуют извилин. Многие из них потом выходят на равнины и становятся равнинными. Например, река Терек ( найти на карте) берет свое начало в Кавказских горах на высоте 5000 м. и далее выходит на равнину.

( Видеоролик « Реки Кавказа») из учебного диска 8 класса

Учитель: Часто твердые породы

Путь реке преграждают,

Затрудняют им теченье,

Их порогом называют

-Самая порожистая река в России Ангара. Пороги мешают судоходству. Но зато на таких реках строят гидроэлектростанции.

Учитель: Вдруг с высокого уступа

С шумом падает река,

Водопад здесь образует,

Брызги, пенится вода.

Самый высокий водопад в мире водопад Анхель, находится он в Южной Америке на р. Ориноко, его высота 1045 м. Его обнаружил летчик Анхель в 1935 г.. в честь его и назвали.

Дополнительная информация о водопаде Виктория в Африке, о водопаде Илья Муромец в России, о Ниагарском водопаде в Северной Америке) рассказывают учащиеся по  презентациям.

4. Закрепление пройденного материала (5-9 мин.)

Учащиеся получают карточки – задания по пройденному на уроке материалу.

( Приложение 1)

5. Домашнее задание (1-2 мин)

Параграф ,

Творческое задание - подготовить интересный материал о  реке, водопаде или составить загадки, ребусы, презентацию

Приложение 2 Презентация по теме «Река»

Карточка – задание по теме «Река»   (Приложение 1)

1.Дорисуй схему (подписать название частей и дорисовать недостающие части рек).

2.Определите, к бассейну какого океана относятся перечисленные реки:

  • Амур        (1) Тихий океан
  • Амазонка                                               (2) Атлантический океан
  • Миссисипи                                            (3) Индийский океан
  • Конго                                                      (4) Северный Ледовитый океана        

3.Распределите реки по материкам:

  • Муррей        (1) Евразия
  • Волга        (2) Африка
  • Нил        (3) Северная Америка
  • Парана        (4) Южная Америка
  • Макензи        (5) Австралия

4. Подберите пару: река – исток.

  • Амазонка                                               (1) Байкал
  • Волга         (1) Анды
  • Нил        (5) Валдайская возвышенность
  • Ангара        (6) озеро Виктория

5. Подберите пару: река – устье.

  • Нигер         (1) Азовское море
  • Ганг        (2) Аравийское море
  • Обь        (3) Карское море
  • Дон        (4) Гвинейский залив

6. Найди соответствие:

1. Устье                                                  А) Начало реки

2. Речной бассейн                               Б) Граница, разделяющая соседние речные бассейны

3. Водораздел                                      В) Площадь суши, с которой вода стекает в одну реку

4. Исток                                                  Г) Место, где река впадает в другую реку, море, озеро

5. Речная система                                Д) Река со всеми ее притоками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...