Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии по теме

Исмаилова Мадина Шакулыевна

Данные разработки рабочих программ основаны на авторских. Это один из их вариантов программ для учебников издательства "Вентана - Граф".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Развилка

   

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                         Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:

 ___________Литвинова Т.Ю.

                  Дата:__________   № приказа ___________

                                         М.П.

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

                                          для 6 АБВГ классов

Составитель:  Исмаилова Мадина Шакулыевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013г.

Предмет   география    Учитель: Исмаилова М.Ш.

Класс

6 «А», «Б», «В», «Г»

Кол-во нед. часов

2

Кол-во часов за год по программе

68

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе программы авторами - составителя которой являются А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, О.А. Бахчиева, Е.А. Таможняя  (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.- 68 ч.) и учебника Летягина А.А.  «География. Начальный курс. 6 класс»  (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.), который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.  N 1067).

Планирование рассчитано на 68 часов, в неделю - 2 часа (1ч. по базисному плану + 1ч. за счет регионального компонента), что соответствует учебному плану школы 2013-14 учебного года. За основу программы принята программа, рассчитанная на 68ч.,  34 темы интегрируются для изучения регионального компонента.

Содержание программы, ее теоретическую и практическую часть планируется выполнить в полном объеме. Рабочая программа полностью следует авторской программе в ее целях, задачах и направлена на достижение планируемых результатов, что соответствует миссии, целям и задачам школы.

Обоснование выбора программы

УМК «География. Начальный курс. 6 класс» А.А. Летягина - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Программа полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», изложенным в частях «Источники географической информации» и «Природа Земли и человек». В данной программе значительно расширена краеведческая часть содержания. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа основного общего образования по географии. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.) планируется:   8 практических работ,  из них 8 оценочных. Также планируется  3 тестовые работы  для организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии, на которые отводится 30 минут урока и 1  итоговый тест по форме ЕГЭ по курсу «География. Начальный курс. 6 класс».

Оценивание знаний учащихся осуществляется согласно критериям, прописанным в локальном акте школы.

Календарно-тематическое планирование по географии

(Р- региональный компонент)

п/п

Плановые сроки прохождения

Наименование раздела  и тем

Часы учебного времени

Корректировка

дат

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Введение

4

1

02.09-07.09

Что изучает география?

1

2

02.09-07.09

Основные этапы познания поверхности планеты.

1

3

09.09-14.09

Выдающиеся географические путешествия и открытия.

1

4

09.09-14.09

Практическая работа №1 «Нанесение на карту маршруты географических путешествий». Наблюдения  за географическими объектами своей местности

1/Р

Планета Земля. Изображение земной поверхности

15

Тема I. Земля как планета  Солнечной системы

4

5

16.09-21.09

Возникновение и геологическая история Земли  

1

6

16.09-21.09

Форма и размеры Земли

1

7

23.09-28.09

Движения Земли. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом в своей местности

1/Р

8

23.09-28.09

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

Тема II. План местности

6

9

30.09-05.10

Изображение поверхности Земли

1

10

30.09-05.10

Ориентирование на местности

1

11

07.10-12.10

Масштаб

1

12

07.10-12.10

Способы построения планов местности. Практическая работа №2: «Проведение полярной или маршрутной съемки местности». Составление плана РСШ

1/Р

13

14.10-19.10

Абсолютная и относительная высота. Рельеф местности

1/Р

14

14.10-19.10

Значение планов местности в практической деятельности человека

1

Тема III. Глобус и географическая карта - модели земной поверхности

5

15

21.10-26.10

Глобус – модель Земли. Градусная сетка

1

16

21.10-26.10

Географические координаты

1

17

28.10-31.10

Географическая карта

1

18

11.11-16.11

Значение карт в деятельности человека

1

19

11.11-16.11

Практическая работа №3 «Определение географических координат».  Определение координат своего населенного пункта. Итоговый урок по теме: «Географическая карта»

1/Р

Геосферы Земли

42

Тема IV. Литосфера

10

20

18.11-23.11

Внутреннее строение Земли

1

21

18.11-23.11

Литосфера – твердая оболочка Земли. Минералы и горные породы. Местные горные породы в хозяйственной деятельности человека

1/Р

22

25.11-30.11

Виды движения земной коры. Стихия землетрясений

1

23

25.11-30.11

Вулканы Земли

1

24

02.12-07.12

Выветривание и перемещение горных пород

1/Р

25

02.12-07.12

Основные формы рельефа суши. Горы

1

26

09.12-14.12

Равнины и плоскогорья суши

1/Р

27

09.12-14.12

Рельеф дна Мирового океана

1

28

16.12-21.12

Человек в горах и на равнине. Практическая работа № 4: «Географическое положение гор и равнин»  

1/Р

29

16.12-21.12

Итоговый урок по теме «Литосфера». Тест по теме «Литосфера»

1/Р

Тема V. Гидросфера

10

30

23.12-28.12

Гидросфера, ее состав

1 /Р

31

23.12-28.12

Мировой океан и его части

1

32

13.01-18.01

Динамика вод Мирового океана

1

33

13.01-18.01

Воды суши. Реки

1

34

20.01-25.01

Практическая работа №5 «Определение по картам положение рек и морей. Описание реки своей местности »

1/Р

35

20.01-25.01

Озёра

1/ Р

36

27.01-01.02

Ледники

1

37

27.01-01.02

Подземные воды

1

38

03.02-08.02

Человек и гидросфера. Наблюдение за поведением реки своей местности в течение года

1/Р

39

03.02-08.02

Виды водных транспортных средств. Итоговый урок по теме «Гидросфера». Тест по теме «Гидросфера»

1/Р

Тема VI. Атмосфера.

10

40

10.02-15.02

Атмосфера, ее состав

1

41

10.02-15.02

Температура воздуха

1/Р

42

17.02-22.02

Атмосферное давление

1

43

17.02-22.02

Ветер

1/Р

44

24.02-01.03

Влажность воздуха. Облака

1

45

24.02-01.03

Атмосферные осадки

1/Р

46

03.03-07.03

Погода

1

47

03.03-07.03

Практическая работа №6 «Обработка результатов наблюдения за погодой в своей местности»

1/Р

48

10.03-15.03

Климат

1

49

10.03-15.03

Человек и атмосфера. Погодой в своей местности. Итоговый урок по теме «Атмосфера». Тест по теме «Атмосфера»

1/Р

Тема VII. Почвенный покров

2

50

17.03-22.03

Почва  и ее образование

1

51

17.03-22.03

Плодородие почвы. Практическая работа №7 «Описание почвенного разреза своей местности»

1/Р

Тема VIII. Биосфера

6

52

31.03-05.04

Биосфера, ее границы

1

53

31.03-05.04

Разнообразие животных и растений на суше

1/Р

54

07.04-12.04

Жизнь в океане

1

55

07.04-12.04

Охрана органического мира

1/Р

56

14.04-19.04

Человек как часть биосферы

1/ Р

57

14.04-19.04

Практическая работа №8: «Наиболее распространенные растения и животные своей местности».  Итоговый урок по теме «Биосфера»

1/Р

Тема IX. Географическая оболочка Земли.

4

58

21.04-26.04

Взаимосвязь оболочек Земли

1/Р

59

21.04-26.04

Природные и природно – хозяйственные комплексы

1/Р

60

28.04-30.04

Географическая оболочка – самый большой природный комплекс

1/ Р

61

05.05-08.05

Изменения географической оболочки под воздействием человека

1/Р

Тема X. Природа и население своей местности

4

62

12.05-17.05

Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности

1/Р

63

12.05-17.05

Население своей местности. Населенные пункты

1/Р

64

19.05-24.05

Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1/Р

65

19.05-24.05

Итоговый контроль знаний. Итоговый тест

1

66

26.05-28.05

Итоговый урок по курсу

1

Резерв времени

2ч.

Итоговое тестирование прилагается.

Формы и средства контроля

  • Автор Н.Н. Петрова «Тесты по географии 6-10 классы». Изд. «Дрофа», 2000г.
  • Автор В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-11 классы». Изд. «Дрофа», 1996г.
  • Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по географии в 2003г.,2006г., 2007г., 2008г.
  • Автор Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии». (М.: Дрофа), 2000г.
  • Автор А.А. Лобжанидзе Тетрадь – тренажер для 6 класса «География. Планета Земля». Изд. «Просвещение», Москва, 2006г.
  • Автор В. В. Барабанов Тетрадь – экзаменатор для 6 класса «География. Планета Земля». Изд. «Просвещение», Москва, 2007г.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Автор Летягин А.А.  «География. Начальный курс. 6 класс»  (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.).
  • Автор Летягин А.А.  Рабочая тетрадь (часть 1 и 2)  к учебнику Летягина А.А.  «География. Начальный курс. 6 класс»  (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.).
  • Атлас  и контурная карта «География. 6 класс. Учись быть первым». Изд. ДИК «Дрофа», 2013 год
  • Автор А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». Изд. «Дрофа», 2003г.
  • Автор С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы». Изд. «Глобус», 2007г.
  • Автор Н.А. Никитина «Поурочное разработки по географии. 6 класс». Изд. «ВАКО», Москва, 2004г.
  • Автор И.В. Душина «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях». Изд. «Дрофа», 2007г.
  • Научно - методический журнал «География в школе». Официальное издание МО РФ.
  • Электронная версия журнала «Гео».  Изд. «1 сентября», Москва, 2010-2013гг.

Учебно – лабораторное оборудование

  • Набор плакатов по теме «Литосфера», «Гидросфера»
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Набор мультимедиа: Образовательная коллекция «География 6-10 классы» и «Начальный курс географии. 6 класс», «Планета Земля. География 6 класс»- 1и 2 части, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии. 6 класс», видеосборник «Искатели истины и новых миров»
  • Коллекция фильмов BBC «Загадки природы» и др.
  • Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»
  • Барометр
  • Гигрометр
  • Термометр
  • Электронное интерактивное приложение «География: дидактические и развивающие игры с ИКТ. 6-11 класс» издательства «Планета»
  • Коллекция видеофильмов Ридерз Дайджест «Грозные силы природы»
  • Коллекция фильмов «Золотой глобус»
  • Коллекция фильмов National geographic
  • Глобусы
  • Географические карты
  • Мультимедийный проектор
  • DVD плеер
  • DVD проигрыватель
  • Портреты путешественников
  • Телурий
  • Курвиметр
  • Модель оврага
  • Сейсмограф

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей естественного цикла от ___________№ _________

Руководитель ШМО_____________Барановская Л.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР: __________Журавлева Е.Ю._________

                                                                                               дата        



Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Развилка

   

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                         Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:

 ___________Литвинова Т.Ю.

                  Дата:__________   № приказа ___________

                                         М.П.

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

                                     для 8 А,Б,В,Г,Д классов

Составитель:  Исмаилова Мадина Шакулыевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013г.

Предмет   география - 8 класс    Учитель: Исмаилова М.Ш.

Класс

8 «А»,  «Б», «В», «Г» «Д»

Кол-во нед. часов

2

Кол-во часов за год по программе

68

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы, авторами - составителя которой являются А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, О.А. Бахчиева, Е.А. Таможняя (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.-68 ч.) и учебника В.Б. Пятунина и Е.А. Таможняя «География России. Природа. Население. 8 класс» (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.), который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г.  N 1067).

Планирование рассчитано на 68 часов, в неделю - 2 часа, что соответствует учебному плану школы 2013-14 учебного года.

Содержание программы, ее теоретическую и практическую часть планируется выполнить в полном объеме. Рабочая программа полностью следует авторской программе в ее целях, задачах и направлена на достижение планируемых результатов, что соответствует миссии, целям и задачам школы. Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, заявленным в авторской программе.

Обоснование выбора программы

УМК «География России. Природа. Население. 8 класс» В.Б. Пятунина и Е. А. Таможняя  выбран за основу как продолжение данной предметной линии «Вентана - Граф»  с 6 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа  позволяет решить задачи, обозначенные в  обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа основного общего образования по географии. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.) планируется:   11 практических работ, из них 11 оценочных. Также планируется  6 тестовых работ в формате ЕГЭ ёдля организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии, на которые отводится 40 минут урока и 1 итоговый тест по форме ЕГЭ по курсу «География России. Природа. Население. 8 класс».

Оценивание знаний учащихся осуществляется согласно критериям, прописанным в локальном акте школы.

Календарно-тематическое планирование по географии

п/п

Плановые сроки прохождения

Наименование раздела  и тем

Часы учебного времени

Корректировка

дат

8 А

8 Б

8 В

8 Г

8 Д

1

02.09-07.09

Введение 

Что изучают в курсе «География России»?

1

1

Географическое положение и формирование государственной территории России

11

Географическое положение России

8

2

02.09-07.09

Виды географического положения России. Природно - географическое положение России

1

3

09.09-14.09

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

1

4

09.09-14.09

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое  положение России

1

5

16.09-21.09

Государственная территория России

1

6

16.09-21.09

Виды государственных границ России

1

7

23.09-28.09

Административно-территориальное устройство РФ

1

8

23.09-28.09

Различия во времени на территории России. Практическая работа №1 «Решение задач по определению времени на территории России»  

1

9

30.09-05.10

Практическая работа №2 по теме «Географическое положение России»

1

История  заселения, освоения и исследования  территории России

3

10

30.09-05.10

Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв.

1

11

07.10-12.10

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв.

1

12

07.10-12.10

Географическое изучение России в XX в. Современные географические исследования. Тест по теме «История освоения территории России»

1

Природа России

37

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

13

14.10-19.10

Главные особенности рельефа России. Геологическое летоисчисление

1

14

14.10-19.10

Основные тектонические структуры, тектоническая карта

1

15

21.10-26.10

Размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры

1

16

21.10-26.10

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

1

17

28.10-31.10

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Тест по теме «Рельеф и минеральные ресурсы России»

1

18

11.11-16.11

Практическая работа №3 по теме «Рельеф и минеральные ресурсы России». 

1

Климат и агроклиматические ресурсы

8

19

11.11-16.11

Факторы формирования  климата на территории страны

1

20

18.11-23.11

Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду

1

21

18.11-23.11

Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов.

1

22

25.11-30.11

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

1

23

25.11-30.11

Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №4 по теме «Типы климатов России»

1

24

02.12-07.12

Агроклиматические ресурсы страны

1

25

02.12-07.12

Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей.  Тест по теме «Климат и агроклиматические ресурсы России»

1

26

09.12-14.12

Практическая работа №5 по теме «Определение особенностей погоды для различных пунктов» 

1

Внутренние воды и водные ресурсы

6

27

09.12-14.12

Состав внутренних вод на территории страны

1

28

16.12-21.12

Главные речные системы России

1

29

16.12-21.12

Практическая работа №6 по теме «Реки России»

1

30

23.12-28.12

Важнейшие озера и их происхождение. Болота

1

31

23.12-28.12

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

32

13.01-18.01

Водные ресурсы.   Тест по теме «Внутренние воды России»

1

Растительный и животный мир

3

33

13.01-18.01

Растительный покров России, карта растительности

1

34

20.01-25.01

Животный мир

1

35

20.01-25.01

Биологические ресурсы. Практическая работа №7 « Охрана растительного и животного мира России».

1

Почвы и почвенные ресурсы

3

36

27.01-01.02

Почва. Условия образования  и закономерности распространения

1

37

27.01-01.02

Почвенные ресурсы России

1

38

03.02-08.02

Практическая работа №8 по теме «Типы почв России»

1

Природные различия на территории России

11

39

03.02-08.02

Природно-территориальные комплексы на территории России

1

40

10.02-15.02

Физико-географическое районирование территории России

1

41

10.02-15.02

Широтная зональность и высотная поясность на территории России

1

42

17.02-22.02

Характеристика природных зон.  Зона арктических пустынь, тундра

1

43

17.02-22.02

Лесные зоны России

1

44

24.02-01.03

Зона степей, полупустынь и пустынь

1

45

24.02-01.03

Высотная поясность

1

46

03.03-07.03

Аквальные ПК у берегов России

1

47

03.03-07.03

Природно-хозяйственные различия морей

1

48

10.03-15.03

Особо охраняемые территории и объекты Всемирного природного наследия.  Практическая работа №9 по теме  «Природные зоны России».  

1

49

10.03-15.03

Обобщающий урок по теме «Природно-территориальные комплексы России». Тест по теме «Природно-территориальные комплексы России»

1

Население России

10

Человеческий потенциал - главное богатство страны

2

50

17.03-22.03

Численность населения России. Естественный прирост

1

51

17.03-22.03

Половой и возрастной состав населения.

1

Народы России

2

52

31.03-05.04

Основные языковые семьи и группы.

1

53

31.03-05.04

Религиозный состав населения

1

Особенности урбанизации в России

2

54

07.04-12.04

Крупнейшие города и городские агломерации

1

55

07.04-12.04

Географические особенности расселения сельского населения

1

Причины, типы и направления миграций населения на территории России

2

56

14.04-19.04

Особенности современного размещения населения России

1

57

14.04-19.04

Основная полоса расселения, зона Севера

1

Трудовые ресурсы

1

58

21.04-26.04

Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства.  Практическая работа №10 по теме «Население России».

1

59

21.04-26.04

Обобщающий урок по теме «Население России». Тест по теме «Население России»

1

Природный фактор в развитии России

5

Влияние природной среды на развитие общества

1

60

28.04-30.04

Влияние природных условий на жизнь и деятельность человека

1

Природные ресурсы, их квалификации

4

61

05.05-08.05

Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов

1

62

12.05-17.05

Обеспеченность России природными ресурсами

1

63

12.05-17.05

Практическая работа №11 по теме: «Природные ресурсы своей местности»

1

64

19.05-24.05

Итоговый контроль знаний

1

65

19.05-24.05

Итоговый урок по курсу 8 класса

1

26.05-28.05

Резерв времени

3

Итоговое тестирование прилагается.

Формы и средства контроля

  • Автор Н.Н. Петрова «Тесты по географии 6-10 классы». Изд. «Дрофа», 2000г.
  • Автор В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-11 классы». Изд. «Дрофа», 1996г.
  • Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по географии в 2003г.,2006г., 2007г., 2008г.
  • Автор Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии». (М.: Дрофа), 2000г.
  • Автор Д.Н. Замятин «Тесты по географии России». Изд. «Уникум- Центр», 1999г.
  • Автор А.А. Летягин «Тесты по географии для средней школы. 8-9 класс». Изд. «Аквариум», 1997г.
  • Автор В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя «Подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания. 8 класс». Москва, издательство «Вентана-Граф», 2011г.
  • В.В. Барабанов «География. ГИА. Экспресс-диагностика. 8 класс». Москва. «Национальное образование», 2012.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Авторы В.Б. Пятунина и Е.А. Таможняя учебника «География России. Природа. Население. 8 класс» (Москва. Издательский центр «Вентана –Граф», 2009г.).  
  • Атлас  и контурная карта «География России. 8 класс. Учись быть первым». Изд. ДИК «Дрофа», 2010 г.
  • Автор А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». Изд. «Дрофа», 2003г.
  • Автор С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы». Изд. «Глобус», 2007г.
  • Автор Э.В. Ким и др. «Поурочное планирование изучения географии по учебникам Федерального перечня». Изд. «Школьная Пресса», 2008г.
  • Автор Н. Ю. Маерова «Уроки географии 8-9 классы». Изд.  «Дрофа», 2004г.
  • Автор Л.Ф. Греханкина «География Московской области. Методические рекомендации по изучению курса». Изд. ИПК и ПРНО МО, 1993г.
  • Автор Е. М. Курашева «География России в схемах и таблицах. 8-9 классы». Изд. «Экзамен», 2011г.
  • Автор Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии: Природа России.8 класс». Изд. «ВАКО», 2004г.
  • Автор И.В. Душина «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях». Изд. «Дрофа», 2007г.
  • Научно - методический журнал «География в школе». Официальное издание МО РФ.

Учебно – лабораторное оборудование

  • Набор мультимедиа: Образовательная коллекция «География 6-10 классы» и «География России. Природа и население. 8 класс», Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии. 8 класс»
  • Коллекция фильмов BBC «Россия от края и до края» и др.
  • Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»
  • Барометр
  • Гигрометр
  • Термометр
  • Электронное интерактивное приложение «География: дидактические и развивающие игры с ИКТ. 6-11 класс» издательства «Планета»
  • Коллекция видеофильмов Ридерз Дайджест «Грозные силы природы»
  • Коллекция фильмов «Золотой глобус»
  • Коллекция фильмов National geographic
  • Глобусы
  • Географические карты
  • Мультимедийный проектор
  • DVD плеер
  • DVD проигрыватель
  • Портреты путешественников

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей естественного цикла от ___________№ _________

Руководитель ШМО_____________Барановская Л.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР: __________Журавлева Е.Ю._________

                                                                                               дата        



Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Развилка

   

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                         Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:

 ___________Литвинова Т.Ю.

                  Дата:__________   № приказа ___________

                                         М.П.

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

                                         для 9 АБВГ классов

Составитель:  Исмаилова Мадина Шакулыевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013г.

Предмет   география- 9 класс    Учитель: Исмаилова М.Ш.

Класс

9 «А»,  «Б», «В», «Г»

Кол-во нед. часов

2

Кол-во часов за год по программе

68

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе программы авторами - составителя которой являются А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, О.А. Бахчиева, Е.А. Таможняя, (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.-68 ч.) и учебника Е.А. Таможняя и С.Г. Толкунова «География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс» (Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010г.), который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.  N 1067).

Планирование рассчитано на 68 часов, в неделю - 2 часа, что соответствует учебному плану школы 2013-14 учебного года.

Рабочая программа полностью следует авторской программе в ее целях, задачах и направлена на достижение планируемых результатов, что соответствует миссии, целям и задачам школы. 

Содержание программы, ее теоретическую и практическую часть планируется выполнить в полном объеме.

 Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, заявленным в авторской программе.

Обоснование выбора программы

УМК «География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс» Е. А. Таможняя  и С.Г. Толкуновой выбран за основу как продолжение данной предметной линии «Вентана - Граф»  с 6 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа  позволяет решить задачи, обозначенные в  обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа основного общего образования по географии. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.) планируется:   9 практических работ, из них 9 оценочных. Также планируется  2 тестовые работы для организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии, на которые отводится 40 минут урока.

Оценивание знаний учащихся осуществляется согласно критериям, прописанным в локальном акте школы.

Календарно-тематическое планирование по географии

п/п

Плановые сроки прохождения

Наименование раздела  и тем

Часы учебного времени

Корректировка

дат

9 А

9 Б

9 В

9 Г

1

02.09-07.09

Введение.

1

V.  Хозяйство России

25

Общая характеристика хозяйства России

3

2

02.09-07.09

Исторические особенности формирования хозяйства России

1

3

09.09-14.09

Современное хозяйство России, его задачи

1

4

09.09-14.09

 Место и роль России в современной мировой экономике

1

География отраслей и межотраслевых комплексов

22

Топливно - энергетический комплекс

4

5

16.09-21.09

Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

1

6

16.09-21.09

Угольная промышленность

1

7

23.09-28.09

Электроэнергетика

1

8

23.09-28.09

Практическая работа №1 по теме «ТЭК России». Итоговый урок по теме «ТЭК России».

1

Металлургический комплекс

2

9

30.09-05.10

Черная металлургия России

1

10

30.09-05.10

Цветная металлургия

1

Химико-лесной комплекс.

2

11

07.10-12.10

Химическая промышленность

1

12

07.10-12.10

Лесная промышленность. География химико-лесного комплекса

1

Машиностроительный комплекс

3

13

14.10-19.10

Машиностроительный комплекс

1

14

14.10-19.10

Особенности размещения предприятий ВПК

1

15

21.10-26.10

Проблемы и перспективы развития комплекса

1

Агропромышленный комплекс

4

16

21.10-26.10

Сельское хозяйство: отраслевой состав

1

17

28.10-31.10

Главные районы размещения земледелия

1

18

11.11-16.11

Главные районы размещения животноводства

1

19

11.11-16.11

Пищевая и легкая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК

1

Инфраструктурный комплекс

5

20

18.11-23.11

Инфраструктурный комплекс. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России

1

21

18.11-23.11

Особенности разных видов транспорта

1

22

25.11-30.11

Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи

1

23

25.11-30.11

Социальная инфраструктура. Научный комплекс. Практическая работа №2 по теме: «Составление схемы хозяйственных связей предприятия»

1

24

02.12-07.12

Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Тест по теме «География отраслей и межотраслевых комплексов»

1

Экологический потенциал России

2

25

02.12-07.12

Экологические проблемы на территории России

1

26

09.12-14.12

Экологический потенциал России, его значение. Практическая работа №3 по теме: «Оценка экологической ситуации в своей местности»

1

VI. Природно-хозяйственные регионы России

37

Принципы выделения регионов на территории страны

2

27

09.12-14.12

Виды районирования территории России

1

28

16.12-21.12

Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны

1

29

16.12-21.12

Общая комплексная характеристика европейской части России.

1

Центральная Россия

3

30

23.12-28.12

Центральная России. Состав региона, природа, ресурсы

1

31

23.12-28.12

Население. Специализация хозяйства

1

32

13.01-18.01

Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион. Практическая работа №4 по теме «Центральная Россия»

1

Европейский Север

3

33

13.01-18.01

Состав региона Европейский Север, его положение, природа

1

34

20.01-25.01

Население региона. Специализации хозяйства региона

1

35

20.01-25.01

Потенциал развития региона  и его проблемы

1

Северо-Запад

3

36

27.01-01.02

Состав региона Северо – Запад, его положение, природа

1

37

27.01-01.02

Население. Санкт-Петербург – северная столица России. Практическая работа №5 «Сравнение двух столиц»

1

38

03.02-08.02

Отрасли специализации района. Проблемы региона

1

Поволжье

3

39

03.02-08.02

Состав региона Поволжье, его положение, природа

1

40

10.02-15.02

Население Поволжья. Современная специализация хозяйства региона

1

41

10.02-15.02

Современная специализация хозяйства региона. Практическая работа №6 по теме: «Экологические проблемы Волго- Каспийского бассейна»

1

ЮГ европейской части страны

3

42

17.02-22.02

Состав  региона Европейский Юг, его положение, природа и ресурсы

1

43

17.02-22.02

Население

1

44

24.02-01.03

Современные отрасли специализации и проблемы региона

1

Урал

3

45

24.02-01.03

Особенности положения и природы Урала. Население

1

46

03.03-07.03

Основные отрасли специализации

1

47

03.03-07.03

Практическая работа №7 по теме «Промышленные узлы Урала». Проблемы региона

1

48

10.03-15.03

Общая комплексная характеристика Азиатской части России

1

Сибирь

2

49

10.03-15.03

Положение региона Сибирь, природа. Освоение территории русскими

1

50

17.03-22.03

Население. Региональные различия на территории Сибири

1

Западная Сибирь

3

51

17.03-22.03

Состав территории Западная Сибирь. Природные ресурсы

1

52

31.03-05.04

Специализация хозяйства.  Практическая работа №8 «Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона»

1

53

31.03-05.04

Население. Внутрирайонные различия

1

Восточная Сибирь

3

54

07.04-12.04

Состав территории Восточная Сибирь, положение и ресурсы

1

55

07.04-12.04

Население района

1

56

14.04-19.04

Хозяйство района. Внутрирайонные различия

1

Южная Сибирь

3

57

14.04-19.04

Состав территории Южная Сибирь. Особенности положения, ресурсы

1

58

21.04-26.04

Население региона

1

59

21.04-26.04

Отрасли специализации. Проблемы района и внутрирайонные различия

1

Дальний Восток

4

60

28.04-30.04

Состав региона Дальний Восток, его положение, ресурсы

1

61

05.05-08.05

Население района

1

62

05.05-08.05

Специализация района. Проблемы и внутрирайонные различия

1

63

12.05-17.05

Итоговый урок по теме: «Природно-хозяйственные регионы России». Тест по теме «Природно – хозяйственные регионы России»

1

VII. Россия в современном мире  

2

64

12.05-17.05

Место России среди стран мира. Связи России со странами СНГ

1

65

19.05-24.05

Международные экономические связи России.  Практическая работа №9 «Определение основных статей экспорта  и импорта России»

1

66

19.05-24.05

Итоговый урок по курсу

1

Резерв учебного времени

2

Итоговое тестирование прилагается

Формы и средства контроля

  • Автор Н.Н. Петрова «Тесты по географии 6-10 классы». Изд. «Дрофа», 2000г.
  • Автор В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-11 классы». Изд. «Дрофа», 1996г.
  • Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по географии в 2008г., 2013г., 2014г.
  • Автор Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии». (М.: Дрофа), 2000г.
  • Автор Д.Н. Замятин «Тесты по географии России». Изд. «Уникум - Центр», 1999г.
  • Автор А.А. Летягин «Тесты по географии для средней школы. 8-9 класс». Изд. «Аквариум», 1997г.
  • «Подготовка к ГИА. 9 класс». Москва, издательство ФИПИ, 2011г., 2013г.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Авторы Е.А. Таможняя и С.Г. Толкунова учебника «География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс»  (Москва. Издательский центр «Вентана –Граф», 2010г.).  
  • Атлас  и контурная карта «География России. 9 класс. Учись быть первым». Изд. ДИК «Дрофа», 2013 г.
  • Автор А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». Изд. «Дрофа», 2003г.
  • Автор С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы». Изд. «Глобус», 2007г.
  • Автор Э.В. Ким и др. «Поурочное планирование изучения географии по учебникам Федерального перечня». Изд. «Школьная Пресса», 2008г.
  • Автор Н. Ю. Маерова «Уроки географии 8-9 классы». Изд.  «Дрофа», 2004г.
  • Автор Л.Ф. Греханкина «География Московской области. Методические рекомендации по изучению курса». Изд. ИПК и ПРНО МО, 1993г.
  • Автор Е. М. Курашева «География России в схемах и таблицах. 8-9 классы». Москва. Изд. «Экзамен», 2011г.
  • Автор Е.А. Таможняя и Е.А. Беловолова  «Примерное поурочные планирование по географии России. Хозяйство. Природно – хозяйственные регионы.9 класс». Изд. «Вентана - Граф», 2010г.
  • Автор И.В. Душина «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях». Изд. «Дрофа», 2007г.
  • Научно - методический журнал «География в школе». Официальное издание МО РФ.
  • Автор Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии: Хозяйство России.9 класс». Изд. «ВАКО», Москва, 2005г.

Учебно – лабораторное оборудование

  • Набор мультимедиа: Образовательная коллекция «География 6-10 классы» и «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс», Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии. 9 класс»
  • Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»
  • Электронное интерактивное приложение «География: дидактические и развивающие игры с ИКТ. 6-11 класс» издательства «Планета»
  • Коллекция фильмов «Золотой глобус»
  • Географические карты
  • Мультимедийный проектор
  • DVD плеер
  • DVD проигрыватель
  • Портреты путешественников

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей естественного цикла от ___________№ _________

Руководитель ШМО_____________Барановская Л.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР: __________Журавлева Е.Ю._________

                                                                                               дата        



Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Развилка

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                         Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:

 ___________Литвинова Т.Ю.

                  Дата:__________   № приказа ___________

                                         М.П.

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

                                          для 10 А,Б классов

Составитель:  Исмаилова Мадина Шакулыевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013г.

Предмет: география-10 класс   Учитель:  Исмаилова М.А.

Класс

10 « А», «Б»

Кол-во нед. часов

1

Кол-во часов за год по программе

34

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы авторами - составителя которой являются А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, О.А. Бахчиева, Е.А. Таможняя (Москва. Издательский дом «Вентана-Граф», 2008г.-68 ч.)  и учебника «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» О.А. Бахчиевой (Москва. «Вентана-Граф», 2011г.).  Авторская программа предполагает изучение по этому учебнику 68 ч., но так как по учебному плану школы курс разбит на два года, соответственно и изучается 34 часа в 10 и 34 часа в 11 классах.  Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.  N 1067).

Планирование рассчитано на 34 часа, в неделю – 1час, что соответствует учебному плану школы 2013-14 учебного года.

Рабочая программа полностью следует авторской программе в ее целях, задачах и направлена на достижение планируемых результатов, что соответствует миссии, целям и задачам школы. 

Содержание программы, ее теоретическую и практическую часть планируется выполнить в полном объеме.

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, заявленным в авторской программе.

Обоснование выбора программы

УМК «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» О.А. Бахчиевой  выбран за основу как продолжение данной предметной линии «Вентана - Граф»  с 6 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа  позволяет решить задачи, обозначенные в  обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа основного общего образования по географии. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.) планируется: 4 практические  работы, из них 4 оценочные. Также планируется 2 тестовые работы для организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии, на которые отводится 40 минут урока.

Оценивание знаний учащихся осуществляется согласно критериям, прописанным в локальном акте школы.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Плановые сроки

Наименование раздела  и тем

Часы

Корректировка

дат

10 А

10 Б

Введение

2

1

02.09-07.09

Географическая картина мира

1

2

09.09-14.09

Теории, концепции и современные методы географических знаний

1

I.  Политическое устройство мира

5

3

16.09-21.09

Современная политическая карта мира

1

4

23.09-28.09

Классификация и типология стран мира

1

5

30.09-05.10

Показатели уровня развития стран

1

6

07.10-12.10

Международные организации и международные отношения в современном мире

1

7

14.10-19.10

Практическая работа №1 по теме: «Классификация стран мира»

1

Общий обзор современного мира  

25

II. Природа и человек в современном мире

7

8

21.10-26.10

Географическая среда. Классификация природных ресурсов

1

9

28.10-31.10

Мировые ресурсы Земли. Обеспеченность минеральным сырьем

1

10

11.11-16.11

Земельные ресурсы. Лесные ресурсы

1

11

18.11-23.11

Ресурсы Мирового океана

1

12

25.11-30.11

Рекреационные ресурсы

1

13

02.12-07.12

Экологические проблемы мира

1

14

09.12-14.12

Практическая работа № 2 по теме: «Ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран мира».

1

III. Население мира

8

15

16.12-21.12

Численность и воспроизводство населения

1

16

23.12-28.12

Этнический состав населения

1

17

13.01-18.01

Религиозный состав населения мира  

1

18

20.01-25.01

Возрастной и половой состав населения мира

1

19

27.01-01.02

Размещение и плотность населения. Урбанизация

1

20

03.02-08.02

Типы миграций

1

21

10.02-15.02

Понятие об уровне жизни. Теория Мальтуса.  Практическая работа № 3 по теме: «Население мира».

1

22

17.02-22.02

Обобщающий урок по теме «Население мира». Тест по теме «Население мира»

1

IV. Мировое хозяйство и география основных отраслей

10

23

24.02-01.03

Мировое хозяйство и международное  географическое разделение труда.  Научно – техническая революция

1

24

03.03-07.03

Топливная промышленность и энергетика мира

1

25

10.03-15.03

Мировая металлургия. Машиностроение мира

1

26

17.03-22.03

Мировая химическая и лесная промышленность

1

27

31.03-05.04

Легкая и пищевая промышленность мира

1

28

07.04-12.04

Сельское хозяйство. Земледелие

1

29

14.04-19.04

Животноводство мира

1

30

21.04-26.04

Мировой транспорт

1

31

28.04-30.04

Мировая торговля. Международный туризм.  Практическая работа № 4 по теме: «Международная специализация крупнейших стран и регионов мира».

1

32

05.05-08.05

Обобщающий урок по теме «Мировое хозяйство». Тест по теме «Мировое хозяйство»

1

33

34

12.05

-28.05

Резервное время

2

Итоговая тестовая работа прилагается

Формы и средства контроля

  • Автор Н.Н. Петрова «Тесты по географии 6-10 классы». Изд. «Дрофа», 2000г.
  • Автор В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-11 классы». Изд. «Дрофа», 1996г.
  • Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по географии в 2003г.,2006г., 2007г., 2008г.
  • Автор Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии». (М.: Дрофа), 2000г.
  • Автор Е.В. Баранчиков «Тесты по географии.10 класс». Изд. Экзамен», 2006г.
  • Автор Ю.А. Симагин, В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы». Изд. «Дрофа», 2002г.
  • Автор В.П. Максаковский «Рабочая тетрадь по географии.10класс». Изд. «Просвещение», 2005г.
  • Материалы ЕГЭ по географии 2007-2013 гг.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Автор О.А. Бахчиева «Экономическая и социальная география мира». Изд. «Вентана - Граф», 2011г.
  • Атлас и контурная карта «Экономическая и социальная география мира.10 класс. Учись быть первым». Изд. ДИК «Дрофа», 2013г.
  • Автор А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». Изд. «Дрофа», 2003г.
  • Автор Н.В.Болотникова «Рабочие программы по географии.10--11 классы». Изд. «Глобус», 2008г.
  • Автор В.П. Максаковский «Дополнительные главы». Изд. «Дрофа», 2000г.
  • Автор В.П. Максаковский «Географическая картина мира». Изд. Дрофа», 2004г.
  • Автор О.И. Ануфриева «Экономическая и социальная география мира. 10 класс. 2 часть». Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. Изд. «Учитель», 2001г.
  • Автор Е.А. Жижина, Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии. 10 класс». Изд. «ВАКО», 2007г.
  • Автор И.А. Родионова, Т.М. Бунакова «Экономическая география». Изд. Московский лицей», 2003г.
  • Автор И.В. Душина «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях». Изд. «Дрофа», 2007г.

Учебно – лабораторное оборудование

  • Набор мультимедиа: Образовательная коллекция «География 6-10 классы» и «Экономическая и социальная география мира. 10 класс».
  • Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа».
  • Электронное интерактивное приложение «География: дидактические и развивающие игры с ИКТ. 6-11 класс» издательства «Планета»
  • Коллекция фильмов «Золотой глобус»
  • Коллекция фильмов National geographic
  • Географические карты
  • Мультимедийный проектор
  • DVD плеер

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей естественного цикла от ___________№ _________

Руководитель ШМО_____________Барановская Л.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР: __________Журавлева Е.Ю.________

                                                                                               дата        



Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п. Развилка

   

                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                         Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:

 ___________Литвинова Т.Ю.

                  Дата:__________   № приказа ___________

                                         М.П.

Рабочая программа

по Родному Подмосковью

(базовый уровень)

                                      для 8 АБВГД классов

Составитель:  Исмаилова Мадина Шакулыевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013г.

Предмет   Родное  Подмосковье – 8 класс   Учитель: Исмаилова М.Ш.

Класс

8 «А», «Б», «В», «Г», «Д»

Кол-во нед. часов

1

Кол-во часов за год по программе

34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Ф. Греханкиной  (Москва. Издательство Селадо, 2012г.-34 ч.) и учебника Л.Ф. Греханкиной «Родное Подмосковье». (Москва. Издательство МГОУ, 2005г.).  Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.  N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013г.  N 26775).

Планирование рассчитано на 34 часа, в неделю - 1 час, что соответствует учебному плану школы 2013-14 учебного года. Содержание программы, ее теоретическую и практическую часть планируется выполнить в полном объеме. Рабочая программа полностью следует авторской программе в ее целях, задачах и направлена на достижение планируемых результатов, что соответствует миссии, целям и задачам школы. Требования к уровню подготовки учащихся полностью соответствуют авторским и изложены в самой авторской программе.

Обоснование выбора программы

Данный курс является комплексным модульным  региональным учебным курсом для 7-8-9 классов Московской области и рассчитан на 1 год обучения. «Родное Подмосковье» является самостоятельным учебным курсом, основанным на принципе регионализации: учитывает специфику местности, в которой проживают школьники, создает условия для формирования представлений о территориальных особенностях региона и своего района, их разнообразии в природном, хозяйственном, социальном, историческом, культурном отношениях, что позволяет расширить знания о родной местности, формировать нравственные убеждения школьников. Овладение многими умениями позволяет теснее увязать преподавание с жизнью, включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и, тем самым, формировать их активную жизненную позицию, любовь к своему краю, своей Родине.  

Актуальность программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на своей территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Из рекомендуемого перечня практических работ (Примерная программа регионального курса «Родное Подмосковье». Методическое пособие Министерства образования Московской области.  Москва, 2012г.) планируется: 4 практические  работы, из них 4 оценочные.

Календарно - тематическое планирование по Родному Подмосковью

п/п

Плановые сроки прохождения

Наименование раздела  и тем

Часы учебного времени

Корректировка

дат

Введение. История освоения и заселения территории Подмосковья

3

1

02.09-07.09

Введение. Наши предки в далеком прошлом

1

2

09.09-14.09

Поселенцы каменного, бронзового и железного веков

1

3

16.09-21.09

Древнейшие городища. Обобщающий урок по теме: «История освоения и заселения территории Подмосковья»

1

Географическое положение Московской области

1

4

23.09-28.09

Географическое положение, границы, административное деление МО.  Практическая работа №1по теме: «Географическое положение и адм.-тер. деление МО.

1

Особенности природы

2

5

30.09-05.10

Геологическое строение, рельеф.  Климат

1

6

07.10-12.10

Гидрографическая сеть.  Почвы. Растительность и животный мир Московской области. Практическая работа №2 по теме «Природные ресурсы Московской области».

1

Природные комплексы

3

7

14.10-19.10

Природные комплексы Подмосковья. Смоленско-Московская возвышенность.

1

8

21.10-26.10

Верхне-Волжская низменность. Мещера.

1

9

28.10-31.10

Москворецко-Окская равнина и Заочье.

1

IV. Природа и культура, топонимы

1

10

11.11-16.11

Природа Подмосковья в живописи, скульптуре, литературе, музыке. Топонимы

1

Население

2

11

18.11-23.11

Численность, естественный прирост, миграция населения МО

1

12

25.11-30.11

Городское и сельское население. Трудовые ресурсы

1

 Хозяйство своего региона

5

13

02.12-07.12

История формирования и особенности современного хозяйства МО

1

14

09.12-14.12

Отраслевая структура промышленности. Научно-технический комплекс

1

15

16.12-21.12

АПК. Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство

1

16

23.12-28.12

Территориальная структура хозяйства

1

Народные промыслы

1

17

13.01-18.01

Народные промыслы

1

 Москва - столица

2

18

20.01-25.01

Москва – столица России

1

19

27.01-01.02

Москва - крупный научно-промышленный комплекс страны

1

20

03.02-08.02

Микрогеография Подмосковья

Древние и старые города

4

1

21

10.02-15.02

Современные  города Подмосковья

1

22

17.02-22.02

Новые города Подмосковья

1

23

24.02-01.03

Наукограды  Подмосковья. Практическая работа №3 по теме «Города Подмосковья»

1

Характеристика своего города, края

2

24

03.03-07.03

Хозяйство своего района

1

25

10.03-15.03

Хозяйство своего района (поселка). Хозяйство Подмосковья и своего края.

1

Экологические проблемы

2

26

17.03-22.03

Экологические проблемы региона.

1

27

31.03-05.04

Практическая работа  № 4 по теме «Экологические проблемы региона».

1

Культура, памятные места, топонимы

3

28

07.04-12.04

Культура, памятные места МО.  Писательские гнёзда.

1

29

14.04-19.04

Подмосковье - муза русских художников и музыкантов.

1

30

21.04-26.04

Топонимы своего района. Посещение школьного музея.

1

 Обобщающее повторение «Подмосковье – наша Родина»

3

31

28.04-30.04

Посещение школьного музея.

1

32

05.05-08.05

Обобщающее повторение «Подмосковье – наша Родина»

1

33

12.05-17.05

Итоговый урок по курсу «Родное Подмосковье». Экскурсия к роднику

1

34

19.05-24.05

26.05-28.05

Резервное время (экскурсии, посещение школьного музея, поход к роднику)

1

Учебно-методическое обеспечение

  • Атлас Московской области. М. 1976,2008г.
  • Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) Москва, ИПК и ПРНО МО. Издательство МГОУ. 2005г.
  •  Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» Москва. Издательство МГОУ, 2005г.
  • Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы  и Московской области.                                        Москва. Издательство МГУ, 2011г.
  • Автор Греханкина Л.Ф. География Московской области, ж-л «География в школе», М., 1997г, №4.
  • Автор Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География в школе», М., 1997г, №5.
  • Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы  и Московской области. Москва. Издательство МГУ, 2011г.
  • Журнал  «География». Издательство «1 сентября», 2010-2012гг.

Перечень учебно – лабораторного оборудования

  • Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»
  • Барометр
  • Гигрометр
  • Термометр
  • Коллекция фильмов National geographic
  • Географические карты
  • Мультимедийный проектор
  • DVD плеер
  • DVD проигрыватель
  • Портреты путешественников

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей естественного цикла от ___________№ _________

Руководитель ШМО_____________Барановская Л.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР: __________Журавлева Е.Ю._________

                                                                                               дата        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...