Уроки 8 класс Почвы
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Наумова Ольга Сергеевна

Уроки 8 класс Почвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_8_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:

Образование почв и их разнообразие.

8 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1.Образовательные: сформировать у учащихся понятие о почве как особом природном образовании, о строении, условиях образования и разнообразии почв; о значении почв для людей на Земле.

2.Развивающие:

а) дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой;

б) показать вклад В.В. Докучаева в создание «Почвоведения»;

в) познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить работу с картами (почвенной), таблицами, схемами.

3.Воспитательные:

а) закрепить представление о почвах как об одном из главных национальных богатств страны;

б) воспитывать уважение к труду земледельца; великим русским ученым.

Оборудование: почвенная и физическая карта России, таблицы «Почвенный профиль», «Механический состав почвы», образцы почв нашей местности, схема «Факторы почвообразования», раздаточный материал: почвенный профиль, тестовое задание, карточки.

Ход урока:

1. Оргмомент.

         Тема сегодняшнего урока «Образование почв и их разнообразие». Мы должны вспомнить и уточнить что такое почва, как образуется почва, рассмотреть строение почвы и выяснить от чего зависит почвенное плодородие.

         Ни на одной другой планете Солнечной системы кроме Земли, нет такого образования как почва. Почва-это особое природное тело, результат взаимодействия живой и неживой природы. Важнейшее свойство почвы - это плодородие, переоценить это свойство почвы невозможно. Человечество на Земле переживет истощение нефти, газа и других ресурсов, но без почвы люди не проживут никогда. Почему?

2. Актуализация знаний.

- Вспомните что такое почва?

- Какое основное свойство почвы?

- От чего зависит плодородие?

3. Изучение нового материала.

Ученикам записать в тетрадях:

Почва- это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

- Основателем науки о почвах «Почвоведение» стал русский ученый В.В. Докучаев.

Запись на доске: В.В. Докучаев – основатель науки «Почвоведение».

Ученик делает сообщение о Докучаеве.

- Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему?

(Образование почв зависит от климата, растительности, вод, горных пород.)

  1. Образование почв.

Рассмотрим как образуются почвы. Быстро это происходит? Очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. до 2 см.

- На доске оформляется схема «Факторы почвообразования».

Начало образования почвы- это процесс выветривания, разрушения горных пород, на которых поселяются первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки,  черви). Перегной (гумус) смешивается с почвообразующими породами (песок, глина) – образуется почва.

Давайте посмотрим как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека).

     

    2)Механический состав почвы.

Если в одном месте почва образуется на песках, в другом на глине,  будут ли эти почвы различаться и как? (В одной почве будет больше песка, в другой – глины.)

Содержание в почве песчаных и глинистых частиц определяет  механический состав почвы. (Записать в тетрадях).

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые, глины.

Попробуем дать оценку этих почв удерживать влагу и их плодородию:

- легкие песчаные (песок, супесь)- влагу не удерживают, питательные вещества вымываются, нужен частый полив, плодородие низкое.

- легкие и тяжелые глины – влага застаивается, нет кислорода, заболоченность, засоление, тяжело обрабатывать.

- суглинки – лучшие почвы по механическому составу. (Записать в тетрадях.)

    3)Структура почвы - образование комочков. (Записать в тетрадях)

Почва состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, через комочки свободно проникает влага. Это есть структура почвы. Комочки образуются при склеивании почвы гумусом и глинистыми частицами, кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.

Лучшая структура - зернистая и мелкокомковатая, когда комочки размером 1-10мм. (Записать в тетрадях)

Почвы могут быть бесструктурными, если они содержат много глинистых частиц или песчаных, или по вине человека (обработка полей тяжелыми тракторами).

4)Строение почвы.

На доске почвенный профиль «Дерново-подзолистая почва»

Учащиеся смотрят в учебнике рис.61.

Почвенный профиль - вертикальный срез почвы.

Почвенные горизонты-слои почвы.

Почвенные горизонты называются и показываются.

- Самостоятельная работа учащихся с учебником стр. 134-135. Прочитать текст, найти названия горизонтов и подписать названия горизонтов на   почвенном профиле.(Раздаточный материал).

Учащиеся делают вывод: гумус - основной показатель плодородия почвы!

Не все почвы имеют четко выраженную слоистость. Горизонты имеют только старые почвы.

         

         4.Закрепление.

Скажите ребята, от чего же зависит плодородие почвы? (От механического состава, структуры почвы и содержания гумуса).

Давайте рассмотрим образцы почв, которые вы отобрали в нашем селе.

  1. Вам нужно попробовать определить механический состав и структуру этих образцов. (Пояснения учителя).

Образцы почв с номерами раздаются, затем учащиеся дают им оценку, вместе проверяем, обсуждаем.

     2)Как определить содержание гумуса в этих почвах? Можно по цвету - чем темнее почва, тем больше гумуса. Находим такой образец.

     3)Делаем вывод. Какая почва из этих образцов лучше? Где ее отобрали?

Вы, ребята, видите какие различные почвы в нашей местности.

Какие почвы по плодородию в нашем Починковском районе?

Посмотрим таблицу на доске «Содержание гумуса в почвах Починковского района». Где больше всего гумуса, где мало гумуса, сколько гумуса содержится в почвах нашего хозяйства СПК «Слободской»?

На сколько разнообразны почвы на всей территории нашей огромной страны, мы можем узнать по почвенной карте.

Атласы стр. 18.

Учебник стр. 140-141.  

На почвенной карте разным цветом показаны разные типы и подтипы почв. Для основных типов почв есть на карте почвенные профили.

-Назовите основные типы почв.

-Какая почва лучшая по плодородию?

Определите тип почвы по  почвенной карте в районах следующих городов:

- г.Саратов (чернозем);

- г.Киров (дерново-подзолистая);

- г.Казань (серые лесные);

- г.Воркута (тундрово-глеевые);

Показать на почвенной карте у доски.

Подробнее с главными типами почв России познакомимся на следующем уроке.

Выполнить тестовые задания по теме урока.

        5.Задание на дом:

Прочитать параграф №22, ответить на вопросы стр. 137.

Тема урока:

Обобщающий урок по

 теме «Австралия».

7класс.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

 

Вид урока: урок-путешествие.

Цели:

  1. Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Австралия».
  2. Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примерах взаимодействия разных компонентов природы, умение работать с картами, работать самостоятельно, углубить знания о естественных науках.
  3. Воспитательные: воспитывать чувства сплоченности, взаимовыручки, необходимые для работы в группах.

 

Оборудование: Учебник «География 7 класс» Е.М.Домогацких, физическая карта Австралии, таблицы, рисунки по теме, атласы, контурные карты, компьютерная презентация «Австралия».

Ход урока:

         Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Австралия». Мы должны обобщить и закрепить знания, полученные по этой теме.

  1. Актуализация знаний:

Австралия – одно из самых интересных и удивительных мест на Земле.

Один поэт, побывавший в Австралии написал стихотворение. Давайте его послушаем и объясним строчки этого стихотворения.

         Австралия – страна наоборот.

         Она располагается под нами.

         Там, очевидно ходят вверх ногами;

         Там, наизнанку вывернутый год.

         Там расцветают в октябре сады,

         Там в январе, а не в июле лето,

         Там протекают реки без воды.

         (Они в пустыне протекают где-то.)

         Там в зарослях следы бескрылых птиц,

         Там кошкам в пищу достаются змеи,

         Рождаются зверята из яиц,

         И там собаки лаять не умеют.

         Деревья сами лезут из коры,

         Там кролики страшней, чем наводненье,

         Спасает юг от северной жары,

         Столица не имеет населенья.

         Австралия – страна наоборот.

         Ее исток на Лондонском причале:

         Для хищников дорогу расчищали

         Изгнанники и каторжный народ.

         Австралия – страна наоборот.

        

Давайте повторим, что мы узнали об Австралии:

- Какое государство расположено в Австралии? (слайд №1)

- Что изображено на флаге и гербе Австралии? (слайд №2)

- Вспомните особенности географического положения Австралии. (слайд №3)

- Назовите основные формы рельефа Австралии. (слайд №4)

- Какой климат в Австралии? (слайд №5)

- Что можете вспомнить о населении Австралии? (слайд №6)

- В чем своеобразие флоры и фауны материка? (слайд №7)

- Особенности животного мира. (слайд 8)

- Какие вам известны города Австралии?

(слайд №9-13)

А вы, ребята, хотели бы побывать в Австралии? У нас сегодня есть такая возможность, мы отправимся в заочную экспедицию по Австралии.

2.Географическое общество нашей школы предлагает следующий маршрут экспедиции:

         - пересечь материк от м. Северо-Западный до м. Байрон;

         - маршрут указать на контурных картах красным фломастером;

         - выполнить задания на маршруте:

   1)отметить основные элементы рельефа и полезные ископаемые условными знаками;

   2)показать климатические пояса, подписать их;

   3)показать природные зоны разным цветом, отметить в условных знаках;

    4)сделать описание растений и животных.

(Раздаются контурные карты с заданиями – маршрутные листы.)

         Учащиеся отчитываются перед географическим обществом о проделанной работе, что увидели на маршруте.

         Если у кого-то возникли трудности, могут помочь другие учащиеся, проявляя дружбу и взаимовыручку.

         Подводится итог, как справились с заданиями. (Экспедиция прошла успешно, задания выполнены, составлено подробное описание природы на маршруте, с указанием подробностей на карте.)

         Во время путешествия команда сплотилась, научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях, много узнали нового.

         4.Задание для всего класса:

- отгадать кроссворд «Австралия».

(Кроссворд записан на доске.)

    1.Какому государству принадлежит материк «Австралия»?

    2.Как называют коренное население Австралии?

    3.Ведущая отрасль сельского хозяйства Австралии.

    4.Самый старый и крупнейший город Австралии.

    5.Известный голландский мореплаватель, в честь которого назван остров на юго-востоке Австралии.

    6.Большой залив на севере Австралии.

    7.Столица Австралийского Союза.

    8.Один из университетских центров.

    9.Колонией какой страны была Австралия?

    10.Большая пустыня.

5.Задание на дом:

Прочитать параграф 32 «Океания» - все ученики;

Подготовить сообщение о Миклухо-Маклае (один ученик).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 8 классе "Почвы России"

Урок географии в 8-м классе "Почвенные ресурсы России"Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения поч...

технологическая карта урока "Типы почв России" 8 класс

Цель урока: изучить основные типы почв России.Образовательно-воспитательные задачи:изучить закономерности распространения почв и типы почв;совершенствовать умения работать с почвенной картой;формирова...

6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.

Урок по теме "Почва, ее образование и плодородие почв .". Конспект урока....

Презентация к уроку географии 8 класс "Почвы России".

В данной презентации к уроку географии 8 класс по теме "Почвы России" дан иллюстрированный материал по теме и в конце проверочный срез из 5 вопросов....

Материал к уроку географии в 8 классе "Почва. Зональные типы почв"

Данный материал представляет графическую основу для составления ментальной карты по теме "Почва". Материал включает также вопросы для самоконтроля по указанной теме....

Конспект урока по географии 6 класс "Почва"

Конспект урока по географии 6 класс "Почва"...