Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Адаптированная рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

 Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса 9 КЛАССА являются:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (VII-IX класс), авторской программы под редакцией И.В. Душиной  (М.: Дрофа 2006)
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Вид программы: адаптированная

Всего по учебному плану 70 часов, в том числе 10 часов отводится на краеведение – изучение Географии Пермского края. Курс географии своего края является составной частью курса «Географии России», он обязателен для изучения.  Преподавание курса  проводится по Программе для общеобразовательной основной школы под редакцией Котельниковой Г.И. 2001г.По данному курсу разработаны региональные стандарты по географии, изданы учебник «География  Пермской области», атлас, рабочие тетради, методические пособия. Преподавание предмета ведется 2ч в неделю.

Цель курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей  Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического  мышления.

Задачи: 1.Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия  основных компонентов: природы, населения, хозяйства.

        2. Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства.

3. Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране.

4. Вооружить необходимыми  практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими, так и современными, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.

5. Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Использование заданий учебника,тестовой технологии,  работ практического характера для систематической проверки знаний и умений учащихся способствует воспитанию у детей самоконтроля, самоанализа, ответственного отношения к выполнению домашнего задания.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7.  Определение по картам географического положения Уральского экономического района.
  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Уральского экономического района.
  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  10. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

        Используемый УМК:

1. Учебник:  Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2009.

 2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

3. Контурные карты по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература:1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005;

2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс; 

3. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова, География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2002.

4. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод.пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002.

5.Интерактивные наглядные  пособия для  проведения уроков в 9 классе

  1. Политико-административная карта России
  2. Социально-экономическаякарта России
  3. Плотность населения России
  4. Народы России
  5. Экологические проблемы России
  6. Топливная промышленность России
  7. Машиностроение и металлообработка России
  8. Черная и цветная металлургия России
  9. Лесная промышленность России
  10.  Химическая промышленность России

11.Агропромышленный комплекс России

12. Транспорт России

13. Европейский Север России. Физическая карта

14. Европейский Юг России. Физическая карта

15. Дальний Восток. Физическая карта

16. Западная Сибирь. Физическая карта

17. Урал. Физическая карта

18. Поволжье. Физическая карта

19. Центральная Россия. Физическая карта

20. Восточная Сибирь. Физическая карта

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.

Возможные типы уроков: Комбинированный;  Изучение нового материала; Нетрадиционная форма; Экскурсия

                                                                         Тематический план

Раздел

Количество часов

Количество практических работ

Введение

1

Общая часть курса

33

12

Региональная часть курса

20

10

География Пермского края

10

12

Страны ближнего зарубежья

2

Повторение и обобщение

4

Итого

70

34


                                                                                Распределение материала по содержательным линиям.

 Введение- 1 ч.  Общая часть курса - 33 ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Знать: основные особенности  ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Население Российской Федерации-6 ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;

Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Географические особенности экономики  России – 2 ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа  хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

                                                 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география-22 ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Региональная часть  курса - 20 ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.

Западный макрорегион – Европейская Россия

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Восточный макрорегион – азиатская Россия

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

                                                   Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ урока Дата

Тема

Основные понятия

Практические работы

Диагностика и контроль

Оборудование

1.

Введение.  Место России в мире.

2.

Раздел 1.  Общая часть курса - 33 ч.

Тема «Географическое положениеРоссии»-3 ч. Географическое положение и границы России

Политико-государственное устройство РФ

Геополитическое положение

Федерация

Карта на с.6-7

№7,11

Диск

3.

Государственная территория России.

ЭГП, Геополитическое положение

№1 Характеристика ЭГП России

Таблица 1

С.12

4.

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

импорт

Устный ответ

5.

Тема «Население РФ»- 6 ч.

История освоения и заселения

6.

Численность и естественный прирост населения

Естественный прирост населения

№ 2 Обозначение на контурной карте республик,автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ..

№16

7.

Национальный состав населения

Языковые семьи

№ 3 Определение по картам и стат. материалам крупных народов и особенностей размещения.

№32,38

8.

Миграции населения

Внутренняя и внешняя миграции

№15

9.

Городское и сельское население.

Расселение населения

Урбанизация

Городская агломерац.

№ 4 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения. Определение по картам размещения населения РФ и объяснение закономерностей в размещении

№33

10.

Обобщение по теме « Население» Размещение населения.

Реэмиграция

Основная зона размещения населен.

Таблица на с.60

Терминологич.

диктант

11.

Тема «Географические особенности экономики России» -2 ч.

География основных типов экономики на территории  России

 Экономика

12.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Россия в современной мировой экономике.

Рыночная экономика Межотраслевой комплекс

Таблица 13

13

Тема «Межотраслевые комплексы России и их география» -22 ч.

 Научный комплекс

14.

Машиностроительный комплекс

Роль, значение и проблемы развития.

Машиностроительный комплекс

№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

№3,22 Коллекция Сырье для маш. компл.

15.

Факторы размещения машиностроения

Специализация Кооперирование

Комбинирование

Диск

16.

География машиностроения

тест

17.

Военно-промышленный комплекс

Терминологич.

диктант

18.

Топливно – энергетический комплекс

ТЭК

19.

Топливная промышленность

Себестоимость

№ 6 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

20.

Электроэнергетика

тест

№28

21.

Комплексы, производящие  конструкционные материалы и хим. вещества.

Конструкционные материалы

22.

Металлургический комплекс Черная металлургия

Металлургический комплекс

№ 7 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№24

Коллекция Сырье для черн.мет.

23.

Цветная металлургия

Металлургическая база

№ 8 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

№24 Коллекция Сырье дляцвет..мет.

Алюминий

24.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

Химизация

Диск

25.

Факторы размещения химических предприятий

№ 9 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

№23 Коллекция Сырье для химпром.

Нефть и кам. уголь

26.

Лесная промышленность

Коллекция образцов бум.и карт.

27.

Агропромышленный комплекс

Состав и значение АПК

АПК

тест

Диск

28.

Земледелие

№ 10 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов

№37

Карта №6

Гербарий

29.

Животноводство

№ 11 Определение по картам основных районов животноводства.

Терминологич.

диктант

Карта№7

30.

Пищевая и легкая промышленность

Коллекция Сырье для легк. пром.

Шерсть и прод. ее перераб.Лен, хлопок Карта №14

31.

Инфраструктурный комплекс.

Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс

Услуга

Карта №8

32.

Железнодорожный и автомобильный транспорт

№ 12 Характеристика Печерской магистрали

Карта №8

33.

Водный и другие виды транспорта.

тест

Диск

Карта №8

34.

Связь. Сфера обслуживания.

тест

35.

Раздел 2.  Региональная часть курса -20 ч.

Тема Районирование России-20 ч.

Экономический район

ТПК

36.

Западный макрорегион – Европейская Россия

37.

Центральная Россия Географическое положение, природные условия и ресурсы

№30

38.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

39.

Географические особенности областей Центрального района

Диск

40.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный район

Промышленный узел

№13Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

41.

Северо – Западный район

Свободные экономические районы

№14Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

тест

№9

42.

Европейский Север. Природные условия и ресурсы

Карта№9

43.

Хозяйство

Терминологич.4диктант

Диск

44.

Европейский юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы

№ 15 Выявление условий и анализ для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

№11

45.

Хозяйство

46.

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

тест

47.

Население.  Хозяйство

№ 16 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Диск

48.

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

№17Определение по картам географического положения Уральского экономического района.

49.

Население. Хозяйство

№18 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Уральского экономического района.

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

тест

50.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия. Общая характеристика

№31

Диск

51.

Западная Сибирь

№ 19  Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека

52.

Восточная  Сибирь

№ 20 Составление характеристики Норильского промышленного  узла

№25

53.

Дальний Восток

№ 21 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

№29

54.

Обобщающее повторение

Страны – соседи первого порядка. Страны – соседи второго порядка.

№ 22 Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них

55.

Раздел 3.  География Пермского края – 10 ч.

Население. Общая характеристика. Трудовые ресурсы. Демографическая обстановка.

№1 Нанесение на конт. карту городов, ранжируя их по численности населения.

№2 Вычисление плотности населения

№3 Построение круговой диаграммы «Доля занятых в основных отраслях экономики»

Диск

56.

Хозяйство области.  Общая характеристика. Промышленность – ведущее звено экономики.

№4 Оценка экологической ситуации в крае, районе, своем селе.

57.

Топливно – энергетический комплекс

Диск

58.

Металлургический комплекс

№5 Анализ карты в размещении предприятий черной и цветной металлургии

59.

Машиностроительный комплекс

№6 Нанесение на конт. карту центров машиностроения.

тест

60.

Химический комплекс

Лесной комплекс

№7 Объяснение причин развития в области химической промышленности как отрасли специализации

№8 Обозначение на конт. карте отраслей лесной промышленности, объяснение факторов их размещения

61.

Комплекс по производству продуктов питания и товаров народного потребления..

62.

Строительный комплекс. Сфера обслуживания.

63.

Агропромышленный комплекс

№9 Оценка размещения и состояния сельского хозяйства области

64.

Транспортный комплекс Территориальная организация связи хозяйства. Внешние экономические. Территориальная организация связи хозяйства. Внешние экономические.

№10 Построение диаграммы «Доля видов транспорта в грузообороте области».Объяснение причин такого соотношения. №11 Оценка рекреационного потенциала Прикамья.

№12 Выполнение картосхемы «Внешние экономические мические связи области»

65.

Страны ближнего зарубежья

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран.

66.

Страны ближнего зарубежья

Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

67.

Обобщающее повторение

68.

Обобщающее повторение

69.

Обобщающее повторение

70.

Обобщающее повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...