Рабочая программа кружка по теме "Заповедники России"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Предлагается для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zapovedniki_rossii.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА  «ИРИДА»

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол № ___

от _____________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Щербакова Е. М.

____  _______________ 20__г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________О. И. Ильинский

____  _______________ 20__г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Кружка по географии

 основное общее образование 7 класс

 на 2014-2015 учебный год

Программу составила Дубровина И.Б.

2014

Пояснительная записка

В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания не только в Российской Федерации, но и в мире. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё предоставляется возможным. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые  существуют в нашей необъятной стране.

С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается более 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.
Актуальность программы: Программный материал по географии не вместил достаточный объём  информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе, а с внедрением ФГОС нового поколения усилилась и роль дополнительного образования.
Заниматься экологическим воспитанием школьников только в стенах учебного учреждения невозможно, необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Ребёнок должен  научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства.

Цель программы «Заповедники России» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знания о природном богатстве России.

Задачи курса:
- углубление знаний о природном наследии России
- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности
- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края
- формирование нравственного отношения к природе

Методика. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, экскурсии, походы в природу. В ходе обучения необходимо учить детей систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов.

Контингент обучаемых. Программа дополнительного образования по географии и экологии  «Заповедники России» ориентирована на подростков (7-9 класс), независимо от уровня их умственного развития.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- задачи заповедника
- порядок и структуру образования заповедника
- чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий
- основные виды деятельности в заповедниках
- названия и географическое положение заповедников России
- правила поведения в пределах заповедной зоны

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- находить заповедники на карте России
- давать комплексную характеристику изучаемому объекту
- использовать различные источники информации и самостоятельно работать
с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов
- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории
- грамотно проводить экологические десанты

Базой для освоения программы являются школьные курсы природоведения,  географии, биологии, физики, химии всех годов обучения учащихся в школе, начиная с начальной.

Учебно-тематический план

Наименование темы.

Всего часов.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Введение. Заповедники, национальные парки, заказники.

Знакомство с заповедниками России.

Изучение заповедника «Столбы».

Большой Арктический заповедник.

Астраханский заповедник.

Ильменский заповедник.

Кроноцкий заповедник.

Дагестанский заповедник.

Жигулёвский заповедник.

Зейский заповедник.

Заповедник «Чёрные земли»

Алтайский заповедник.

Лосиный остров.

Итоговое занятие.

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего 34+1 часа, в неделю 1 час.


В конце учебного года планируется провести выезд в один из заповедников: Лосиный остров, Приокско – Террасный.

Список литературы:

1. Иллюстрированный атлас России. М.: Copyright © ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2005.
2. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. Под ред. акад. РАН В.Е. Соколова, чл.-корр. РАН В.Н. Тихомирова. М.: Янус-К. 1997.

3. География и экология Тамбовской области. Авторы: Дубровин О.И., Ираклина Е.Е. и др.
4. Заповедники европейской части РСФСР. Под общей редакцией В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского.
5. Заповедными тропами. Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. М.: Просвещение, 1988.
6. Окружающая среда и ее охрана. И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. М.: Прсвещение, 1985.
7. Памятники природы тамбовской области. Составители В.А. Бисеров, Б.А. Заруцкий. Воронеж, Центрально–черноземное книжное издательство, 1983.
8. Учебник географии «Природа России». Автор: Э.М. Раковская.

9.      Дроздов Н.В. экологической императив и рекреационная география //Известия РАН. Серия географическая. 1998. №4. С. 91-97

10.      http://www.ecotourizm.ru/eng/welcome-rus.html

11.      http://www.forest.ru/rus/workshops/trn/tourism/html

12.        Программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе

Тебердинского заповедника Москва 2000

13.      http://www.itogi.lenta.ru/soc/2001/06/14/ecotur/ “Дивясь божественными природы красоты” Борис Жуков

14.      http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99/

15.        http://www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik17/Doc7.HTML

16.      Данилина Н.Р., Из доклада на Российско-Американском семинаре “Экотуризм и ООПТ”, НП Смоленское поозерье, 1997.

17.      http://www.greenpeace.ru/gpeace/2084

18.  Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998. 160 с.

19.  Непочатых В.А., Хвалынск: краткая история и достопримечательности.

– Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1996г. – 198с.

20.     Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые

природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы:

Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.

21.     Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых.

– 2000. - №21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по теме "Россия-наша страна"

Рабочая  программа охватывает   историю, культур, особенностиу  нашей  страны....

Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...

Рабочая программа кружка"Патриоты России"

Рабочая программа кружка "Патриоты России" предназначен для учащихся 7-11 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» 9 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА  «История России в лицах» в 9 классе  на 68 часов...

Рабочая программа кружка «Войны и военные инциденты в истории России». 11 класс.

Рабочая программа кружка «Войны и военные инциденты в истории России». 11 класс, 68 часов...

Рабочая программа кружка "Я -патриот России" 9-10 класс

Рабочая программа кружка "Я -патриот России"  9-10 класс...