Главные вкладки

    Пояснительная записка-9 класс
    рабочая программа по географии (9 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Рабочая программа курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс

    Пояснительная записка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska-9_klass.docx38.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    9 класс

    Пояснительная записка

    «География России Население и хозяйство» 9 класс

    Рабочая программа по географии в  9 классе  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Устава  МБОУ  ЕСОШ № 1, Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 1  на 2013-2014 учебный год,   Программы по географии для общеобразовательных учреждений  (6 -9 классы. Под редакцией И.В. Душиной, Москва,  Дрофа, 2003г.) Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В.П.Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2007 г., 
       Настоящая программа рассчитана  на 68 часов. 

    В соответствии с годовым  календарным  графиком  МБОУ ЕСОШ № 1 на 2013-2014 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в 2013-2014 учебном году (23.02.2014г., 08.03.2014г., 01.05.2014г, 09.05.2014г.), расписанием учебных  занятий МБОУ  ЕСОШ № 1 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по географии  в 9  классе в 2013-2014  учебном году  будет  реализована в объёме в   9 «А» и 9 «Б» - 67 часов,    в 9 «Г»  - 65 часа.

    а также дополнительных пособий: для учителя

    • Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс, «Дрофа»,2012 г.
    • Баринова И.И. Школьный практикум  География России «Природа», «Дрофа»,2009 г.
    • Глушкова В.Г. Тесты и задания по «Экономической и социальной географии России». Москва издательский центр «Гуматит», «Владос»2006 г.
    • Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение»,2004г.
    • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 к, М., «Дрофа», 2002 г.
    • Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2002

    для учащихся:

    • Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2009 г.
    • Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2012 г.
    • Сиротин В.И. Практические работы по географии 9 классы, Печатный вариант

    Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
    Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:

    • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
    • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
    • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
    • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта нового поколения в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.
    • Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.
    • Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.

    Компетентностный  подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения за географической единицей. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания географических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовности использовать приобретенные знания, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение географии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
    Личностная  ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
    Деятельностный  подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

      Согласно действующему в школе учебному плану предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю.
    В соответствии с этим реализуется типовая программа по географии для общеобразовательных учреждений И.В. Душиной в объеме 68 часов.
       Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
    общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса географии.
    Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
    Формирование целостных представлений о географии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления географических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
    Для географического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания
    На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает
    умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
    При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
    Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации, эссе).
    Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
    информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ материала, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
    Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию
    информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, картографическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами анализа изучаемого материала. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации географические сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам и др.
    Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет
    информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
    (Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).
    С точки зрения развития умений и навыков
    рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

     

    Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
    Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
    В частности: в 9-х классах имеется
    дидактико-технологическое оснащение , которое включает:


    Автор

    Содержание

    Количество
    экземпляров

    Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998

    Пособие содержит тестовые задания по основным изучаемым темам. Автор разработал два варианта заданий.

     

    1

    Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 классы. Москва, «Дрофа», 2002

    Пособие содержит задания для проведения контрольных и проверочных работ по изученным темам. Автор разработал два варианта заданий.

     

    1

    Тестовые задания, (Е.К, Балашова, А.М. Костин Подготовка к государствен-ному централизованному тес-тированию, Саратов, 2002);

    Данный сборник тестовых заданий содержит 12 вариантов вопросов, каждый из которых имеет разноуровневые задания по всему пройденному материалу с 6 по 10 классы.

     

     

    3

    В кабинете географии имеется раздаточный материал:


    Пособия

    Содержание

    Количество
    экземпляров

    Разноуровневые тесты

    Тесты имеют трех уровневые

    задания по изученным темам.

    30

    Карточки

    с индивидуальными

     заданиями

    Задания разного уровня

    сложности для письменного опроса учащихся

    5 - 10

    Видеоподдержка

    Видеофильмы:

    • Рекреационные ресурсы Северного Кавказа;
    • «Волга – великая река»;
    • «По городам Золотого кольца».

    1

    - энциклопедия «География», М., Аванта, 1998 г.
    Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогического средства, реализуемого с помощью компьютера:

    • Тесты за курс 9 класса                                                                                дискета
    • Туристические маршруты России (города)                                         CD
    • Подробный атлас России (карты)                                                           CD
    • Тесты по теме «Население России»                                                        дискета
    • Население России.                                                                                        CD
    • Восточная Сибирь                                                                                       слайд-лекция
    • Население                                                                                                      слайд-лекция
    • География Ростовской области                                                                слайд-лекция
    • География Ростовской области                                                            CD
    • Природные рекорды  Ростовской  области                                          слайд-лекция

     

    Требования к уровню подготовки учащихся  9 классах
    В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
    знать/понимать 

    • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
    • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения страны, отдельных регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
    • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем;
    • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

    уметь

    • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
    • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность страны и ее регионов, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
    • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
    • составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
    • сопоставлять географические карты различной тематики;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
    • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
    • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

    Требования к уровню подготовки учащихся 
    В результате изучения географии на продвинутом уровне ученик должен
    знать/понимать 

    • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
    • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое регионоведение, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

    уметь

    • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного состояния экономики страны как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
    • характеризовать разные типы районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
    • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
    • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
    • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
    • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
    • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

    владеть компетенциями:

    •  (*) коммуникативной,
    • (?)учебно-познавательной,
    • (-) рефлексивной,
    • ^ личностного саморазвития,
    • (·) ценностно-ориентационной,
    • (¦) смыслопоисковой,
    • (>)профессионально-трудовой.


    В рабочей программе отражены различные виды контроля, в том числе:


    вид контроля

    количество часов
    (работ)

    оцениваются

    Практические работы

    8

    8

    Обобщающие уроки

    4

    4

    Семинарское занятие

    2

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

    Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

    пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

    Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

    Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

    Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

    Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

    Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

    Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

    Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...