Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время
учебно-методический материал по географии на тему

Евдокимова Ольга Ивановна

Описание системы  работы по реализации деятельностного подхода в обучении через исследовательскую деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskaya_pedagogicheskaya_konferentsiya.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность  учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Евдокимова Ольга Ивановна,

учитель географии МБОУ « СОШ №10» г. Когалыма,

первая квалификационная категория

        Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование активной жизненной позиции. В настоящее время в условиях реализации национальной   образовательной инициативы « Наша новая школа» современная система образования  должна вооружить обучающих не только знаниями, но сформировать у них готовность к саморазвитию и непрерывному образовании. Для  создания  нужных условий достижения  нового   качества образования  указывается на необходимость использования деятельностного подхода в обучении. Это  подразумевает смену образовательной парадигмы, т.е. вместо передачи суммы знаний необходимо развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Исследовательская деятельность учащихся на уроках  географии и во внеурочное время  позволяет реализовать системно - деятельностный подход в обучении. Развитие навыков  исследовательской деятельности осуществляется через технологию проблемного обучения. Характерным  признаком данной технологии  является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. География – это такой школьный предмет, где учащийся самостоятельно способен добывать информацию об окружающем мире, находить пути решения разнообразных проблем. Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся, связанную с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы (теоретический или практический вопрос,  требующий разрешения, исследования);
  •  определение целей исследования, т.е. формулирование ответа на вопрос, что нужно сделать для решения данной проблемы;
  • выдвижение гипотезы –  это предположение о результатах исследования;
  • проверка гипотезы (проведение эксперимента, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов, размышление и т.д.);
  • интерпретация полученных данных;
  • вывод по результатам исследовательской работы;
  • создание конечного продукта исследования (мультимедийная презентация, рекламный проспект, заочная экспедиция, схема, письменный отчет, таблица и т.д.)

    Через данный вид деятельности  у учащихся развиваются познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности.

        Освоение учеником исследовательских знаний и умений проходит поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика. Исследовательский подход – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез и их проверка в ходе занятия, выполнение практических работ исследовательского и творческого характера, разбор учащимися географических парадоксов, организация заочных географических путешествий, уроков-конференций, семинаров.  Система исследовательских заданий - это совокупность различных видов поисковой деятельности, которые взаимосвязаны между собой, усложняются в процессе обучения и представляют единое целое.  Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности осуществляется через урок. Начиная с 6 класса,  ставится  проблема, намечается стратегия и тактика её решения, а само решение проблемы самостоятельно предстоит найти ребенку. Шестиклассники учатся анализировать сущность явлений, выделять причинно - следственные связи. Данную деятельность приемлемо использовать  при изучении тем « Движение воды в океане», « Причины, влияющие на климат», «Ветер», «Погода». У  учащихся формируются  исследовательские умения: умение наблюдать, делать выписки из литературы, сравнивать факты, устанавливать единичные связи. На следующем этапе ученикам 7 – 8 классов ставится  проблема, но сам путь  решения проблемы учащиеся находят самостоятельно. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходят цели освоения  коммуникативных навыков, поэтому исследовательскую деятельность организовывается  в групповых формах. Удачно такие уроки проходят при изучении особенностей  материков, природных зон России. В старших классах учащиеся исследуют государства, выявляют особенности их хозяйства, используя различные источники информации, делают презентации, защищают их. Школьники приобретают  следующие исследовательские умения:  умение поставить цель и составлять план исследования, найти необходимые сведения в различных источниках информации, изобразить связи в виде схемы, таблицы, высказать свои суждения на основе ранее изученных понятий, формулировать выводы.  На последующем этапе  постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно и школьники приобщаются к написанию научно - исследовательской работы.

      Исследовательская деятельность над научной работой осуществляется во внеурочное время и проводится под руководством учителя, роль которого заключается в корректировке  самостоятельной деятельности ученика. При выборе темы исследования учащимися должны соблюдаться следующие условия: она должна быть актуальной, социально значимой, учитывать местную специфику. Совместно со  школьником определяется  методологический аппарат исследования  (актуальность, объект, предмет, цель, научная гипотеза, задачи, исследуемая проблема, новизна и методика исследования); составляется общий план исследования. В  процессе  работы над исследованием  происходит  сбор, анализ, структурирование полученной информации; проводятся социологические опросы, анализируются  статистические  данные и полученные результаты,  формулируются  выводы; оформляется работа. Затем осуществляется публичная защита исследовательской работы, проводится рефлексия деятельности и результатов ученика. Работы моих учащихся имеют экономико – социальную  направленность: «Россия – страна моногородов?», «Состояние трудовых ресурсов России»,  « Проблемы и перспективы развития этнотуризма в ХМАО – Югре»,  «Куда перевести стрелки?» и экологическую: «Кризис свалок», « Глобальное потепление или похолодание?», все работы опираются на краеведческий материал. Основной формой презентации  результатов исследовательской деятельности является научно – исследовательская конференция «Шаг в будущее», проводимая на школьном и муниципальном уровнях ;  на региональном  и всероссийском уровнях:  научно – практическая  конференции молодых ученых  « Проблемы и перспективы развития регионов»,  конкурс  научно – исследовательских работ имени Д.И.Менделеева, заочный конкурс  научно – исследовательских работ «Юность, наука, культура». Работая над исследовательскими проектами и защищая их на разных уровнях, учащиеся учатся логически мыслить, выступать публично, отстаивать свою точку зрения, испытывают удовлетворение от своего труда и радость победы.

    Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность учащихся служит достижению важнейшей цели образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить перед собой  и решать проблемы, даёт возможность им развивать свои творческие способности, воспитывает самостоятельность. Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время.

Методические и практические рекомендации при проведении уроков географии исследовательского характера. Из опыта работы....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время.

Одним из главных направлений образовательного курса  современной  школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процес...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...