География России 8 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Разработана рабочая программа по предметной линии "Полярная звезда" под редакцией А.И.Алексеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл География 8 класс47.94 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка

Количество часов в год - 66

Количество часов в неделю/всего        2

Цели, задачи курса.

Данный этап изучения географии крайне важен, так как представляет  подробное изучение географии своей страны. В соответствии с требованиями стандарта предмет «география»  изучается как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Данный курс географии помогает раскрыть закономерности природы и общества, объяснить причины различных природных и экономических  процессов и явлений, показать многие аспекты отношения природы и человека, их влияние на развитие культуры. И дает возможность научить обучающихся правильно ориентироваться в быстроразвивающейся географической среде.

Обучение географии  России дает возможность убедительно показать обучающимся, что игнорирование природных законов, пренебрежение комплексными географическими знаниями при вмешательстве человека в природу приводят к отрицательным последствиям, ухудшающим Экологическую обстановку, условия жизни человека. Обеспечение экологической направленности процесса обучения физической географии является составной частью социального заказа школьному географическому образованию.

Важнейшим направлением в обучении географии в 8 классе является краеведение, отражающая потребность учащихся уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой. Учитывая климатические особенности нашего региона проводить экскурсии можно осенью и весной при благоприятных погодных условиях, поэтому по возможности некоторые уроки, запланированные для проведения в классе можно провести в виде уроков-экскурсий.

Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: выполняют задания по карте, изучают модели географических  и экономических объектов, решают учебную проблему, обмениваются мнениями и суждениями, работают в группе, осуществляют взаимоконтроль. Это учитывается при составление плана работы на урок, а также при составление контролирующих заданий.

Программа минимально модифицирована, все части предложенные авторами, хорошо продуманны, учитывают региональную специфику и разный уровень подготовки обучающихся. В конце учебного  года два часа отводится на изучение географии Новосибирска.

Учебно – тематическое  планирование

№п.п.

Наименование темы

Количество часов

1

Россия в мире

4

2

Россияне

10

3

Природа

19

4

Хозяйство

17

5

Природно-хозяйственные зоны

7

6

Наше наследие

3

7

 География Саратовской области

6

8

Итого

66

Содержание учебного курса

Тема 1. Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников.

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3. Природа (19 ч)

1.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.   Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.   Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Тема 4. Хозяйство ( 17 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (7ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис. Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Тема 6. Наше наследие (3 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Тема 7. География Саратовской области (6 ч)

Знакомство с природой родного края

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся.

Обучаемые  должны  знать  и  уметь:

- устанавливать   связь  между  формами  рельефа  и  тектоническими  структурами;

- определять  полезные  ископаемые;  суммарную  радиацию  и  k – увлажнённости  по  климатической  карте  отдельного  географического  объекта;

 - знать водные  ресурсы. Определять  питание, уклон, режим, сток  рек  и хозяйственного  использования;

 -  устанавливать  зависимость  между  компонентами   природы;

 -  давать  характеристику  условий  работы  и  быта  человека  по  одному  из природных  районов;

 - изучать  географию  Саратовской  области;

     

 Должны  уметь  описывать:

 - экономико-географическое  положение  страны;

- природно-хозяйственные  объекты;

     

Должны  уметь  определять:

 - ЭГП  положение  природных  объектов;

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Практические работы

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Россия в мире – 4 часа

1

Мы и наша страна на карте мира.

Изучение нового материала

Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Обучающиеся должны

 

уметь:

Характеризовать географическое положение страны и своей области.

Определять поясное время.

в

Оценивать:

Географическое положение России, своей области

Фронтальная беседа

2

Наша страна на карте часовых поясов.

Комбинированный урок.

Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Анализ карты.

 Определение

3

Как ориенитоваться по карте России.

Комбинированный урок.

Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Анализ карты

4

Формирование территории России.

Комбинированный урок.

Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

Фронтальная беседа.

 

Россияне – 10 часов

5

Воспроизводство населения.

Изучение нового материала

Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Уметь:

Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую

ситуацию.

Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России

Оценивать: Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию.

Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России.

Лекция с элементами фронтальной беседы

6

Численность населения.

Комбинированный урок.

Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Лекция с элементами фронтальной беседы

7

Миграции населения.

Комбинированный урок.

Лекция с элементами фронтальной беседы

8

Наш «демографический портрет».

Комбинированный урок.

Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Лекция с элементами фронтальной беседы

9

Россияне на рынке труда.

Комбинированный урок.

Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Лекция с элементами фронтальной беседы

10

Мозаика народов..

Комбинированный урок

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Лекция с элементами фронтальной беседы

 

11

Размещение населения.

Комбинированный урок.

Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Лекция с элементами фронтальной беседы

12

Расселение и урбанизация.

Комбинированный урок.

Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Лекция с элементами фронтальной беседы

13

Города и сельские поселения.

Комбинированный урок.

Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Лекция с элементами фронтальной беседы

14

Контрольная работа «Население России»

Обобщение знаний и закрепление умений

Тест

Природа – 19 часов

15

Геологическая история..

Изучение нового материала

Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Уметь:

Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической карте.

Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирование представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях.

Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязи компонентов природы.

Оценивать:

Природно-ресурсный потенциал страны.

Климатические ресурсы России.

Водные ресурсы России и своей местности.

Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни. Культуру населения.

Лекция с элементами фронтальной беседы

16

Рельеф: тектоническая основа.

Комбинированный урок.

Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Фронтальный опрос

17

Рельеф: скульптура поверхности.

Комбинированный урок.

Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Фронтальный опрос

18

Как осваивали россияне свой участок земной поверхности.

Комбинированный урок.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Фронтальный опрос

19

Солнечная радиация.

Комбинированный урок.

землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Фронтальный опрос

20

Атмосферная циркуляция.

Комбинированный урок

Фронтальная беседа

21

Зима и лето в нашей северной стране.

Комбинированный урок.

Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Фронтальный опрос

22

Изучаем карту климатических поясов России.

Комбинированный урок.

Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Анализ карты

23

Как мы  живем и работаем в нашем климате.

Комбинированный урок.

Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Фронтальный опрос

24

Наши моря.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

25

Наши реки.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

26

Крупнейшие реки России.

Практикум

Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

практикум

 

27

Где спрятана вода.

Комбинированный урок.

Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.

Фронтальный опрос

28

Водные дороги  и перекрестки.

Комбинированный урок.

Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Опрос

29

Учимся с «Полярной звездой».

Практикум.

практикум

30

Почва - особое природное тело

. Изучение нового материала.

Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

Фронтальный опрос

31

Построение почвенного профиля.

Практикум

Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии.

Фронтальный опрос

32

Почва - основа сельского хозяйства.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

33

Контрольная работа «Природа России»

Обобщение знаний и закрепление умений

тест

Хозяйство – 17 часов

34

Развитие хозяйства..

Изучение нового материала

Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Уметь: Анализировать статистические показатели развития хозяйства России.

Анализировать таблицы, тематические карты, схема с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности.

Составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану.

Объяснять структуру импорта и экспорта России.

Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.

Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.

Оценивать: Тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.

Современные проблемы России.

Лекция с элементами фронтальной беседы

35

Особенности экономики России.

Изучение нового материала.

«Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Фронтальный опрос

36

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность..

Изучение нового материала

Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Фронтальный опрос

37

Нефтяная и газовая   промышленность.

Комбинированный урок.

Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

Фронтальный опрос

38

Электроэнергетика.

Комбинированный урок.

Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Фронтальный опрос

39

Металлургия России

Комбинированный урок.

Основные месторождения, бассейны, особенности размещения

Фронтальный опрос

40

Машиностроение.

Комбинированный урок

Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Фронтальный опрос

41

Химическая промышленность.

Комбинированный урок

Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Фронтальная беседа

42

Лесной комплекс.

Комбинированный урок.

Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Фронтальная беседа

43

Растениеводство.

Комбинированный урок.

Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства.

Фронтальный опрос

44

Животноводство.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

45

Учимся с «Полярной звездой».

Практикум

Практикум

46

Сухопутный транспорт.

Комбинированный урок.

Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути.

Фронтальный опрос

47

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

48

Сфера услуг.

Комбинированный урок.

Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Фронтальный опрос

49

Учимся с «Поляной звездой».

Практикум

Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Практикум

50

Контрольная работа «Хозяйство России

Обобщение знаний и закрепление умений

Тест

Природно – хозяйственные зоны – 7 часов

51

Зональность в природе и жизни людей.

Изучение нового материала

Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства

Уметь: Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.

Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.

Лекция с элементами фронтальной беседы

52

Северные безлесные зоны.

Комбинированный урок.

Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Конспект

53

Лесные зоны.

Комбинированный урок.

Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Конспект

54

Степи и лесостепи.

Комбинированный урок.

Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Фронтальный опрос

55

Южные безлесные зоны.

Комбинированный урок.

Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис

Фронтальный опрос

56

Субтропики. Высотная поясность.

Комбинированный урок.

Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Фронтальный опрос

57

Контрольная работа «Природно-хозяйственные зоны»

Обобщение знаний и закрепление умений

Тест

Наше наследие  - 3 часа

58

Территориальная организация общества.

Изучение нового материала.

Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Уметь:

Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.

Оценивать: Современные проблемы России.

Лекция с элементами фронтальной беседы

59

«Все связано со всеми».

Комбинированный урок.

Лекция с элементами фронтальной беседы

60

Что мы оставим потомкам.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

География Саратовской области – 6 часов

61

Географическое положение Саратовской области.

Урок  изучения нового материала

Фронтальная беседа

62

Геология. Рельеф.

Урок  актуализации знаний  и  умений

Фронтальный опрос

63

Климат. Водные  ресурсы.

Урок  актуализации знаний  и  умений

Фронтальный опрос

64

Растительный и животный мир.

Урок  актуализации знаний  и  умений

Фронтальная беседа

65

Зачёт по курсу «География Саратовской области»

Урок-зачёт

Тест

66

Итоговое занятие по всему курсу

Обобщение знаний и закрепление умений

67

Резерв - 3 часа

Методические  и  учебные  пособия, оборудование:

1.А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладков  География  России:  8  класс. –М.: Просвещение,  2013

2.География  Саратовской  области. Учебник. Сарат.изд., 2005

3.Раковская Э.М.  и др.Географический   атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

4.Жижина Е.А. Поурочные  разработки  по  географии  России  в  8 классе: М.: ВАКО, 2007

5.Алексеев  А.И.,Николина  В.В Методическое  пособие  по  географии  в  8  классе: Население  и хозяйство России. – М.:-  Просвещение,   2013 год

6.Сиротин В.И. Тесты  для  итогового  контроля  в  8-9 классах.- М.: Дрофа, 2007

7.Стандарты  второго  поколения. География.-М.: Просвещение, 2010

-  География.8- 9 класс. Тесты  для  учащихся (компакт-диск)- изд. «Учитель», 2010

- комплект  географических  карт, тематических  таблиц;

- комплект  портретов   выдающихся  географов  и  путешественников;

- стенды  экспозиционных  материалов;

- картотека  с  заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...