Урок географии в 6 классе по теме "Гидросфера".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Макарова Антонина Федоровна

Конспект итогового урока географии в 6 классе по теме: "Гидросфера"  содержит материал, направленный на формирование прочных и глубоких знаний. Разнообразные формы работы предполагают системно - деятельностный подход с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_6_klasse_po_teme_gidrosfera.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии МБОУСОШ №19 г.Тулы

Макарова Антонина Федоровна

Урок географии в 6 классе

 по теме: «Гидросфера».

Цели:

- закрепить знания понятия «гидросфера», состава и строения гидросферы.

-Формировать  умение самостоятельно добывать знания, работать в группе.

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

 учебник под редакцией Т.П.Герасимовой, И.П.Неклюковой, электронное приложение к учебнику издательства «Дрофа», карта океанов, интерактивное пособие « Схема состава гидросферы», персональный компьютер.

Ход урока:

  1. Объявление темы урока.

-Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода).

2.Определение целей урока.

-Что такое вода? Где можно ее встретить? Почему вода может приобретать разные состояния?

-Что нам необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

3.Закрепление изученного материала.

3.1.-Каково значение воды?

-Жизнь на планете «замешана» на воде. Вода входит в большем или меньшем количестве в состав всего живого. Любой живой организм не  может без нее существовать. Посудите сами. Организм человека содержит около 65% воды, наземных позвоночных – 60-65%, рыб – около80%, водорослей – 95-99%,растений суши – 50-75%.

-В становлении человека, в его истории и культуре роль воды огромна. Освоение пространств Земли происходило в основном по рекам и морям. Но еще важнее значение воды в истории развития земледелия. Орошение и обводнение были надежной основой для выращивания сельскохозяйственных культур, что в первую очередь способствовало формированию мощных государственных образований древности. Недаром самые значительные древние цивилизации возникли у великих рек. Значение воды как одной из основ бытия понимали вавилоняне, египтяне, индийцы, персы, финикийцы и греки.

        Вместе с развитием хозяйства потребность в воде нарастала. В 20 веке остро встали вопросы  о дефиците пресной воды на Земле и о загрязнении морских и пресных вод суши отходами хозяйственной деятельности. «Нет народов, которые не любили бы и не почитали воду. И обитатели атоллов, заброшенных в пространство Тихого океана, и жители пустынь, и мы, живущие на обширных равнинах северного полушария, - все одинаково поклоняются воде и любуются ею. Её вид и звук успокаивают и вселяют надежду. Шум и блеск водопада, рассветные плесы, мощные спины великих рек, вечные ритмы прибоя и хрустальный родник около родного дома одинаково прекрасны»,- говорил американский писатель Генри Бестон.

- Человек использует воду в промышленности и быту.

- Океан является поставщиком влаги, а значит и осадков, выпадающих на поверхность.

3.2. Работа с интерактивным пособием « Схема состава гидросферы».

- Что такое гидросфера?

- Из чего она состоит?

3.3. Работа с настенной картой океанов и с картами атласов.

-  На земном шаре множество уникальных водных объектов. Это и Ниагарский водопад, и Священный Байкал, и неповторимые озера Карелии и Беларуси.

-  Приведите конкретные примеры географических объектов.

-Среди названных географических объектов есть природные рекордсмены. Проверим, знаете ли вы их.

3.4.Тестовые задания (учащиеся работают на компьютерах по группам).

Крупнейший океан:

1.Индийский.

2.Тихий.

3.Атлантический.

4. Северный Ледовитый.

Глубочайший желоб:

1.Марианский.

2.Зондский.

3.Филиппинский.

4.Курило – Камчатский.

Самая длинная река мира:

1.Амазонка.

2.Енисей.

3.Нил.

4.Волга.

Самая полноводная река мира:

 1.Амазонка.

2.Енисей.

3.Нил.

4.Волга.

Глубочайшее озеро:

1.Чад.

2.Эри.

3.Виктория.

4.Байкал.

Высочайший водопад:

1.Ниагарский.

2.Анхель.

3.Виктория.

4.Игуасу.

Наибольшее по площади озеро:

1.Ладожское.

2.Онтарио.

3.Каспийское.

4.Онежское.

3.5.  Вопросы – шутки:

1. Название какой реки у тебя во рту? (Десна).

2.Какая река летает? (Ворона).

3.Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (птица иволга, река Волга).

4.Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилось название реки Центральной Европы? (До – ре, Одер).

5.В какой воде не водится рыба? (В родниковой).

6. Где сухого камня не найдешь? (В воде).

7.За чем в стакане вода? (За стеклом).

8.Как можно пронести воду в решете? (Заморозить).

9. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде).

10. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, их разделяет ночь).

3.6.  Закрепление знаний о состояниях воды.

- Вода в природе встречается в трех состояниях. В каких?

В жизни мы часто встречаемся с разным состоянием воды, но порой не задумываемся, почему происходит то или иное явление. Поговорим о самых обычных вещах:

а) Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит, если перед нагреванием температура их была одинакова?

б) Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?

в) Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса?

г) Почему самовар поет перед тем, как закипит, а также тогда, когда начинает остывать?

д) Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду? Какой скорее треснет, граненый или гладкий?

е) Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?

3.7. Посмотрите отрывок видеофильма и выясните, каково влияние человека на Мировой океан.

3.8. Инсценировка «Почему в пресс – клубе заговорили об экологии?» (Журнал «Миша»№8, 1996 год).

3.9. Работа с  учебником  стр.73 и электронным приложением к учебнику по теме: «Вода на Земле».

Закрепление знаний по теме «Круговорот воды».

4.Итог урока.

- Какую работу сегодня выполняли на уроке?

-Кто доволен своей работой?

-Каковы результаты работы на уроке?

5. Домашнее задание.

Стр.103, творческое задание5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...