Уроки 8 класс Почвы
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Образование почв и их разнообразие.
8 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1.Образовательные: сформировать у учащихся понятие о почве как особом природном образовании, о строении, условиях образования и разнообразии почв; о значении почв для людей на Земле.
2.Развивающие:
а) дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой;
б) показать вклад В.В. Докучаева в создание «Почвоведения»;
в) познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить работу с картами (почвенной), таблицами, схемами.
3.Воспитательные:
а) закрепить представление о почвах как об одном из главных национальных богатств страны;
б) воспитывать уважение к труду земледельца; великим русским ученым.
Оборудование: почвенная и физическая карта России, таблицы «Почвенный профиль», «Механический состав почвы», образцы почв нашей местности, схема «Факторы почвообразования», раздаточный материал: почвенный профиль, тестовое задание, карточки.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Тема сегодняшнего урока «Образование почв и их разнообразие». Мы должны вспомнить и уточнить что такое почва, как образуется почва, рассмотреть строение почвы и выяснить от чего зависит почвенное плодородие.
Ни на одной другой планете Солнечной системы кроме Земли, нет такого образования как почва. Почва-это особое природное тело, результат взаимодействия живой и неживой природы. Важнейшее свойство почвы - это плодородие, переоценить это свойство почвы невозможно. Человечество на Земле переживет истощение нефти, газа и других ресурсов, но без почвы люди не проживут никогда. Почему?
2. Актуализация знаний.
- Вспомните что такое почва?
- Какое основное свойство почвы?
- От чего зависит плодородие?
3. Изучение нового материала.
Ученикам записать в тетрадях:
Почва- это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.
- Основателем науки о почвах «Почвоведение» стал русский ученый В.В. Докучаев.
Запись на доске: В.В. Докучаев – основатель науки «Почвоведение».
Ученик делает сообщение о Докучаеве.
- Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему?
(Образование почв зависит от климата, растительности, вод, горных пород.)
- Образование почв.
Рассмотрим как образуются почвы. Быстро это происходит? Очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. до 2 см.
- На доске оформляется схема «Факторы почвообразования».
Начало образования почвы- это процесс выветривания, разрушения горных пород, на которых поселяются первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Перегной (гумус) смешивается с почвообразующими породами (песок, глина) – образуется почва.
Давайте посмотрим как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека).
2)Механический состав почвы.
Если в одном месте почва образуется на песках, в другом на глине, будут ли эти почвы различаться и как? (В одной почве будет больше песка, в другой – глины.)
Содержание в почве песчаных и глинистых частиц определяет механический состав почвы. (Записать в тетрадях).
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые, глины.
Попробуем дать оценку этих почв удерживать влагу и их плодородию:
- легкие песчаные (песок, супесь)- влагу не удерживают, питательные вещества вымываются, нужен частый полив, плодородие низкое.
- легкие и тяжелые глины – влага застаивается, нет кислорода, заболоченность, засоление, тяжело обрабатывать.
- суглинки – лучшие почвы по механическому составу. (Записать в тетрадях.)
3)Структура почвы - образование комочков. (Записать в тетрадях)
Почва состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, через комочки свободно проникает влага. Это есть структура почвы. Комочки образуются при склеивании почвы гумусом и глинистыми частицами, кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.
Лучшая структура - зернистая и мелкокомковатая, когда комочки размером 1-10мм. (Записать в тетрадях)
Почвы могут быть бесструктурными, если они содержат много глинистых частиц или песчаных, или по вине человека (обработка полей тяжелыми тракторами).
4)Строение почвы.
На доске почвенный профиль «Дерново-подзолистая почва»
Учащиеся смотрят в учебнике рис.61.
Почвенный профиль - вертикальный срез почвы.
Почвенные горизонты-слои почвы.
Почвенные горизонты называются и показываются.
- Самостоятельная работа учащихся с учебником стр. 134-135. Прочитать текст, найти названия горизонтов и подписать названия горизонтов на почвенном профиле.(Раздаточный материал).
Учащиеся делают вывод: гумус - основной показатель плодородия почвы!
Не все почвы имеют четко выраженную слоистость. Горизонты имеют только старые почвы.
4.Закрепление.
Скажите ребята, от чего же зависит плодородие почвы? (От механического состава, структуры почвы и содержания гумуса).
Давайте рассмотрим образцы почв, которые вы отобрали в нашем селе.
- Вам нужно попробовать определить механический состав и структуру этих образцов. (Пояснения учителя).
Образцы почв с номерами раздаются, затем учащиеся дают им оценку, вместе проверяем, обсуждаем.
2)Как определить содержание гумуса в этих почвах? Можно по цвету - чем темнее почва, тем больше гумуса. Находим такой образец.
3)Делаем вывод. Какая почва из этих образцов лучше? Где ее отобрали?
Вы, ребята, видите какие различные почвы в нашей местности.
Какие почвы по плодородию в нашем Починковском районе?
Посмотрим таблицу на доске «Содержание гумуса в почвах Починковского района». Где больше всего гумуса, где мало гумуса, сколько гумуса содержится в почвах нашего хозяйства СПК «Слободской»?
На сколько разнообразны почвы на всей территории нашей огромной страны, мы можем узнать по почвенной карте.
Атласы стр. 18.
Учебник стр. 140-141.
На почвенной карте разным цветом показаны разные типы и подтипы почв. Для основных типов почв есть на карте почвенные профили.
-Назовите основные типы почв.
-Какая почва лучшая по плодородию?
Определите тип почвы по почвенной карте в районах следующих городов:
- г.Саратов (чернозем);
- г.Киров (дерново-подзолистая);
- г.Казань (серые лесные);
- г.Воркута (тундрово-глеевые);
Показать на почвенной карте у доски.
Подробнее с главными типами почв России познакомимся на следующем уроке.
Выполнить тестовые задания по теме урока.
5.Задание на дом:
Прочитать параграф №22, ответить на вопросы стр. 137.
Тема урока:
Обобщающий урок по
теме «Австралия».
7класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие.
Цели:
- Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Австралия».
- Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примерах взаимодействия разных компонентов природы, умение работать с картами, работать самостоятельно, углубить знания о естественных науках.
- Воспитательные: воспитывать чувства сплоченности, взаимовыручки, необходимые для работы в группах.
Оборудование: Учебник «География 7 класс» Е.М.Домогацких, физическая карта Австралии, таблицы, рисунки по теме, атласы, контурные карты, компьютерная презентация «Австралия».
Ход урока:
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Австралия». Мы должны обобщить и закрепить знания, полученные по этой теме.
- Актуализация знаний:
Австралия – одно из самых интересных и удивительных мест на Земле.
Один поэт, побывавший в Австралии написал стихотворение. Давайте его послушаем и объясним строчки этого стихотворения.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно ходят вверх ногами;
Там, наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне протекают где-то.)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
Давайте повторим, что мы узнали об Австралии:
- Какое государство расположено в Австралии? (слайд №1)
- Что изображено на флаге и гербе Австралии? (слайд №2)
- Вспомните особенности географического положения Австралии. (слайд №3)
- Назовите основные формы рельефа Австралии. (слайд №4)
- Какой климат в Австралии? (слайд №5)
- Что можете вспомнить о населении Австралии? (слайд №6)
- В чем своеобразие флоры и фауны материка? (слайд №7)
- Особенности животного мира. (слайд 8)
- Какие вам известны города Австралии?
(слайд №9-13)
А вы, ребята, хотели бы побывать в Австралии? У нас сегодня есть такая возможность, мы отправимся в заочную экспедицию по Австралии.
2.Географическое общество нашей школы предлагает следующий маршрут экспедиции:
- пересечь материк от м. Северо-Западный до м. Байрон;
- маршрут указать на контурных картах красным фломастером;
- выполнить задания на маршруте:
1)отметить основные элементы рельефа и полезные ископаемые условными знаками;
2)показать климатические пояса, подписать их;
3)показать природные зоны разным цветом, отметить в условных знаках;
4)сделать описание растений и животных.
(Раздаются контурные карты с заданиями – маршрутные листы.)
Учащиеся отчитываются перед географическим обществом о проделанной работе, что увидели на маршруте.
Если у кого-то возникли трудности, могут помочь другие учащиеся, проявляя дружбу и взаимовыручку.
Подводится итог, как справились с заданиями. (Экспедиция прошла успешно, задания выполнены, составлено подробное описание природы на маршруте, с указанием подробностей на карте.)
Во время путешествия команда сплотилась, научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях, много узнали нового.
4.Задание для всего класса:
- отгадать кроссворд «Австралия».
(Кроссворд записан на доске.)
1.Какому государству принадлежит материк «Австралия»?
2.Как называют коренное население Австралии?
3.Ведущая отрасль сельского хозяйства Австралии.
4.Самый старый и крупнейший город Австралии.
5.Известный голландский мореплаватель, в честь которого назван остров на юго-востоке Австралии.
6.Большой залив на севере Австралии.
7.Столица Австралийского Союза.
8.Один из университетских центров.
9.Колонией какой страны была Австралия?
10.Большая пустыня.
5.Задание на дом:
Прочитать параграф 32 «Океания» - все ученики;
Подготовить сообщение о Миклухо-Маклае (один ученик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Значение почвы для растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв "
Презентация к уроку экологии в 6 классе...
Урок по географии в 8 классе "Почвы России"
Урок географии в 8-м классе "Почвенные ресурсы России"Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения поч...
технологическая карта урока "Типы почв России" 8 класс
Цель урока: изучить основные типы почв России.Образовательно-воспитательные задачи:изучить закономерности распространения почв и типы почв;совершенствовать умения работать с почвенной картой;формирова...
6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.
Урок по теме "Почва, ее образование и плодородие почв .". Конспект урока....
Презентация к уроку географии 8 класс "Почвы России".
В данной презентации к уроку географии 8 класс по теме "Почвы России" дан иллюстрированный материал по теме и в конце проверочный срез из 5 вопросов....
Материал к уроку географии в 8 классе "Почва. Зональные типы почв"
Данный материал представляет графическую основу для составления ментальной карты по теме "Почва". Материал включает также вопросы для самоконтроля по указанной теме....
Конспект урока по географии 6 класс "Почва"
Конспект урока по географии 6 класс "Почва"...