Рабочая программа по географии. 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Яппарова Людмила Валентиновна

Рабочая программа составлена на основании стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., авторской программы А.И. Алексеева «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл», - М.: Дрофа, 2004. Данная программа ориентируются на учебник А. И. Алексеева, В.В. Николиной География: Природа и население  России. 8 класс. М.: Дрофа, 2012 г..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя географии

Яппаровой Людмилы Валентиновны,

по географии в 8 классе

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на основании:

 - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

 - авторской программы А.И. Алексеева «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл», - М.: Дрофа, 2004., а также в соответствии с учебным планом школы, в котором, как и в программе, на изучение курса отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год. Данная программа, как и календарно-тематическое планирование, составленное А.И. Алексеевым, ориентируются на учебник А. И. Алексеева, В.В. Николиной География: Природа и население  России. 8 класс. М.: Дрофа, 2012 г..

    Курс  «География  России. Природа и население» - это первая часть курса «География России». Состоит он из трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела «Население России» существенно обновлено в соответствии с новыми научными обновлениями. Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.

Основная  цель  курса –

Создать  у  учащихся  целостное  представление  о  своей  Родине, раскрыть  разнообразие  ее  природных  условий  и  ресурсов, населения  и  проблемы  хозяйства, познакомить  учащихся  с  этапами  заселения  и  освоения  территории  России, разнообразными  условиями  жизни  и  деятельности  людей  в  разных  регионах  страны.

Основные  задачи  курса -

- Сформировать  географический  образ  своей  страны  на  основе  комплексного  подхода  и  показа  взаимодействия  трех  основных  компонентов: природы, населения  и  хозяйства;

       - Сформировать  представление  о  России  как  целостном  географическом  регионе  и     одновременно  как  о  субъекте  мирового  географического  пространства;

- Показать  большое  практическое  значение  географического  изучения  взаимосвязей  природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических  явлений  и  процессов  в  нашей  стране;

- Вооружить  школьников  необходимыми  практическими  умениями  и  навыками  самостоятельной  работы  с  различными  источниками  географической  информации  как  классическими (картами, статистическими  материалами  и  др.), так  и  современными (компьютерными);

- Развивать  представления  о  своем  географическом  регионе, в  котором  локализуются  и  развиваются  как  общепланетарные, так  и  специфические  процессы  и  явления;

- Создать  образ  своего  родного  края, научить  сравнивать  его  с  другими  регионами  России  и  с  различными  регионами  мира.

Результаты обучения

В результате изучения географии в 8 классе учащиеся должны:

Называть и (или) показывать:

  •  Предмет изучения географии России;
  • Основные средства и методы получения географической информации;
  • Особенности  географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • Границы часовых поясов;
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • Зональные типы почв, их главные свойства;
  • Основные  виды  природных  ресурсов  и  примеры  их  рационального  и  нерационального  использования;
  • Народы России, наиболее  распространенные  языки, религии
  • Объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО)
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
  • Экологически  неблагополучные  районы  России;

Определять (измерять):

  • Географическое  положение  объектов;
  • Разницу в поясном времени территорий;
  • Погоду по синоптической карте;

Описывать:

  • географическое  положение  страны, географических объектов;
  • особенности  быта  и  религий  отдельных  народов;

Объяснять:

  • роль  географических  знаний  в  решении  социально-экономических, экологических  проблем  страны,
  • влияние  географического  положения  на  особенности  природы, хозяйства  и  жизни  населения  России;
  • образование и размещение форм рельефа;
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;
  • Влияние климата на жизнь и быт населения;
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • Разнообразие природных комплексов на территории страны;

Оценивать и прогнозировать:

  • изменения  в  численности  населения, изменения  соотношения  городского  и  сельского  населения региона, развитие  системы  городских  поселений;
  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе. 

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Зачем мы изучаем географию России. География - один из способов познания окружающего мира. Разделы географической науки. География России и краеведение. Географический взгляд на мир.

РАЗДЕЛ I. Пространства России -7 часов

Россия на карте мира. Какова доля России в территории и населении мира? Есть ли страна севернее и холоднее? Где находятся крайние точки России? Какова протяженность территории России?

Границы России. С какими странами граничит Россия на суше? Каковы морские границы России?

Россия на карте часовых поясов. Что такое поясное, декретное и летнее время? Где на Земле начинаются новые сутки?

Формирование территории России. Как начиналось освоение новых земель? Как происходило присоединение восточных территорий? Как происходило присоединение южных территорий? Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? Чем закончился период расширения территории государства?

Географическое изучение территории России. Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий? Бывают

ли географические «закрытия»? Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? Какие бывают источники географических

знаний?

Практические работы.  Сравнение географического положения России и Канады.  Выявление особенностей географического положения района своего проживания.

Обозначение на карте пограничных государств

Решение задач на определение поясного времени.

РАЗДЕЛ II. Природа и человек -39 часов

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ И НЕДРА (5 ч)

Строение земной коры (литосферы) на территории России. Как определяют возраст и изучают геологическую историю развития Земли? Что такое геохронологическая шкала? Что такое тектонические структуры? Как образуются горы?

Важнейшие особенности рельефа России. Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?

Современное развитие рельефа. Как внутренние силы Земли влияют на рельеф? Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Как ледник изменял лик планеты? Как воды изменяют земную поверхность? Что такое эоловые формы рельефа? Как человек изменяет рельеф?

Использование недр. Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добываются полезные ископаемые осадочного происхождения? Как добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среду?

Практические работы. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.

Характеристика рельефа и полезных ископаемых какой-либо из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Русская равнина— Урал, Среднерусская возвышенность—Хибины или Северный Кавказ).

ТЕМА 2. КЛИМАТ (6 ч)

Общая характеристика климата России. В каких климатических поясах находится наша страна? Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Каковы закономерности движения воздушных масс над территорией России? Как влияет на климат западный перенос воздушных масс? Какие особенности климата определяют континентальные воздушные массы? Что такое атмосферный фронт? Как меняется погода при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется погода при движении циклонов и антициклонов?

Распределение температур и осадков. Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории страны?

Типы климата нашей страны. Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Какие климатические области выделяют в пределах умеренного климатического пояса? Чем характеризуется субтропический климат?

Климат и человек. Что такое комфортность климата? Почему нужно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?

Практические работы.  Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работас таблицей, агроклиматическими картами.

ТЕМА 3. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ (4 ч)

Реки. Как распределена речная сеть по территории страны? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Что такое расход воды в реке и годовой сток? Чем

питаются и в каком режиме живут реки?

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Какого происхождения могут быть озерные котловины? Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота— феномен природы? Каково значение современных ледников?

Человек и вода. Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Какое значение имеют подземные воды для человека?

Практические работы. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.  Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

ТЕМА 4. ПОЧВЫ— НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ (5 ч)

Почвы— «особое природное тело». Почему почвы называют «особым природным телом»? Какое строение имеют почвы?

География почв России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? Какие типы почв наиболее распространены в России?

Почвы и урожай. Только ли количеством гумуса оценивается плодородие почв? Что такое механический состав почв? О какой почве говорят, что она структурная? Как можно поддерживать плодородие почв?

Рациональное использование и охрана почв. Почему важно рационально использовать и охранять почвы? Как система земледелия влияет на плодородие почв? Каковы важнейшие средства охраны почв? Как влияет на почвы хозяйственная деятельность?

Практические работы. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

ТЕМА 5. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО (4 ч)

Понятие о природном территориальном комплексе. Что такое природный территориальный комплекс? От чего зависят свойства ПТК? Какие бывают природные комплексы? Для чего проводят физико-географическое районирование?

Свойства природных территориальных комплексов. Почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов? Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека? Какое значение имеет устойчивость ПТК?

Человек и ландшафты. Как человек влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных? Какие бывают природно-антропогенные ландшафты? Почему культурный ландшафт можно считать образцом рукотворного?

Практические работы. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

ТЕМА 6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (11 ч)

Учение о природных зонах. Что такое природная зона? Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными?

«Безмолвная» Арктика. Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком? Чем занимаются в Арктике люди?

Чуткая Субарктика. Каковы особенности климата тундры и лесотундры? Как влияет мерзлота на природу? Чем отличаются тундровые ландшафты от лесотундровых? Каковы

особенности взаимоотношений природы и человека на Севере? Как изменилось традиционное хозяйствование сегодня?

Таежная зона. Какими природными условиями отличается тайга? Какие бывают таежные леса? Почему изменяются таежные ландшафты? Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге? Как изменяется тайга сегодня?

Болота. Можно ли считать болота «гиблыми» местами России? Что же такое болото? Где распространены болота?

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. Каковы особенности жизни и хозяйственной деятельности людей? Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской равнины? В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или уссурийской тайги)?

Лесостепи и степи. Что такое современная лесостепь и степь? Чем отличаются природные условия лесостепей? Как используются лесостепи в сельском хозяйстве? Чем степи отличаются от лесостепей? Как характеризуются внутренние воды зоны степей и лесостепей? Почему изменился видовой состав и численность животного мира степей? Какое значение имеет зона степей?

Полупустыни, пустыни, субтропики. Каковы характерные особенности природы полупустынь? Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность? В чем заключаются особенности природы пустынь? Каковы особенности природы субтропиков?

«Многоэтажность» природы гор. Что такое высотная поясность и от чего она зависит? Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия отличают горы от равнин? Чем характеризуется растительность и животный мир горных районов?

Человек и горы. Почему горы с давних времен привлекали человека? Какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах? Как горы влияют на жизнь людей?

Практические работы.  Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

ТЕМА 7. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ (4 ч)

Природная среда, природные условия, природные

ресурсы. Что такое природопользование?

Рациональное использование природных ресурсов. Как используются неисчерпаемые ресурсы? Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы? Что значит рационально использовать природные ресурсы? Почему важны рекреационные ресурсы?

Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают охраняемые территории?

Практические работы. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

РАЗДЕЛ  III. Население России (17 ч)

ТЕМА 8. СКОЛЬКО НАС— РОССИЯН? (2 ч)

Численность населения. Как менялась численность населения России? Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Как современное хозяйство и общество повлияло на воспроизводство населения России?

Как на территории России происходил переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному?

ТЕМА 9. КТО МЫ? (2 ч)

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Как можно увеличить продолжительность жизни?

Какие факторы определяют преобладание мужчин или женщин в разных районах?

Возрастной состав населения России. О чем может рассказать половозрастная пирамида? Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Как читать половозрастную пирамиду?

Практические работы. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

ТЕМА 10. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ? (3 ч)

Миграции населения России. Какое влияние оказали миграции на судьбу России? Что заставляет людей покидать привычные и обжитые места, родных и близких? Как переселения сказываются на характере и поведении людей? Как изменились направления миграций в 1990-е гг.?

Внешние миграции — в Россию и из нее. Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Кто выезжал из России в XX в.? Кто приезжает в Россию?

Территориальная подвижность населения. От каких причин зависит территориальная подвижность населения? Для чего важно изучать массовые передвижения населения?

Практические работы. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.

ТЕМА 11. ЧЕЛОВЕК И ТРУД (1 ч)

География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами»? Почему в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

ТЕМА 12. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ (3 ч)

Этнический состав населения. Что такое этнический состав? Как возникают этносы?

Этническая мозаика России. Как объединяются народы по языковому признаку? О чем говорит карта народов? Почему русский язык— это язык межнационального общения? Каково значение русского языка для народов России и его судьба вне ее?

Религии народов России. Какие религии традиционно исповедуются народами России? Каковы основные этапы формирования религиозной карты России? Как география религий влияет на внешнюю политику России?

ТЕМА 13. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ? (6 ч)

Плотность населения. Как охарактеризовать плотность населения? Для чего нужно знать плотность населения?

Расселение и урбанизация. Что такое расселение? Что такое урбанизация? В чем причины роста городов? Чем городкой образ жизни отличается от сельского?

Города России. Как росли города в России? Какие функции выполняют города? Где живут горожане? Какие районы России самые городские и самые сельские? Что могут рассказать о городах России карты из школьного атласа?

Сельская Россия. Почему в сельских поселениях живет гораздо меньше людей, чем в городах? Как разумнее использовать сельскую местность? Как происходит урбанизация в сельской местности?

Практические работы. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.

Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для ыполнения задания.

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

Обозначение на контурной карте городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов: 68

Срок обучения : 1 год (2часа в неделю)

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

Всего часов

В том числе

лекции

Практи-ческие занятия

контр.

работа учеников

1

Введение

1

1

2

Пространства России

7

4

2

1

3

Природа и человек :

Рельеф и недра

Климат

Богатство внутренних вод России

Почвы – национальное достояние страны

В природе все взаимосвязано

Природно-хозяйственные зоны

Природопользование и охрана природы

39

5

6

4

5

4

11

4

29

2

5

3

4

4

9

2

7

2

1

1

1

1

1

3

1

1

1

4

Население России:

Сколько нас – россиян?

Кто мы?

Куда и зачем едут люди?

Человек и труд

Народы и религии России

Где и как живут люди

17

2

2

3

1

3

6

12

1

2

2

1

2

4

4

1

1

1

1

1

1

5

Резервные уроки

4

4

ИТОГО

68

50

13

5

Формы контроля знаний, умений и навыков

№ п/п

Тема

Контрольные работы

Практические работы

1

Пространства России

Контрольная работа №1

«Пространства России»

№1.Обозначение на карте пограничных государств

№2. Определение разницы во времени отдельных территорий

2

Природа и человек

Контрольная работа №2

«Рельеф и недра»

№3. Обозначение на карте крупных форм рельефа.

Контрольная работа №3

«Живая природа России»

№4. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору).

Контрольная работа №4

«Природно-хозяйственные зоны»

№5. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности

№6 Обозначение на карте внутренних вод России

№7. «Природные зоны России»

№8. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий

№9. Работа с фрагментами карт с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения.

3

Население России

Контрольная работа №5

«Население России»

№10. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

№11. Изменение направления миграционных потоков во времени и пространстве.

№12. Выделение а контурной карте главной полосы расселения

№13. «Города России»

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Вид урока

Календарные сроки

Фактические сроки

Примеча-ние (причины корректи-ровки дат)

Введение – 1 час

1

Зачем изучают географию России

1

Беседа, лекция

Пространства России – 7 часов

2

Россия на карте мира

1

Комбинированный

3

Границы России. Пр. работа №1

1

Пр. работа №1.Обозначение на карте пограничных государств

4

Россия на карте часовых зон. Пр. работа №2.

1

Пр. работа №2. Определение разницы во времени отдельных территорий

5

Формирование территории России

1

Лекция

6

Географическое изучение территории России

1

Комбинированный

7

Современные задачи географии России

1

Лекция

8

Контрольная работа по теме «Пространства России» (с использованием заданий тренировочных вариантов ГИА-2011,2012,2013)

1

Контроль знаний

Природа и человек – 39 часов

Рельеф и недра земли- 5 часов

9

Строение земной коры на территории России

1

Комбинированный

10

Важнейшие особенности рельефа России. Пр. работа №3

1

Пр. работа №3. Обозначение на карте крупных форм рельефа.

11

Современное развитие рельефа.

1

Комбинированный

12

Использование недр

1

Комбинированный

13

Контрольная работа по теме «Рельеф и недра». Пр. работа №4.

1

Пр. работа №4. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору).

Климат – 6 часов

14

Общая характеристика климата России

1

Лекция

15

Закономерности циркуляции воздушных масс

1

Лекция

16

Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны

1

Лекция, практикум

17

Распределение температуры и осадков

1

Лекция, практикум

18

Типы климата нашей страны. Пр. работа №5.

1

Пр. работа №5. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности

19

Климат и человек

1

Урок обобщения

Внутренние воды России – 4 часа

20-21

Реки России. Пр. работа №6

2

Пр. работа №6 Обозначение на карте внутренних вод России

22

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

Комбинированный

23

Человек и вода

1

Семинар

Почвы – национальное достояние страны – 5 часов

24

Почвы – «особое природное тело»

1

Лекция

25

География почв России

1

Комбинированный

26

Почвы и урожай.

1

Комбинированный

27-28

Рациональное использование и охрана почв

2

Комбинированные

В природе все взаимосвязано – 4 часа

29

Природный территориальный комплекс (ПТК)

1

Лекция

30

Свойства природных территориальных комплексов

1

Комбинированный

31

Человек в ландшафте

1

Комбинированный

32

Обобщение по теме «Природа России»

1

Урок обобщения

Природно-хозяйственные зоны -11 часов

33

Природные зоны. Пр. работа №7.

1

Пр. работа №7. «Природные зоны России»

34

«Безмолвная» Арктика

1

Комбинированный

35

«Чуткая» Субарктика

1

Комбинированный

36

Таежная зона

1

Комбинированный

37

Болота

1

Комбинированный

38

Зона смешанных и широколиственных лесов

1

Комбинированный

39

Лесостепи и степи

1

Комбинированный

40

Полупустыни, пустыни и субтропики

1

Комбинированный

41

Многоэтажность природы гор

1

Комбинированный

42

Человек и горы

1

Комбинированный

43

Контрольная работа по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

Контроль знаний

Природопользование и охрана природы – 4 часа

44

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1

Комбинированный

45

Рациональное использование природных ресурсов

1

Комбинированный

46

Охрана природы и охраняемые территории

1

Пр. работа №8. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий

47

История взаимоотношений человека и природы. Пр. работа №9.

1

Пр. работа №9. Работа с фрагментами карт с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения.

Население России – 17 часов

48

Численность населения России

1

Лекция

49

Воспроизводство населения

1

Комбинированный

50

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Пр. работа №10.

1

Пр. работа №10. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

51

Возрастной состав населения

1

52

Миграции населения

1

53

Внешние миграции – в Россию и из нее. Пр. работа №11.

1

Пр. работа №11. Изменение направления миграционных потоков во времени и пространстве.

54

Территориальная подвижность населения

1

Комбинированный

55

География рынка труда

1

Комбинированный

56

Этнический состав населения

1

Комбинированный

57

Этническая мозайка России

1

Комбинированный

58

Религии народов мира

1

Комбинированный

59

Плотность населения

1

Комбинированный

60

Расселение и урбанизация. Пр. работа №12.

1

Пр. работа №12. Выделение а контурной карте главной полосы расселения

61

Города России. Пр. работа №13.

1

Пр. работа №13. «Города России»

62

Сельская Россия

1

Лекция

63

Контрольная работа по теме «Население России» (с использованием заданий тренировочных вариантов ГИА-2010,2011,2012)

1

Контроль знаний

64

Итоговый урок по теме «Природа и население России»

1

Комбинированный

65-68

Резервное время

4

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для учащихся

  • Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: Природа и население  России. 8 класс. М.: Дрофа, 2011 г..
  • Атлас по географии для 8 класса,
  • Комплект контурных карт для 8 класса.

Методические пособия для учителя

  1. Программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-10 классы  Авторы: А.И. Алексеев, Э.В. Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я. Лисенкова – Сборник нормативных документов География Дрофа Москва- 2004
  2. М.Ю.Евдокимов,В.И. Сиротин В.Г.Терещенкова География России Методическое пособие к обновленному комплексному учебнику «География России» под ред. А.И. Алексеева 8-9 классы  Дрофа Москва-2008
  3.  «Материалы  для  подготовки  и  проведения  итоговой  аттестации  выпускников  основной  общеобразовательной  школы». Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. М.: «Дрофа»,  2002 г.
  4. В. И. Евдокимов Тесты по географии России в 2 –х частях. 8-9 классы» под ред. А.И. Алексеева Экзамен Москва-2009
  5. С. А. Малиновская География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева Волгоград: Учитель, 2004
  6. Е.А. Жижина  «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс».. М.: «ВАКО», 2006
  7. «Готовимся  к  экзамену. 9-11 класс». А. Э. Фромберг. М.: «Олма-Пресс», 2004 г.

Дополнительная литература для учителя и учащихся

  1. «Школьная  география  в  вопросах  и  ответах». В. И. Сиротин.
  2. Краткий  курс «География  России. Население  и  хозяйство». А. А. Лобжанидзе.
  3. География. Словарь-справочник. В. Н. Ермолаев.
  4. «География  НСО». В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова.
  5. «Олимпиадные  задания  по  географии. 9  класс». А. Б. Моргунова. Волгоград: «Учитель», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...