География 7 класс
рабочая программа (география, 7 класс) по теме

Шумихина Ирина Ивановна

Рабочая программа по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. САВИНОВО

УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена:

На заседании методического совета

Протокол №    «   » _________2014 года

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________ И.И. Шумихина

«   »____________2014 года

Утверждено:

Директор МКОУ ООШ д. Савиново

________________О.М. Гуровских

Приказ №        «   » ___________2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

На 2014-2015 учебный год

Составитель: Шумихина И. И.- учитель географии, 1 кв. кат.

д. Савиново

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по географии для 7 класса    курс «География. Земля и люди»  А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, рассчитана на 68  учебных часов и соответствует базовому уровню.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.

Курс «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего курса «География. Планета Земля» для 6 класса и, в значительной мере, опирается на его материал. Вместе с тем, курс «География. Земля и люди», имеет целый ряд принципиальных отличий, наиболее существенное из которых - его страноведческий характер. Поскольку данный курс - первый из школьных страноведческих курсов, именно на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.

Этим и определяется главная цель курса — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

•    продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

•    создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,

•    заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

•    продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

В результате освоения данного курса, согласно стандарту школьного географического образования учащийся должен:

знать

  • разнообразие природы материков и океанов, народов  Земли   и   их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  •  природные  и  антропогенные  причины  возникновения  экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;

уметь

  • выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить    в    разных    источниках    и    анализировать    информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий    Земли,    их    обеспеченности    природными    ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения;
  •  приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных  ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности,  формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии ученик 7 класса должен

знать/понимать

•  основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•   географическую зональность и поясность;

•   географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

•   природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

•   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•   находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

•   приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

•   составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической

•   определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   чтения карт различного содержания;

•  проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.

Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 10 ч

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое

положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.

Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.

Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира.

Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.

История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений. Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.

Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные  бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища.

Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане. Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.

Практические работы.

1.Определение сходства и различия материков по географическому положению.

2.Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры.

3.Определение по карте направлений передвижения литосферных плит.

4.Работа с карами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены.

5.Составление картосхемы «Морские течения в Океане».

6.Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 9 ч

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества.

Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.

Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Историко культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки,

Австралии, Океании.

Практические работы.

1.Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов.

2.Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира.

3.Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира».

4.Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства».

5.Характеристика сельского хозяйства, промышленности.

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 42 ч

ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

Атлантический океан.

Особенности природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океана и его хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

 

Тихий океан.

Особенности природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океана и его хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Индийский океан.

Особенности природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океана и его хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Северный Ледовитый океан.

Особенности природы океана. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океана и его хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

МАТЕРИКИ

Африка

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.

         Южная Америка

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Австралия и Океания

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.

Антарктида

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Северная Америка

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

 Страны материка. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Евразия

Особенности природы материка. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материка. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материка. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материка. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.

Практические работы.

1.Определение географического положения материка, страны.

2.Чтение рельефа материков по профилям.

3.Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации.

4.Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними.

5.Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира.

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

       

        

Содержание изучаемого материала

Раздел, тема

Колво часов

Содержание в соответствии с ФКГО ОО

Требования к уровню подготовки учащихся

Введение

1

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации

знать/понимать источники географической информации;

уметь объяснять возрастающую зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека

1

Природа Земли: главные закономерности

10

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

знать/понимать основные географические понятия и термины: особенности размещения материков по поверхности Земли; современные части света, их границы; формы рельефа; летосчисление Земли; климатообразующие факторы; классификацию климатов; размеры Мирового океана; площадь, объем, среднею глубину, протяженность береговой линии Мирового океана;  рельеф дна и объем воды в океанах; размещение вод суши; формирование природных зон;

уметь объяснять: влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы; различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах; образование современных материков и океанов; находить    в    разных    источниках    и    анализировать    информацию

2

Человек на планете Земля

9

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религии. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

знать/понимать основные географические понятия и термины: расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас; географию народов и языков, языковые семьи; мировые и национальные религии, их географию; основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии; основные виды поселений; различия стран;

уметь объяснять: изменения темпов роста численности населения Земли; влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни; неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам.

3

Многоликая планета

42

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

знать/понимать 

разнообразие природы материков и океанов, народов  Земли   и   их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

природные  и  антропогенные  причины  возникновения  экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;

уметь

выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

находить    в    разных    источниках    и    анализировать    информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий    Земли,    их    обеспеченности    природными    ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения;

приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных  ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности,  формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий.

4

Природопользование и геоэкология

3

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Знать/понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования

Уметь применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды

ВВЕДЕНИЕ

Дата

Тема  урока

Практическая часть

Тип  и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

1

09

Введение.

Т: Изучение нового материала

Ф: беседа

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации

Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 ч

Дата

Тема и содержание урока

Практическая часть

Тип  и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

2

09

Материки и океаны, на поверхности Земли

Определение сходства и различия материков по географическому положению. Пр. № 1

Т: Изучение нового материала

Ф:

CD-ROM. Уроки географии.

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

3

Материки и части света.

Т: Комбинированный

Ф:

Энциклопедия по географии

http://www.geoman.ru

Геовикипедия; всё о географии

http://wiki.web/ru

Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

4

09

Особенности рельефа Земли.

Т: Комбинированный

Физическая карта мира

Особенности рельефа Материков и дна Океанов

5

09

История формирования рельефа Земли.

Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Пр. № 2

Т: Комбинированный

Ф:

Физическая карта мира

GeoSite: всё о географии

http://www.geosite.com.ru

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов

6

09

Климатообразующие факторы

Т: Комбинированный

Климатическая карта мира

Климатообразующие факторы

6

09

Климаты Земли.

Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Пр. № 3

Т: Комбинированный

Ф:

Климатическая карта мира

Климат Земли

7

09

Мировой океан.

Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Пр. № 4

Т: Комбинированный

Ф:

Физическая карта мира

Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком

8

10

Размещение вод суши.

Т: Комбинированный

Физическая карта мира

Воды суши

9

10

Природная зональность.

Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Пр. № 5

Т: Комбинированный

Ф:

Природные зоны. Карта мира

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

10

10

Природа Земли: главные закономерности. Обобщающий урок.

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Т:

Ф:

Планета Земля

http://myplanet-earth.com

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов

Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 9 ч

Дата

Тема и содержание урока

Практическая часть

Тип  и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

11

10

Заселение человеком Земли. Расы.

Т: Изучение нового материала

CD-ROM. Уроки географии.

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам.

12

10

Сколько людей живет на Земле?

Т: Комбинированный

Большой энциклопедический словарь

http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC

Численность населения Земли

13

10

Размещение людей на планете.

Составление картосхемы «Расселение населения». Пр. № 6

Т: Комбинированный

Ф:

Население.  карта мира

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

14

10

Народы, языки и религии мира

Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы». Пр. №7

Т: Комбинированный

Ф:

Народы мира. Физическая карта мира

Человеческие расы, этносы. География современных религии

15

11

Хозяйственная деятельность людей.

  На выбор: Составление картосхемы «Специализация современного хозяйства регионов мира». Пр. № 8

Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Пр. № 9

Составление таблиц «Виды отраслей хозяйства».

Пр. № 10

Т: Комбинированный

Ф:

Экономическая карта мира

Фонд сохранения Всемирного наследия

http://nasledie.org.ru

Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

16

11

Где и как живут люди: города и сельская местность.

Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Пр. № 11

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта мира

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

17

11

Страны мира.

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта мира

Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

18

11

Историко-культурные районы мира

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта мира

Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

19

11

Человек на планете Земля. Обобщающий урок

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Т: комплексного применения знаний

Ф:

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 42 ч

Дата

Тема и содержание урока

Практическая часть

Тип  и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

Океаны Земли 4 ч.

20

11

Атлантический океан

Т: Изучение нового материала

CD-ROM. Уроки географии.

Особенности природы, природные богатства и хозяйственное освоение

21

11

Тихий океан

Т: Комбинированный

Физическая карта мира

Особенности природы, природные богатства и хозяйственное освоение

22

12

Индийский океан

Т: Комбинированный

CD-ROM. Уроки географии. Физическая карта мира

Особенности природы, природные богатства и хозяйственное освоение

23

12

Северный Ледовитый океан

Т: Комбинированный

Ф: круглый стол

CD-ROM. Уроки географии. Физическая карта мира

Особенности природы, природные богатства и хозяйственное освоение

Африка 7 ч.

24

12

Географическое положение

: Изучение нового материала

Африка. Физическая карта.

Основные черты географического положения Африки

25

12

Рельеф и полезные ископаемые

: Изучение нового материала

CD-ROM. Уроки географии. Африка. Физическая карта.

Основные черты  рельефа Африки. Природные ресурсы

26

12

Климат и внутренние воды

Т: Изучение нового материала

Ф:

Атлас-фото. http://atlasphoto.iwarp.com

Африка. Климатическая карта.

Основные черты климата и внутренних вод. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы

27

12

Природные районы

Т: Комбинированный

Ф:

Природные зоны Африки.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков.

28

12

Население Африканского континента

Т: Комбинированный

Ф:

Африка. Население. карта.

Географический справочник «Страны мира»

http://geo.historic.ru

Население материка

29

12

Страны Африки.  ЮАР

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта Африки

Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества

Изучение политической карты  отдельных материков

30

12

Египет

Конго

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта Африки

Южная Америка 7 ч.

31

01

Географическое положение и рельеф 

Определение географического положения материка, страны. Пр. № 12

Т: Изучение нового материала

Ф:

Южная Америка. физическая карта.

Основные черты географического положения и рельефа Южной Америки

32

01

Климат, внутренние воды и природные зоны материка

: Изучение нового материала

Климатическая карта

Основные черты климата Южной Америки

33

01

Равнинный Восток

Т: Комбинированный

Ф:

Южная Америка. физическая карта

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы

34

01

Анды

Т: Комбинированный

Ф:

Южная Америка. физическая карта

35

01

Население Южной Америки

Т: Комбинированный

Ф:

Южная Америка Население . карта

Население материка

36

01

Страны Южной Америки. Венесуэла

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества

Изучение политической карты  отдельных материков

37

01

Бразилия и Перу

Т: Комбинированный

Ф:

CD-ROM. Уроки географии.

Австралия и Океания 4 ч.

38

02

Природа Австралии

Т: Изучение нового материала

Основные черты природы  Австралии

39

02

Природа Океании

Т: Комбинированный

Ф:

Климатическая карта

Основные черты природы Океании

40

02

Население Австралии и Океании

Т: Комбинированный

Население материка

41

02

Австралийский Союз и Самоа

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества

Изучение политической карты  отдельных материков

Антарктида 3 ч.

42

02

Характеристика природы материка

Т: Изучение нового материала

Климатическая карта

Основные черты природы Антарктиды

43

02

Освоение человеком Антарктиды

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Т: Комбинированный

Ф:

Население материка

44

02

Обобщение.

Южные материки

Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков. Пр. № 13

Т: Комбинированный

Ф:

Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

Северная Америка7 ч.

45

03

Географическое положение и рельеф 

Т: Изучение нового материала

Ф:

Основные черты географического положения и рельефа Южной Америки

46

03

Климат, внутренние воды и природные зоны материка

Т: Изучение нового материала

Ф:

Климатическая карта

Основные черты климата Северной  Америки

47

03

 Равнинные районы Северной Америки

Т: Комбинированный

Ф:

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков..

48

03

Горы Северной Америки.

Чтение рельефа материков по профилям. Пр. № 14

Т: Комбинированный

Ф:

49

03

Освоение человеком материка

Т: Комбинированный

Ф:

Население материка

50

03

Страны североамериканского континента. США,

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества

Изучение политической карты  отдельных материков

51

03

Канада и Мексика

Политическая карта

Евразия 12 ч.

52

03

Географическое положение и рельеф

Т: Изучение нового материала

Ф:

CD-ROM. Уроки географии.

Основные черты географического положения и рельефа Южной Америки

53

03

Особенности природы

Т: Комбинированный

Ф:

Карта Евразии Климат.

Основные черты природы Евразии

54

04

Западная часть Европы.

Т: Комбинированный

Ф:

. Карта Евразии

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков.

55

04

Северная Евразия, Северо-восточная и Восточная Азия.

Т: Комбинированный

Ф:

. Карта Евразии

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков.

56

04

Южная, Юго-западная и Центральная Азия

Т: Комбинированный

Ф:

. Карта Евразии

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков.

57

04

Человек на евразийском пространстве.

Т: Комбинированный

Ф:

Население. Карта Евразии

Население материка

58

04

Норвегия и Великобритания

Комплексная географическая характеристика страны на основе изучения карт и других источников информации. Пр. № 15

Т: Комбинированный

Ф:

Многообразие стран, их основные типы, (столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества

Изучение политической карты  отдельных материков

59

04

Германия и Франция

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

60

04

Италия и Чехия

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

61

04

Страны Азии. Индия и Китай

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

62

04

Япония и Республика Корея

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

63

05

Турция и Казахстан

Т: Комбинированный

Ф:

Политическая карта

64

05

Обобщение. Северные материки.

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Т: Обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме

Ф:

Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

65

05

Глобальные проблемы Человечества

Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Пр. № 16

Т: Комбинированный

Ф:

Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Тема 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ   3 ч

Дата

Тема  урока

Практическая часть

Тип  и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

66

05

Влияние хозяйственной деятельности людей. Стихийные явления

Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Т: Изучение нового материала

Ф: беседа

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.  Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды,  различных типов хозяйствования.

67

05

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений

Комбинированный урок

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

68

05

Обобщение по курсу

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебник: Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. М., Просвещение, 2007 г. 176 с.

Дополнительная литература:  

1. География. Земля и люди. Под ред. Дронова В.П.  Электронное приложение к учебнику для 7 класса (СD-ROM)

2. География. Земля и люди. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В.  Тетрадь – тренажёр для 7 класса.

3. География. Земля и люди. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Ходова Е.С. Тетрадь – практикум для 7 класса.

4. География. Земля и люди. Баранов В.В., Дюкова С.Е. Тетрадь – экзаменатор для 7 класса.

5. География. Земля и люди. Кузнецов А.П.  Иллюстративный учебный атлас для 7 класса.

6. География. Земля и люди. Кузнецов А.П., Котляр О.Г.   Контурные карты с заданиями для 7 класса.

7. География. Земля и люди. Под ред. Дронова В.П.   Методические рекомендации.

8. География. Навигатор. Материалы в помощь учителю. 6-9 классы. Под ред. Дронова В.П. М., просвещение, 2008 г. 47с.

9. Поурочное тематическое планирование.

10. Сайт Интернет - поддержки http://spheres.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...