Урок географии в 6 классе по теме "Степи и саванны"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Пузырева Марина Николаевна

Урок проводится в 6 классе по учебнику А.А. Лобжанидзе УМК "Сферы" с использованием ИКТ. Разнообразные методы позволяют достичь высоких результатов учащихся, поддерживают интерес учащихся к изучаемой теме и предмету в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_6_klasse_po_teme_stepi_i_savanny.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок проводится в 6-м классе с использованием ИКТ. Он насыщен разнообразными методами, которые позволяют достичь высоких результатов учащихся.

Конспект  урока  «Степи и саванны».

Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А. Лобжанидзе "Сфера" .

Цель:

Сформировать у учащихся образ природных зон степей и саванн.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • сформировать представление об отличительных особенностях природных условий природных зон степей, лесостепей, саванн;
  • закрепить знания на конкретных примерах о компонентах, составляющих природный комплекс, их соотношениях и закономерных взаимодействиях;
  • сформировать у учащихся представление о хозяйственном значении и экологических проблемах  зоны степей, лесостепей и саванн.

2. Развивающие:

  • научить выявлять особенности ПЗ (степей, лесостепей и саванн);
  • продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение работать с учебником, картой, атласом.

3.Воспитательные:

  • развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, сообщения учеников, беседа);
  • наглядный (компьютерный);
  • частично-поисковый и исследовательский;
  • работа в группах.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: учебник А.А. Лобжанидзе “Планета Земля”, атлас “Планета Земля”, карта “Природные зоны России”,  электронный учебник; презентация к уроку, мультимедиа проектор,  раздаточный материал.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

Оборудование: Экран, проектор.

Основные термины и понятия: степи, лесостепи, саванны.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке

Мы будем наблюдать и сравнивать.
Мы будем слушать и слышать учителя,
И друг друга.
Будем работать аккуратно и быстро.
На уроке мы очень внимательны.
Мы легко справимся с любым заданием.

Я верю, что вы все любите географию и на мои вопросы ответите абсолютно верно.

2. Актуализация знаний.

Работа с понятиями.

На экране:

пустыня
тундра
лесостепь
степь
тайга

-Как вы считаете, почему эти понятия определены в одну группу? (Это природные зоны)

-Что мы называем природными зонами? (Это крупный ПК, имеющий свой температурный режим и увлажнение, определяющий растительный и животный мир)

-Давайте вспомним, все что уже знаем о природных зонах

Перекличка природных зон (на экране фото с изображением природной зоны)

-Рассмотрите фотографии, определите природную зону. Расскажите о природно-климатических условиях этих природных зон. Покажите их на карте. (Арктические пустыни, тундры, леса). В ответе используйте домашнюю табличку по природным зонам.

Игра “Кто лишний”?

Определить по фото-ряду лишнюю фотографию.

- МОРЖ, БЕЛКА, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ПОЛЯРНАЯ СОВА.

- РЫСЬ, ЛИСА, ВОЛК, ЛЕММИНГ .

Какие утверждения верны? (сигнальные карточки)

Один знакомый мальчик утверждает, что …….

  • почва в зоне лесов скованна многолетней мерзлотой.
  • в арктических пустынях обитают пингвины, бурые медведи.
  • зимой наиболее низкие температуры отмечаются в лесной зоне.
  • в зоне лесов обилие животных: тут и белки, и соболь, и кабаны.
  • для грибников тундра - “настоящий” рай.
  • в тундре нет пресмыкающихся, но много кровососущих насекомых.

Работа с тестами (раздаточный материал).

Леса.

1.Где расположена зона лесов?

А) В Арктике
Б) Субарктике
В) На материке

2.Выберите верное описание зоны лесов:

А) Зона формируется в условиях крайне низких температур.
Б) Лишь 10-12 дней в году температура поднимается выше нуля градусов.
В) Большая часть территории занимают ледники.
Г) Много промысловых пушных  животных .

3.Отметьте животное не характерное для зоны лесов:

А) Кайры.
Б) Дятлы.
В) Совы.
Г) Тетерева.

4.В Северном полушарии обитают:

А) Белые медведи.
Б) Пингвины.

5.Зоны лесов широко распространены в:

А) Евразии.
Б) Южной Америке.
В) Антарктиде.
Г) Австралии.

6.Первое место по площади в России занимает зона:

А) Тайги.
Б) Смешанного леса.
В) Тундры.
Г) Полярных пустынь.

7. Основная растительность лесов:

А) Мхи.
Б) Деревья.
В) Полярная ива.
Г) Кустарнички.

8.Почва лесов богата:

А) Гумусом.
Б) Торфом.
В) Питательными веществами.
Г) Почвенными животными.

9.Какое явление  характерно для лесов?

А) Многолетняя мерзлота.
Б) Отсутствие деревьев.
В) Разнообразный животный мир.
Г) Обилие болот и рек.

10.Вдоль северной границы лесов в Северном полушарии простирается:

А) Лесотундра.
Б) Тайга.
В) Полярные пустыни.
Г) Лесостепи.

3. Физкультминутка.

4. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучать природные зоны.

- А знаете ли вы, что такое степи и саванны и как они называются на разных материках?

- Почему это открытое пространство?

Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны Африки и степи Евразии.

В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )

Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

Работа в группах по дидактическим заданиям.

Мы разделимся на три группы:

  • первая группа. Выяснит все о зоне лесостепей.
  • вторая группа. Зона степей.
  • третья группа. Саванны.

Поможет вам выполнить задание карточка-“помогай-ка” и дополнительный материал на ваших столах.

Дидактические задания.

Материалы для первой группы:

Учебник (стр. 136), атлас “Планета Земля” (стр.36-37), гербарии, фотографии. Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание Карточка-“помогай-ка”.

1. Что называют лесостепью?
2. Расположение лесостепи (показать на карте)
3. Природные условия.

4. Какие растения и животные обитают в зоне лесостепей?
5. Почвы.

6. Хозяйственное использование

7.Экологические проблемы

Спасибо. Сейчас слово предоставляется второй группе, которая изучала зону степей.

Материалы для второй группы:

Учебник (стр.136-137), атлас “Планета Земля” (стр36-37), гербарии, картинки.

Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание

Карточка-“помогай-ка”.

1. Что называют степью?
2. Расположение степи (показать на карте)
3. Природные условия.

4. Какие растения и животные обитают в зоне степей?
5. Почвы.

6. Хозяйственное использование

7.Экологические проблемы

Спасибо вам, ребята, за проделанную работу.

Материалы для третьей группы:

Учебник (стр.137), атлас “Планета Земля” (стр.36-37), картинки, фотографии.

Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание

Карточка-“помогай-ка”.

1. Что называют саваннами?
2. Расположение зоны саванн (показать на карте)
3. Природные условия.

4. Какие растения и животные обитают в зоне саванн?
5. Почвы.

6. Хозяйственное использование

7.Экологические проблемы

Спасибо вам, ребята, за проделанную работу.

5. Закрепление.

1) Ответьте на вопросы

1. В чем отличие природы степей от природы саванн? Чем оно обусловлено?

2. Как животные и растения приспособились к условиям обитания?

6. Рефлексия.

-Что понравилось больше всего на уроке?

Откроем дневники, выставим оценки.

7. Домашнее задание.

  • Стр. 136-137 учебника;
  • продолжить заполнять таблицу по природным зонам;
  • творческая работа: нарисовать природную зону (по желанию).


автор: Пузырева Марина Николаевна

Степи и саванны. Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А.Лобжанидзе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...