Рабочая программа по географии.
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Данная рабочая программа разработана для учителей географии. Программа для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа62.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняя общеобразовательная школа №17»                                                                   Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Руководитель МО_______        /Черентаева Л.А../                                «___»___________ 2014г.

Рассмотрена и одобрена на заседании  научно – методического совета Руководитель НМС_______       /Сарайкина О.В./                                «___»___________ 2014г

Утверждена руководителем образовательного учреждения ________ /Сарайкина О.В./ «___»_______2014г

                                                 Рабочая программа

учебного курса «География»                                                                                                        в 7  классе                                                                                                                       (вторая ступень обучения)
 

 

Составитель: Лукьянова О.Р., учитель географии                                                первой квалификационной категории.


2014 г.

                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.Цели изучения предмета:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;                                                                                                                                  - овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;                                                                                                                  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;                                                                              - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;                                                                                                                                                                    - формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2. Общая характеристика предмета.

Рабочая программа по географии полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.                                                                                                                                       Данная РУП составлена на основе учебной программы по географии под редакцией Е.В.Овсянниковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 – го класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОЭС нового поколения:                                                                                                                              1.приоритет системно- деятельностного и компетентностного подхода;                                         2.популярность проектной деятельности;                                                                                             3.трехуровневый результат.                                                                                                              Процесс обучения предполагается использовать с помощью следующих форм: диалог, беседа, дискуссия, диспут, проектная деятельность.                                                                    Формы текущего контроля: устный опрос, тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, защита проектов.                                                                                        

  Основные изменения, внесенные в программу:                                                                                                         В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов, а не на 70, для оптимизации базы знаний на введение в страноведение дополнительно отведено 2 часа.

   3. Место учебного предмета в базисном учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Программа «География.7класс» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  В базисном плане на изучение  истории в 7  классе отведено 70 ч из расчета 2 учебного часа  в неделю.        Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного  географического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

   4. Требования к результатам обучения. 

      Результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.                                                                                         Личностные результаты:

   ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:                                                                                                                                   — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);             — осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;                                                                                                                                        — представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;                                                                                                                                   — осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;                                        — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;                                             — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;                                                                                            — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;                                            — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;                                                                                                        - образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;             — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;  — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;                                                                — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

  Предметные результаты:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;                                             • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);                                                                                                                                          • умение работать с разными источниками географической информации;                                                                        • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;                                                                                                                                         • картографическая грамотность;                                                                                                           • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;                                                                                                                                                              • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

                                                                                                   

Тематическое планирование по дисциплине «География. 7 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I

Введение

3

3

1

-

-

-

Раздел I: «Земля – планета людей»

18

14

7

-

-

2

III

Население мира.

8

6

4

-

-

1

IV

Хозяйственная деятельность людей  

3

2

1

-

-

-

V

Природа Земли и человек.

7

6

2

-

-

1

VI

Раздел II: Материки, океаны и страны мира

44

41

13

-

-

3

VII

Евразия

4

3

1

-

-

-

VIII

Европа

12

12

4

-

-

1

IX

Азия

6

6

2

-

-

1

X

Африка

6

6

2

-

1

XI

Америка – Новый свет

9

8

2

-

-

-

XII

Австралия и Океания

4

3

1

-

-

-

XIII

Полярные области Земли

3

3

1

-

-

-

XIV

Раздел III.Человек и планета: история взаимоотношений

3

3

-

-

-

-

Итоговое повторение

2

2

-

-

-

-

 

Итого

70

63

21

-

-

5

                                         «Содержание дисциплины»

1. Введение (3 час). География в современном виде. Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Источники страноведческой информации. Географические карты. Материки, части света и страны.

Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте в последние десятилетия и их динамичность. Многообразие стран и их типы: крупнейшие страны и микрогосударства, монархии и республики, развитие и развивающиеся страны. Историко–культурные регионы мира. Различие стран современного мира по географическому положению и размерам, формам государственного правления и устройства.                                                        В соответствии со cтандартом географического образования:

учащиеся должны  уметь

  • давать характеристику «Политической карты мира» - по масштабу, охвату территории,  содержанию;
  • находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
  • приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
  • находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
  • показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;                                                                         Основные термины и понятия: физическая география, экономическая и социальная   география, страноведение, государство, колонии,  монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;

Практические работы:

 «Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира»

 

Раздел I: «Земля – планета людей» (18 часов).                                                                                                                     

2. Население мира ( 8 часов). Расселение человека по земному шару. Численность населения мира. Размещение населения и  его плотность. Наиболее населенные страны мира. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира, их экологические и социальные проблемы. Религии мира. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.                                                               В соответствии со cтандартом географического образования:

учащиеся должны уметь                                                                                                      показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;

  • называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
  • давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
  • приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • приводить примеры различий между разными народами (этносами).                            Основные термины и понятия: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;

Практические работы:                                                                                                                                         « Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира».                                                                                                                                                               «Нанесение на  к\карту ареалов распространения основных человеческих рас».                                                                           «Составление таблицы крупнейших стран мира»                                                                                                           «Нанесение на к\карту древнейших речных цивилизаций»           

3. Хозяйственная деятельность людей  (3 часа).                                                                                        Возникновение и развитие хозяйства.  Первичные, вторичные и третичные виды хозяйственной деятельности. Современное хозяйство мира: секторы, отрасли. Взаимосвязь экономик отдельных стран мира.                                                                                                                                                                                               В соответствии со cтандартом географического образования                                                        учащиеся должны уметь:  

  •  приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
  • называть причины изменений хозяйственной деятельности.                                                       Основные термины и понятия: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики), добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

     Практические работы:                                                                                                           «Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию).»

                                                                                                               

4. Природа Земли и человек (7 часов).                                                                                                                                           Карта строения земной коры. Соотношение между формами рельефа и строением земной коры. Платформы и складчатости. Эпохи складчатости.   Особенности распределения тепла и света на поверхности земли. Основные и переходные климатические пояса Земли. Влияния климата на жизнь людей. Парниковый эффект. Мировой океан и его значение для природы Земли. Живое вещество в океане. Морские природные комплексы.                           В соответствии со cтандартом географического образования:                                           учащиеся должны уметь

  • читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты;
  • определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
  • давать характеристику климата, отбирая и используя соответствующие карты;
  • читать и анализировать  климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
  • приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
  • называть наиболее значимые этапы изучения Мирового  океана;
  • доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
  • показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника. Основные термины и понятия: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области,  Мировой океан, морские природные комплексы.

Практические работы:                                                                                                                      «Определение соотношения между формами рельефа  и строения земной коры»                            «Нанесение на к\карту  точек с самой низкой и самой высокой t.»

                                                                                                                    Раздел II: Материки, океаны и страны мира (44 час).

5. Евразия (4 часа).                                                                                                                                 Влияние географического положения на природу материка. История открытия, географическое положение. Особенности рельефа материка, полезные ископаемые материка их размещение. Климатические пояса, реки, озера Евразии. Особенности климата внутренних вод  и их взаимодействие. Природные зоны материка, характерные представители флоры и фауны, почвы.                                                                                                                                                                                                                                                                 

6. Европа (12 часов).                                                                                                                                                              Население Европы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Северная Европа. Норвегия, Швеция, Финляндия. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия, Испания, Греция. 

7. Азия (6 часов).                                                                                                                                                              Население Азии. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Катастрофические явления природного и техногенного характера.                                                      Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия. 

8. Африка ( 6 часов).                                                                                                                                                             

Основные черты природы Африки. Особенности географического положения. История открытия Африки. Особенности рельефа материка, полезные ископаемые материка их размещение; зависимость между рельефом климатом. Типы климата, типы погод Африки. Внутренние воды материка  и их источники питания; особенности режима и питания рек. Природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны, почвы. Заповедники и национальные парки Африки. Природные ресурсы и их использование.  Изменение природы континента под влиянием деятельности человека.                                      Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Многообразие стран и их основные типы. Столицы и крупные города. 

9. Америка – Новый свет (9 часов).                                                                                                                       Основные черты природы Северной и Южной Америки. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Северной и Южной Америки.     Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной и Южной Америки.

 Многообразие стран, их основные типы. Население материков. Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы. Краткая характеристика стран

Природные ресурсы и их использование. Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран и их  основные типы. Столицы и крупные города. 

10.Австралия и Океания (4 часа).                                                                                                                                               Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

        Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании. 

11.Полярные области Земли (3 часа)                                                                                                                                Основные черты природы Арктики и Антарктики. Природные ресурсы и их использование. Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Своеобразие природы ледяного континента.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Основные типы природопользования. История загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы. 

Основные требования к знаниям учащихся при изучении материков, частей света, стран мира и России.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
  • определять и называть факторы, определяющие географическое  положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
  • называть и показывать  регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
  • приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
  • называть характерные особенности природы материков и  океанов;
  • давать физико-географическую характеристику страны  по картам атласа;
  • приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих  страны мира, а также хозяйственную  деятельность людей в океанах;
  • объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
  • определять по карте народы,  населяющие ту или иную территорию;
  • давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия.
  • показывать по карте территорию отдельных регионов мира,  границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
  • характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
  • выявлять черты различия природы Азии и Европы; давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки,
  • объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
  • называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

Основные термины и понятия: Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые. айсберг. Коралловый остров. фьорд, шхеры, смешенные леса, гейзер, геотермальная энергия. Польдер, мистраль. Дюна, национальный парк, морена, коса, хутор, янтарь. Вулкан, сиеста, сирокко, многолетняя (вечная) мерзлота Лавовое плато, вулканический туф. Полупустыня, пустыня, эфемер, эфемероид, солончак, бессточная область, оазис, монокультура. Индуизм, каста. Пассат, саванна, харматтан, гилея, пигмей. грабен, баобаб, сафари, метис, самбо, мулат. Прерии, инуит. Каньон, пыльные бури, торнадо, желтозем, краснозем. Индейцы, резервация Абориген, Торосы, сектор Арктики, ягель, гнус.

Практические работы:                                                                                                                                                           «Описание  ГП Евразии» Особенности природы Евразии»                                                              «Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с нанесением на карту основных проливов, заливов и островов региона.» «Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической информации.»                                                                                 «Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии»                                                                                                                           «Обозначение на карте стран, расположенных  в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай»                                                                                                                « Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)»                                                       «Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан).»     «Нанесение на к\ карту ареала проживания (народов на примере арабов)»                                      «Нанесение на к\ карту наиболее значимых природных объектов материка».                                      «Нанесение на к\ карту важнейших природных объектов СА.»                                                                                        «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны на примере США» «Географическое описание  острова (на примере Новой Гвинеи или Новой  Зеландии)» : «Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана.»

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений (3 час)

История изменения природы Земли человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня.  Древнее земледелие и  его негативные последствия. Изменение  человеком природы материков. Прошлое и будущее Земли.  Образование планеты и земных оболочек.  Будущее планеты и человечества.                                                                        В соответствии со cтандартом географического образования:

учащиеся должны

  • приводить примеры изменений природы под влиянием деятельности человека во времени на различных материках и планете Земля;
  • объяснять на примерах значение свойств географической оболочки –целостности и круговорота веществ и энергии. 

                                                                                                                         

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

1.Таблицы по курсу «География»

2. Настенные карты по курсу «География»

3.Геграфические атласы и справочники

4. Схемы по курсу «География»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА 

Реализация данного курса предполагает использование учебно-методического комплекта авторов  О.А Климановой, М.Н.Беловой, Э.В.Ким  посредством  системно- деятельностного и компетентностного подхода к преподаванию.  Для полноценного освоения курса необходимо следующее  учебно-методическое обеспечение:                          1. Учебник: « География. Стреноведение » под ред. О.А.Климановой. 7 класс.-  М: Дрофа, 2011г.                                                                                                              

2.Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2011.                                                                                                                                                                                              3. Контурные карты 7 класс 

методическая литература для учителя:

1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.

2.Петрова Н.Н. настольная книга учителя географии. 6 – 11 классы / Н.Н.Петрова, Д.В.Новенко. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с.

      Цифровые образовательные ресурсы:

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2.География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиаучебник по географии для 7 класса. Авторы: ДушинаИ.В., ЛетягинА.А., ПятунинВ.Б.

Интернет – ресурсы:

ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).

geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии"

rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.

geoport.ru - "GeoPort.ru"  Страноведческий портал.

bookz.ru - электронная библиотека


Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид занятия

Виды самостоятельной  работы

Дата проведения занятия

План

Факт

1

Введение

3

1.1

География в современном мире. Материки, части света и страны.

1

вводный урок

1.2

Разнообразие стран современного мира.: П/р.№1 «Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира»

1

вводный урок

Заполнение таблицы

1.3

Источники географической информации (Урок-практикум)

1

вводный урок

Работа с учебником

Раздел I: «Земля – планета людей»

18

2

Население мира.

8

2.1.

Расселение человека по земному шару.

1

изучение нового материала

2.2

Численность населения мира. Размещение населения.

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

2.3

П/р.№2 « Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира». (оценочная)

1

Урок-практикум

Работа с картами атласа

2.4

Человеческие расы. П/р.№3 «Нанесение на  к\карту ареалов распространения основных человеческих рас».

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

2.5

Народы мира

1

комбинированный урок

2.6

П/р.№4 «Составление таблицы крупнейших стран мира» (оценочная)

1

Урок-практикум

Заполнение таблицы

2.7

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. П/р.№5  «Нанесение на к\карту древнейших речных цивилизаций»

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

2.8

Обобщение по теме: «Население мира»

1

Урок обобщения знаний

3

Хозяйственная деятельность людей  

3

3.1

Возникновение и развитие хозяйства

1

изучение нового материала

Работа с учебником

3.2

Современное хозяйство мира.

1

комбинированный урок

3.3

П/р.№6 «Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию).» (оценочная)

1

Урок-практикум

Работа с учебником

4

Природа Земли и человек.

7

4.1

Влияние строения земной коры на облик Земли.

1

изучение нового материала

4.2

П/р.№7 «Определение соотношения между формами рельефа  и строения земной коры» (оценочная)

1

Урок-практикум

Работа с учебником

4.3

Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. П/р.№8:«Нанесение на к\карту  точек с самой низкой и самой высокой t.»

1

изучение нового материала

Работа с к/картой

4.4

Образование климатических областей

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

4.5

Работа с климатограммами.(урок-практикум)

1

Урок-практикум

Работа с учебником

4.6

Мировой океан и его значение

1

комбинированный урок

4.7

Обобщение по теме: «Природа Земли и человек.» 

1

Урок обобщения знаний

тест

Раздел II: Материки, океаны и страны мира

44

5

 Евразия

4

5.1

Общая характеристика материка Евразия.

1

изучение нового материала

5.2

П/р.№9: «Описание  ГП Евразии» Особенности природы Евразии. (оценочная)

1

Урок-практикум

Заполнение таблицы

5.3

Особенности природы и хозяйственного использования  Атлантического океана

1

комбинированный урок

5.4

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана

1

комбинированный урок

6

Европа

12

6.1

Северная Европа. П/р.№10: «Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с нанесением на карту основных проливов, заливов и островов региона.»

1

изучение нового материала

Работа с учебником

6.2

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия).

1

изучение нового материала

6.3

Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

1

изучение нового материала

6.4

Германия и Альпийские страны. П/р.№11: «Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической информации.»

1

Урок-практикум

Работа с учебником

6.5

Восточная Европа. Страны между Германией и Россией

1

комбинированный урок

6.6

Белоруссия, Украина, Молдавия.

1

комбинированный урок

6.7

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове

1

комбинированный урок

6.8

Страны на Апеннинском полуострове.П/р.№12: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии.

1

комбинированный урок

Работа с учебником

6.9

Дунайские и Балканские страны. П/р.№13: Обозначение на карте стран, расположенных  в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай.

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

6.10

Россия – самая большая по площади страна мира.

1

изучение нового материала

6.11

Природа, население и хозяйство России Региональные различия России.

1

комбинированный урок

Работа с учебником

6.12

Урок обобщения по теме «Европа».

1

Урок обобщения знаний

тест

7

Азия

6

7.1

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) 

1

изучение нового материала

7.2

Юго-Западная Азия. Центральная Азия.

1

комбинированный урок

7.3

Китай и Монголия. П/р №14 « Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)»

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

7.4

Япония и страны на Корейском полуострове.

1

изучение нового материала

7.5

Южная Азия. П/р №15  «Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан).» Юго-Восточная Азия

1

комбинированный урок

Работа с учебником

7.6

Урок обобщения по теме «Евразия».

1

Урок обобщения знаний

тест

8

Африка.

6

8.1

Общая характеристика Африки

1

изучение нового материала

Работа с учебником

8.2

Северная Африка. П/р №16   «Нанесение на к\карту ареала проживания (народов на примере арабов)»

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

8.3

Западная и Центральная Африка. П/р №17  «Нанесение на к\карту наиболее значимых природных объектов материка».

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

8.4

Восточная Африка.

1

комбинированный урок

8.5

Южная Африка

1

комбинированный урок

8.6

Обобщение по теме: ««Африка».

1

тест

9

Америка – Новый свет.

9

9.1

Особенности географического положения.

1

изучение нового материала

9.2

Часть света Америка. Природные особенности материка. П/р №18: «Нанесение на к\крату важнейших природных объектов СА.»

1

комбинированный урок

Работа с к/картой

9.3

Канада

1

комбинированный урок

9.4

Особенности географического положения, государственного устройства и природы США.

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

9.5

Население и хозяйство США. П/р №19: «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны на примере США»(оценочная)

1

Урок-практикум

Заполнение таблицы

9.6

Центральная Америка и Вест-Индия.

1

изучение нового материала

Работа с учебником

9.7

Бразилия.

1

комбинированный урок

9.8

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили.

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

9.9

Лаплатские страны.

1

комбинированный урок

10

Австралия и Океания

4

10.1

Географическое положение и природа Австралии. 

1

изучение нового материала

Работа с учебником

10.2

Австралийский Союз.

1

комбинированный урок

10.3

Океания. П/р №20: «Географическое описание  острова (на примере Новой Гвинеи или Новой  Зеландии)»(оценочная)

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

10.4

Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.

1

изучение нового материала

11

Полярные области Земли.

3

11.1

Полярные области Земли.

1

изучение нового материала

Заполнение таблицы

11.2

Арктика. П/р №21: «Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана.»

1

комбинированный урок

Работа с картами атласа

11.3

Антарктика.

1

комбинированный урок

12

Раздел III.Человек и планета: история взаимоотношений

3

12.1

История изменения природы Земли человеком

1

изучение нового материала

12.2

Изменение человеком природы материков.

1

комбинированный урок

Работа с учебником

12.3

Прошлое и будущее Земли.

1

комбинированный урок

Итоговое повторение

2

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...