Урок географии в 6 классе.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок географии в 6 классе по теме: "Распространение жизни в океане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspert_ur.docx54.26 КБ
Файл sudovoy_zhurnal.docx59.92 КБ
Файл sudovoy_zhurnal.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Распространение жизни в океане.

Цель: выявление закономерностей  распространения жизни в Мировом океане.

Задачи: 

Образовательные:

познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос;

раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях

Развивающие:

развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитательные:

бережное отношение к природе, уважительное отношение друг другу, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения.

Тип урока:  комбинированный.

Формы, методы, технологии организации урока:  технология проблемно-диалогического обучения, индивидуальная самостоятельная работа,  беседа.

Оборудование:

•        компьютер;

•        в/фрагменты, презентация;

•        раздаточный материал

Основные этапы урока:

1.        Организационный момент.

2.        Целеполагание и мотивация.

3.        Актуализация изученного материала.

4.        Изучение нового материала.

5.        Подведение итогов.

6.        Рефлексия.


этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.орг момент

Здравствуйте, поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Проверяют наличие учебника, тетради, атласа.

1

2.целеполагание и мотивация

1. – Сравните два мнения (видо фрагмент океан) 

– Считается, что жизнь на Земле зародилась в океане.

– Однако сейчас основная толща вод Мирового океана почти безжизненна.

2. – Какой вопрос у вас возникает? 

3. – Почему основная толща вод Мирового океана почти безжизненна?

4. – Какие у вас будут гипотезы?  (высказывают предположения)

В мировом океане обитает огромное количество самых разнообразных живых организмов. 160 тыс животных и 10 тыс растений.

Но везде ли в океане существует жизнь. Давайте выясним сегодня в процессе нашего урока.

-Какие водные объекты относятся к водам Мирового океана? (океаны, моря, заливы, проливы)

- Чем море отличается от океана? (свойствами воды и обитателями)

Смотрят и выдвигают гипотезы

3.актуализация знаний

Для жизни должны быть определенные условия.

 - Без каких условий ребята, организмы не могут существовать? (свет, пища, кислород, благоприятные температуры)?

Вопрос№1 Пользуясь картой  «Температура поверхностных вод Мирового океана»  и предыдущими знаниями, определите, как изменяется температура поверхности океана? с широтой. (Чем ближе к экватору, тем теплее  и разнообразнее, богаче мир живой природы)

Вопрос №2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной? (понижается от поверхности к дну)

Вопрос №3. Что такое шельф?

мелководная прибрежная часть океана (шельф).

№4 Какие ещё формы рельефа дна океана вы знаете? (материковый склон, ложе, впадины-желоба)

№4 Какие организмы обитатели Мирового океана вам известны? (…)

4. Изучение нового материала

Древний таинственный Океан! В нем все не так, как на суше. Дарами моря человек привык пользоваться еще на заре своей жизни. Правда, в те далекие первобытные времена он брал из моря лишь то, что мог найти у самого берега: ракушки, крабов, рыбу. Наблюдая с берега, нельзя было узнать о сложной жизни в море.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы совершим погружение в воды океана. Что мы с вами увидим при погружении?  (разнообразных представителей органического мира) Всё что узнаем нового – внесём в судовой журнал.

Тема нашего урока «Распространение жизни в океане» (записывают на рабочий лист- судовой журнал)

Целеполагание:

1. Какую бы вы поставили перед собой цель в это путешествие? (выявление закономерностей  распространения жизни в Мировом океане)

2.Чтобы хотели узнать нового?

Во время путешествия ты узнаешь :

1. На какие группы делится весь органический мир Мирового  океана.

2. Какие условия жизни на разных глубинах океана.

3. Как приспосабливаются морские организмы для жизни в определенных условиях.

Сможем мы просто погрузится под воду? (нет)

Уже в Древней Греции пытливый человек попытался проникнуть в морские глубины. Греческий философ и естествоиспытатель Аристотель изобрел в IV в. до н. э. приспособление для спуска под воду. Спускался его ученик Александр Македонский.

Какое оборудование вы примените при погружении. (маску, акваланг, батискаф).

И всем «Семь футов под килем!», мы отправляемся…

Физкульт.минутка

Шаг 1. Пользуясь текстом учебника (с.150, п.2) и судовой библиотекой узнайте и запишите, на какие группы по месту обитания делится животный мир океана.                                  

Животный мир океана

        

                 Планктон ?  (зоо- и фито-)       Нектон ?                          Бентос?

Запишите в своих журналах названия групп под стрелочками.  Познакомимся поближе с каждой группой и заполните таблицу (приложение)

Вывод: Животный мир океана делится на 3 группы по месту обитания.

Задание№1. Соотнеси организмы:

Планктон

Нектон

Бентос

Акула, скат

Кораллы, анемоны.

Рачки, медузы

Задание №2 Проанализируйте диаграмму «Разнообразие морских организмов» и сделай вывод. Кто преобладает в океане?

Вывод: В океане преобладают животные и микроорганизмы.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок

- А почему? Давайте выясним.

Шаг 2. Какие условия влияют на распространение организмов в океане.

Судовой журнал (схема и таблица)

- Посмотри видео-фрагмент и заполни таблицу.

C:\Users\Учитель\Desktop\Семина географов 18 апреля\22.jpg

   0м                 +16,0°

  200 м                    +15,5°

1000 м           +3,8°

2000 м                    +3,1°

3000 м            +2,8°

5 000 м            +2,5°

Особенности водной среды

шельф

Материковый склон

Дно окена(ложе)

Распространение света (много, мало, отсутствует)

Температура

Количество кислорода (много, меньше, мало)

Давление (невысокое, повышается, высокое)

Животный и растительный мир(плапнктон, нектон, бентос)

- От каких причин зависит разнообразие и количество организмов?

- Как изменяется состав и количество организмов с глубиной?

- На какой глубине обширнее и разнообразнее всего растительный и животный мир? Почему?

- Почему основная толща вод Мирового океана почти безжизненна?

- Вывод: Большое давление, отсутствие света и растений.

Задание №3 Закончи предложение.

1. Чем глубже  мы погружаемся, тем флора и фауна океана становится всё … (беднее)

 2. Света с глубиной становиться … (меньше)

 3. Давление … (выше)

 4.Температуры становятся …(ниже)

- На нашем батискафе мы теоретически опустились довольно глубоко.

Шаг 3. Как приспособились организмы к разным условиям обитания? С.150 последний абзац -151 (или видео-фрагмент)  (нет воздушных полостей, поедают друг друга, органы свечения, есть специальные органы воспринимающие ультразвук)

Планктон (с греч. –  блуждающие) –  мелкие растения и животные, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные –  сопротивляться течению. Делятся на фитопланктон и зоопланктон.

Представители планктона это – микроскопические водоросли, рачки, медузы, мелкие и микроскопические животные. Представители  планктонных часто сбиваются в стайки у удерживаясь друг с другом при помощи различных приспособлений(различные выросты на теле, усики, крючочки, присоски и т.д) -  дрейфуют по океану.

В дали от берегов – царство планктона составляет основную пищу для большинства обитателей океана, включая китов, не говоря уже и о рыбах.

Районы богатые планктоном богаты и рыбой.

Нектон (с  греч.  – плавающий) – свободно плавающие морские организмы. Основные представители свободноплавающих организмов – это рыбы.

Они приспособлены свободно плавать в толще воды.

Имеют плавники, обтекаемую форму тела, вытянутую , уплощенное с боковых сторон тело.

Верхняя часть тела темная, а нижняя – светлая.

Кроме рыб есть и другие представители нектона – это киты, дельфины, акулы, тюлени, морские черепахи, кальмары  и дру.

Бентос (с греч.  – глубина) – морские организмы, ведущие донный образ жизни

Представителями донных организмов являются – водоросли, моллюски, крабы, черви , караловые полипы и др.

Приспособления у бентоса в связи с донным образом жизни: уплощенное тело, темная окраска, иногда имеет способность ее менять. Могут прикрепляться ко дну, зарываться в грунт, прятаться в раковинами.

Рефлексия.

-  Мы благополучно вернулись назад. Приняли участие в путешествии. Вы впервые заполняли судовой журнал.  

Давайте проверим ваши знания привезённые из путешествия.

- как распространены живые организмы в океане? (неравномерно)

- Разнообразие видов уменьшается как? (от экватора к полюсам, от поверхности к дну, от побережья в глубь океана)

№3 Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане:

А)шельф

Б)материковый склон

В)ложе океана(дно)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

(проверка и выставление оценок)

Подведение итогов.

Достигли ли мы цели которую ставили в начале урока?        

Что нового узнали на уроке?

Что показалось вам наиболее сложным при изучении темы

Что вас больше всего запомнилось?

Где вы можете применить свои знания в жизни?

Д.з. п.48 вопросы 1-3. №4 по желанию.

Спасибо за урок

Приложение 1

Планктон (с греч. –  блуждающие) –  мелкие растения и животные, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные –  сопротивляться течению. Делятся на фитопланктон и зоопланктон.

Представители планктона это – микроскопические водоросли, рачки, медузы, мелкие и микроскопические животные. Представители  планктонных часто сбиваются в стайки у удерживаясь друг с другом при помощи различных приспособлений(различные выросты на теле, усики, крючочки, присоски и т.д) -  дрифуют по океану.

В дали от берегов – царство планктона составляет основную пищу для большинства обитателей океана, включая китов, не говоря уже и о рыбах.

Районы богатые планктоном богаты и рыбой.

Нектон (с  греч.  – плавающий) – свободно плавающие морские организмы. Основные представители свободноплавающих организмов – это рыбы.

Они приспособлены свободно плавать в толще воды. Имеют плавники, обтекаемую форму тела, вытянутую, уплощенное с боковых сторон тело. Верхняя часть тела темная, а нижняя – светлая.

Кроме рыб есть и другие представители нектона – это киты, дельфины, акулы, тюлени, морские черепахи, кальмары  и дру.

Бентос (с греч.  – глубина) – морские организмы, ведущие донный образ жизни.

Представителями донных организмов являются – водоросли, моллюски, крабы, черви , караловые полипы и др.

Приспособления у бентоса в связи с донным образом жизни: уплощенное тело, темная окраска, иногда имеет способность ее менять. Могут прикрепляться ко дну, зарываться в грунт, прятаться в раковинами.



Предварительный просмотр:

Судовой журнал путешественника                           число_________

Тема путешествия: Распространение жизни  в океане.

Цель путешествия: выявить закономерности распространения жизни в Мировом океане.

Задачи путешествия:  Узнать:1. На какие группы делится весь органический мир Мирового  океана.

2. Какие условия жизни на разных глубинах океана.

3. Как приспосабливаются морские организмы для жизни в определенных условиях.

Шаг1.   Пользуясь текстом учебника (с.150, п.2) и судовой библиотекой узнайте и запишите, на какие группы по месту обитания делится животный мир океана.                                  

        

               

Вывод: Животный мир океана делится на ___________ группы по месту обитания.

Задание№1. Соотнеси организмы:

Планктон

Нектон

Бентос

Акула, скат

Кораллы, анемоны.

Рачки, медузы

Задание №2. Проанализируйте диаграмму «Разнообразие морских организмов» и сделай вывод. Кто преобладает в океане?

Вывод: В океане преобладают _________________и _________________.

Шаг 2. Какие условия влияют на распространение организмов в океане?

 

Посмотри видео – фрагмент и заполни таблицу.

Особенности водной среды

шельф

Материковый склон

Дно окена(ложе)

Распространение света (много, мало, отсутствует)

Температура

Количество кислорода (много, меньше, мало)

Давление (невысокое, повышается, высокое)

Животный и растительный мир(плапнктон, нектон, бентос)

*Изменение температуры с глубиной:C:\Users\Учитель\Desktop\Семина географов 18 апреля\22.jpg

 

 0м                 +16,0°

 200 м            +15,5°

1000 м               +3,8°

2000 м             +3,1°

3000 м             +2,8°

5 000 м            +2,5°    

Почему основная толща вод Мирового океана почти безжизненна?

Вывод:_____________________________________________________.

Задание №3 Закончи предложение.

1. Чем глубже  мы погружаемся, тем флора и фауна океана становится всё …

 2. Света с глубиной становиться …

 3. Давление …

 4.Температуры становятся …

Шаг 3. Как приспособились организмы к разным условиям обитания?

Прочитайте текс учебника С.150 п.3 последний абзац -151 и приведите примеры приспособлений у водных организмов(устно).


Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается




Предварительный просмотр:

Судовой журнал путешественника                           число_________

Тема путешествия: Распространение жизни  в океане.

Цель путешествия: выявить закономерности распространения жизни в Мировом океане.

Задачи путешествия:  Узнать:1. На какие группы делится весь органический мир Мирового  океана.

2. Какие условия жизни на разных глубинах океана.

3. Как приспосабливаются морские организмы для жизни в определенных условиях.

Шаг1.   Пользуясь текстом учебника (с.150, п.2) и судовой библиотекой узнайте и запишите, на какие группы по месту обитания делится животный мир океана.                                  

        

               

Вывод: Животный мир океана делится на ___________ группы по месту обитания.

Задание№1. Соотнеси организмы:

Планктон

Нектон

Бентос

Акула, скат

Кораллы, анемоны.

Рачки, медузы

Задание №2. Проанализируйте диаграмму «Разнообразие морских организмов» и сделай вывод. Кто преобладает в океане?

Вывод: В океане преобладают _________________и _________________.

Шаг 2. Какие условия влияют на распространение организмов в океане?

 

Посмотри видео – фрагмент и заполни таблицу.

Особенности водной среды

шельф

Материковый склон

Дно окена(ложе)

Распространение света (много, мало, отсутствует)

Температура

Количество кислорода (много, меньше, мало)

Давление (невысокое, повышается, высокое)

Животный и растительный мир(плапнктон, нектон, бентос)

*Изменение температуры с глубиной:C:\Users\Учитель\Desktop\Семина географов 18 апреля\22.jpg

 

 0м                 +16,0°

 200 м            +15,5°

1000 м               +3,8°

2000 м             +3,1°

3000 м             +2,8°

5 000 м            +2,5°    

Почему основная толща вод Мирового океана почти безжизненна?

Вывод:_____________________________________________________.

Задание №3 Закончи предложение.

1. Чем глубже  мы погружаемся, тем флора и фауна океана становится всё …

 2. Света с глубиной становиться …

 3. Давление …

 4.Температуры становятся …

Шаг 3. Как приспособились организмы к разным условиям обитания?

Прочитайте текс учебника С.150 п.3 последний абзац -151 и приведите примеры приспособлений у водных организмов(устно).


Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

Тест

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане на:

А)шельфе

Б)материковом склоне

В)ложе океана(дне)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...