Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Разработка рабочей программы по географии 8 класса. (к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.docx58.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Крюковская СОШ

 _____________(Тюнькова Е.Н..)

«______» августа 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ГЕОГРАФИИ

(базовый уровень)

8  класс

                                                                           Составил:

                                                                           Морозова Галина Александровна,

                                                                           учитель географии

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по курсу «География России. 8 класс»  разработана на основе программы Домогацких Е.М. география: для 6 - 10 классов  М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 для общеобразовательных  учреждений.

в соответствии с

*  Государственным стандартом основного общего образования по географии;

* учебным планом и календарным планом-графиком МБОУ Крюковской СОШ;

Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Целью составления данной программы является — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Авторская программа курса «География России.» (автор Домогацких Е.М.) рассчитана на 136 часов в 8 и 9 классе (по 2 часа в неделю). Данная программа предполагает изучение в 8 классе части I «Природа России» (68ч), а в 9 классе части II «Население и хозяйство» , таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. 

Для реализации программы используется УМК  Домогацких Е.М. , Алексеевский Н.И. «География 8 класс» М.: «Русское слово», 2013г, 

входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса  используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм и методов обучения. 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового   способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Раздел

Название раздела

Количество часов  авторской программы

Количество часов рабочей программы

I

Общая физическая география России

32

33

II

Крупные природные районы России

33

33

III

Человек и природа.

2

2

Резерв

1

0

Итого

68

68

По сравнению с авторской программой увеличилось количество учебных часов, отведенных на изучение раздела «Общая физическая география России» на 1 час (на обобщающий урок по данному разделу). Это время взято из резервного времени, предусмотренного авторской программой. Кроме этого уменьшилось общее количество практических работ с 18 до 8 в связи с тем, что по некоторым темам дана одна общая практическая работа, другие же работы носят обучающий характер.

Раздел I. Общая физическая география России (33 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Характеристика ГП России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 3.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа: 4. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практическая работа: 5. Составление характеристики одной из рек России , определение возможностей её хозяйственного использования.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практическая работа: 6. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа. 7. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа. 8. Сравнение природных условий и ресурсов двух природных районов (Уральского и Дальнего Востока).

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Знать (понимать):

  1. географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
  2. причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  3. связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  4. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  5. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  6. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  7. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

2. Уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока

Тема содержания

Дата по

плану

Скорректированные сроки

примечание

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

(32часа + 1 час обобщения = 33 часа)

ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (3 часа)

1.

Географическое положение России. Пр.раб № 1. Характеристика ГП России.

2.

2.

Часовые пояса страны.

3.

3.

Практическая  работа № 2. Решение задач на определение поясного времени.

ТЕМА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ (2 часа)

4.

1.

Русские землепроходцы XI-XVII вв.

5.

2.

Географические открытия в России XVIII - XIXвв. Географические исследования XX века.

ТЕМА 3. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ (5 часов)

6.

1.

Геологическое летоисчисление и геологическая карта.

7.

Тектоническое строение.

8.

Общие черты рельефа.

9.

Литосфера и человек.

10.

Практическая работа №3.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

ТЕМА 4. КЛИМАТ И ПОГОДА (7 часов)

11.

1.

Климатообразующие факторы.

12.

2.

Распределение тепла и влаги по территории страны

13.

3.

Практическая работа: 4. Выявление особенностей изменения   температур,   количества осадков и КУ по территории страны с запада на восток.

14.

4.

Климаты России.

15.

5.

Погода

16.

6.

Атмосферные вихри.

17.

7.

Атмосфера и человек.

ТЕМА 5. МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ (8часов)

18.

1.

Моря России.

19.

2.

Характеристики реки.

20.

3.

Реки России.

21.

4.

Практическая работа: 5. Составление характеристики одной из рек России , определение возможностей её хозяйственного использования.

22.

5.

 Озёра и болота.

23.

6.

Ледники. Великое оледенение.

24.

7.

Многолетняя мерзлота.

25.

8.

Гидросфера и человек.

ТЕМА 6. ПОЧВЫ (2часа)

26.

1.

Формирование и свойства почвы.

27.

2.

Зональные типы почв.

ТЕМА 7. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ (5 часов)

28.

1.

Природные комплексы России.

29.

2.

Безлесные природные зоны Арктики и субарктики

30.

3.

Леса умеренного пояса.

31.

4.

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.

32.

5.

Ресурсы растительного и животного мира. Практическая работа №6. Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого.

33.

6.

Обобщение по разделу «Общая физическая география России»

РАЗДЕЛ 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ

(32 часов + 1 час обобщения =33 часа)

ТЕМА 1. ОСТРОВНАЯ АРКТИКА (1час)

34.

1.

1.Природа арктических островов.

ТЕМА 2. ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ (РУССКАЯ) РАВНИНА (5 часов)

35.

1.

Рельеф и геологическое строение.

36.

2.

Климат, внутренние воды и природные зоны.

37.

3.

Природно- территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины.

38.

4.

ПТК Восточно- Европейской равнины. Природа и человек.

39.

5.

Практическая работа. 7. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Восточно-Европейской равнины.

ТЕМА 3. КАВКАЗ (3часа)

40.

1.

Геологическая история и рельеф Кавказа.

41.

2.

Климат, внутренние воды  и природные зоны Кавказа.

42.

3.

Высотная поясность Кавказа .

ТЕМА 4. УРАЛ (4часа)

43.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Урала.

44.

2.

Климат и внутренние воды Урала.

45.

ПТК Урала.

46.

3.

ПТК Урала. Природа и человек.

ТЕМА 5. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА (4 часа)

47.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Западно- Сибирской равнины.

48.

2.

Климат и внутренние воды Западно- Сибирской равнины.

49.

3.

ПТК Западно- Сибирской равнины.

50.

4.

ПТК Западно- Сибирской равнины. Природа и человек.

ТЕМА 6. СРЕДНЯЯ СИБИРЬ (3часа)

51.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Средней Сибири.

52.

2.

Климат и внутренние воды Средней Сибири.

53.

3.

Природные зоны Средней Сибири.

ТЕМА 7. СЕВЕРО-ВОСТОК СИБИРИ (3часа)

54.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северо- Востока Сибири.

55.

2.

Климат и внутренние воды Северо- Востока Сибири.

56.

3.

ПТК  Северо- Востока Сибири.

ТЕМА 8. ГОРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ (4часа)

57.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые гор Южной Сибири.

58.

2.

Климат и внутренние воды гор Южной Сибири.

59.

3.

Жемчужина Сибири- озеро Байкал.

60.

4.

Высотная поясность гор Южной Сибири.

ТЕМА 9. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ( 5 часов)

61.

1.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Дальнего Востока.

62.

2.

Климат и внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока.

63.

3.

ПТК Дальнего Востока. Полуостровная и островная часть.

64.

4.

ПТК  Дальнего Востока. Приморье и Приамурье.

65.

5.

Практическая работа. 8. Сравнение природных условий и ресурсов двух природных районов (Уральского и Дальнего Востока).

66.

6.

Обобщение по разделу  «Крупные природные районы России»

РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2часа)

67.

1.

Природные ресурсы и природные условия.

68.

2.

Роль географии в современном мире.

ГРАФИК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название практической работы

Дата по плану

Скорректированные сроки

примечание

 Характеристика  географического положения (ГП)   России.

Решение задач на определение поясного времени.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Выявление особенностей изменения   температур,   количества осадков и КУ по территории страны с запада на восток.

Составление характеристики одной из рек России, определение возможностей её хозяйственного использования.

Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Восточно-Европейской равнины.

Сравнение природных условий и ресурсов двух природных районов (Уральского и Дальнего Востока).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

•        Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 8 класс.М.: «Русское слово». 2009.

•        Рабочая тетрадь по географии к учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевского Н.И. «География». 8класс. М.: «Русское слово», 2009г.

•        Географический атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература:

  • Баринова И.И. География. Природа России. Учебник 8 класса. М.: Дрофа, 2010
  • Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы.
  • Электронное издание по географии для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений. Составители Дронов В.П., Савельева Л.Е., Таможняя Е.А.
  • Электронная геокнига «Великое наследие. Путешественники и мореплаватели. Географические и археологические открытия». Том 3. Издательский дом «Равновесие».

•        http://www.edu.ru/  Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

•        http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

•        http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

•        http://katalog.iot.ru/index.php  Образовательные ресурсы сети Интернет – каталог

•        http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам

•        http://rusedu.ru/  Архив учебных программ и презентаций

•        http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

•        http://univertv.ru/  Школьные уроки в видеоформате

•        http://interneturok.ru/  Учителя вызывали?  

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от _____ августа 2014

№_____________

__________Канунникова С.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

____________ Щелакова Т.Ю.

«_____»  августа 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...