Исследовательская деятельность школьников на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_vystuplenie.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Щеглова Л.А.

МАОУ «Лицей № 36»

г.Саратов

Исследовательская деятельность школьников
на уроках географии

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Исследовательская деятельность  решает следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью

является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение

школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”,“Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам  отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог

представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

  • Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)
  • Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки
  • Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы“Почему…”, “Чем объяснить…”,свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее

о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей,

составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поликультурности, ненасилия.

Использование ИКТ в обучении географии и экономики диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача -научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области

информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий.

Мультимедиа-технологии

как многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и проявления информационной компетенции. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных CD-ресурсов.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использование ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий.

Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал и для меня, и для учеников помощником.

На уроках закрепления

использую программы-контролеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам.

На уроках-практикумах

учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты,заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT , с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT . Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Коллекцию презентаций использую, как демонстрационный материал к уроку.

Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет-ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии.

Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. На мой взгляд, для этого больше всего подходит учебно-методический комплекс О.А.Климановой -А.И.Алексеева. Учебники данного курса предполагают творческий подход в получении учащимися новых знаний, деятельностный подход в обучении. Картографический материал служит дополнением к текстовой информации, способствует развитию пространственного мышления, формирует практические навыки. Это новая линия учебников. Структура и содержание соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. В изложении материала выполняется принцип проблемности. Причиной неуспеваемости иногда является не восприятие объяснения учителя. И не удивительно, при объяснении учителю необходимо учесть психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь ученику и пригодится умение работать с учебником.

Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Урок-лекция

воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая.Необходимо во время лекции ученикам делать записи.

Урок-семинар

Учащимся даю индивидуальные или групповые задания ( в настоящее время использую задания для подготовки к ЕГЭ),подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной письменной работой.

Урок-зачет

носит форму деловой игры,  смотра знаний или похож на вузовский зачет. Провожу его по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.

Уроки-практикумы

провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.

Эта форма построения уроков позволяет сделать плавным переход к обучению на высшей ступени.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов, предметов домашнего обихода.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.

Систематизация работ по темам облегчает подготовку к зачетам и экзаменам.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

Разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя каждому участнику школы, даёт возможность участвовать в их проведении всем желающим.

Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой двадцатилетний опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.

Остановлюсь подробнее на анализе модели построения исследовательской работы. При определении содержания и направления творческого поиска учитываю уже имеющийся опыт учащихся, а также их профессиональную направленность.

Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:

Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности –обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.

Освоить новые информационные технологии.

Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле,составление проектов, исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы.

Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция ,проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.

Для оценивания результативности исследовательских проектов были разработаны критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и т. п. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения исследовательской деятельности; оценить приобретенные навыки создания “продукта”проведения его презентации.

Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:

  1. Теоретическая подготовка, практические навыки.
  2. Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.
  3. Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).
  4. Подведение и анализ итогов.
  5. Самообразование руководителя.

Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.

2.

Справиться с современными требованиями поможет исследовательская деятельность. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества.

С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом, т. к. предполагает перенос нагрузки с памяти ученика на его мышление.

В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

Образовательный стандарт в перечне компетентностей называет «Исследование несложных реальных связей и зависимостей», «владение приемами исследовательской деятельности».

Возможны два пути реализации исследовательской деятельности.

 Первый путь- это выделение целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем.

 Второй путь- это включение в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Учащиеся должны знать возможности использования географических знаний и умений в быту и в повседневной жизни.

Исследовательские приемы - это приемы умственной деятельности. В географии при реализации исследовательского подхода возможны такие приемы: прием сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно- следственных связей и некоторые другие.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями , без взаимодействия с другими учениками.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.

Использование приемов исследовательской деятельности
на уроках географии в 9 классе.

Тема урока

Исследовательская деятельность

Исследовательский прием

Географическое положение России

Оценка геополитического положения

Анализ политико-административной карты, информационных материалов.

Выдвижение гипотез.

Население России: численность и естественный прирост

Выявление особенностей естественного прироста населения России, изменение численности населения

Анализ статистических материалов.

Прием установления причинно- следственных связей.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Оценка места России в международной экономике. Объяснение влияния экономического прошлого на современное состояние экономики России

Анализ статистических материалов, текста учебника.

Прием установления причинно- следственных связей.

Проблемы ресурсной основы экономики России

Выявление проблем, связанных с использованием природных ресурсов

Прием сопоставления, сравнение с другими странами.

Черная металлургия

Объяснение размещения в г. Череповце крупного предприятия черной металлургии

Анализ карт: «Черная и цветная металлургия», «Железнодорожный транспорт».

Сопоставление карт.

Таким образом, основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии охватывают несколько сторон:

А)представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, ее изучающего;

Б)ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов;

В)насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

Г)использование таких типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Формирование познавательной компетентности предполагает такую организацию учебного процесса, в котором знания, умения и навыки не только вводятся, но и проверяется умение пользоваться ими.

При таком подходе образовательной ценностью становится не столько итоговый результат обучения, сколько путь к этому результату, поисковая деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познани...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»

Главная  педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...